УДК 378.147
Елена Андреевна Сорокина Елена Анатольевна Макарова София Андреевна Григорьева
г. Шадринск
Формирование гражданской идентичности будущих учителей в обучении
иностранному языку в вузе
Статья посвящена актуальной проблеме развития гражданской идентичности студентов педагогического вуза. Проведен анализ понятия «гражданская идентичность» в научной литературе. Авторы выявили активные методы обучения иностранному языку, которые способствуют организации эффективного процесса развития гражданской идентичности. Наиболее эффективными признаны метод ролевой игры и метод проектов при условии применения их в рамках ИКТ-технологии. Выявлены преимущества смешанного обучения при развитии гражданской идентичности будущего учителя. Рассмотрена организация работы модели «перевернутого класса», которая позволяет наиболее эффективно реализовать требования высокотехнологичного обучения. Результаты исследования могут быть использованы в практике гражданского образования в вузе при изучении дисциплин языкового цикла.
Ключевые слова: гражданская идентичность, студент, педагогический вуз, иностранный язык, метод, смешанное обучение.
Elena Andreevna Sorokina Elena Anatolyevna Makarova Sofia Andreevna Grigorieva Shadrinsk
Formation of future teachers' civic identity in teaching a foreign language at a university
The article is devoted to the urgent problem of the development of students' civil identity at a pedagogical university. The article presents the analysis of the concept "civil identity". The authors have identified active methods of teaching a foreign language that contribute to the organization of an effective process for the civic identity development. The authors consider the role-playing game method and the project method applying in ICT technology the most effective. The benefits of blended learning in developing the future teachers' civic identity have been viewed. The authors consider the organization of the "inverted class" allowing to implement the requirements of high-tech training most effectively. The results of the study can be used in the practice of civil education at the university studying the foreign language disciplines.
Keywords: civic identity, student, pedagogical university, foreign language, method, blended learning.
Формирование гражданской идентичности будущих учителей является наиболее актуальной и востребованной темой в настоящих реалиях. Несомненно, это связано с тем, что именно педагог в первую очередь является «транслятором» гражданского опыта: он передает своим ученикам нравственные, национально-культурные, патриотические ценности. Проблема формирования гражданской идентичности является наиболее актуальной для учебного предмета «Иностранный язык». Это связано с тем, что при изучении иностранного языка у обучающихся развиваются такие качества, как национальное
самосознание, этническая, общекультурная идентичность, происходит развитие гражданских качеств и патриотизма.
Целью исследования выступает выявление активных методов обучения иностранному языку, которые в наибольшей мере будут способствовать эффективной организации процесса формирования гражданской идентичности студентов педагогического вуза.
Для достижения цели исследования будут решаться следующие задачи: конкретизация понятия «гражданская идентичность», выявление и характеристика методов обучения иностранному языку, условий их применения с целью формирования исследуемого качества, описание педагогического потенциала смешанного обучения в языковом образовании студентов с точки зрения формы.
В основу методологии настоящего исследования легли такие общенаучные методы, как экстраполяции, индукции, дедукции. Кроме этого, применялись системный подход (М.С. Каган, В.В. Краевский), генетический подход к развитию личности (Е.И. Исаев, Н.Л. Худякова), личностно-деятельностный (А.Г. Асмолов, Н.В. Ипполитова). В основу исследования легли также идеи непрерывного развивающего образования (Е.И. Исаев, В.В. Краевский).
Исследование научных источников по проблеме гражданской идентичности позволило сделать следующие выводы. Ряд ученых считают, что «гражданская идентичность» сопряжена со стремлением личности к отождествлению себя с той или иной социальной группой. Такого мнения придерживаются, например, А.Г. Асмолов [1], Т.В. Водолажская [4], Д.В. Григорьев [7], Р.Ю. Шикова [1]. Данное стремление объясняется тем, что человек социален, поэтому в группе он чувствует себя в безопасности, готов разделять ценности и убеждения этой группы, ощущает сопричастность и готов к взаимодействию.
