УДК: 482
А. В. Коробкова, A. V. Korobkova.
Аспирантка кафедры культуры русской речи Нижегородского государственного педагогического университета (НГПУ), старший преподаватель кафедры русского языка Нижегородской государственной медицинской академии (НижГМА), [email protected], Нижний Новгород
Post-graduate student of Nizhny Novgorod State Pedagogical University, senior teacher of Nizhny Novgorod State Medical Academy, [email protected], Nizhny Novgorod
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ
Одной из особенностей современного высшего образования является его интернационализация. Так, ежегодно в нашу страну приезжает большое количество иностранных граждан, желающих получить в вузах России медицинское образование. Освоение этой профессии невозможно без изучения русского языка, и в частности языка специальности. Одним из аспектов профессионального обучения студентов-медиков является их подготовка к прохождению клинической практики в русских больницах. Последнее предполагает, что иностранные студенты (сту-денты-инофоны) должны владеть научной медицинской терминологией, уметь вести диалог с пациентами различного возраста и социального положения, вести записи в истории болезни, общаться на профессиональные темы с врачами-колле-гами, читать специальную литературу и т. д.
В настоящее время в методике русского языка как иностранного накоплен достаточный опыт по обучению русскому языку иностранных студентов-медиков - разработаны учебные программы, созданы специальные учебные пособия. Определение содержания обучения и объема материала, необходимого для изучения, основывается на наблюдениях и анализе тех ситуаций, в которых иностранному студенту приходится проявлять свои профессиональные способности.
Наблюдения показывают, что во время общения с пациентом врач любой специализации постоянно побуждает больного выполнять те или иные действия; поэтому одной из наиболее коммуникативно значимых профессиональных тем при обучении студентов-инофонов медицинских вузов является тема «Команды врача», которая предполагает устойчивые знания грамматической темы «Повелительное наклонение глагола».
Однако изучение грамматической темы «Повелительное наклонение глагола» вызывает значительные трудности у студентов-инофонов. Успешность процесса обучения любым грамматическим навыкам, и в частности, навыкам образования императива, зависит от методических и психолого-педагогических основ их формирования - неумеренное увлечение в последние годы коммуникативными методиками, по мнению ряда методистов, привело к недостаточной сформированности у инофонов грамматических навыков. Стремление максимально приблизить общение на занятиях к естественному языку зачастую приводит к отказу от осознанного и целенаправленного обучения грамматике: «К сожалению, в практике преподавания нередко наблюдаются абсолютизация обучения общению и не совсем адекватное понимание термина «коммуникативная направленность», вследствие чего не достигается органичное соединение языковой и коммуникативной компе-
тенции учащихся» [3, с. 56]. Поэтому к формированию грамматических навыков в своей работе мы относимся с должным вниманием.
Под грамматическим навыком понимается «автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное (безошибочное) употребление грамматической формы в речи» [1, с. 62].
Существует несколько классификаций грамматических навыков. Обратимся к ним. Во-первых, грамматические навыки могут быть рецептивными и продуктивными. Рецептивные грамматические навыки являются компонентами умений аудирования и чтения, продуктивные - говорения и письма. Рецептивные грамматические навыки используются для вычленения, узнавания и понимания грамматической формы при аудировании или чтении. Продуктивные грамматические навыки необходимы для самостоятельного, автоматизированного использования грамматической структуры в устной и письменной речи. Таким образом, грамматические навыки входят в состав всех видов речевой деятельности.
Также различают морфологические и синтаксические грамматические навыки. Морфологические грамматические навыки - это правильное, автоматизированное формообразование и формоупотребление лексических единиц в речи. Синтаксические грамматические навыки - правильное, автоматизированное распределение слов в предложении.
