Научная статья на тему 'Формирование гражданско-правовых ценностей в образовательном процессе как основа становления ценностного отношения к военной и альтернативной службе в условиях современной России'

Формирование гражданско-правовых ценностей в образовательном процессе как основа становления ценностного отношения к военной и альтернативной службе в условиях современной России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
398
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ / ОБРАЗ АРМИИ / СЛУЖБА В АРМИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданско-правовых ценностей в образовательном процессе как основа становления ценностного отношения к военной и альтернативной службе в условиях современной России»

ЭКОНОМИКА, ПРАВО, ОБРАЗОВАНИЕ

В. П. Соломин, А. В. Клаус, В. Ю. Сморгунова

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ВОЕННОЙ И АЛЬТЕРНАТИВНОЙ СЛУЖБЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В современной России в правовом сознании граждан образ армии складывается скорее отрицательный, чем положительный. Такому положению дел нередко способствуют правозащитные организации, которые, как известно, представляют позицию гражданского общества. Вопросы роли армии в жизни меняющего свой облик государства были подняты в первую очередь не политиками, не учеными, а представителями общественности, или, иначе говоря, структурами гражданского общества.

В государстве, таким образом, сложились две позиции в отношении армии и необходимости проходить военную службу, в том числе по призыву, два видения военной проблематики: с одной стороны, это официальная государственная точка зрения, с другой — мнение общественности, порой полностью противоположное, оппозиционное первому. Это порождает определённую напряженность в обществе, ставит армию в центр общественно-политического противостояния. Армия в глазах общества тесно связана с государством. Государство в обыденном правосознании представлено, в первую очередь, армией (как «силовой» структурой) и правоохранительными органами. В любом случае государственная власть часто ассоциируется с насилием над свободой граждан. Гражданское общество создает весьма разноречивые механизмы их взаимодействия с армией. Современное положение в сфере военно-гражданских отношений в российском обществе весьма неоднозначно. В частности, призыв на военную службу понимается как умаление значительной части возможностей, которые предоставляются молодому человеку: продолжать учёбу, вступать в брак, поступить на избранную работу, выбрать место жительства, выезжать за рубеж и т. д. В глазах многих россиян время, проведённое в армии, — это «потерянное» время. В 2012 г. около 250 тысяч граждан избежали вручения повестки и отправки в казарму. А еще почти 9 тысяч человек были своевременно оповещены о призыве, но в военкоматы так и не явились [11]. И как уверяют многие правозащитники, России в настоящее время никто не угрожает, а потому армия представляется атавистической организацией, которая поглощает огромное число ресурсов. Однако, как заметил Президент, нам необходимы механизмы реагирования не только на уже существующие опасности. «Нужно научиться "смотреть за горизонт", оценивать характер угроз на 30-50 лет вперед. Это серьёзная задача, требующая мобилизации возможностей гражданской и военной науки, алгоритмов достоверного, долгосрочного прогноза» [2]. Сегодня в разных регионах мира вспыхивают всё новые региональные и локальные войны, возникают зоны нестабильности и

97

искусственно подогреваемого, управляемого хаоса. При этом совершенно игнорируются и нарушаются базовые принципы международного права.

Помимо этого средства массовой информации формируют облик армии как организации, в которой процветает насилие и жестокость. Это ещё больше отвращает граждан от армии, побуждает молодых людей искать все возможные законные и полулегальные, а нередко и криминальные способы уклонения от прохождения службы. Данное явление, несомненно, обусловлено тем фактом, что в последние десятилетия в государстве сложилась опасная тенденция унижения Армии, принижение таких понятий, как Присяга, Долг, служба Отечеству, патриотизм, ратная история нашей страны.

