"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
УДК 373.31
http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-12-16-20
FORMATION OF GRAMMATICAL COMPETENCE OF A BACHELOR STUDENT
Martynova A. V.
Nizhnevartovsk state University, Nizhnevartovsk, Russian Federation
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА-БАКАЛАВРА
Мартынова А.В.
ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет», г. Нижневартовск, Российская Федерация
Аннотация: Реализация Федеральных образовательных стандартов высшего образования сегодня определяет значительные изменения в системе практико-ориентированного обучения студентов-бакалавров. Происходят обновления в структуре ценностных ориентиров образования, повлиявших в том числе на выбор методов, прием и форм работы преподавателя высшего учебного заведения. Компетентностный подход, лежащий в основе стандарта, способствует личностному и профессиональному развитию студентов, повышению уровня их социальной мобильности, конкурентоспособности в профессиональной деятельности. В работе делаются теоретические обобщения вопроса формирования грамматической компетенции студентов-бакалавров ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет» в процессе обучения по основной образовательной программе 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль подготовки - Начальное образование. На примере дисциплины учебного плана «Теоретические основы и технологии начального языкового образования» предлагается анализ методов и приемов работы преподавателя с целью формирования грамматической компетенции будущего учителя начальных классов. Поставленная цель способствует определению следующих образовательных задач: формирование представлений студентов о грамматических категориях русского литературного языка с точки зрения его этимологии; развитие общей и речевой культуры бакалавра; формирование социально-нравственных ценностей студентов в системе воспитания и обучения в вузе. Пути решение поставленных задач просматриваются в изложенной теории, которая является основой анализируемых в работе методов и приемов, направленных на формирование грамматической компетенции как одной из составляющей общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов-бакалавров.
Abstract: The Implementation of Federal educational standards of higher education today determine significant changes in the system ofpractice-oriented training of undergraduate students. There are updates in the structure of educational value orientations that have influenced, among other things, the choice of methods, methods and forms of work of a higher education teacher. The competence-based approach that underlies the standard contributes to the personal and professional development of students, increasing their level of social mobility, and competitiveness in professional activities. The paper makes theoretical generalizations of the issue of forming the grammatical competence ofundergraduate students of the Nizhnevartovsk state University IN the course of training in the main educational program 44.03.01 "Teacher education", the training profile is Primary education. Using the example of the curriculum discipline "Theoretical foundations and technologies of primary language education", the author analyzes the methods and techniques of the teacher's work in order to form the grammatical competence of the future primary school teacher. The goal is to determine the following educational tasks: formation of students ' ideas about grammatical categories of the Russian literary language from the point of view of its etymology; development of the General and speech culture of the bachelor; formation of social and moral values of students in the system of education and training at the University. The ways to solve these problems are seen in the presented theory, which is the basis of the methods and techniques analyzed in the work, aimed atforming grammatical competence as one of the components of General professional andprofessional competencies of undergraduate students.
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, студент-бакалавр, грамматическая компетенция, нравственное воспитание, грамматический уровень, общепрофессиональная компетенция, профессиональная компетенция.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.02.2018 г. № 121).
[2] Пирогова А.В. Дозорные книги городов Московского государства первой трети XVII в. в аспектах исторической стилистики и лингвистического источниковедения: автореф. дис.. канд. фил. наук: 10.02.01 /А. В. Пирогова; Нижневарт. гос. гуманит. ун-т. - Архангельск, 2013. - 27 с.
[3] Кругликова Г.Г., Линкер Г.Р. К проблеме мониторинга качества образования студентов вуза // Современные исследования приоритетных направлений национального проекта «Образование». - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. - С. 35-39.
[4] Истомина И.П., Смуглеева В.А. Нравственные ценности в младшем подростковом возрасте: состояние проблемы и направления работы образовательной организации // Православие. Наука. Образование. 2020. №1 (9). С.47-58.
[5] Салаватова А.М. Этнокультурная направленность подготовки бакалавров педагогики // Среднее профессиональное образование. 2011. № 6. С. 60-62.
[6] Салаватова А.М. Формирование готовности бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах с этнокультурным содержанием образования: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.08. - Москва, 2014. -27 с.
[7] Пирогова А.В. Формирование нравственных ценностей в процессе патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения путем привлечения исторических региональных текстов // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Культура, наука, образование: проблемы и перспективы. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та. 2014. - С. 58-60.
[8] Жмакина Н.Л. Формирование профессионально-рефлексивного мышления будущих учителей начальных классов на занятиях по методике трудового обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 30 с.
[9] Истрофилова О.И. Анализ профессиональной готовности педагогов к работе с подростками, проявляющими агрессивное поведение // Международный научный журнал. 2014 №3 С. 124128.
