Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
408
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ЦЕННОСТИ / РОССИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Немков Павел Андреевич

В статье рассматривается важнейшая проблема формирования гражданской идентичности учащихся в рамках детских общественных движений, в особенности Российского движения школьников. В теоретической части статьи в результате анализа ряда работ зарубежных и отечественных исследователей выводится определение понятия гражданской идентичности, в том числе как части социальной идентичности человека; рассматриваются его значимые отличия от этнической и национальной идентичности, связь с понятием гражданственности, а также структурные компоненты понятия «гражданская идентичность». Приводится описание методологии исследования, посвященного изучению степени сформированности компонентов гражданской идентичности у учащихся 7-9-х классов общеобразовательных организаций г. Москвы (в зависимости от их принадлежности к Российскому движению школьников, какой-либо другой детской общественной организации или отсутствию таковой принадлежности). Также выдвигается гипотеза о значимой роли в формировании гражданской идентичности обучающихся самой возможности их участия в проектной деятельности. По результатам исследования делается вывод о том, что принадлежность к любой детской общественной организации положительно влияет на понимание учащимися своих гражданских прав, свобод и обязанностей, на разделение существующих в государстве ценностей, а также на уровень ответственности за свой нравственный выбор и уровень толерантности в отношении нравственного выбора другого человека. Делается предположение о том, что деятельностный компонент гражданской идентичности у учащихся, являющихся членами Российского движения школьников, развит лучше всего благодаря использованию организацией проектной деятельности как основного способа содействию передачи обучающимся ценностей, необходимых для становления гражданской идентичности личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Немков Павел Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF STUDENTS’ CIVIL IDENTITY AS PART OF RUSSIAN STUDENT MOVEMENT’S ACTIVITY

The article examines the most important problem of the formation of civic identity of students within the framework of children's social movements, especially the Russian movement of schoolchildren. In the theoretical part of the article, as a result of the analysis of a number of works of foreign and domestic researchers, the definition of the concept of civic identity is derived, including as part of a person's social identity; its significant differences from ethnic and national identity, its connection with the concept of citizenship, as well as the structural components of the concept of “civil identity” are considered. The article provides a description of the research methodology devoted to the study of the degree of formation of the components of civic identity among students of the 7th-9th grades of general educational organizations in Moscow (depending on their affiliation with the Russian movement of schoolchildren, any other children's social organization or lack of such affiliation). A hypothesis is also put forward about the significant role in the formation of the civic identity of students of the very possibility of their participation in project activities. According to the results of the study, it is concluded that belonging to any children's social organization has a positive effect on students' understanding of their civil rights, freedoms and responsibilities, on the separation of values existing in the state, as well as on the level of responsibility for their moral choice and the level of tolerance in relation to moral choosing another person. It is suggested that the activity component of civic identity among students who are members of the Russian schoolchildren movement is best developed due to the organization's use of project activities as the main way to facilitate the transfer of values to students, necessary for the formation of civic identity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ РОССИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 37.035

П. А. Немков Шр«//ога^ог^0000-0003-3066-8792

Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников

Для цитирования: Немков П. А. Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников // Социально-политические исследования. 2020. № 4 (9). С. 121-134. Б01 10.20323/2658-428Х-2020-4-9-121-134

В статье рассматривается важнейшая проблема формирования гражданской идентичности учащихся в рамках детских общественных движений, в особенности Российского движения школьников. В теоретической части статьи в результате анализа ряда работ зарубежных и отечественных исследователей выводится определение понятия гражданской идентичности, в том числе как части социальной идентичности человека; рассматриваются его значимые отличия от этнической и национальной идентичности, связь с понятием гражданственности, а также структурные компоненты понятия «гражданская идентичность». Приводится описание методологии исследования, посвященного изучению степени сформированности компонентов гражданской идентичности у учащихся 7-9-х классов общеобразовательных организаций г. Москвы (в зависимости от их принадлежности к Российскому движению школьников, какой-либо другой детской общественной организации или отсутствию таковой принадлежности). Также выдвигается гипотеза о значимой роли в формировании гражданской идентичности обучающихся самой возможности их участия в проектной деятельности. По результатам исследования делается вывод о том, что принадлежность к любой детской общественной организации положительно влияет на понимание учащимися своих гражданских прав, свобод и обязанностей, на разделение существующих в государстве ценностей, а также на уровень ответственности за свой нравственный выбор и уровень толерантности в отношении нравственного выбора другого человека. Делается предположение о том, что деятельностный компонент гражданской идентичности у учащихся, являющихся членами Российского движения школьников, развит лучше всего благодаря использованию организацией проектной деятельности как основного способа содействию передачи обучающимся ценностей, необходимых для становления гражданской идентичности личности.