Довольно большая часть общества считает, что армия должна формироваться на контрактной основе, однако, несмотря на заявления властей, в ближайшей перспективе этого не произойдет. По заявлению В. В. Путина, «сохранение смешанной системы комплектования на обозримую перспективу — это компромисс между поставленными задачами и текущими возможностями страны» [2]. По данным опроса, проведённого в конце января 2014 г. Левада-Центром, мнение россиян об условиях формирования армии разделилось практически поровну: 40% опрошенных выступают за сохранение воинской обязанности, 48% — за формирование армии на контрактных началах [8].

Такое отношение в современном российском обществе возникает не случайно. Сегодня наряду с действием общих, универсальных тенденций развития военно-гражданских отношений существуют и специфические факторы и условия, которые придают их динамике исключительно сложный и специфический характер. Одна из важнейших причин заключается в морально-психологическом состоянии: вооруженные силы перестали выглядеть единым монолитом, способным выступить в качестве реальной политической силы, они психологически не готовы непосредственно вмешаться в политику. Созданная в советское время военно-государственная система потеряла исторические основания для своего существования, превратившись в экономически непосильный и политически неприемлемый механизм развития государства и общества. В переходных, то есть в значительной части критических для общества условиях развития, социальная и политическая цена военно-гражданских отношений существенно возрастает. Данный факт уже в 90-е гг. вызывал неприятие этого важнейшего государственного института. Тогда же, вероятно, и появился миф: армию необходимо расформировать вообще или, по крайней мере, существенно сократить на фоне сокращения вооружения и успешных международных договоров о разоружении.

Впрочем, надо признать, что отрицательное отношение к армии у подавляющего большинства населения — очередной пропагандистский миф. Последние данные Левада-Центра (24-27 января 2014 г.) показывают, что таких людей меньше половины. Когда был задан вопрос: «Если бы кто-то из членов вашей семьи подлежал призыву в армию, вы бы предпочли, чтобы он прошел службу в армии — или стали бы искать способ избежать службы в армии?», то 48% респондентов ответили, что они предпочли бы службу в армии (это число увеличивается с каждым годом, хотя сейчас оно ниже, чем в 2005 г., когда более половины респондентов считали, что службу в армии надо проходить). С другой стороны, уменьшается число респондентов, ответивших, что они предпочли бы найти способы уклониться от службы (в 2014 г. — 33%) [8]. Вопреки сложившемуся представлению, по данным опроса фонда «Общественное мнение», проводимого в 100 населённых пунктах 44 субъектов РФ, престиж военнослужащего растёт. С этим согласились 36% опрошенных. Против высказалось 17% респондентов, утверждая, что престиж военнослужащих сейчас, наоборот, продолжает понижаться. При этом 30% граждан ответили, что всё остаётся по-прежнему и ничего не меняется [1]. Есть и ещё интересные данные опросов. Например, отмечено, что в последнее время стал развенчиваться миф, что служба в армии — это «потерянное время» (один из ус-

тойчивых мифов, упоминаемых выше). Так, в ходе опроса был задан следующий вопрос: «Одни называют срочную службу в армии "школой жизни", по мнению других, это "потерянные годы". С какой точкой зрения вы согласны?» Большинство опрошенных называют срочную службу в армии «школой жизни» (в 2013 г. число ответов достигло 68%, и это наилучший результат за последние годы, хотя необходимо отметить, что число этих ответов всегда превышало 50%) [9]. При этом негативные оценки встречаются все реже. Также мифом, внушаемым либеральными СМИ, является идея, согласно которой «служба в армии никому не нужна». В действительности большинство опрошенных считают, что каждый молодой человек должен служить в армии. Вопрос был задан следующим образом: «Одни полагают, что каждый молодой человек обязан пройти службу в армии. Другие полагают, что молодой человек должен иметь право самостоятельно решать, служить ему в армии или не служить. С каким мнением вы согласны?» В 2013 г. 63% опрошенных (и это максимальное число за последние годы) ответили, что каждый молодой человек должен пройти службу в армии. 32%, по мнению опрошенных, должны решать сами (и это самый низкий процент за последние годы) [9]. Большинство респондентов, по данным ВЦИОМ (16-17 ноября 2013 г.), поддерживают сохранение всеобщей воинской обязанности. Усиление положительных оценок фиксируется начиная с середины 2000-х гг. Более половины россиян сегодня выступают за сохранение всеобщей воинской повинности (55%). Этой позиции склонны придерживаться, как правило, сторонники «Справедливой России» (69%), КПРФ (70%), пожилые респонденты (64%). Переход на контрактную систему поддерживают 38% — чаще это приверженцы непарламентских партий (53%). И чем моложе респонденты, тем более склонны они выступать за такую модель (с 28% среди пожилых до 45% среди 25-34-летних) [4]. Эти данные сопоставимы с данными Левада-Центра. Интересно отметить и тот факт, что все прошедшие годы контрактная служба привлекала население больше, чем обязательная. Только в прошлом году ситуация начала меняться.