Выделяют языковые и речевые грамматические навыки. Языковые грамматические навыки - это «операционные навыки образования отдельных форм и структур по правилам, вне условий речевой коммуникации». Речевые грамматические навыки - это «автоматизированное употребление грамматических (морфологических и синтаксических) явлений в речи на основе «грамматического чувства»» [9, с. 297]. Некоторые ученые, например Е. И. Пассов [7], отрицают существование языковых навыков и считают их лишь сознательной стороной речевого навыка, т. е. отводят ведущую роль при обучении грамматике формированию речевых грамматических навыков.
Однако практика нашего исследования показывает, что отказываться от формирования языковых грамматических навыков в процессе обучения не следует. Работа по созданию языковых навыков «позволит оформить базу речевых навыков, без которой невозможны полноценные акты коммуникации. Наличие первоначального языкового грамматического навыка даст возможность не только повысить эффективность использования полученных знаний, но и систематизировать их» [5, с. 124-125]. Обучение языковым грамматическим навыкам поможет также студентам лучше осознать усваиваемую грамматическую структуру.
Для каждого вида навыков (языковых или речевых) характерен свой тип упражнений. Языковые навыки формируются в языковых, некоммуникативных упражнениях, а речевые - в ситуативных, речевых упражнениях.
Формирование грамматических навыков, с точки зрения С. Ф. Шатилова, включает несколько этапов [8, с. 29-30]; эти этапы помогают строить обучение грамматике с учетом трех видов компетенции, основанных на триединстве: язык -речь - коммуникация:
1) лингвистическая компетенция - понимание, анализ, знание грамматического явления;
2) речевая компетенция - умение воспринимать и употреблять речевые образцы, насыщенные определенной грамматической формой;
3) коммуникативная компетенция - умение воспринимать и создавать тексты, используя данную грамматическую категорию [2, с. 133].
Рассмотрим этапы формирования грамматических навыков, описанные С. Ф. Шатиловым.
I этап - ориентировочно-подготовительный. На данном этапе обучаемые знакомятся с новым грамматическим явлением и выполняют первичные действия по выработке навыков. Здесь формируются языковые грамматические навыки.
Формирование языковых грамматических навыков образования императива включает осознание студентами грамматических схем образования императивных форм второго лица единственного и множественного числа, усвоение глагольных императивных форм с чередованиями в основе и особых императивных форм.
Установка преподавателя на знакомство с темой «Команды врача-стомато-лога» может звучать, например, так «Сегодня мы с вами узнаем, как врач-стоматолог просит пациента выполнять какие-либо действия, как врач-стоматолог дает команды пациенту во время осмотра и лечения зубов».
Далее преподаватель приводит речевые образцы возможных команд стоматолога, например «Откройте рот!», «Наклоните голову!», «Высуньте язык!». Для проверки понимания студентами побудительной установки данных грамматических форм можно обратить эти формы к обучаемым, чтобы они, выполняя указанные команды, обратили внимание на то, что эти формы предполагают наличие лица (лиц), к кому направлены просьбы говорящего; поэтому в повелительном наклонении используются только формы глагола второго лица единственного числа (ты) или формы второго лица множественного числа (вы).
Преподаватель, обращая внимание студентов на различные возможности образования русского императива, начинает последовательное объяснение правил.
Приведем лишь основные схемы образования русского императива:
1) Императив образуется от основы глагола настоящего-простого будущего времени (часть формы третьего лица множественного числа без окончания):
Читать - читают - чита]-ут;
Говорить - говорят - говор-ят.
2) Нулевое окончание в форме второго лица единственного числа имеют в основном глаголы с основой на мягкий согласный:
Открыть - открой' -ут - открой!
Оставить - остав' - ат - оставь!
3) Большинство глаголов в форме повелительного наклонения второго лица единственного числа имеют ударное окончание - и.:
Сказать - скаж-ут - скаж-и!
Принять -прим-ут - прим-и!
4) Форма множественного числа повелительного наклонения образуется присоединением окончания -те к форме единственного числа второго лица:
Открой! - Откройте!
Оставь! - Оставьте!
Прими! - Примите!
