Научная статья на тему 'Формирование готовности учителя начальных классов к применению современных информационныхтехнологий'

Формирование готовности учителя начальных классов к применению современных информационныхтехнологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
371
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / TEACHER'S READINESS / INFORMATIVE TECHNOLOGIES / INFORMATIZATION / PRIMARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молокова А. В.

В рамках разработки комплексного подхода к информатизации начального образования рассматривается профессионально-личностный аспект этого процесса. Обосновываются различные варианты формирования готовности учителя к эффективному применению информационных технологий в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молокова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF THE TEACHER' S READINESS TO APPLY MODERN INFORMATIVE TECHNOLOGIES IN PRIMARY SCHOOL

The article is about forming of the teacher's readiness to apply efficacious informative technologies in primary school. This process is the part of the scientific research, which is analyze the technology of informatization the primary school.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности учителя начальных классов к применению современных информационныхтехнологий»

2. Большаков, В.Ю. Психотренининг. Социодинамика. Упражнения. Игры /В.Ю. Большаков.— СПб., 1996.

3. Кадочников, А.А. Система выживания. /А.А. Кадочников. — Ростов, 2000.

4. Кудрявцев, В.Т. Проблемное обучение. Истоки. Сущность. Перспективы. /В.Т. Кудрявцев. — М.: Знание, 1991.

5. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения. Педагогика. /М.И. Махмутов. — 1997.

Статья поступила в редакцию 10.12.08.

УДК 373.3

А.В. Молокова, канд. пед. наук, доц. НИПКиПРО, г. Новосибирск

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В рамках разработки комплексного подхода к информатизации начального образования рассматривается профессионально-личностный аспект этого процесса. Обосновываются различные варианты формирования готовности учителя к эффективному применению информационных технологий в начальной школе.

Ключевые слова: готовность учителя, информационные технологии, информатизация, начальная школа.

Проблемы готовности будущего учителя к применению информационных технологий в образовательном процессе рассматриваются в научных работах в течение ряда лет с того момента, как в массовой педагогической практике наметилась тенденция трансформации представлений о персональном компьютере: от объекта изучения к средству обучения (С.А. Бешен-ков, Г.Г. Брусницына, А.А. Витухновская, А.В. Горячев И.А. Донина, С.М. Зияудинова, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, Н.В. Матвеева, С.Л. Мищенко, И.Б. Мылова, Л.В. Папшева, С.В. Поморцева, А.Л. Семенов, Л.В. Серых, И.Ю. Степанова, А.А. Узденов, С.П. Шоленкова и др.).

При этом на различных этапах системы непрерывной подготовки педагогических кадров по-прежнему сохраняются первоначальные тенденции направленности обучения. Так, в практике подготовки студента педагогического ВУЗа наибольшее внимание уделяется преподаванию курса информатики. Считается, что обучение навыкам работы в стандартных прикладных программах на курсах повышения квалификации или в результате самообразования позволит учителю начальных классов успешно применять информационные технологии в педагогической деятельности. То есть необходимым компонентом готовности учителя, как правило, считается сформированность пользовательских навыков и знание основ информатики.

В связи с тем, что наше исследование охватывает комплекс проблем, решение которых обеспечивает эффективную информатизацию образовательного процесса в начальной школе [1], возникла необходимость рассмотреть особенности подготовки педагогических кадров к применению информационных технологий. Логика исследования предопределила важность выявления других, не только необходимых, но и достаточных компонентов готовности учителя к успешной профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, определения различных вариантов формирования готовности к использованию информационных технологий в образовательном процессе начальной школы.

На констатирующем этапе эксперимента нами не было выявлено зависимости уровня готовности учителя начальных классов к применению информационных технологий в образовательном процессе от срока, прошедшего после окончания педагогического Вуза. Большинство учителей не были готовы к использованию возможностей электронных учебных материалов в образовательном процессе начальной школы, независи-

мо от содержания полученного ими педагогического образования. Приобретение ими пользовательских умений приводило лишь к применению текстового процессора для оформления документов.