По данным ВЦИОМ (21 февраля 2014 г.), можно отметить следующие результаты. Представители сильной половины человечества должны отслужить в армии — к такому выводу пришло большинство наших сограждан (80%). При этом 42% респондентов уверены, что пройти службу в вооруженных силах — дело чести для любого настоящего мужчины. Такое мнение выражают, прежде всего, люди старшего поколения (54% людей старше 60 лет), а среди молодежи данная точка зрения, напротив, наименее распространена (32% среди 18-34-летних). В свою очередь, 38% участников опроса полагают, что военная служба — долг, который нужно отдать государству, даже если это идет вразрез с личными интересами. Вызывает оптимизм значительное сокращение доли опрошенных, называющих службу в армии «бессмысленным занятием, которого нужно избегать» (с 25% в 2000 г. до 16% в 2014 г.) [3].

Возможно, в этой двойственной позиции россиян кроется какая-то ошибка. Повторимся: большинство людей из года в год высказывают мнение, что считают службу в армии обязательной, что молодые люди должны проходить службу по призыву и что нет необходимости полностью заменять службу по призыву службой по контракту. Между тем новые слова «уклонист» и «косить» известны всем, даже тем, кто в армии не служил. Призывники бегут от службы, родители не открывают двери и угрожают физической расправой служащим военкоматов, у общественных организаций типа «Солдатские матери» обнаруживается всё больше помощников, которые готовы идти на совершение преступлений, например, передают взятки, добывают поддельные справки.

В интервью Русской службе Би-би-си военный эксперт Александр Гольц предположил, что граждане не лицемерят, а действительно говорят то, что думают: «Российский менталитет вообще непоследователен, — считает он. — Абстрактные ценности —

одно, личные интересы — другое. Армия как социальный институт окружена ореолом бескорыстного служения и традиционно пользуется авторитетом в обществе, пропуская вперед только президента и церковь. Одновременно те же самые люди, когда дело касается их, игнорируют эту святыню, не осуждают за такое поведение близких и знакомых, и спокойно живут с таким разорванным сознанием» [10].

Между тем у всех народов армия признается учреждением государственным, комплектуемым людьми, для которых военное дело, то есть защита родины, считается либо священной обязанностью, либо по преимуществу делом призвания. Армия — сила не только вооруженная, но, прежде всего, сила духовная и культурная, народная школа воспитания патриотов.

В любом государстве армия как социальный институт по существу обладает исключительным политическим статусом. И причина этого кроется в том, что армия не только является одним из основных источников государственности как таковой, но и важнейшим ресурсом сохранения власти любого политического режима. В этом смысле контроль за положением дел в армии, за деятельностью высшего военного командования — едва ли ни важнейшее условие сохранения жизнеспособности правящей элиты, обеспечения политической стабильности в государстве и обществе. Как отмечал Президент, очевидно, что мы не сможем укреплять наши международные позиции, развивать экономику, демократические институты, если будем не в состоянии защитить Россию; если не просчитаем риски возможных конфликтов, не обеспечим военно-технологическую независимость и не подготовим достойный, адекватный военный ответ в качестве крайней меры реагирования на те или иные вызовы [2].