Потребность связи человека с определенной социальной группой объясняется социальной природой человека. Понимание этой проблемы поможет лучше понять механизмы формирования гражданской идентичности и способы ее развития.
М.А. Юшин [11] и А.Г. Асмолов [1] подчеркивают личностный смысл гражданской идентичности, результатом которого является стремление человека действовать в интересах своей родной страны, выполнять свои гражданские обязанности, реализовать свои гражданские права.
Человек, осознавая свою гражданскую принадлежность, чувствует себя частью общества и берет на себя обязанности по его поддержанию и развитию. Гражданская идентичность способствует активной гражданской позиции, включающей участие в общественной жизни, защиту гражданских прав и свобод, а также соблюдение законов и норм поведения. Личность, осознающая свою принадлежность к определенному обществу, стремится к его благополучию и готова прикладывать усилия к достижению этой цели.
Д.В. Григорьев [7] и И.А. Попп связывают «гражданскую идентичность» с «национальной идентичностью», так как идентичность, по их мнению - это сопряжение себя с российским народом, а также отношение к прошлому, настоящему и будущему России.
Гражданская идентичность включает осознание себя частью российской общности, а также обязательства и ответственность перед своей страной и ее народом. Это также означает принятие и уважение традиций и ценностей, которые определяют Россию как нацию. Д.В. Григорьев и И.А. Попп подчеркивают, что гражданская идентичность не должна быть противопоставлена национальной идентичности, а, наоборот, они взаимосвязаны и взаимоподдерживают друг друга, способствуя укреплению единства и органичности общества.
Проанализировав научную литературу, мы остановились на дефиниции понятия «гражданская идентичность», которое соответствует в большей степени настоящему исследованию. Это определение А.В. Дубакова [9], согласно которому «гражданская идентичность» представляет собой качество. В основе качества лежит идентификация личности с родной страной (Россией), с российским обществом и культурой.
В соответствии с генетическим подходом, развитие гражданской идентичности студентов является естественным продолжением её формирования в школе. Педагогические исследования подтверждают важность преемственности в развитии личности в системе образования «школа - вуз», включая формирование гражданско-патриотического сознания [8].
Гражданская идентичность развивается на основе структурных компонентов и направлена на формирование способности принимать самостоятельные гражданские решения и действовать согласно собственной системе ценностей. Это требует активного преобразования содержания гражданского образования и самостоятельной работы студентов, позволяющей им занимать открытую образовательную позицию и самостоятельно решать учебные задачи. Развитие гражданской идентичности студентов в учебно-воспитательном процессе вуза осуществляется посредством применения соответствующих технологий, методов и приемов, а также путем выбора подходящих форм организации обучения [16].
Полагаем, что развитие гражданской идентичности в рамках образовательного процесса происходит благодаря изучению истории и культурного наследия страны, развитию коммуникативных навыков, способности работать в команде, а также активному участию в общественной и политической жизни.
Активные методы обучения и воспитания играют также важную роль в этом процессе. Они включают проблемное обучение, анализ реальных ситуаций, дискуссии, круглые столы, мозговые штурмы и деловые игры [5].
Применение активных методов обучения способствует вовлечению студентов в живой и интерактивный обмен мнениями, идеями и опытом. Благодаря участию в обсуждениях и дебатах студенты развивают свое критическое мышление, умение анализировать информацию, принимать обоснованные решения и аргументировать свою точку зрения. Студенты узнают о важных исторических событиях, личностях, традициях и ценностях, которые определяют их культурное наследие.
Коммуникация с другими людьми и уважение к их мнению, умение слушать и высказывать свои мысли позволяет студентам стать более открытыми и толерантными. Работа в команде обеспечивается развитие навыков сотрудничества, взаимопомощи, решения конфликтов и достижения общих целей. Участие в общественной и политической жизни дает возможность студентам активно влиять на процессы принятия решений, защищать свои права и интересы, участвовать в развитии своего общества.