© Немков П. А., 2020

Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников

121

Ключевые слова: гражданская идентичность, социальная идентичность, национальная идентичность, идентичность личности, гражданственность, ценности, Российское движение школьников, проектная деятельность.

THEORY, METHODS AND ORGANIZATION _OF SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES_

P. A. Nemkov

The formation of students' civil identity as part of russian student movement's activity

The article examines the most important problem of the formation of civic identity of students within the framework of children's social movements, especially the Russian movement of schoolchildren. In the theoretical part of the article, as a result of the analysis of a number of works of foreign and domestic researchers, the definition of the concept of civic identity is derived, including as part of a person's social identity; its significant differences from ethnic and national identity, its connection with the concept of citizenship, as well as the structural components of the concept of "civil identity" are considered. The article provides a description of the research methodology devoted to the study of the degree of formation of the components of civic identity among students of the 7th-9th grades of general educational organizations in Moscow (depending on their affiliation with the Russian movement of schoolchildren, any other children's social organization or lack of such affiliation). A hypothesis is also put forward about the significant role in the formation of the civic identity of students of the very possibility of their participation in project activities. According to the results of the study, it is concluded that belonging to any children's social organization has a positive effect on students' understanding of their civil rights, freedoms and responsibilities, on the separation of values existing in the state, as well as on the level of responsibility for their moral choice and the level of tolerance in relation to moral choosing another person. It is suggested that the activity component of civic identity among students who are members of the Russian schoolchildren movement is best developed due to the organization's use of project activities as the main way to facilitate the transfer of values to students, necessary for the formation of civic identity.

Key words: civil identity, social identity, national identity, personal identity, civics, values, Russian student movement, project activity.

Введение

В современном мире повсеместно признано стремление детей к самореализации, партнерству со взрослыми и участию в преобразовании окружающей действительно-

сти. Содействие содержательному и качественному участию молодых людей в гражданской деятельности имеет исключительное значение для обеспечения их всестороннего развития. Ребенок, которому с детства прививают активный интерес к

122

П. А. Немков

происходящему в мире, в обществе, будет обладать потенциалом к развитию, приобретет такие качества как уверенность в себе, целеустремленность и способность вносить вклад в общественный диалог и практику социальных отношений в детской среде, обществе и стране. Иными словами, он приобретет гражданскую идентичность, необходимую для интеграции, единства и целостности личности в роли гражданина российского государства.

К понятию гражданской идентичности традиционно обращаются социологи, однако, мы считаем, что его следует рассматривать также и в области психологии и педагогики, так как именно в сфере образования и воспитания можно достичь максимальной эффективности использования различных видов деятельности для формирования представлений индивида о себе как о гражданине государства, на территории и в обществе, которого он проживает. Кроме того, образовательное пространство способствует развитию социальной мотивации к активному участию в гражданской деятельности, предоставляя детям спектр возможностей для совместного самовыражения в позиции деятеля, преобразователя, открывателя, охранителя, творца и созидателя.

В последнее время актуальность проблемы формирования гражданской идентичности обусловлена не только и не столько необходимостью укрепления гражданского об-

щества, сколько особенностями сложившейся социально-

педагогической ситуации, характеризующейся значительным расширением культурного состава учащихся общеобразовательныых организаций. Активная ассимиляция детей с различной национальной и этнической принадлежностью требует от них развитых коммуникативных навыков и толерантности к свободе выбора и способам самоутверждения окружающих, а также ответственности за выбираемые общественно-приемлемые способы обустройства жизни в коллективе.