Расширить знания студентов о возможностях и условиях применения в профессиональной деятельности учителя современных технических средств обучения, сформировать систему знаний, умений и навыков включения информационных технологий в образовательный процесс начальной школы можно различными способами. Одним из них может стать подробное рассмотрение роли и места электронных учебных материалов на уроке в процессе изучения предметов «Методика преподавания математики», «Методика обучения русскому языку и литературе» и других. Попытка реализовать этот способ не увенчалась успехом в связи с отсутствием готовности преподавателей кафедр предметных методик в экспериментальных вузах.

Другим способом является введение специальных курсов в учебный план подготовки будущих учителей начальной школы. С учётом базовых концептуальных подходов [2] нами было разработано содержание и программа специального курса «Информационные и коммуникационные технологии в начальной школе» [3]. Данный спецкурс нацелен на расширение знаний студентов о возможностях информационных технологий в профессиональной деятельности учителя, которые были получены при изучении предмета «Информатика и ИКТ», а также на формирование системы знаний, умений и навыков применения электронных учебных материалов в образовательном процессе начальной школы. Достижение названных целей в рамках специального курса возможно при условии предшествующего освоения студентами основ педагогики и психологии, изучения частных методик обучения младших школьников.

Апробация специального курса проходила в Кузбасской государственной педагогической академии (г. Новокузнецк Кемеровской области). Его основные модули — теоретический, практический и методический. Изучение основ информатизации начального образования является главной составляющей теоретического модуля. Приобретение навыков работы с электронными учебными материалами для начальной школы — основная цель практического модуля. Умения и навыки педагогически целесообразного и методически продуманного применения современных информационных технологий на уроке формируются в процессе реализации методического модуля. Разработанное содержа-

18721852

ние и технология преподавания спецкурса имеют личностно-ориентированную направленность и предполагают высокую активность и самостоятельность студентов. Предложенное нами решение проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к применению информационных технологий в образовательном процессе начальной школы, как уже было показано, не является единственно возможным. Однако реализация предложенной идеи в двух педагогических вузах сибирского региона показала её продуктивность в аспекте формирования готовности студентов к реализации приоритетного направления информатизации в начальной школе.

В данном контексте под готовностью понимается состояние личности студента, позволяющее актуализировать психолого-педагогические, дидактические, частные методические и информационно-технологические знания для обоснованного учебного моделирования образовательного процесса в начальной школе с использованием современных информационных технологий. В соответствии с компонентами структуры деятельности учителя, применяющего информационные технологии в образовательном процессе, нами были определены три уровня готовности студентов, которые фиксировались в ходе апробации специального курса путём диагностирования того, каким образом актуализируются полученные знания при решении конкретных профессионально-ориентированных задач в ходе моделирования урока или внеурочного занятия. В результате были получены данные, подтверждающие продуктивность изучения специального курса, адекватность его содержания и избранных методов преподавания поставленным целям и задачам. Так, число студентов, имеющих высокий уровень готовности, увеличилось на 27%, а тех, кто на первых занятиях продемонстрировал низкий уровень, к моменту окончания изучения специального курса стало почти в три раза меньше.

Таким образом, введение специального курса «Информационные технологии в начальной школе» оказалось результативным решением проблемы формирования готовности учителя к реализации приоритетного направления модернизации начального образования. Однако дальнейшее исследование показало, что расширение содержания вузовской подготовки будущих учителей начальных классов не позволяет в полной мере решить проблему кадрового обеспечения информатизации образовательного процесса в начальной школе. К числу причин, способствующих продолжению поиска, следует отнести следующие выявленные нами факты:

- число молодых специалистов в образовательных учреждениях не превышало 14% , а в отдельных школах их совсем не было;

- среди студентов, изучавших специальный курс, 93% не планировали при благоприятном стечении обстоятельств работать в школе;

- низкий рейтинг профессии учителя, связанный с уровнем дохода и социальных благ, не позволял предположить кардинальное изменение ситуации в ближайшем будущем.