Считаем, что следующие методы являются наиболее эффективными для формирования гражданской идентичности студентов в вузе: метод проектов, ролевая деловая игра, введение проблемной ситуации, круглый стол, дискуссия и другие.
Метод проектов является эффективной формой организации познавательной деятельности студентов на занятиях по иностранному языку. Он активизирует интерес к предмету, развивает навыки сотрудничества, коммуникабельность, критическое мышление и навыки работы в команде. Проектная деятельность даёт возможность создавать современные продукты, такие как современный взгляд на историю, культуру и интересные факты о родном крае [14]. На занятиях по иностранному языку в педагогическом вузе могут быть организованы проекты, посвящённые различным темам, таким как «Достопримечательности родного города», «Природа родного края» и «Животный мир родного края». Работа над проектами позволяет студентам исследовать актуальные проблемы и находить способы их решения. В рамках изучения темы «Экология» студенты могут разработать проекты, посвящённые проблемам окружающей среды в своём регионе, а также предложить методы их разрешения. При изучении проблем молодежи возможно проведение проектов о молодежных субкультурах, молодежных организациях и волонтерских инициативах.
Ролевая игра - это эффективный инструмент обучения, воспитания и развития личности. Она позволяет участникам примерить на себя разные социальные роли и развить навыки гражданского поведения. Применение ролевой игры при изучении иностранного
языка способствует развитию личностного потенциала, самореализации и самоутверждению студентов [12]. Преподаватель создаёт две модели: имитационную и игровую, чтобы студенты могли лучше понять гражданскую деятельность и взаимодействовать творчески [3]. Примеры ролевых игр включают проигрывание ситуаций переезда из города в провинцию и выбора места для летних каникул в родной стране. Проведение ролевых игр требует обязательного предварительного этапа подготовки, включающего чтение текстов, освоение новой лексики и выполнение разнообразных лексико-грамматических упражнений.
Исследование показывает, что использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку в педагогическом вузе способствует эффективному формированию гражданской идентичности студентов. Это достигается благодаря использованию различных онлайн-ресурсов, таких как Joyteka и LearningApps, и интерактивных заданий, которые позволяют студентам не только применить свои знания языка, но и углубиться в изучение истории и культуры своей страны. Такой подход помогает организовать систематичную самостоятельную работу студентов по развитию всех аспектов их гражданской идентичности. При этом использование технологий Web 2.0. способствует созданию стимулирующей обучающей среды, где студенты могут активно участвовать и развивать свою идентичность [2].
Большую роль при формировании гражданской идентичности в учебно-воспитательном процессе вуза играет правильный выбор форм обучения. Форма обучения представляет собой внешнее проявление взаимодействия между преподавателем и студентами на занятии и организуется в соответствии с определенным регламентом и режимом. В рамках дисциплины «Иностранный язык» целью является формирование коммуникативной компетенции для профессионального взаимодействия в межличностных и межкультурных ситуациях. В высших учебных заведениях применяются различные формы обучения, такие как лекции, семинары, практические занятия, лабораторные занятия и другие, каждая из которых имеет свою уникальную цель. Аудиторные и внеаудиторные практические занятия по иностранному языку способствуют более глубокому изучению дисциплины через осуществление работы над различными видами речевой деятельности. Аудиторное практическое занятие по иностранному языку в педагогическом вузе подразумевает работу над всеми видами речевой деятельности: чтение, говорение, аудирование, письмо. Традиционное занятие представляет собой работу над текстом социокультурной тематики и отработка грамматического материала, который был усвоен студентами в средней школе.
Одной из ключевых тенденций в организации аудиторной и внеаудиторной работы будущих преподавателей иностранных языков является использование смешанного обучения. Это обусловлено возможностью реализации личностно-ориентированного подхода, учёта индивидуальных особенностей студентов, дифференциации обучения и мотивации студентов [11].
Смешанное обучение включает комбинирование очных и онлайн-занятий с использованием цифровых образовательных ресурсов. Исследования показывают, что самостоятельность студентов является важной составляющей этой формы обучения, а качественная самостоятельная работа способствует успешному образовательному процессу [13].