В России формирование гражданской идентичности закреплено в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в качестве одной из целей, необходимой для формирования гармоничной личности в условиях деятельности любой образовательной организации. Разделяя данную позицию, Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее - Российское движение школьников) претендует стать важной площадкой гражданской социализации подрастающего поколения и предлагает использовать для содействия становлению гражданской идентичности своих подопечных проектную деятельность, которая является одним из наиболее эффективных средств, способствующих становлению человека как личности через его вовлечение в

Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников

123

творческую коммуникацию с другими участниками соответствующей социальной группы.

Таким образом, цель нашей работы - изучить особенности формирования гражданской идентичности молодых людей в рамках детских общественных движений.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи: дать определение понятию «гражданская идентичность» как части идентичности личности; провести опрос среди ряда участников Российского движения школьников с целью выявления их понимания сущности гражданской идентичности и определения уровня ее сфор-мированности, а также оценить эффективность проектной деятельности в процессе формирования гражданской идентичности с точки зрения учащихся; проанализировать ответы респондентов разных возрастных групп; предложить способы формирования и укрепления гражданской идентичности учащихся средних и старших классов на примере Российского движения школьников, в том числе в рамках проектной деятельности.

Объект исследования - участники Российского движения школьников из числа учащихся седьмых -девятых классов общеобразовательных организаций г. Москвы.

Предмет исследования - влияние участия обучающихся в деятельности детских общественных движений (таких как Российское движение школьников) на форми-

рование гражданской идентичности молодых людей.

Обзор литературы

Понятие идентичности прочно вошло в науку в начале ХХ в. благодаря работам выдающегося американского психолога и психоаналитика Э. Эриксона, который предложил считать идентичность многоуровневым внутриличностным образованием, имеющим сложное социально-культурное основание. Э. Эриксон рассматривает идентичность на трех уровнях человеческой природы - индивидуальном, личностном и социальном. По мнению Э. Эриксона, на индивидуальном уровне идентичность формируется как результат осознания человеком себя в качестве объекта с неизменными характеристиками: такими, как темперамент, физический облик и собственное прошлое. На втором, личностном уровне, идентичность приравнивается к переживанию собственной неповторимости, а также неповторимости своего жизненного опыта. Наконец, на третьем уровне формируется социальная идентичность человека, которую можно определить как внутреннюю солидарность с существенными для какой-либо социальной группы идеалами.

Здесь также следует отметить, что Эриксон относил процесс формирования идентичности человека на всех трех уровнях к возрастному периоду 12-18 лет, то есть возрасту современного учащегося 6-11 клас-

124

П. А. Немков

са. Именно в это время человек соединяет все, что он знает о себе в качестве исполнителя тех или иных социальных ролей, в единое целое, тем самым формируя у себя внутреннюю устойчивость, развивая лидерские качества и проектируя собственное будущее. Немаловажную роль в данном процессе, по мнению Э. Эриксона, играет наличие у человека в этот период ролевых моделей, доступных для общения и получения поддержки [Эрик-сон, 1996]. Данную точку зрения из отечественных исследователей поддерживает, в частности, Л. М. Дробижева, которая говорит о формировании идентичности в двух плоскостях коммуникации - горизонтальной, что применительно к учащимся будет означать общение с другими детьми в своем классе и за его пределами, и вертикальной, то есть в межличностных отношениях с вышестоящими в социальной иерархии взрослыми [Дроби-жева, 2017].

Теорию социальной идентичности как части идентичности личности продолжил разрабатывать английский психолог А. Тэшфел. Он понимал социальную идентичность как осознание индивидом своей принадлежности к определенной социальной группе (одной или нескольким) в сочетании с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым факту этой принадлежности. При этом процесс формирования социальной идентичности по А. Тэшфелу было бы пра-

вильнее назвать усвоением или присвоением индивидом норм, ценностей и правил, основополагающих для участников выбранной им социальной группы. Его последователь Дж. Тёрнер, напротив, считает поведение участников социальной группы не причиной, а результатом восприятия индивидами себя как членов данной группы и объясняет их стремление к формированию своей социальной идентичности потребностью в социальной ориентации и принадлежности к какой-либо общности [Сушков, 1993].