В связи с этим мы предположили, что формирование готовности к эффективному применению информационных технологий в образовательном процессе начальной школы в соответствии с целями начального образования возможно в ходе повышения квалификации учителя начальных классов. Вполне естественно, что, получив недостаточные знания в области информатизации образовательного процесса, выпускники вузов испытывают существенные затруднения в осуществлении профессиональной деятельности на современном уровне требований. Проблема освоения инфор-

мационных технологий, их применения в образовательном процессе актуальна и в отношении учителей-прак-тиков, независимо от их педагогического стажа.

В этой связи актуализируется использование ресурса системы повышения квалификации педагогических кадров, теоретико-методологические основы которого отражены в работах А.В. Дарвинского, В.Г. Онушкина, М. Ноулса, Л. Туроса и других авторов. Опираясь на результаты исследований в области образования взрослых, проведенные С.Г. Вершловским, М.Т. Громковой,

Н.И. Мицкевичем и другими учёными, мы исследовали возможности подготовки учителя к применению информационных технологий в образовательном процессе начальной школы в соответствии с разработанной нами концепцией. Учитывались также результаты исследований, посвящённых информатизации непрерывного педагогического образования в системе повышения квалификации (М.С. Чванова, М.А. Горюнова и др.).

Исследование возможностей, а затем определение стратегии и тактики подготовки учителя начальных классов к эффективному осуществлению информатизации образовательного процесса во время курсов повышения квалификации, в реализации программ развития школы и самообразования осуществляется нами с целью решения такой проблемы как отсутствие профессиональной подготовки педагога нового типа, востребованного социумом [4].

Анализ научно-методических источников показал, что в системе повышения квалификации успешно реализуется курсовая подготовка, целью которой является формирование и развитие пользовательских навыков учителей, информационно-коммуникационной компетентности. При этом очевидно и подтверждено практикой, что для успешного осуществления информатизации образовательного процесса не достаточно наличия высокого уровня владения учителем информационными технологиями. Необходимым и достаточным условием успешности инновационной деятельности в области информатизации образовательного процесса является высокий уровень педагогической культуры учителя начальной классов в совокупности

- с пониманием методологических основ информатизации;

- соблюдением принципов использования информационных технологий в образовательном процессе;

- освоением методов и приёмов применения электронных учебных материалов на уроке и во внеурочной деятельности младших школьников.

Одним из подходов ознакомления педагогов с теорией и практикой информатизации образовательного процесса является освещение проблем применения информационных технологий в начальном обучении в рамках курсовой подготовки учителей начальных классов, независимо от тематики курсов. Нами разработано и апробировано содержание обзорных занятий для слушателей Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования по теме «Информатизация начальной школы», ставшее инвариантным компонентом базового блока всех курсов повышения квалификации, организуемых кафедрой начального образования. В ходе этих занятий учителя начальных классов знакомятся:

- с различными концепциями раннего формирования информационно-коммуникационной грамотности;

- с авторскими подходами к информатизации начального образования;

- с методологическими, дидактическими и нормативными основами использования информационных технологий в образовательном процессе;

- с другими направлениями информатизации.

Слушателям курсов предлагается обзор содержания и особенностей применения различных электронных учебных материалов, в том числе и разработанных под руководством автора. Демонстрируются электронные дидактические материалы и средства наглядности, созданными учителями-инноваторами, результаты проектной и исследовательской деятельности младших школьников. Кроме того, на занятиях обсуждаются проблемы и перспективы информатизации начальной школы, возможные негативные проявления этого процесса и средства их профилактики.

Другой подход, реализация которого направлена в большей степени на формирование и развитие методических навыков применения информационных технологий в образовательном процессе начальной школы, осуществляется в рамках вариативной части разработанных нами курсов. Образовательная программа курсов повышения квалификации «Информатизация образовательного процесса в начальной школе» предназначена для учителей начальных классов, имеющих представление о проблеме и минимальные навыки работы на персональном компьютере. Программа разработана с учётом современных подходов к повышению квалификации учителя начальных классов в аспекте модернизации образования, а именно одного из важнейших направлений — информатизации образовательного процесса, с учётом основных направлений Федеральной целевой программы развития образования в России. Задачами программы, решение которых позволит обеспечить понимание учителями теоретических основ информатизации, принятие и применение принципов использования информационных технологий, формирование методических умений применения электронных учебных материалов в образовательном процессе начальной школы, являются следующие:

