Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ГРАММАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / АВТОНОМИЯ / НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК / ВТОРОЙ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тележко Ирина Владиленовна

На современном этапе иноязычная подготовка будущих учителей иностранных языков реализуется в рамках концепции студентоцентризма, когда происходит смещение акцента на процесс обучения студента. В связи с чем, приобретает важное значение самостоятельная работа студента над совершенствованием и углублением знаний по иностранным языкам, повышением уровня владения иностранным языком. Цель статьи - исследовать особенности самостоятельной работы будущих преподавателей иностранного языка по изучению грамматики второго иностранного языка, определить стратегии обучения грамматике второго иностранного языка (немецкого).В статье рассмотрена проблема самостоятельной работы по формированию грамматической компетентности будущих преподавателей иностранного языка при обучении немецкому языку как второму иностранному. Показано, что формирование грамматической компетентности при изучении немецкого языка как второго иностранного требует определения стратегий обучения, которые будут способствовать развитию самостоятельности студентов. Сделан вывод, что продуманная работа преподавателя по ознакомлению и обучению использованию стратегий усвоения грамматических знаний и их использованию повышает эффективность самостоятельной работы студентов по формированию грамматической компетентности и способствует развитию автономности студентов в планировании собственной учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тележко Ирина Владиленовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE GRAMMATICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF THE GERMAN LANGUAGE DURING INDEPENDENT WORK

At the present stage, the foreign language training of future teachers of foreign languages is implemented within the framework of the concept of student-centrism, when there is a shift in emphasis on the student’s learning process. In this connection, the student’s independent work on improving and deepening knowledge of foreign languages, increasing the level of foreign language proficiency becomes important. The purpose of the article is to investigate the features of the independent work of future foreign language teachers to study the grammar of a second foreign language, to determine strategies for teaching grammar of a second foreign language (German). The article considers the problem of independent work on the formation of grammatical competence of future teachers of a foreign language when teaching German as a second foreign language. It is shown that the formation of grammatical competence when learning German as a second foreign language requires the definition of learning strategies that will contribute to the development of students’ independence. It is concluded that the thoughtful work of the teacher on familiarization and training in the use of strategies for mastering grammatical knowledge and their use increases the effectiveness of students’ independent work on the formation of grammatical competence and contributes to the development of students’ autonomy in planning their own educational activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ПРИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ»

Формирование грамматической компетенции будущих учителей немецкого языка при самостоятельной работе

Тележко Ирина Владиленовна,

кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет дружбы народов E-mail: Irina-Telezhko@mail.ru

На современном этапе иноязычная подготовка будущих учителей иностранных языков реализуется в рамках концепции сту-дентоцентризма, когда происходит смещение акцента на процесс обучения студента. В связи с чем, приобретает важное значение самостоятельная работа студента над совершенствованием и углублением знаний по иностранным языкам, повышением уровня владения иностранным языком. Цель статьи -исследовать особенности самостоятельной работы будущих преподавателей иностранного языка по изучению грамматики второго иностранного языка, определить стратегии обучения грамматике второго иностранного языка (немецкого). В статье рассмотрена проблема самостоятельной работы по формированию грамматической компетентности будущих преподавателей иностранного языка при обучении немецкому языку как второму иностранному. Показано, что формирование грамматической компетентности при изучении немецкого языка как второго иностранного требует определения стратегий обучения, которые будут способствовать развитию самостоятельности студентов. Сделан вывод, что продуманная работа преподавателя по ознакомлению и обучению использованию стратегий усвоения грамматических знаний и их использованию повышает эффективность самостоятельной работы студентов по формированию грамматической компетентности и способствует развитию автономности студентов в планировании собственной учебной деятельности.

Ключевые слова: самостоятельная работа, грамматическая компетентность, автономия, немецкий язык, второй иностранный язык, стратегии обучения.