Отношения армии с невоенными, гражданскими институтами и структурами — или, другими словами, военно-гражданские отношения — следует признавать исключительно важной составной частью всего социально-политического развития общества, условием как сохранения сложившихся порядков, так и осуществления намеченных государством политических и социальных целей. Степень влияния общества на происходящие в ней процессы в значительной степени является не только залогом сохранения стабильности, но и самого процесса демократизации.

Главным механизмом решения этой задачи, а вместе с ней и развития всего спектра военно-гражданских отношений в России выступает гражданский контроль, преследующий определенную цель: недопущение выхода армии за рамки своих общесоциальных функций; обеспечение интеграции армии, государства и общества, а также защиту армии от внутреннего разложения. Например, в обеспечении здорового морального климата в частях должны активно участвовать общественные, ветеранские, религиозные и правозащитные организации.

Для того чтобы превратить политическую культуру военнослужащих в источник демократизации армии и военно-гражданских отношений, следует сформировать особую систему социализации воина, отражающую современные тенденции развития информационной индустрии, сферы межкультурного сотрудничества. Современные военнослужащие должны быть грамотными, подготовленными людьми, способными применять самые передовые системы вооружения, специалистами, обладающими глубокими знаниями и высоким уровнем общего образования и культуры. Сегодня индивидуальные требования к каждому военнослужащему существенно возрастают. Это должны быть достойные люди, обладающие соответствующими моральными, физическими качествами, образовательным уровнем.

Необходимо обеспечить совпадение требований законов, воинских уставов и присяги с внутренними побуждениями воинов, осознанием ими необходимости подчинения воле командира. Данная система должна основываться как на принципах общегражданского воспитания, так и специфических для армейской среды требованиях и

институтах. И лишь в сочетании данных уровней социализации военнослужащих можно добиться упрочения в их сознании демократических идеалов и принципов и, как следствие, соответствующей организации военной сферы, обусловленной целями модернизации и развития военно-гражданских отношений. Социологи давно установили, что в любой стране в среднем 15% молодых мужчин по своему характеру тяготеют к воинской романтике и армейской жизни. Таким образом, при достойных условиях и с развитым ещё со школы правосознанием и осознанием своего долга — службы в армии — проблемы должны быть решены.

Сегодня явно прослеживается необходимость политического просвещения в армии, политического образования и воспитания военнослужащих. Необходимо также на новом уровне организовывать работу по военно-патриотическому воспитанию школьников, развитию военно-прикладных видов спорта и физической культуры в целом, помня об утрате на рубеже ХХ-ХХ1 вв. существовавших в России тенденций посвящения себя военной службе (высокий престиж военной службы, достойная социальная защищенность, романтика военных профессий, желание быть защитником своего Отечества и др.). Правовое образование способствует развитию толерантности, уважения к другим людям, высокой правовой культуры. Оно побуждает людей следовать закону не из страха быть наказанным, а из осознания, что такое поведение — норма общественной жизни [12, с. 36]. Необходимо поднимать военную мотивацию (как деятельность по защите Родины) как у школьников, так и у самих военных через подготовку молодежи, самомотивированной к государственной службе и, прежде всего, к военной. Тем более, что, по данным опросов, большинство россиян согласно с необходимостью введения в школах специальных курсов, которые будут освещать ситуацию в армии и готовить юношей к необходимости пройти службу. Большинство участников исследования, проведённого ВЦИОМ в 2012 г., считали целесообразным введение начальной военной подготовки в школьную систему обучения (80%). Аналогичной позиции придерживаются и юноши-старшеклассники (67%) [5]. Подготовка к службе в армии в школе и вузе должна включать обязательную и добровольную подготовку. Обязательная подготовка предусматривает получение знаний в области обороны, подготовку по основам военной службы в общеобразовательных учреждениях, военно-патриотическое воспитание. Добровольная подготовка может осуществляться в следующих формах: занятия по военно-прикладным видам спорта, обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку молодёжи призывного возраста. Необходимо найти альтернативные пути приложения сил, создать молодежные организации, объединяющие молодых людей по интересам, имеющие прежде всего созидательные цели [12, с. 36]. Кроме этого, большая работа должна вестись по военно-профессиональной ориентации молодежи. Причём важно отметить, что в школах такая подготовка может проводиться не только с юношами, но и с девушками. Например, можно ввести занятия по начальной медицинской подготовке, которая включает, по крайней мере, навыки по оказанию первой неотложной помощи. Совместное военно-патриотическое воспитание только мотивирует молодёжь, придаст смысл обучению. Это важно, поскольку девушки станут матерями, и смогут более адекватно относиться к мысли, что их сыновья пойдут на службу в армию. Как известно, в современной ситуации именно матери зачастую оказывают наиболее жёсткое сопротивление тому, чтобы их сыновья шли на службу, и всячески способствуют уклонению от призыва, в том числе противоправными методами. Однако практика показывает, что они часто раскаиваются и меняют свою позицию, понимая, что время, проведённое в армии, способствует воспитанию гражданских качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Также вспомним ещё раз, что именно общественная организация «Солдатские матери» часто, по сути, саботирует выполнение юношами своего гражданского долга. Следова-