- расширить знания слушателей курсов о возможностях информационных технологий в качестве инструмента профессиональной деятельности учителя, об использовании компьютера в качестве средства обучения и воспитания в рамках различных учебных предметов и во внеурочной деятельности младших школьников;

- сформировать представления о методах и приёмах включения информационных технологий в образовательный процесс начальной школы;

- показать перспективные возможности информационных технологий для обучения и воспитания младших школьников;

- ознакомить слушателей с подходами к оценке эффективности информатизации начальной школы;

- повысить квалификацию учителя в области педагогики и методики современного начального образования.

Апробация изложенных подходов в курсовой подготовке учителей начальных классов, осуществляемой кафедрой начального образования Новосибирского ИП-КиПРО позволяет сделать следующие выводы:

1. Разработанное содержание обзорных занятий, посвящённых проблемам информатизации образовательного процесса и включённых в инвариантную часть всех базовых курсов, востребовано всеми учителями начальных классов.

2. Используемые формы организации обучения адекватны его цели и позволяют достичь включённости всех педагогов в проблематику занятия, повысить уровень их заинтересованности в результатах обсуждения или решения практической задачи.

3. Отсроченными результатами включения новой проблемы в инвариантную часть базовых курсов повышения квалификации являются: востребован-

ность продолжения обучения на проблемных курсах; участие учителей начальных классов в работе творческих групп по данной теме; повышение качества квалификационных работ в аспекте анализа опыта использования информационных технологий в профессиональной деятельности.

4. Проблемные курсы повышения квалификации учителей востребованы теми учителями, кто психологически готов к применению информационных технологий в образовательном процессе, имеет минимальные пользовательские навыки, заинтересован в расширении методологических представлений и методических умений.

5. Сравнительный анализ результатов входного и итогового тестирования показывает, что в результате курсовой подготовки происходит систематизация представлений слушателей о проблемах информатизации образовательного процесса в начальной школе, формируется умение выделять и проектировать варианты решения дидактических задач средствами информационных технологий.

6. К числу отсроченных результатов курсов повышения квалификации по рассматриваемой проблеме следует отнести активизацию деятельности учителей, посетивших курсы, по применению информационных технологий в образовательном процессе, значительное повышение уровня их профессиональной успешности.

Таким образом, результаты апробации разработанного нами варианта подготовки учителя к осуществлению информатизации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с концептуальными подходами, подтвердили его продуктивность.

В ходе исследования был разработан и апробирован второй подход, на наш взгляд более продуктивный [5]. Его особенность состоит в осуществлении научно-методического сопровождения информатизации начального образования. Основу подготовки учителя составляет система семинаров, мастер-классов, индивидуальных и коллективных консультаций. Она направлена на повышение профессионального уровня учителя не только в части освоения методов и приёмов применения информационных технологий, но и в части понимания общепедагогических проблем развития современной школы, принятия дидактических и методологических основ информатизации.

Нами выявлено, что научно-методическое сопровождение информатизации обеспечивает:

- повышение уровня психолого-педагогической готовности учителя к эффективному применению информационных технологий в образовательном процессе;

- позитивное изменение результатов профессиональной педагогической деятельности в целом и непосредственно связанных с информатизацией образовательного процесса, в частности;

- повышение конкурентоспособности учителя начальных классов.

Существенно, что в дальнейшем учителя экспериментальных школ активнее и продуктивнее своих коллег из контрольных образовательных учреждений обобщают и распространяют свой опыт, самообразовываются. При этом сами школы выполняют функцию опорных центров, обеспечивая саморазвитие образовательной системы района и города. Одним из условий успешности этого процесса является изменение уровня готовности методической службы к восприятию позитивного опыта и сопровождению информатизации начального образования.