Понятие гражданской идентичности, в отличие от идентичности социальной, появилось в современной педагогической науке куда позже и до сих пор не получило единого устоявшегося определения, в особенности у отечественных исследователей. Так, Г. Б. Мазилова приравнивает гражданскую идентичность к этнической, а Д. В. Григорьев, И. Ю. Киселев и А. Г. Смирнова - к национальной [Григорьев, 2016; Смирнова, 2002; Мазилова, 2010].

Несмотря на то, что все перечисленные виды идентичности способствуют реализации базовой потребности личности в принадлежности к группе, мы не согласны с тем, что гражданскую идентичность можно считать равной этнической или национальной, поскольку гражданская идентичность, в отличие от двух других видов идентичности, неразрывно связана с по-

Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников

125

нятием гражданственности как социально значимых нравственно-ценностных ориентиров, формирующих чувство причастности к своему государству и определяющих установку на активное участие в решении общественных проблем [Волошин, 2011]. В то же время национальная идентичность представляет собой скорее социальный конструкт, который складывается из общности целей и ценностей граждан различного этнического происхождения, объединенных территориально установленным государственным порядком [Николаева, 2011].

Гражданскую идентичность как часть социальной рассматривает Р. Ю. Шикова. Она в некотором роде продолжает традицию Дж. Тёр-нера и считает «формирование гражданской идентичности результатом процесса самоотождествления индивида с конкретными социальными группами на когнитивном и эмоциональном уровнях личности» [Шикова, 2009, с. 48]. Похожей точки зрения придерживается Г. М. Андреева, понимая под гражданской идентичностью «осознание индивидом своей принадлежности к сообществу граждан конкретного государства, имеющее для индивида особый смысл» [Андреева, 2000, с. 24]. Наконец, «формирование гражданской идентичности можно считать частью процесса социального развития личности, который подразумевает усвоение ею совокупности норм, ценностей и соци-

ально-психологических механизмов, обеспечивающих успешную деятельность человека в обществе» [Гущина, 2019, с. 9].

Через призму деятельности гражданскую идентичность видит Т. В. Водолажская. По ее мнению, «гражданская идентичность определяется не только личной оценкой индивидом своего гражданского статуса, но и его способностью и готовностью выполнять связанные с наличием гражданства обязанности, пользоваться соответствующими правами, а также принимать активное участие в жизни государства» [Водолажская, 2010, с. 141].

Что же касается функций гражданской идентичности, то наиболее важными из них являются самореализация, самовыражение и отождествление себя с референтной социальной группой [Кравченко, 2012].

Исходя из анализа перечисленных терминов, мы предлагаем рассматривать гражданскую идентичность как часть социальной идентичности индивида, которая связана с восприятием социально-политических, экономических и культурных сторон жизни страны, а также выражается в готовности разделить ответственность, требования, нормы и ценности своего государства [Иванова, 2007].

Таким образом, гражданскую идентичность следует рассматривать как сложный социально-нравственный феномен, который И. С. Ерёмина раскладывает на не-

126

П. А. Немков

сколько уровней: уровень развития политической сознательности и культуры; уровень усвоения правовых знаний и обязанностей; уровень личностного присвоения гражданских ценностей; уровень включения личности в систему ответственной зависимости и нравственного выбора в условиях общественной практики и общественных отношений [Ерёмина, 2012].

Аналогичную классификацию предлагает А. Г. Асмолов, который выделяет в структуре личности следующие компоненты: эмоционально-оценочный (наличие мнения о текущих общественно-политических событиях); когнитивный, или познавательный (наличие знания о правовых основах организации общества); ценностно-ориентировочный, или аксиологический (уважение прав других людей на свободный и ответственный выбор своей позиции по отношению к социально-политическим явлениям современности); поведенческий (участие в общественной жизни и способность противостоять противоправным поступкам и действиям) [Асмолов, 2011].

Данное разделение показалось нам достаточно удобным и подходящим для структуризации исследования в том числе, потому что, изучая гражданскую идентичность на разных уровнях, мы имеем возможность определить, может ли степень сформированности компонентов отличаться у одного и того

же респондента. Кроме того, указанная классификация позволила нам уделить особое внимание последнему, деятельностному компоненту, который видится нам наиболее значимым в структуре гражданской идентичности личности, так как неразрывно связан с миссией Российского движения школьников в области гражданской идентичности - расширением конструктивного участия молодых людей в принятии решений, затрагивающих их права и интересы в различных формах общественных отношений, самоорганизации, самоуправления и общественно-значимой деятельности. Однако при разработке анкеты мы также уделили особое внимание вопросу гражданского самосознания учащихся, которое, по данным отечественных исследователей, недостаточно интенсивно выражено и зачастую носит формальный характер, причем ситуация по мере взросления детей и их перехода в категорию «молодежи», к сожалению, не меняется [Бугай-чук, 2018].