тельно, речь должна идти о военно-патриотическом воспитании не только юношей, но и девушек.

Ещё одним интересным опытом является проведение сборов школьников-юношей на базе воинских частей. Они могут организовываться совместно с образовательными организациями или социальными органами, службами по делам молодёжи. Цель таких сборов, когда юноши ещё не являются военнообязанными, — дать им возможность на базе воинской части увидеть жизнь призывника своими глазами, составить собственное представление о том, что происходит в части, приобрести некоторые практические навыки, знания по организации размещения и быта военнослужащих, назначения и состава суточного наряда, основ строевой подготовки, а также ознакомиться с элементами огневой и тактической подготовки. Главное, что должен осознать учащийся: добросовестное изучение основ военной службы является обязанностью и патриотическим долгом каждого молодого человека нашей страны. Это может значительно снизить страх юношей перед армией, о которой они получает отрывочные и часто ложные сведения из СМИ, а также повысить мотивацию к прохождению службы. В свою очередь, воинским подразделениям необходимо стать более открытыми, быть готовыми принять и разместить молодых людей, дать им соответствующую подготовку.

Армия должна сама позаботиться о развитии собственных СМИ и большем распространении их влияния на гражданское общество в рамках героико-патриотического воспитания, пропаганды военной службы и пр. Необходима срочная нейтрализация искусственно созданного «образа врага» в лице российского солдата и офицера, антиармейских настроений в общественном сознании некоторых социальных и национальных групп, приводящих к конфронтации армии и местного населения; обеспечение большей открытости армии обществу, преодоление замкнутого характера внутриармейских порядков и казарменного уклада воинской жизни. Нужно, во-первых, ликвидировать случаи неоправданной жестокости в армейской среде, заняться построением коллективных гуманных отношений между военнослужащими, начальниками и подчинёнными, старшими и младшими. Во-вторых, необходимо организовать грамотную подачу информации о жизни и службе призывников в противовес антипропаганде, наблюдаемой сегодня в СМИ.

Министерство обороны нынче либерально и позитивно относится к предложениям общественных организаций и некоторых университетских сообществ, которые регулярно снабжают Генеральный штаб «новаторскими» идеями, особенно связанными с улучшением условий жизни и быта военнослужащих и организации подготовки студентов по военно-учетным специальностям в вузах. Однако идеи и концепции, составляющие ядро военной реформы, не могут быть реализованы и не реализуются, поскольку, как отмечают А. В. Лавренко, В. Ю. Сморгунова, «...ценности не являются определяющими в правосознании российских граждан, а результатом становится доминирование в сознании правового нигилизма и недоверия к государству» [7, с. 118]. Представляется, что старые механизмы продолжают действовать по инерции, однако пришедшие им на смену «инновационные» технологии не могут заменить их, но уже выступают в качестве препятствия, вследствие чего происходит пробуксовка. Эти новые технологии не способны заменить старые, а старые не способны работать с той же отдачей и в силу естественного износа, потому, что их действие искусственно затормаживается необдуманным внедрением новых [6, с. 57]. Например, в результате военной реформы предполагается, что закладываются новые принципы военной службы по призыву, которые в первую очередь строятся на ином восприятии личности солдата: теперь это не просто боевая единица, а личность, гражданин, соблюдение чести и достоинства которого является приоритетной задачей для командиров. Следовательно, должна развиваться система гражданско-правового образования, меняющая концепцию правосоз-