о с

U

со см о см

Введение

Поскольку изучение грамматики немецкого языка, как второго иностранного, является процессом, который требует постоянства и регулярности в проработке учебного материала студентами, считаем необходимым исследовать проблему формирования у студентов умений самостоятельной работы по второму иностранному языку (далее - ИЯ), развития их автономии, умения самостоятельно определять цели обучения и брать ответственность за их реализацию, умения использовать стратегии обучения.

Проблемы самостоятельной работы в сфере подготовки будущих учителей ИЯ исследовались в трудах многих ученых. В частности, обоснованы теоретико-методические основы организации самостоятельной работы будущих учителей ИЯ по овладению иноязычной коммуникативной компетенцией [2]; разработана методика совершенствования методической компетенции у будущих учителей немецкого языка в самостоятельной работе [5]; исследовано формирование иноязычной компетенции будущих учителей в процессе самостоятельной работы [3]. В сфере обучения ИЯ для профессиональных целей проведены исследования особенностей организации самостоятельного внеаудиторного обучения будущих специалистов [1, 6]. Вопросы автономии в обучении ИЯ исследованы в работах [4, 8, 9]; стратегии организация самостоятельной работы студентов по ИЯ рассмотрены в [7, 10].

Несмотря на интерес исследователей к проблеме, недостаточно освещенным остается вопрос самостоятельной работы студентов по формированию грамматической компетентности будущих преподавателей ИЯ, изучающих немецкий язык как второй иностранный.

Цель статьи - исследовать особенности самостоятельной работы будущих преподавателей ИЯ по изучению грамматики второго ИЯ, определить стратегии обучения грамматике второго ИЯ (немецкого).

Изложение основного материала

Анализ понятия самостоятельной работы показал, что необходимо разграничивать самостоятельную работу и схожее понятие самостоятельной учебной деятельности [2]. Самостоятельная учебная деятельность не предполагает участия преподавателя, а является видом познавательной деятельности, регулируемой студентом и направленной на овладение соответствующими компетентностя-

ми. Тогда как самостоятельная работа трактуется как форма организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов, которая осуществляется и контролируется студентом, но определяется внешним опосредованным руководством преподавателя.

Следует также проанализировать понятие автономии, которое используется в методической литературе параллельно с понятием «самостоятельная работа». Традиционно считают, что сущность понятия автономии студента передается в определении автономии как способности брать ответственность за собственное обучение [9]. Исследователи трактуют автономию как явление, имеющее двойную сущность, с одной стороны, -это способ организации учебного процесса, при котором студент может в той или иной степени осуществлять самоуправление учебной деятельностью, а с другой стороны - это и способность студента принимать самостоятельные решения на всех этапах учебной деятельности [8], решения принимаются студентом в соответствии с целью изучения ИЯ с осознанием ответственности за результат обучения.

Отмечается, что понятие автономии в учебной деятельности имеет определенные противоречия, поскольку с одной стороны, предполагается развитие и становление личности, способной делать самостоятельный выбор ценностей и ответственной за свои решения, а с другой стороны, эта личность не является полностью отделенной от других и должна взаимодействовать с другими людьми, нести ответственность за результаты этого взаимодействия, а именно за процесс и результат учебной деятельности. Исследовательница определяет автономную учебную деятельность как учебно-познавательную деятельность, регулируемую самим студентом в условиях относительной независимости от преподавателя [9].

Учитывая сущность самостоятельной работы и весомость автономии, трактуем самостоятельную работу будущих учителей по формированию продуктивной грамматической компетентности по второму ИЯ как организованную и контролируемую студентом учебную деятельность для овладения продуктивной грамматической компетентностью по второму ИЯ и развития автономии в условиях внешнего опосредованного управления преподавателем. Усматриваем взаимозависимость между уровнем автономии студента и реализацией самостоятельной работы студента по овладению грамматическим материалом, а способность осуществлять контроль своей учебной деятельности зависит от развития рефлексивных умений. Поэтому необходимо исследовать особенности явления автономии, стратегии обучения, которые процедурно обеспечивают реализацию самостоятельной работы по изучению грамматики второго ИЯ, и рефлексию, с помощью которой развиваются самоконтроль и самооценка.