[10] Ибрагимова Л.А., Исупов П.В. К проблеме эмоциональной регуляции среднего медицинского
Keywords: Federal state educational standard, bachelor student, grammatical competence, moral education, grammatical level, General professional competence, professional competence.
REFERENCES
[1] Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija (Utverzhden pri-kazom Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 22.02.2018 g. № 121).
[2] Pirogova A.V. Dozornye knigi gorodov Mos-kovskogo gosudarstva pervoj treti XVII v. v aspektah istoricheskoj stilistiki i lingvisticheskogo istochnikovedenija: avtoref. dis. kand. fil. nauk: 10.02.01 / A. V. Pirogova; Nizhnevart. gos. gumanit. un-t. - Arhangel'sk, 2013. - 27 s.
[3] Kruglikova G.G., Linker G.R. K probleme monitoringa kachestva obrazovanija studentov vuza // Sovremennye issledovanija prioritetnyh napravlenij nacional'nogo proekta «Obrazovanie». - Nizhnevartovsk: Nizhnevartovskij gosudarstvennyj universi-tet, 2019. - S. 35-39.
[4] Istomina I.P., Smugleeva V.A. Nravstvennye cen-nosti v mladshem podrostkovom vozraste: sos-tojanie problemy i napravlenija raboty obra-zovatel'noj organizacii // Pravoslavie. Nauka. Obrazovanie. 2020. №1 (9). S.47-58.
[5] Salavatova A.M. Jetnokul'turnaja napravlennost' podgotovki bakalavrov pedagogiki // Srednee pro-fessional'noe obrazovanie. 2011. № 6. S. 60-62.
[6] Salavatova A.M. Formirovanie gotovnosti ba-kalavrov pedagogiki k professional'noj dejatel'nosti v shkolah s jetnokul'turnym soderzhaniem obrazovanija: avtoreferat dis. kandidata pedagog-icheskih nauk: 13.00.08. - Moskva, 2014. - 27 s.
[7] Pirogova A.V. Formirovanie nravstvennyh cen-nostej v processe patrioticheskogo vospitanija mlad-shih shkol'nikov na urokah literaturnogo chtenija putem privlechenija istoricheskih regional'nyh tekstov // Materialy III Vserossijskoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii. Kul'tura, nauka, obrazovanie: problemy i perspektivy. - Nizhnevartovsk: Izd-vo Nizhnevart. un-ta. 2014. - S. 58-60.
[8] Zhmakina N.L. Formirovanie professional'no-re-fleksivnogo myshlenija budushhih uchitelej na-chal'nyh klassov na zanjatijah po metodike tru-dovogo obuchenija: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2000. - 30 s.
[9] Istrofilova O.I. Analiz professional'noj gotovnosti pedagogov k rabote s podrostkami, projavljajush-himi agressivnoe povedenie // Mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2014 №3 S. 124-128.
[10] Ibragimova L.A., Isupov P.V. K probleme jemo-cional'noj reguljacii srednego medicinskogo person-ala // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. №2. S.27-33. УДК 373.31
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
персонала // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2018. №2. С.27-33.
Author's contribution. Martynova A.V.--literature review, text writing, statistical data processing. Statement of conflict of interest. The author declares that there is no conflict of interest.
Martynova A.V.-SPIN ID: 7723-1346; ORCID ID: 0000-0002-5387-76-37
Вклад автора. Мартынова А.В. — обзор литературы, написание текста, статистическая обработка данных.
Заявление о конфликте интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Мартынова А.В. — SPIN ID: 7723-1346; ORCID ID: 0000-0002-5387-76-37
В свете реализации ФГОС очевидна актуальность заявленной темы, которая базируется в определении грамматической компетенции студента-бакалавра как важного этапа в формировании ряда профессиональных компетенций, а именно, умение сочетать и видоизменять слова для построения грамматически правильных словосочетаний и предложений составляющих речь будущего учителя начальной школы. Способность к коммуникативному, ситуативному использованию грамматических знаний, навыков и умений с целью практической реализации речевого действия в процессе общения - основная задача, решение которой заложено в процессе, сводящемуся к формированию навыка применения грамматических средств языка, опираясь на знание принципов, управляющих сочетанием лексических элементов в значимые фразы, т.е. умения как понимать и распознавать грамотно сформулированные предложения в речевом потоке, так и выражать свои собственные мысли в процессе производства речи является важным компонентом, без которого профессиональное становление студента-бакалавра не представляется возможным. Принципиально новым в методической науке видятся ряд методов и приемов, используемых в практико-ориентиро-ванном обучении студента-бакалавра. ФГОС ВО устанавливает для студента минимальный уровень сформированности грамматической компетенцией. Установленный уровень предполагает овладение знаниями о грамматике языка в полном объеме. Достижение минимального уровня возможно в случае, если у обучающихся сформирована еще в процессе получения общего образования, учебно-познавательная компетенция, которая подразумевает владение совокупностью приемов и видов учебной деятельности, которое обеспечивает способность к обучению. [1]
Русский язык занимает важное место в системе не только школьных предметов, но и предметов учебного плана подготовки студентов-бакалавров, направления подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, профиль подготовки
«Начальное образование. Эта необходимость объясняется не только объектом изучения, но и средствами обучения, поскольку на аудиторных занятиях, направленных на формирование языковой грамотности, обучающиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых овладевают знаниями и по другим предметам. Одной из наиболее общих категорий русского языка является его грамматический строй, представленный в виде свода правил об изменении слов и их сочетании в предложении, системы единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Сформированный пласт грамматического языкового строя ведет к успешности студентов в овладении дисциплинами учебного плана, легкости в прохождении всех форм практик, формировании профессиональной компетенции, поскольку данные знания, умения и навыки оказывают помощь в способности выражать собственные мысли, что делает речь организованной и понятной для окружающих людей.