Однако смешанное обучение не сводится только к использованию отдельных цифровых ресурсов или дистанционному формату. В образовательном процессе происходит интеграция различных форм обучения, включая аудиторные занятия с различными видами самостоятельной работы и дистанционным взаимодействием.
Таким образом, смешанное обучение представляет собой взаимосвязь трёх компонентов: аудиторных занятий, дистанционного взаимодействия и самостоятельной работы студентов с использованием цифровых образовательных ресурсов.
Смешанное обучение способно оптимизировать процесс развития гражданской идентичности студентов, поскольку оно позволяет им становиться активными участниками педагогического процесса на основе гражданского содержания. Это помогает формировать способность принимать собственные гражданские решения и действовать согласно самостоятельно разработанной системе ценностей.
Смешанное обучение иностранному языку позволяет совмещать изучение гражданских модулей и применять модель «перевернутого класса», смешанные уроки и проекты. Модель «перевёрнутого класса» обеспечивает эффективное усвоение гражданского образования благодаря самостоятельной работе студентов дома и интерактивному взаимодействию с преподавателем и другими студентами в аудитории [6].
Рассмотрим, как данная модель может быть использована при изучении иностранного языка. На начальном этапе работы студенты просматривают видеоматериалы по определенной теме в сети Интернет, например, «Праздники в стране изучаемого языка», на видеохостинге Rutube. После этого на занятиях проводится работа над языковым материалом через выполнение упражнений. Преподаватель помогает студентам разобраться со сложными моментами и затем совместно с ними разрабатывает план дальнейшей работы. Результатом этого процесса может стать научный проект, презентация или социологический опрос, который студенты готовят самостоятельно. Учитывая контекст диалога культур, студенты проводят сравнительный анализ темы «Праздники в России».
Данная модель может положительно повлиять на становление гражданской идентичности студентов, так как она позволяет более глубоко погрузиться в культуру и историю страны изучаемого языка. Работа над проектом или презентацией по теме «Праздники в России» поможет студентам лучше понять традиции и ценности другой страны, сравнить их с собственными, обогатить понимание мира.
Модель активного обучения способствует развитию навыков исследования, анализа и критического мышления у студентов, что является неотъемлемым элементом формирования гражданской идентичности. Взаимодействие с другими студентами при выполнении заданий также способствует развитию коммуникативных и социальных навыков. Применение модели при изучении иностранного языка помогает не только развить языковую компетенцию, но и расширить культурное понимание и уважение к различным культурам.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Преподавание иностранных языков развивает гражданственность, патриотизм и нравственные качества личности. Применение соответствующих методов создаёт обучающую среду, где студенты углубляют свои знания о родине и выражают мнение о социальных проблемах. Регулярное использование активных методов обучения улучшает уровень гражданственности и патриотизма.
Наиболее эффективные способы развития гражданской идентичности - проектный метод и ролевые игры, особенно если они основаны на информационно-коммуникационных технологиях.
Эффективный процесс формирования гражданской идентичности студентов при смешанном обучении возможен при соблюдении принципов диалогичности и аттракции. В этом случае студенты изучают культуру страны изучаемого языка и погружаются в культурные аспекты своей родины. Диалог культур способствует развитию межэтнических и межнациональных отношений, а аттракция привлекает внимание студентов к образцам культуры и формирует позитивный образ [9, 15]. Смешанное обучение иностранным языкам развивает гражданскую идентичность студентов благодаря большей самостоятельности и индивидуальному подходу.
Исследование выполнено при финансовой поддержке научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям деятельности вузов партнеров ШГПУ и БГПУ им. М. Акмуллы в 2024 г. по теме «Методический инструментарий формирования
гражданской идентичности будущих учителей в обучении иностранному языку в вузе» (№ 04.24.16-4Д от 2 мая 2024 г.)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абросимова, К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность» / К.А. Абросимова. - Текст : непосредственный // Социосфера. - 2014. - №5. - С. 42-45.