Помимо основных правил, существуют и особые случаи образования императива, на которых в данной статье мы не будем акцентировать внимание.
Приведем примеры возможных грамматических упражнений. Так, упражнением на формирование языковых навыков образования императива может быть следующее:
Упражнение 1. Рассмотрите схему образования императива с помощью нулевого окончания.
Посещать - (они) посеща/- ут - посещай (ед. ч)
Ухаживать - (они) ухажива]-ут - ухаживай (ед. ч.)
Обращать - (они) обраща]-ут - обращай (ед. ч.)
Сформулируйте правило образования императива в единственном числе с помощью нулевого окончания
Целью первого упражнения является возможность дать студентам самим сформулировать правило с опорой на предложенные схемы. Преимуществом индуктивного способа подачи грамматического явления является не только его наглядность, но и то, что «индукция способствует развитию мыслительной деятельности, так как она предполагает наличие у учащихся внимания, наблюдательности и большой активности», а кроме того, она «обеспечивает быстрое запоминание, так как в результате наблюдения за контекстом и самостоятельного вывода правила первичное закрепление осуществляется уже на этапе ознакомления» [4, с. 314].
Далее следуют упражнения на закрепление полученного в результате наблюдения правила. Формулировки заданий могут звучать так: «Выпишите из диалога команды стоматолога и сформулируйте схему их образования»; «Какие команды стоматолога можно образовать от следующих глаголов?»; «Раскройте скобки и закончите команду стоматолога» и т. д.
По аналогичной схеме строится обучение другим способам формирования императива - с учетом возможных трудностей при образовании императива от глаголов с чередованиями в основе и особых случаев образования императива. Обучение каждому способу не должно происходить изолированно. Каждый раз необходимо возвращение к уже первично сформированным языковым навыкам; требуется сопоставление уже изученных и изучаемых форм. В конце данного этапа необходима систематизация и обобщение правил образования русского императива второго лица единственного и множественного числа. Студентам-инофонам важно предложить обобщающие схемы и таблицы по данной грамматической теме. Целесообразно, в связи с профессиональной направленностью обучаемых, использование словаря наиболее частотных глаголов метаязыка стоматологии.
II этап - стереотипизирующе-ситуативный. Этот этап помогает учащимся упрочить, автоматизировать и правильно выполнять действия в серии тождественных и аналогичных ситуаций, в которых тренируемые языковые явления остаются неизменными.
Студенты выполняют условно-речевые упражнения, включающие в себя ими-тативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные типы упражнений. Примерами каждого типа могут быть следующие упражнения:
Упражнение 1. Ответьте согласием на вопрос преподавателя.
Образец: - Вы сказали: «Не ешьте много сладкого?»
- Да, я сказал(а): «Не ешьте много сладкого!».
Упражнение 2. Не согласитесь с преподавателем. Используйте различные глаголы.
Образец: - Вы сказали: «Наклоните голову?»
- Нет, я сказал(а): «Поверните голову!»
Упражнение 3. Работайте в парах. Подскажите вашему другу, как надо правильно разговаривать с пациентом. Используйте различные глаголы.
Образец: - Ты знаешь, что пациенту нельзя говорить: «Открой рот!»
- Да, знаю. Надо говорить: «Откройте рот!»
Упражнение 4. Какую форму глагола употребляет врач, если он просит пациента:
наклонить голову -пережевывать тщательно пищу -стиснуть зубы - и т. д.
Упражнение 5. Работайте в парах. Вы врач, а ваш пациент не очень хорошо слышит. Составьте диалоги по образцу. Используйте различные глаголы. Образец: - Покажите язык!
- А-а? Показать язык?
Упражнение 6. Больной выполнил следующее действие. Какую команду дал пациенту врач?
пациент заполнил амбулаторную карточку;
пациент сплюнул;
пациент напряг челюсть и т. д.
Упражнение 7. Ответьте пациенту, используя императив.
1) - Мне нельзя кушать 2 часа?