Учебный план, по которому обучаются студенты-бакалавры указанной ранее образовательной программы подготовки специалиста, включает дисциплину гуманитарного цикла «Теоретические основы и технологии начального языкового образования». Результаты освоения дисциплины учебного плана определяются одной из общекультурной компетенции ОК-4 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Данная компетенций включает в себя: знания норм русского литературного языка, социокультурные и стилистические различия в устной и письменной коммуникации; умения находить, воспринимать и использовать информацию на государственном и иностранном языке, полученную из печатных и электронных источников для решения стандартных коммуникативных задач; использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации; владения технологиями построения
"Educational bulletin "Consciousness" / "Образовательный вестник "Сознание"
деловой коммуникации на государственном языке.
Исходя и цели, поставленных задач и планируемых результатов освоения учебной дисциплины «Теоретические основы и технологии начального языкового образования», можно сделать вывод о том, что формирование грамматической компетенции студента-бакалавра в полной мере осуществляется в рамках предложенной для анализа заявленного вопроса дисциплины. С целью определения практической направленности работы преподавателя, рассмотрим основные векторы в работе со студентами.
Важным педагогическим направлением работы со студентами по формированию грамматической компетенции должен стать точный механизм грамматического структурирования в сфере работы по разделу дисциплины «Синтаксис». Практическая направленность работы позволит сократить количество ошибок, допущенных студентами, в использовании неправильных окончаний имён существительных при составлении предложений, использование в речи несклоняемых существительных, в образовании форм глагола, изменении его основы, образовании сравнительной степени прилагательного и др. Как показывает опыт и практика, синтаксические ошибки наблюдаются также в нарушении порядка слов в предложении и сказываются, в итоге на речи студента-бакалавра. С целью предупреждения неграмотной речи студента, целесообразна работа, направленная на развитие языковых представлений студентов об этимологии единиц языка. Целесообразно проводить анализ с точки зрения происхождения слов русского языка, в качестве вспомогательного материала на лекционных занятиях необходимо обращаться не только к толковым к словарям, но и архивным источникам, таким как дозорные книги, которые хранят в себе исторические данные о происхождении слов русского литературного языка [2]. В этой связи, необходимым является анализ качества образовательного процесса с точки зрения процессного и результатного подходов путем проведения мониторинга с целью выявления основных направлений в работе преподавателя высшего образования
[3].
Восприятие синтаксиса, синтаксических единиц, их структуры даёт возможность сделать заключение о значимости и необходимости работы над словосочетанием с целью решения задач развития мышления и связной речи, для развития синтаксического строя речи будущего учителя начальной школы. Приведем пример и анализ ди-
агностики уровня сформированности грамматической компетенции студента-бакалавра на примере работы с синтаксическими единицами: словосочетание и предложение. С целью определения исходного уро'вня сформиро'ванности представлений о словосочетании у студента-бакалавра был про'веден констатирующий эт'ап эксперимента и определен уров'нь сформиро'ванности исс'ледуемых пре'дставлений. Пр'и оценке сфор-мированности представлений у студента-бакалавра ис'пользовалис'ь критерии и показатели, разработанные П.Г. Саморуковой, В.И. Логиновой: полнота - имеет представление о по'нятии словосочетания; обобщенность - выделяет из пре'дложения с'ловосочета'ния (пары с'лов), связ'анные между собо'й по смыслу с'лова; доказательность - определяет г'лавное и з'ависимое с'лова в сло'восочетани'и; гибкость - в процессе собственной рече'вой деятел'ьности осознанно ис-по'льзует усвое'нные свойства словосочетаний; владеет тр'адиционным'и связями ме'жду словам'и; понимает су'щность лексической сочетаемости.