В работе [9], посвященной исследованию особенностей реализации автономного обучения ИЯ

в группах со смешанным уровнем владения языком, автономия рассматривается не только как аспект организации обучения, но и как «педагогический императив». Признавая необходимость соблюдать требования учебных планов и программ, ученые отмечают, что особенностью занятий с автономным обучением является необходимость делегировать студентам выбор целей обучения, методов, форм, средств контроля.

Исследователи считают, что эксплицитное обучение грамматике в условиях организации занятий на основе автономии следует заменить использованием изучаемого языка, т.е. получение знаний по грамматике в автономном обучении рассматривают как продукт, который должен образоваться в результате активного общения на изучаемом языке [9]. Также исследователи [9] считают, что интегральной характеристикой автономии является рост уровня владения ИЯ у студентов при условии использования изучаемого языка, как средства выполнения заданий, так и средства ме-такогнитивного познания и металингвистической рефлексии. Таким образом, они приходят к выводу, что изучение ИЯ будет успешным при условии активного привлечения студентов к учебному процессу по ИЯ, применения рефлексии не только относительно собственной учебной деятельности, но и в форме диалога с преподавателем и другими студентами относительно процесса и содержания обучения, и использования изучаемого языка как средства для выполнения всех видов активности и всей деятельности во время занятия.

Вопрос развития автономии при изучении грамматики ИЯ рассматривается в работе [8], в которой показано, что проблему усиления автономии следует рассматривать в трех сферах: повышение осознанности студентов относительно проблем изучения и обучения грамматике, ознакомление студентов со стратегиями изучения грамматики, стимулирование использования компьютерных и информационных технологий в изучении грамматики.

В работе [8] предлагается ряд мер, которые должны способствовать автономии студентов в изучении ИЯ. Следует поощрять студентов к использованию подхода «открытия» в изучении грамматики, то есть привлечения различных форм индуктивного представления материала, однако не по умолчанию, а когда позволяет специфика грамматической структуры, имеющееся время и готовность студентов. Также необходимо готовить задания для формирования грамматических знаний в сотрудничестве, создавать возможности для использования изучаемых грамматических структур в общении, поощрять экспериментировать с новыми лингвистическими формами, что предполагает задания на демонстрацию значений, которые передает определенная грамматическая структура, в устной или письменной речи. Эффективным для развития автономии считается использование языка, изучаемого во внеаудиторное время, как с целью продуцирования, так и ре-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

цепции; а также создание студентами собственных упражнений и заданий, что поможет студентам лучше контролировать усвоенные грамматические знания и усилит автоматизированность использования этих знаний при выполнении продуктивных видов речевой деятельности в работе [8].

Считаем, что автономная деятельность студента при изучении грамматики второго ИЯ (немецкого) - это его учебная деятельность, направленная на повышение уровня владения грамматическими знаниями и умениями, включающая готовность студента определять цели обучения в соответствии с его потребностями, понимание им потребности дополнительной проработки материалов и поиска ресурсов для этого, способность выбирать те виды деятельности, которые будут эффективными и соответствующими при изучении определенных грамматических явлений, способность осуществить перенос приобретенных грамматических навыков и стратегий изучения языков, а также его умение оценить свой прогресс по изучению грамматики.

При этом роль преподавателя остается весомой, поскольку он должен направлять студента в выборе оптимальных целей обучения, которые помогут ему достигать высших уровней в овладении знаниями и навыками, а также предлагать такие процедуры, которые на данном этапе еще могут быть неизвестны студенту.

Фактором, значительно влияющим на способность к самостоятельной работе, является развитие учебно-стратегической компетентности студентов. По нашему мнению, развитие учебно-стратегической компетентности зависит от знания и умения применять учебные стратегии по овладению грамматической компетентностью. Поэтому более детального рассмотрения требует вопрос стратегий овладения грамматическим материалом и формирования грамматических навыков. Научные исследования показывают, что количество стратегий изучения ИЯ, которые могли применять студенты, зависело от их предыдущего лингвистического опыта и уровней владения каждым из языков [10]. Студенты, изучающие второй ИЯ, уже владеют определенными когнитивными стратегиями, однако преподаватель должен знакомить студентов со стратегиями, которые могут способствовать положительному переносу знаний и показать, где возможно негативное влияние первого ИЯ.

