Научная статья на тему 'Формирование грамматических навыков речи в целях обучения иностранному языку в языковом вузе'

Формирование грамматических навыков речи в целях обучения иностранному языку в языковом вузе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
6396
763
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАММАТИКА / ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ / GRAMMAR / GRAMMATICAL SKILLS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рязанова Елена Анатольевна

Рассматриваются проблемы обучения грамматическим навыкам языка, виды грамматических навыков, стадии формирования грамматических навыков, качества, которыми должны обладать грамматические навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Рязанова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GRAMMATICAL SPEECH SKILLS FOR FOREIGN LANGUAGE LEARNING

The problem of learning grammatical skills of language, types of grammatical skills, formative stages of grammatical skills, what qualities grammatical skills should have, is considered.

Текст научной работы на тему «Формирование грамматических навыков речи в целях обучения иностранному языку в языковом вузе»

УДК 378.14

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ РЕЧИ В ЦЕЛЯХ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

© Елена Анатольевна РЯЗАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант, кафедра лингвистики и лингводидактики, e-mail: ryazanova-lena@mail.ru

Рассматриваются проблемы обучения грамматическим навыкам языка, виды грамматических навыков, стадии формирования грамматических навыков, качества, которыми должны обладать грамматические навыки.

Ключевые слова: грамматика; грамматические навыки.

Пожалуй, ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика понималась по-разному, она играла и продолжает играть неодинаковую роль не только при обучении родным или иностранным языкам, но и вообще в системе образования отдельных стран мира [1].

Сегодня возникает необходимость в поиске и применении эффективной методики формирования грамматических навыков у студентов языковых и неязыковых вузов. При объяснении грамматических явлений, непонятных студентам, необходимо настроить их на серьезную работу по усвоению этих явлений и выработке грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности в пределах определенного программами грамматического минимума. Процесс овладения грамматическими конструкциями должен иметь активный, осознанный и творческий характер. Студенты, в свою очередь, должны быть заинтересованы в приобретении не только речевых коммуникативных навыков общения, но и грамматических навыков, поскольку грамотность способствует более уверенному и эффективному использованию английского языка в сфере иноязычной профессиональноориентированной деятельности.

Обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации. В настоящее время появилась возможность решать задачи обучения иностранным языкам дистанционно, что позволяет преподавателям и обучающимся

выйти на новый уровень. С помощью интернет-технологий мы можем осуществлять коммуникацию с носителями языка, получать информацию, разрабатывать межъязыковые проекты, создавать собственные вебстраницы [2].

Деятельность и развитие социальной информационной системы определяют ее внутренние и внешние информационные отношения с ее окружением, отношения в информационной сфере, в которой она сформирована. Как и всякая социальная информационная сфера, среда обучения английскому языку нуждается в оптимизации, соответствующей ее организации, в управлении и регулировании.

Преподаватель английского языка в качестве носителя знаний и, следовательно, средств обучения передает свои знания и активизирует все компоненты системы обучения.

В качестве дополнительных средств обучения компьютерные технологии и электронные учебники имеют очень много преимуществ перед обычными средствами (учебниками), что позволяет преподавателю, освободившись тем самым от рутинных забот, сосредоточиться на базовых проблемах обучения и системного восприятия обучаемыми его содержания, развитии интерактивности.

Грамматический навык по своей природе неоднороден и, таким образом, требует к себе комплексного подхода, затрагивающего все основные его стороны. Грамматический навык - синтезированное действие, совершаемое в навыковых параметрах и обеспечи-

вающее адекватное морфолого-синтакси-ческое оформление речевой единицы любого уровня в речи [3].

Согласно Е.И. Пассову, в грамматическом навыке можно выделить составляющие его более частные действия:

1) выбор структуры, адекватной речевому замыслу говорящего (в данной ситуации);

2) оформление речевых единиц, которыми заполняется структура в соответствии с нормами данного языка и определенным временным параметром;

3) оценка правильности и адекватности этих действий.

Выбор структуры можно назвать функциональной стороной навыка. Но есть еще и формальная сторона - оформление. От нее зависит правильность с точки зрения данного языка и скорость речи. Эта сторона теснейшим образом связана с обоими поднавыками лексического навыка - вызовом слова и сочетанием, более того, оформление структуры основано на них, зависит от их уровня. Вот почему формировать грамматический навык можно лишь на основе тех лексических единиц, которыми учащийся владеет достаточно свободно.

К тому же грамматические навыки являются компонентами разных видов речевой деятельности и отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами эти виды речевой коммуникации. Поэтому определим сначала основные виды грамматических навыков. Как известно, грамматические навыки отличаются друг от друга настолько, насколько различны сами виды речевой коммуникации (говорение, чтение, аудирование, письмо) [4].

Под грамматическим навыком говорения понимается стабильно правильное и автоматизированное, коммуникативно-мотивированное использование грамматических явлений в устной речи. Такое владение грамматическими средствами языка основывается на речевых динамических стереотипах формы в единстве с их значением, «звучания и значения» [5]. Основными качествами грамматического навыка говорения, таким образом, являются автоматизированность и целостность в выполнении грамматических операций, единство формы и значений, ситуативная и коммуникативная обусловленность его функционирования.

Грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формообразование и форму употребления слов в устной речи на данном языке, можно назвать речевыми морфологическими навыками.

Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в аналитических (английских) текстах, в устной речи, в соответствии с языковыми направлениями можно определить как синтаксические речевые навыки, т. е. навыки владения основными синтаксическими схемами (стереотипами) предложений.