Учитывая кр'итерии и показатели сформированности представлений обучающихс'я о словосочетании были выделе'ны уровни сформированности представлений о
сло'восочетани'и у студента-бакалавра: высокий -обучающийся и'меет четкое представление о по'нятии словосочет'ания; средний -обучающийся и'меет непол'ное представление о по'нятии словосочет'ания; затру'дняется в р'азличии ме'жду собой пре'дложения и с'ловосочета'ния; низкий - обучающийся ч'астично имеет пре'дставление о по'нятии словосочет'ания.
Для выявле'ния уровня
сформированност'и представлений о
сло'восочетани'и у студента-бакалавра б'ыла проведе'на диагностика, состо'ящая из чет'ырех блоко'в заданий: 1 блок напр'авлен на определение уро'вня сформированности по'нимания понятия словосочетание; 2 блок напр'авлен на о'пределение уро'вня сформиро'ванности у'мения разл'ичать предложения и с'ловосочета'ния; 3 блок напр'авлен на определение уро'вня сформиро'ванности у'мения выде'лять из пре'дложения с'ловосочета'ния; 4 блок напр'авлен на о'пределение уро'вня сформиро'ванности у'мения испо'льзовать ус'военные сво'йства словосочетаний и сущ'ность лекс'ической сочетаемости.
По анализу ито'гов констатирующего эксперимента, можно с'делать выво'д о недостаточном уро'вне сформиро'ванности пре'дставлений о с'ловосочета'нии у студентов-бакалавров. А
"Educational bulletin "Consciousness" /"Образовательный вестник "сознание"
это, свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной работы и разработки педагогической технологии, которая могла бы повысить уровень сформированности исследуемых представлений.
Эффективность процесса формирования представлений о словосочетании у студента-бакалавра зависит от дифференцированного подхода к изучению признаков данного синтаксического понятия; восприятия обучающимися словосочетания как синтаксической единицы. Социальные причины смены ценностных ориентиров у подрастающего поколения определяют потребность в определении сформированности духовно-нравственных ценностей у подростков. [4]. Одним из важных направлений в работы преподавателя вуза со студентами в учебном и воспитательном процессе является работа по формированию нравственных ценностей, культурных традиций в процессе патриотического воспитания студента-бакалавра, эта работа является составной частью работы по формированию коммуникативной и грамматической компетенций. Формирования нравственных ценностей студентов осуществляется в ходе преподавания учебных дисциплин, в том числе дисциплины «Теоретические основы и технологии начального языкового образования». Умение ценить и понимать народное искусство есть необходимый элемент общей культуры человека, осознающего свою духовную связь с народом [5]. Формирование указанных умений формируют готовности студентов-бакалавров педагогики к профессиональной деятельности в школах в том числе с этнокультурным содержанием образования [6].
В качестве примера работы педагога, приведем использование упражнений на редактирование текстов, решение проблемных ситуаций, кейс-задач. Использование
практических методов и приемом дает возможность педагогу оценить уровень
нравственности студента, скорректировать его, а речевой анализ решенных проблемных задач, сформировать представления о речевом развитии как вида грамотности студента-бакалавра. [7]. Особая роль в этом процессе отведена самоанализу, этот метод является профессионально-значимой часть в самосознании будущих педагогов [8].
Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что одним из важнейших условий совершенствования мыслительных способностей современного студента является формирование грамматического строя языка, являющегося своеобразным зеркалом интеллектуального развития и повышения качественного показателя обучения будущего учителя начальной школы.
Необходимо совершенствовать научно-теоретический и практический уровень профессиональной подготовки, учитывая современные достижения педагогической и психологической науки [9].
Грамматическая компетенцией в данной работе понимается как готовность и способность студента-бакалавра к коммуникативно-целесообразному и ситуативно-адекватному использованию иноязычных грамматических знаний, навыков и умений в целях реализации своего речевого поведения в процессе общения. Следует также отметить, что реализуемая в процессе обучения специально организованная педагогическая работа [10] по формированию грамматической компетенции студента-бакалавра, дает возможность оценить уровень сформированности компетенции и в ходе прохождения педагогических практик, предусмотренным учебным планом образовательной программы. Перспективы дальнейшего исследования связаны с разработкой проекта педагогической технологии формирования граммати-чекой компетенции студента-бакалавра.
Ответственный за переписку: Мартынова Алена Владимировна - доцент кафедры педагогики и педагогического и социального образования, Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, arina-
pirogova@yandex. ru
Corresponding Author: Martynova Alena Vladimirovna - Associate Professor of the Department of Pedagogy and Pedagogical and Social Education, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, [email protected]