В целом можно отметить, что процессуальный компонент деятельности учителя начальных классов, на-

чавшего применение информационных технологий в образовательном процессе при постоянном научно-методическом сопровождении, существенно изменился. Наши наблюдения показывают, что в результате подверглись коррекции, в том числе, и ценностно-целевые установки учителей. Многие из них проявили интерес к повышению уровня информационной культуры, осознали необходимость методологической подготовки к инновационной деятельности, проявили заинтересованность в изучении психолого-педагогичес-ким аспектов обучения и воспитания в условиях информатизации, занялись самообразованием, проявили инициативу в повышении квалификационной категории, изменили стиль общения с учащимися и их родителями. На наш взгляд, перечисленным позитивным результатам способствовала осуществляемая в системе рефлексия инновационной деятельности на уровне отдельного учителя, образовательного учреждения, на межшкольном уровне.

Опыт учителей начальных классов города Новосибирска, применяющих экспериментальные электронные учебные пособия, разработанные нами, и другие электронные учебные материалы в образовательном процессе, широко представлен в сборниках материалов традиционной ежегодной городской научно-практической конференции, посвящённой проблемам информатизации муниципальной системы образования. В течение четырёх лет были опубликованы результаты поисково-исследовательской деятельности десятков учителей начальных классов, применяющих информационные технологии в образовательном процессе, треть из них стали лауреатами и победителями всероссийских и международных профессиональных конкурсов, в том числе и конкурса «Лучшие учителя», проводимого в рамках реализации Национального проекта «Образование». В статьях педагогов отражены результаты практической реализации наших подходов к использованию информационных технологий в образовательном процессе начальной школы: на уроках и во внеурочной деятельности; во внеклассной воспитательной

работе и при выполнении домашних заданий; при реализации традиционной модели обучения, принципов личностно-ориентированного обучения и дидактических принципов Л.В. Занкова; при организации учебной деятельности одарённых детей, учеников массовой адаптивной школы и школьников с особыми образовательными потребностями.

В целом оба рассмотренных варианта повышения квалификации учителя начальных классов в аспекте осуществления информатизации образовательного процесса гармонично дополняют друг друга, но по объективным причинам не всегда могут реализовываться одновременно. Второй из них представляется более продуктивным и существенно расширяющим возможности первого варианта за счёт пролонгированного взаимодействия преподавателя-консультанта с отдельным учителем и, одновременно, за счёт создания и расширения среды профессионального общения по проблеме. Все учителя экспериментальных образовательных учреждений эффективно применяют современные информационные технологии в образовательном процессе и только 65% слушателей курсов повышения квалификации имеют значимые отсроченные результаты в этом направлении инновационного развития начальной школы.

Таким образом, формирование готовности учителя к применению современных информационных технологий в образовательном процессе оказалось одной из самых сложных задач информатизации начальной школы. Это связано с тем, что при апробации возникла необходимость согласования наших идей с уже сложившимися и реализующимися в вузах и системе повышения квалификации подходами к подготовке учителя в области информатизации. Однако внешняя экспертная оценка подтвердила высокую результативность разработанных теоретических положений, эффективность реализации сформированной на различных этапах непрерывного педагогического образования готовности учителя к применению современных информационных технологий в образовательном процессе начальной школы.

Библиографический список

1. Молокова, А.В. Комплексный подход к информатизации начальной школы [Текст] / А.В. Молокова // Начальная школа. — 2005. — №1.

2. Молокова, А.В. Информатизация начальной школы (концептуальные положения) [Текст] / А.В. Молокова ; под ред. Бобко И.М., Молокова Ю.Г. — Новосибирск: НГУ, 2004.

3. Молокова, А.В. Информатизация начальной школы: подготовка учителя [Текст] / А.В. Молокова; под ред. Бобко И.М., Молокова Ю.Г. — Новосибирск: НГУ, 2004.

4. Молокова, А.В. Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях информатизации образования [Текст] / А.В. Молокова // Материалы международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетенции учителя начальных классов». — Барнаул, 15-16 ноября 2007 г. — Барнаул : БГПУ, 2007.

5. Молокова, А.В. Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя начальных классов [Текст] / А.В. Молокова // Научно-методический журнал «Сибирский учитель». — Новосибирск: изд-во НИПКиПРО. — 2006. — №3.

Статья поступила в редакцию 17.12.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.