Морфологические и синтаксические речевые навыки письменной речи при совершенном владении языком имеют те же механизмы, что и устно-речевые навыки с тем, однако, добавлением, которое обусловлено письменной формой речи, т. е. графическими и орфографическими навыками.

Эти навыки отличаются от устно-речевых навыков прежде всего тем, что они носят более дискурсивный аналитический характер в силу специфики письменного вида речи. Процесс фиксации на письме речевого произведения, в отличие от процесса порождения речи в устной форме, позволяет возвращаться к написанному, останавливаться на нем, анализировать, исправлять, уточнять, используя орфографические грамматические правила, поскольку темпоральные характеристики письменной речи не столь жестко детерминированы, как темы устной речи.

Характеристика грамматических навыков была бы неполной, если не упомянуть о языковых грамматических навыках, под которыми понимаются дискурсивно-аналитические навыки оперирования грамматическим материалом (навыки словоизменения и словорасположения), формируемые и выполняемые на основе грамматических знаний в процессе выполнения языковых упражнений [6].

Как и одноименные речевые грамматические навыки, они могут быть рецептивными (при опознании грамматических явлений в письменном и устном тексте), они могут быть также продуктивными и использоваться в основном в письменной речи, реже в говорении как фоновый компонент.

Кратчайший путь к созданию навыков лежит через осознание операций, которые производятся с материалом языка, через совершенствование их путем тренировки и доведения до автоматизма [7; 8].

Тренировочные упражнения, целью которых является автоматизация какой-либо одной структуры, обычно не могут обеспечить выработку навыка, а лишь создают предпосылки для его формирования. Данную модель можно считать полностью автоматизированной только тогда, когда она свободно используется в коммуникативной деятельности наряду с другими моделями, в комбинации с ними, когда она не является объектом произвольного внимания говорящего. Автоматизированная модель должна быть включена в речевую деятельность, только тогда будет завершено формирование навыка. Навык можно считать полностью сформированным только тогда, когда интерференция преодолена.

Важнейшим условием формирования грамматического навыка является наличие достаточного количества лексического материала, на который распространяется грамматическое обобщение. Автоматизация навыка требует многократного повторения одного и того же действия на изменяющемся лексическом материале.

Формирование и совершенствование операций с грамматическим материалом, т. е. грамматических навыков, является самым важным и самым трудным аспектом обучения речи.

Грамматические навыки - это автоматизированные операции, производимые с грамматическим материалом языка в процессе речевой деятельности, когда сознание направлено на содержание высказывания [9].

Грамматический навык синтезирует действие по выбору модели, адекватной речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевой единицы любого уровня.

Грамматические навыки формируются на основе аналогии в результате многократного повторения операций с отобранными речевыми образцами или моделями. Тренировочные упражнения основаны на подстановке тренируемых элементов в данную модель. Необходимо знание многочисленных правил, которым подчиняется словоизменение, и умение их применять. Правила совер-

шенно необходимы для того, чтобы знать границы аналогии при подстановке, чтобы не смешивать формы слов.

Е.И. Пассов и Н.Е. Кузовлева [4] выделяют следующие стадии формирования грамматического навыка:

- восприятие типовой структуры;

- имитация;

- подстановка;

- трансформация;

- репродукция;

- комбинирование.

По их мнению, навык должен иметь следующие качества:

- правильность выполнения.

- бессознательность (автоматизиро-ванность) - выражение мысли при сосредоточении внимания на содержании.

- темп выполнения.

- прочность операции.

- способность к переносу, гибкость (расширение лексического материала не должно разрушать навык).

Таким образом, функционирование грамматической стороны происходит следующим образом:

1) говорящий выбирает модель, адекватную своему речевому замыслу. Выбор, конечно, происходит на подсознательном уровне;

2) говорящий оформляет речевые единицы, которыми заполняется модель. Операция оформления должна произойти согласно нормам языка и в определенных временных параметрах.

Говоря иначе, грамматическое значение, с одной стороны, связано с оформлением модели, с другой - с ситуацией, от чего зависит выбор.

1. Витлин Ж.Л. Современные проблемы обучения грамматике иностранных языков // Иностранные языки в школе. 2000. № 5.

2. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий. М., 2010.

3. Пассов Е.И. Основы методики обучения иностранным языкам. М., 1977.

4. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. М., 2010.

5. Крутских А.В. Коммуникативно-направленное обучение грамматике на продвинутом

этапе в гуманитарно-лингвистической гимназии // Иностранные языки в школе. 1996. № 6.

6. Мильруд Р. П. Комуникативность языка и обучение разговорной грамматике // Иностранные языки в школе. 2001. № 6.

7. Сысоев П.В. Интегративное обучение грамматике: исследование на материале английского языка // Иностранные языки в школе. 2003. № 6. С. 25-31.

8. Сысоев П. В. Нужна ли нам грамматика, и если нужна, то какая? // Иностранные языки в школе. 2007. № 2. С. 31-36.

9. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. М., 1989.

Посутпила в редакцию 26.06.2012 г.

UDC 378.14

FORMATION OF GRAMMATICAL SPEECH SKILLS FOR FOREIGN LANGUAGE LEARNING Elena Anatolyevna RYAZANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student, Linguistics and Linguodidactics Department, e-mail: ryazanova-lena@mail.ru

The problem of learning grammatical skills of language, types of grammatical skills, formative stages of grammatical skills, what qualities grammatical skills should have, is considered.

Key words: grammar; grammatical skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.