- Да
2) - Мне стереть помаду?
- Да,
3) - Снимок можно взять?
- Да, и т. д.
III этап - варьирующе-ситуативный. На третьем этапе осуществляется полное, завершающее овладение речевыми грамматическими навыками в процессе выполнения речевых упражнений - дальнейшая автоматизация навыка формирует его лабильность и способность к переносу. Действия выполняются в различных коммуникативных ситуациях. Этот этап очень важен, так как именно здесь отработанные навыки проявляются в составе речевого умения.
На этом этапе целесообразно выполнение следующих заданий:
Упражнение 1. Назовите все возможные команды врача в следующих ситуациях:
1. Врач приглашает пациента в кабинет;
2. Врач осматривает рот пациента;
3. Пациент очень волнуется перед лечением;
4. Врач проводит лечение кариеса;
5. Врач договаривается с пациентом о следующем приеме.
Упражнение 2. Составьте диалог «Врач-пациент». Используйте ситуации и соответствующие команды стоматолога из упражнения 1.
Для тренировки речевых умений можно предложить студентам также и игровые задания:
Упражнение 1. Игра «Робот». Выберите студента, который будет роботом. Давайте ему различные команды стоматолога, которые он должен выполнять.
Упражнение 2. Игра «Кто больше?». Разделитесь на две команды. Какая команда знает больше команд врача-стоматолога?
Каждый из этапов формирования грамматического навыка необходимо завершать контролем уровня сформированности последнего.
Предложенный материал показывает, что все рассмотренные этапы формирования грамматических навыков являются необходимыми при изучении русского языка как иностранного, а обращение к теме «Команды врача» помогает преподавателю научить студента-медика правильной профессиональной речи.
Библиографический список
1. Азимов, Э. Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - СПб: «Златоуст», 1999. -472 с.
2. Акишина, А. А. Учимся учить. Для преподавателя русского языка как иностранного [Текст] / А. А. Акишина, О. Е. Каган. - М.: Рус.яз. Курсы, 2004. -256 с. - ISBN 5-88337-044-6.
3. Анисимова, Л. В. К проблеме совершенствования обучения грамматике студентов-нефилологов [Текст] / Л. В. Анисимова // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2001. - № 1. - С. 56-59.
4. Гальскова, Н. Д. Теория обучения иностранным языкам [Текст] / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с. -ISBN 5-7695-1381-0.
5. Методика обучения русского языка как иностранного: курс лекций. [Текст] - СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.
6. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Справочное пособие. [Текст] - 3-е изд., - Минск, 1997. - 519 с. - ISBN 985-06-0338-0.
7. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам [Текст] / Е. И. Пассов. - М., «Русский язык», 1977. - 216 с.
8. Шатилов, С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе [Текст] / С. Ф. Шатилов. - М.: Просвещение, 1986. - 223 с.
9. Шатилов, С. Ф. Теоретические основы методики обучения грамматическому аспекту иноязычной речи [Текст] / С. Ф. Шатилов // Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия / Сост. Леонтьев А. А. - М.: Рус.яз., 1991. -С. 295-305.
10. Матулевич, Т. Г. Жанры научного функционального стиля в курсе английского языка [Текст] / Т. Г. Матулевич // Сибирский педагогический журнал. -2008. - № 3. - С. 180-195.
11. Евдокимова, Н. В. Развитие познавательной способности студентов при формировании многоязычной рецептивной компетенции [Текст] / Н. В. Евдокимова // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 1. -С. 182-191.
12. Сергеев, О. Ю. Развитие академической мобильности студентов отраслевых вузов средствами иностранного языка [Текст] / О. Ю. Сергеев // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 203-208.
13. Вольф, Е. Н. Дифференциально-индивидуальная траектория иноязычного образования экономистов на основе проектно-текстовой технологии [Текст] / Е. Н. Вольф // Сибирский педагогический журнал. - 2008. - № 3. - С. 214-222.