Исследователи [10] рассматривают использование стратегии изучения грамматики через призму четырех способов обучения грамматическому материалу.

В условиях имплицитного, сконцентрированного на значении и только на практике общения обучения, с доступным для понимания учебным ма-5 териалом, стратегией, которую могут применять о студенты, является регистрация информации в сой знании. Для того, чтобы осознанно проработать еЗ ИЯ при таких условиях, студенты могут выделять ав повторяющиеся слова и структуры, выписывать их

в тетрадь, организовывать по категориям, изучать и употреблять на занятии.

Если имплицитный подход включает определенную подачу грамматических форм и правил, то предполагается, что студенты невольно будут обращать на них внимание, чтобы передать нужное значение. Для такого подхода предлагаются такие стратегии изучения грамматики, как внимательное восприятие высказываний более опытных лиц, а затем имитация их высказываний; внимание студентов к грамматическим структурам, которые вызывают трудности в общении и понимании смысла; способность студентов замечать исправления их высказываний другими лицами. Также уместным будет использование таких стратегий, как анализ, догадка, предсказание, аргументация, задавание вопросов.

Следующий способ - это эксплицитный подход с индуктивным обучением грамматике и здесь студенты могут использовать стратегии определения и поиска источников, инициировать и участвовать в обсуждении грамматических правил, создании и тестировании гипотез о том, как функционирует изучаемая грамматическая структура, ведении записей о ней, проверке собственных интерпретаций правил с более опытными студентами.

Эксплицитный подход с дедуктивным обучением грамматике предполагает, что студенты могут предварительно просматривать, какие структуры будут изучаться на занятии, рассматривать правила, предложенные преподавателем или в учебнике, применять эти правила, запоминать их, запоминать изменения, которые происходят с формой грамматической структуры, составлять грамматические таблицы, сразу применять новые грамматические структуры в контексте.

Считаем, что сочетание элементов обучения грамматике как имплицитным, так и эксплицитным способом позволит студентам ознакомиться с большим количеством стратегий обучения грамматике. Например, при неявном подходе, когда студенты практикуют диалогическую речь на немецком языке, они могут невольно проводить параллели с высказываниями на английском языке, замечать, мешает ли это им высказываться на немецком или помогает. Реализуя эксплицитный подход, следует побуждать студентов к высказыванию их гипотез относительно таких межъязыковых сравнений, формулировать и записывать правила, выведенные на основе таких сопоставлений.

В исследовании [7] отмечается, что использование студентами стратегий способствует росту эксплицитных знаний и способности применять грамматические правила в реальном времени в процессе проработки языка. В работе выделяются ме-такогнитивные, аффективные (эмоциональные), социальные и когнитивные стратегии обучения грамматике. Метакогнитивные стратегии позволяют планировать, контролировать и оценивать процесс обучения; аффективные - управлять эмоциональным состоянием и мотивацией в процессе

обучения грамматике; социальные - налаживать взаимодействие с другими участниками учебного процесса во время изучения и практического применения грамматических структур; когнитивные заключаются в прямой работе с грамматическими структурами. Рассматривая когнитивные стратегии как позволяющие всесторонне овладевать грамматикой, предлагается рассматривать эти стратегии в соответствии с тем, каким образом они могут применяться. При этом выделяются когнитивные стратегии для выполнения коммуникативных задач, для формирования эксплицитных знаний, для усвоения имплицитных знаний и для исправления ошибок. [7]