Методология исследования

В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы нами были использованы теоретические методы исследования: анализ, сравнение, обобщение и синтез; эмпирический метод исследования: анкетирование.

Следует отметить, что из всех существующих методов социологических исследований мы выбрали

Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников

127

анкетирование, поскольку данный инструмент обладает высокой оперативностью получения информации и позволяет добиться отсутствия влияния интервьюера на ответы и поведение респондента, что критично в случае работы с подростками. Кроме того, исследование было проведено дистанционно - не только из-за сложившейся эпидемиологической ситуации в Москве, но и с целью максимального снижения влияния на ответы учащихся взрослых (педагогов, родителей), присутствующих во время проведения анкетирования.

Анкета была собрана с помощью сервиса Google Forms и не позволяла отвечать одному респонденту более одного раза, что также способствовало повышению достоверности ответов.

Генеральная совокупность исследования включала в себя всех учащихся 7-9 классов общеобразовательных организаций г. Москвы, в том числе принадлежащих к Российскому движению школьников.

Социально-демографический блок анкеты предназначался для классификации ответов респондентов в соответствии со следующими критериями: проживание в г. Москве, посещение общеобразовательной организации, обучение в 7-9 классах и принадлежность к детско-юношеской общественной организации.

Всего на вопросы анкеты ответило 815 учащихся, отвечавших критериям проживания в Москве и

обучения в 7-9 классах общеобразовательной организации. Из них 214 респондентов состояли в рядах Российского движения школьников, 128 принадлежали к какому-либо другому детскому общественному движению (например, Юнармии), а 473 не являлись участниками ни одной детской общественной организации. Методом простой случайной выборки мы отобрали 300 анкет - по 100 для каждой из трех указанных категорий, - которые и были проанализированы.

Гипотеза нашего исследования заключалась в следующем: у учащихся московских общеобразовательных организаций, принимающих активное участие в деятельности какой-либо детско-юношеской общественной организации, гражданская идентичность сформирована лучше, чем у их ровесников, не принадлежащих ни к одному из подобных движений. Также мы сделали предположение о том, что на формирование гражданской идентичности участников Российского движения школьников положительно влияет проектная деятельность, в которую они вовлечены.

Для проверки гипотезы респондентам было предложено заполнить основную часть анкеты, состоящую из 20 утверждений, каждое из которых было связано с эмоциональным, познавательным, ценностным или деятельностным компонентом гражданской идентичности. Отвечающим предлагалось оценить соответствие каждого утверждения

128

П. А. Немков

своему переживанию гражданской идентичности по шкале от 1 до 5, где «1» означала минимальное соответствие указанному утверждению, «3» - среднее, а «5» - максимальное.

Результаты исследования

Поскольку социально-

демографическая часть анкеты нам необходима исключительно для фильтрации респондентов и классификации их ответов, мы сразу

Таблица 1.

Уровень сформированности гражданской идентичности учащихся 7-9 классов общеобразовательных организаций г. Москвы

переходим непосредственно к содержательной части.

Итак, после обработки 300 заполненных анкет мы получили следующую картину уровня сформи-рованности гражданской идентичности учащихся 7-9 классов общеобразовательных организаций г. Москвы (см. табл. 1).