2. Безгина, Н.В. Психологическая структура гражданской идентичности / Н.В. Безгина // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2013. - № 3-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-struktura-grazhdanskoy-identichnosti (дата обращения: 10.05.2024). - Текст : электронный.
3. Вербицкий, А.А. Деловая игра в компетентностном формате / А.А. Вербицкий. - Текст : непосредственный // Вестник Воронежского государственного технического университета.
- 2013. - Т. 9, № 3-2. - С. 140-144.
4. Водолажская, Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская. - Текст : непосредственный // Образовательная политика. - 2010. - № 5-6. - С. 140-142.
5. Гесева, Л. В. Формирование гражданской позиции студентов средствами продуктивной технологии развития активной самостоятельности при овладении иностранным языком / Л.
B. Гесева, Л. В. Романовская, А. С. Шимичев // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024.
- Т. 12, № 2. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN224.pdf. - Текст : электронный.
6. Гнутова, И.И. От «перевёрнутого класса» к «перевёрнутому обучению»: эволюция концепции и её философские основания / И.И. Гнутова // Высшее образование в России : Интернет-журнал. - 2020. - Т. 29, № 3. - С. 86-95. - Текст : электронный.
7. Григорьев, Д.В. Как школа формирует у детей российскую идентичность / Д.В. Григорьев. - Текст : непосредственный // Народное образование. - 2015. - № 1. - С. 173-177.
8. Данилова, И.Ю. Разработка модели преемственности формирования исторического знания в системе «школа-вуз» / И.Ю. Данилова. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2023. - №79-1. - С. 154-157.
9. Дубаков, А.В. Роль и функциональные возможности аттракции в формировании российской гражданской идентичности школьников в процессе обучения иностранному языку / А.В. Дубаков. - Текст : непосредственный // Вестник педагогических наук. - 2004. -№ 2. -С. 296-303.
10. Краснов, Е.В. Теоретические подходы к пониманию гражданской идентичности обучающихся / Е.В. Краснов. - Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-1. - С. 164-166.
11. Краснов, С.В. Смешанное обучение в эпоху цифровой трансформации / С.В. Краснов,
C.В. Калмыкова, С.А. Краснова. - Текст : непосредственный // Проблемы современного образования. - 2020. - № 1. - С. 89-101.
12. Никитина, Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности : учеб. пособие для студентов сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. -Москва : Мастерство, 2002. - 288 с. : ил. - Текст : непосредственный.
13. Озерова, Г.П. Оценка самостоятельной работы студентов при смешанном обучении на основе данных учебной аналитики / Г.П. Озерова // Высшее образование в России. - 2020. -Т. 29, № 8/9. - С. 117-126. - Текст : непосредственный.
14. Проектные методы в формировании гражданской идентичности у школьников. Методический кейс : метод. указ. / под ред. С.В. Тетерского, Т.В. Болотиной, Л.С. Пастуховой, С.Г. Тетерской. - Москва : Московский Политех, 2017. - 307 с. - Текст : непосредственный.
15. Севач, А.В. Диалог культур в контексте межкультурной коммуникации / А.В. Севач. -Текст : непосредственный // Вестник МГУКИ. - 2010. - № 4. - С. 106-109.
16. Чалова, О.А. Самостоятельная работа как необходимое условие развития автономии студента в рамках дисциплины «Иностранный язык» в неязыковом вузе / О.А. Чалова. -
Текст : электронный // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 4. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/29PDMN419.pdf.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Е.А. Сорокина, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: helen-a2003@mail.ru.
Е.А. Макарова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики германских языков, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: semak@shadrinsk.net.
С.А. Григорьева, студентка 4 курса, бакалавриат, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: jofka_2@mail.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
E.A. Sorokina, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of Theory and Practice of German Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: helen-a2003@mail.ru.
E.A. Makarova, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor, Department of the Chair of Theory and Practice of German Languages, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: semak@shadrinsk.net.
S.A. Grigoryeva, 4th year student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: jofka_2@mail.ru.