Применив рассмотренную выше классификацию стратегий, можем выделить стратегии для обучения грамматике второго ИЯ. Для выполнения в самостоятельной работе коммуникативных заданий студенты в качестве грамматических стратегий используют: обращение внимания на грамматические структуры, которые вызывают трудности в общении на втором ИЯ через интерференцию; выделение способов употребления грамматических структур носителями языка во время прослушивания аудиозаписей и радиопередач, просмотров фильмов и телепередач или во время непосредственного общения с носителями языка; выделение способов и примеров употребления новых грамматических структур в образцах письменной речи; выполнение коммуникативных заданий в парах или группах с другими студентами; обсуждение результатов сравнительного анализа новой грамматической структуры с грамматическими структурами в первом ИЯ и на этой основе высказывание предположений относительно способов употребления новой грамматической структуры; консультирование по употреблению грамматической структуры с преподавателем и со студентами, для которых немецкий язык является первым ИЯ.

Таким образом, формирование грамматических знаний по второму ИЯ эксплицитным способом в процессе самостоятельной работы происходит посредством самостоятельной проработки студентами грамматических правил и дополнительной работы со справочной литературой. Важной стратегией для изучения грамматики второго ИЯ является сравнительный анализ новой грамматической структуры и примеров ее употребления на предмет наличия схожих грамматических структур в первом ИЯ для поиска возможностей для положительного переноса или различий, которые могут вызвать трудности для усвоения новой грамматической структуры. Следующим шагом должна быть формулировка своих правил употребления на основе такого сравнительного анализа. Ведение записей примеров употребления новых грамматических структур с использованием сравнения с аналогами в первом ИЯ тоже является стратегией для эксплицитного формирования знаний по грамматике.

Имплицитный подход к формированию грамматических знаний в самостоятельной работе мо-

жет реализовываться во время самостоятельного чтения текстов и прослушивания аудиозаписей с помощью распознавания новых грамматических структур и их идентификации. Во время выполнения заданий для диалогической, монологической или письменной речи студенты проводят сопоставление своего употребления грамматической структуры с образцами речи. Также имплицитный способ реализуется в попытках студента имитировать образцы речи или употреблять грамматическую структуру по правилам в определенных контекстах.

Заключение

Самостоятельная работа будущих преподавателей ИЯ по овладению грамматикой немецкого языка как второго иностранного предусматривает развитие умений самостоятельно анализировать и изучать новые грамматические явления, используя приобретенные знания и навыки по грамматике первого ИЯ, формировать и совершенствовать грамматическую компетентность по второму ИЯ, выбирать учебные стратегии и выстраивать собственную учебную траекторию для совершенствования грамматических знаний и навыков по второму ИЯ, а также осуществлять анализ и контроль собственной учебной деятельности, ее результатов. Тщательно продуманная работа преподавателя по ознакомлению и обучению стратегиям усвоения грамматических знаний и их использованию повышает эффективность самостоятельной работы студентов по формированию грамматической компетентности и способствует развитию автономности студентов в планировании собственной учебной деятельности.

Перспективы дальнейших исследований видим в разработке средств для реализации самостоятельной работы по формированию продуктивной грамматической компетентности будущих учителей в процессе обучения немецкому языку.

Литература

1. Бароненко Е.А., Белова Л.А., Слабышева А.В., Орлова И.А. Повышение роли самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка// Вестник ЧГПУ. 2017. № 3. С. 1420.

2. Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробрен-ко И.А. Роль самостоятельной работы студентов факультета иностранных языков в процессе их подготовки к профессионально-педагогической деятельности// Языки и литература в поликультурном пространстве. 2021. № 7. С. 12-16.

3. Белобаева М.Н. Самообразовательная деятельность в процессе подготовки будущего учителя иностранного языка// Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=5029

4. Быстрай Е.Б., Заседателева М.Г., Штыко-ва Т.В. Формирование навыков автономного

сз о со -а

А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

обучения у студентов факультета иностранных языков педвуза// Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2019. № 3. С. 40-54.

5. Пенькова Е.А. Самостоятельная работа в формировании методической компетенции будущих учителей немецкого языка// Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам: сб. мат. VI научно-практ. конф. - Екатеринбург, 2012. С. 113-118.