Уровень развития составляющих гражданской идентичности (в %) Участники Российского движения школьников Участники других детских общественных движений Не принадлежат ни к одному общественному движению

Класс

7 8 9 7 8 9 7 8 9

Эмоционально-оценочная составляющая 78 85 80 79 87 90 65 72 75

Когнитивная составляющая 68 72 82 71 75 82 52 65 68

Аксиологическая составляющая 79 80 85 75 82 80 73 77 78

Поведенческая составляющая 95 92 90 82 85 87 55 61 58

Анализируя полученные результаты, можно смело говорить о том, что детские общественные движения, такие как Российское движение школьников, Юнармия и другие, хорошо справляются с задачей формирования гражданской идентичности молодых людей в целом -уровень сформированности ее компонентов у их участников на 1015 % выше, чем у учащихся, не

принадлежащих ни к одной аналогичной организации, причем данный результат не зависит от возраста детей, что может говорить об эффективности коммуникативной стратегии организации и важности принадлежности к ней в глазах самого молодого человека. Особенно заметна эта разница при анализе когнитивной составляющей, что свидетельствует о необходимости

Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников

129

повсеместного повышения осведомленности учащихся об их гражданских правах и обязанностях, а также об устройстве государства.

Особенно хочется отметить тот факт, что участие в деятельности общественной организации крайне положительно влияет на поведенческую составляющую гражданской идентичности: у участников Российского движения школьников ее сформированность варьируется от 90 до 95 %, а у членов других общественных организаций - от 82 до 87 %, в то время как показатели учащихся, не задействованных в деятельности ни одного движения, едва достигают 60 %. Небольшое снижение данного показателя от 7 к 9 классу, очевидно, объясняется постепенным увеличением загруженности детей и сокращением времени на внешкольную деятельность.

Тем не менее, следует отметить небольшую разницу в уровне сфор-мированности отдельных компонентов между участниками Российского движения школьников и членами других общественных движений. Так, когнитивная составляющая гражданской идентичности у респондентов из обеих категорий развита примерно в равной степени, аксиологическая чуть лучше сформирована у участников Российского движения школьников, а вот эмоционально-оценочная - у молодых людей из других общественных организаций. Это говорит о том, что Российское движение школьников хорошо справляется с задачей донесе-

ния и развития нравственных и ценностных ориентиров, формирующих чувство причастности к своему государству и определяющих установку на активное участие в решении общественных проблем. В то же время, организации, вероятно, следует обратить внимание на то, насколько ее участники способны сформировать, сформулировать и донести свое мнение по поводу происходящих в стране и мире политических событий, а также аргументировать свою оценку.

Заключение

Таким образом, результаты проведенного нами исследования говорят о том, что участие молодых людей в деятельности детских общественных движений (таких, как Российское движение школьников и других), безусловно, положительно влияет на формирование гражданской идентичности детей, что подтверждает основную часть нашей гипотезы. К сожалению, говорить о положительном влиянии конкретно проектной деятельности на формирование гражданской идентичности членов общественного движения пока невозможно. Тем не менее, именно деятельностный компонент у учащихся, являющихся членами Российского движения школьников, развит сильнее всего.

Российское движение школьников планирует и дальше развиваться в данном направлении, в том числе через проектную деятельность. Среди действующих проек-

130

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

П. А. Немков

тов, направленных на создание условий для развития и поддержки опыта гражданской деятельности учащихся, ключевым является «РДШ - Территория самоуправления», который, в свою очередь, является частью глобальной платформы для реализации кадровых, социальных и образовательных инициатив «Россия - стана возможностей». За создание эффективной системы развития добровольчества в общеобразовательных организациях отвечает конкурс школьных добровольческих отрядов «Добро не уходит на каникулы»: в 2020 году в нем приняли участие 982 школьных волонтерских отряда из 85 регионов России. Он входит в направление «Гражданская активность» Российского движения школьников вместе с экологическим проектом «Эко-тренд», который включает в себя как командное соревнование экологических отрядов, так и индивидуальный конкурс для участников, не имеющих возможности вступить в такие отряды. Кроме того, участники движения ежегодно проявляют себя в конкурсе «Лучшая команда РДШ», рассказывая о своих социально-значимых инициативах.

В 2020 году в направлении «Гражданская активность» было открыто поднаправление «Гражданская идентичность», реализацией деятельности которого будет заниматься отдел реализации проектов и программ в сфере гражданской идентичности. В соответствии

с разработанной Концепцией его развития, в Российском движении школьников планируются к запуску такие проекты как «Академия Гражданина», «Дискуссионный клуб РДШ», «Командная лаборатория "КоЛаб"» и «Твой выбор».