нания офицеров. В российском обществе можно констатировать «деформацию политического, правового, нравственного ... правосознания» [15, с. 127]. Как отмечает В. П. Соломин, одним из способов формирования такого нового сознания должно стать правовое воспитание и образование [14, с. 112]. В частности, военнослужащих необходимо обучать основам конфликтологии, чтобы они понимали основы осуществления межличностного взаимодействия. Такое обучение будет способствовать осмыслению причин межличностных конфликтов и путей их разрешения, повышению компетентности в умении предвидеть возникновение конфликтных ситуаций, адекватно в них ориентироваться, эффективно взаимодействовать с оппонентом в случае возникновения конфликтов и эффективно их разрешать, овладению эффективными способами межличностного взаимодействия.

В целом же можно сделать вывод: формирование гражданско-правовой культуры — важнейшая задача для гражданского строительства в современном российском обществе [13, с. 7], в том числе в сфере военно-гражданских отношений, поскольку армия не отделена от народа, а, напротив, представляет собой важнейший институт для защиты интересов гражданского общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Армия и общество: ЗА или ПРОТИВ. — URL: http://gazet-a.ru/katalog-statej/tema/193

2. Владимир Путин. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. — URL: http://www.rg.ru/2012/02/20/putin-armiya.html

3. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2519. 21.02.2014 «Служба в армии: тяжкая необходимость или священный долг?» — URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114718

4. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2463. 27.11.2013 «Сергей Шойгу: итоги года на посту министра обороны». — URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=114617

5. ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1960. 21.02.2012 «Военная служба в России: общественная оценка». — URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112514

6. Калинина Е. Ю. Обсуждая концепцию поддержки развития педагогического образования в России. Правовой анализ // Наука и современность — 2014: Сборник материалов ХХУ11 Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С. С. Чернова. — Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. 310 с.

7. Лавренко А. В., Сморгунова В. Ю. Противодействие коррупции — путь к становлению правового государства в современной России // // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 116-124.

8. Левада-Центр: Военная угроза и формирование армии в представлениях россиян. — URL: http://www.levada.ru/18-02-2014/voennaya-ugroza-i-formirovanie-armii-v-predstavleniyakh-rossiyan

9. Россия удивляет: Статистика и социология против мифов и вымысла. — URL: http://www.russia-review.ru/o-proekte/armija-i-obshchestvo/

10. Россияне о военной службе: раздвоение сознания // Русская служба ВВС. — URL: http://wciom.ru/index.php?id=269&uid=112533

11. Уклонистов от армии ждут новые трудности // Российская газета. — URL: http://www. rg.ru/2013/11/22/zakon-site.html

12. Сморгунова В. Ю., Калинина Е. Ю. Роль правового образования в устойчивом развитии и функционировании государства и общества в современном глобальном мире // Universum: Вестник Герценовского университета. 2012. № 2. С. 33-39.

13. Сморгунова В. Ю. Человеческое измерение права: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008.

14. Соломин В. П. Формирование антикоррупционной культуры как фактор воспитания нетерпимости к коррупции в гражданском обществе // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 110-116.

15. Соломин В. П., Сморгунова В. Ю. Формирование инновационной экологической культуры как способ противодействия экологической преступности // UNIVERSUM: Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С. 124-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.