6. Скнарина И.И., Беляева Н.А. Организация самостоятельной работы студентов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе// Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2018. № 2(80). Ч. 1. C. 208-211.

7. Feng Teng M. Language Learning Strategies// Cognitive Individual Differences in Second Language Acquisition: Theories, Assessment and Pedagogy. - De Gruyter, 2023. pp.147-173.

8. Little D. Language learner autonomy: some fundamental considerations revisited// Innovation in Language Learning and Teaching. 2007. Vol. 1(1). pp.14-29.

9. Najeeb S.S.R. Learner autonomy in language learning// Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 70. pp. 1238-1242.

10. Saks K., Leijen A. Cognitive and metacognitive strategies as predictors of language learning out-comes// Psihologija. 2018. Vol. 51(4). 489-505.

FORMATION OF THE GRAMMATICAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF THE GERMAN LANGUAGE DURING INDEPENDENT WORK.

Telezhko I.V.

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University)

At the present stage, the foreign language training of future teachers of foreign languages is implemented within the framework of the concept of student-centrism, when there is a shift in emphasis on the student's learning process. In this connection, the student's independent work on improving and deepening knowledge of foreign languages, increasing the level of foreign language proficiency becomes important. The purpose of the article is to investigate the features of the independent work of future foreign language teachers to study the grammar of a second foreign language, to determine strategies for teaching grammar of a second foreign language (German). The article considers the problem of independent work on the

formation of grammatical competence of future teachers of a foreign language when teaching German as a second foreign language. It is shown that the formation of grammatical competence when learning German as a second foreign language requires the definition of learning strategies that will contribute to the development of students' independence. It is concluded that the thoughtful work of the teacher on familiarization and training in the use of strategies for mastering grammatical knowledge and their use increases the effectiveness of students' independent work on the formation of grammatical competence and contributes to the development of students' autonomy in planning their own educational activities.

Keywords: independent work, grammatical competence, autonomy, German, second foreign language, learning strategies.

References

1. Baronenko E.A., Belova L.A., Slabysheva A.V., Orlova I.A. Increasing the role of independent work of students in learning a foreign language// Bulletin of ChSPU. 2017. No. 3. pp. 14-20.

2. Baronenko E.A., Raisvikh Yu.A., Skorobrenko I.A. The role of independent work of students of the Faculty of Foreign Languages in the process of their preparation for professional and pedagogical activity// Languages and literature in a multicultural space. 2021. No. 7. pp. 12-16.

3. Belobaeva M.N. Self-educational activity in the process of preparing a future teacher of a foreign language// Modern problems of science and education. 2011. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5029

4. Bystrai E.B., Sessateleva M.G., Shtykova T.V. Formation of autonomous learning skills among students of the Faculty of Foreign Languages of the pedagogical university// Bulletin of the South Ural State Humanitarian Pedagogical University. 2019. No. 3. pp. 40-54.

5. Penkova E.A. Independent work in the formation of methodological competence of future teachers of the German language// Professionally-oriented teaching of foreign languages: sat. mat. VI Scientific and Practical conference - Yekaterinburg, 2012. pp. 113-118.

6. Sknarina I.I., Belyaeva N.A. Organization of independent work of students in the process of teaching a foreign language in a non-linguistic university // Philological sciences. Questions of theory and practice. - Tambov: Diploma, 2018. No. 2(80). Part 1. C. 208-211.

7. Feng Teng M. Language Learning Strategies// Cognitive Individual Differences in Second Language Acquisition: Theories, Assessment and Pedagogy. - De Gruyter, 2023. pp.147-173.

8. Little D. Language learner autonomy: some fundamental considerations revisited// Innovation in Language Learning and Teaching. 2007. Vol. 1(1). pp.14-29.

9. Najeeb S.S.R. Learner autonomy in language learning// Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 70. pp. 12381242.

10. Saks K., Leijen A. Cognitive and metacognitive strategies as predictors of language learning outcomes// Psihologija. 2018. Vol. 51(4). 489-505.

о с

u

CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.