«Академия Гражданина» ставит своей целью усвоение системы гражданских знаний и норм, позволяющих учащемуся осуществлять целенаправленную гражданскую деятельность и функционировать в качестве полноправного члена общества. Проект реализуется на платформе «Корпоративный университет Российского движения школьников» и включает в себя обучающий курс с практическими заданиями и проводимую дважды в год олимпиаду. Проект «Дискуссионный клуб» нацелен на помощь в формировании гражданской позиции учащихся на происходящие вокруг события, на ценности и воззрения путем их обсуждения в группе вместе с педагогом. Проект «Командная лаборатория "КоЛаб"» подразумевает работу команд минимум из трех человек, состоящих из представителей одной социальной группы, над кейсами семейного, школьного или районного масштаба. Наконец, «Твой выбор» -это серия занятий для учащихся начальных классов, которая знакомит их с тем, как устроена процедура организации и проведения голосования в нашей стране.

Все перечисленные проекты из поднаправления «Гражданская

Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников

131

идентичность» объединены целью создания в ценностно-

воспитательном пространстве Российского движения школьников системы практик гражданского становления обучающихся, обеспечивающей усвоение норм социальной солидарности и приобретение опыта гражданской деятельности и бу-

дут запущены в 2021 году. Мы планируем оценить результат их влияния на формирование гражданской идентичности их участников аналогичным образом и только тогда сделать окончательный вывод об эффективности проектной деятельности в рассматриваемом нами процессе.

Библиографический список

1. Андреева Г. М. Психология социального познания. Москва : Аспект Пресс, 2000. 375 с.

2. Асмолов А. Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монографии в 2 ч. / А. Г. Асмолов, О. А. Карабанова, Т. Д. Марциновская. Москва : Федеральный ин-т развития образования, 2011. Ч. 2. 339 с.

3. Бугайчук Т. В. Становление гражданской идентичности в условиях социально-политической реальности / Т. В. Бугайчук, Коряковцева О. А. // Социально-политические исследования. 2019. №1. С. 5-15.

4. Водолажская Т. В. Идентичность гражданская // Образовательная политика. 2010. № 5-6. С. 140-142.

5. Волошин П. Н. Внеклассная деятельность как средство воспитания гражданственности младших школьников // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. №3. С. 74-77.

6. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современного школьника // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования». 2016. Режим доступа: http://proektpatriot2/jimdo.com /гражданская-идентичность. (Дата обращения: 30.08.2020).

7. Гущина Т. Н. Результаты опытно-экспериментальной работы по социальному развитию детей в дополнительном образовании // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 3. С. 8-15.

8. Дробижева Л. М. Динамика гражданской идентичности и ее ресурс в позитивных интеграционных процессах российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2017. № 4. С. 7-22.

9. Ерёмина И. С. Сущность проявления феномена гражданственности в структуре личности // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. № 9. С. 15-35.

10. Кравченко Н. Ю. Методологические аспекты исследования гражданской идентичности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2012. № 4. С. 3-7.

11. Мазилова Г. Б. Гражданская идентичность и формирование гражданственности // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2010. № 4. С. 11-15.

132

П. А. Немков

12. Иванова Н. Л. Гражданская идентичность как социальный капитал II Модернизация экономики и общественное развитие: сборник материалов VIII Международной научной конференции. 3-5 апреля 2007 г. Москва : НИУ ВШЭ, 2007. б00 с.

13. Николаева А. А. Гражданская идентичность в структуре социальных идентичностей личности II Вестник практической психологии образования. Москва: изд-во Московского государственного психолого-педагогического университета. 2011. № 4. С. 67-70.

14. Смирнова А. Г. Идентичность в меняющемся мире : учеб. пособие I А. Г. Смирнова, И. Ю. Киселев ; науч. ред. проф. В. Е. Семёнов. Ярославль : Изд-во ЯрГУ, 2002. 300 с.

15. Сушков И. Р. Социально-психологическая теория Дж. Тернера II Психологический журнал. 1993. № 3. С. 117-121.

16. Шикова Р. Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) II Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1. С. 4б-49.

17. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис I общ. ред. и предисл. А. В. Толстых ; пер. с англ. Москва : Прогресс, 1996. 340 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Andreeva G. M. Psihologija social'nogo poznanija. Moskva : Aspekt Press, 2000. 375 s.

2. Asmolov A. G. Kak rozhdaetsja grazhdanskaja identichnost' v mire obrazova-nija: ot fenomenologii k tehnologii: monografii v 2 ch. / A. G. Asmolov, O. A. Karabanova, T. D. Marcinovskaja. Moskva : Federal'nyj in-t razvitija ob-razovanija, 2011. Ch. 2. 339 s.

3. Bugajchuk T. V. Stanovlenie grazhdanskoj identichnosti v uslovijah social'no-politicheskoj real'nosti / T. V Bugajchuk, Korjakovceva O. A. // Social'no-politicheskie issledovanija. 2019. №1. S. 5-15.

4. Vodolazhskaja T. V. Identichnost' grazhdanskaja // Obrazovatel'naja politika. 2010. № 5-6. S. 140-142.

5. Voloshin P. N. Vneklassnaja dejatel'nost' kak sredstvo vospitanija grazh-danstvennosti mladshih shkol'nikov // Vektor nauki Tol'jattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika, psihologija. 2011. №3. S. 74-77.

6. Grigor'ev D. V Formirovanie grazhdanskoj identichnosti sovremennogo shkol'nika // Internet-konferencija «Perspektiva grazhdansko-patrioticheskogo vospitanija v sisteme obrazovanija». 2016. Rezhim dostupa: http://proektpatriot2/jimdo.com /grazhdanskaja-identichnost'. (Data obrashhenija: 30.08.2020).

7. Gushhina T. N. Rezul'taty opytno-jeksperimental'noj raboty po social'nomu razvitiju detej v dopolnitel'nom obrazovanii // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019. № 3. S. 8-15.

8. Drobizheva L. M. Dinamika grazhdanskoj identichnosti i ee resurs v pozitivnyh integracionnyh processah rossijskogo obshhestva // Monitoring obshhestvennogo mne-nija: jekonomicheskie i social'nye peremeny. 2017. № 4. S. 7-22.

Формирование гражданской идентичности учащихся в рамках российского движения школьников

133

9. Erjomina I. S. Sushhnost' projavlenija fenomena grazhdanstvennosti v strukture lichnosti // Russian Journal of Education and Psychology. 2012. № 9. S. 15-35.

10. Kravchenko N. Ju. Metodologicheskie aspekty issledovanija grazhdanskoj iden-tichnosti // Izv. Sarat. un-ta Nov. ser. Ser. Sociologija. Politologija. 2012. № 4. S. 3-7.

11. Mazilova G. B. Grazhdanskaja identichnost' i formirovanie grazhdanstvennosti // Izv. Sarat. un-ta Nov. ser. Ser. Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija, 2010. № 4. S. 11-15.

12. Ivanova N. L. Grazhdanskaja identichnost' kak social'nyj kapital // Modernizacija jekonomiki i obshhestvennoe razvitie: sbornik materialov VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 3-5 aprelja 2007 g. Moskva : NIU VShJe, 2007. 600 s.

13. Nikolaeva A. A. Grazhdanskaja identichnost' v strukture social'nyh identichnostej lichnosti // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovanija. Moskva : izd-vo Moskovskogo gosudarstvennogo psihologo-pedagogicheskogo universiteta. 2011. № 4. S. 67-70.

14. Smirnova A. G., Kiselev I. Ju. Identichnost' v menjajushhemsja mire : ucheb. posobie / A. G. Smirnova, I. Ju. Kiselev ; nauch. red. prof. V E. Semjonov. Jaroslavl' : Izd-vo JarGU, 2002. 300 s.

15. Sushkov I. R. Social'no-psihologicheskaja teorija Dzh. Ternera // Psiholo-gicheskij zhurnal. 1993. № 3. S. 117-121.

16. Shikova R. Ju. Grazhdanskaja obshherossijskaja identichnost' (sociologiche-skij aspekt) // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 1: Regionovedenie: filosofija, istorija, sociologija, jurisprudencija, politologija, kul'turologija. 2009. № 1. S. 46-49.

17. Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis / obshh. red. i predisl. A. V. Tolstyh ; per. s angl. Moskva : Progress, 1996. 340 s.

134

П. Á. Немкоe

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.