УДК 89.546
Л.С. Яговкина
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ К СОДЕЙСТВИЮ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В последние десятилетия ведется поиск оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье представлена система формирования готовности и технология формирования дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (инвариантный и вариативный блоки).
Актуальность проблемы обусловлена тем, что на современном этапе раз-.вития специального образования проблема формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, требует разрешения и заключается в низком уровне функционирования институтов содействия семье, так как научно-методические основы их работы не разработаны в теории и практике педагогической науки. В последние десятилетия ведется поиск оптимальных и эффективных путей оказания помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья. Надо отметить, что не определено или недостаточно определено содержание, формы и методы педагогического содействия родителям в образовании детей с различными нарушениями в развитии. Также не определено соотношение между потребностью и необходимостью в педагогическом содействии родителям.
Острой является необходимость разработки конкретных коррекционных мероприятий в работе с родителями и решения задач оказания помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья путем активного включения их в образовательный процесс.
Семья является ближайшим и первым постоянным социальным окружением для ребенка. Значимость родителей особенно возрастает в случае рождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Семья начинает играть огромную роль в системе комплексной реабилитации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. От совместной коррекционно-педагоги-ческой работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка.
Квалифицированная помощь со стороны семьи детям с ограниченными возможностями здо-
ровья существенно дополняет комплекс лечебно-педагогических мероприятий.
В связи с этим возникает проблема формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, так как родители не могут самостоятельно овладеть всеми необходимыми приёмами и навыками коррекционно-развивающей работы без помощи и поддержки специалистов.
В большинстве случаев родителям, не получившим специальную подготовку, очень трудно оценить возможности ребёнка в зависимости от дефекта и ситуацию, в которой оказался ребёнок. Растет необходимость дифференцированного ознакомления родителей с теоретическими и практическими основами образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья; формирования у них системы необходимых знаний; осознанием эффективности сотрудничества с педагогами в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья; формирования умений и опыта работы при образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье с учетом структуры дефекта ребенка (умственная отсталость, слабовидение, глухота, сложная структура дефекта: умственная отсталость в сочетании с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.).
Это подчеркивает актуальность проблемы и свидетельствует о необходимости создания технологии по формированию дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исследователи Н.А. Урядницкая, Н.Д. Шмат-ко, Ю.А. Разенкова, О.С. Никольская, Е.А. Стре-белева, Г.В. Чиркина, З.С. Алиев, Л.И. Фильчико-ва изучали детей с ограниченными возможностями здоровья и определяют это понятие следу-
© Л.С. Яговкина, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
373
ющим образом: дети с ограниченными возможностями здоровья - дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ без создания специальных условий обучения (воспитания) - дети-инвалиды, а также иные дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения (воспитания) (дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, задержкой психического развития, со сложными нарушениями развития, с хроническими соматическими или инфекционными заболеваниями).
Исходя из определения этого понятия и основываясь на понимании сущности готовности к педагогической деятельности, мы полагаем, что готовность родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями необходимо рассматривать в нескольких аспектах:
1. Результат подготовки педагогами родителей к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Готовность как состояние (неготовность, частичная готовность, полная готовность).
3. Интегративное качество личности.
4. Установка родителей.
Структурными компонентами готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
1) когнитивный (теоретического) (знание и понимание ребенка);
2) мотивационный (заинтересованность в успехе ребенка)
3) деятельностный (выбор средств и способов психолого-педагогического взаимодействия);
4) результативный.
Системный подход позволил рассмотреть формирование готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья как систему, и рассмотреть исследуемое формирование готовности как подсистему системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья (рис. 1).
Таким образом, эффективное участие родителей в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья возможно через систему формирования готовности родителей к содей-
ствию в образовании детей, под которой мы понимаем множество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, включающих разнообразное содержание, средства и методы, конечная цель которых - формирование высокого уровня готовности к участию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработанная нами система обладает следующими свойствами: целесообразностью, наличием компонентов и структуры, взаимодействием с внешней средой, целостностью, развитием во времени, многоуровневым характером. Система педагогического содействия родителям включает в себя взаимосвязь структурных (управленческое воздействие, педагогическое содействие, самостоятельная деятельность родителей, самостоятельная деятельность ребенка во взаимодействии с родителями) и функциональных компонентов (ценностно-целевого, познавательного, навыкообразующего, рефлексивного, кор-рекционного), находящихся во взаимодействии и взаимной связи, обеспечивающих решение ряда задач и в совокупности определяющих достижение определенной цели (высокого уровня готовности к участию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья) в рамках системного, деятельностного и личностно-ориен-тированного подходов. Системный подход позволяет описать процесс внедрения технологии по формированию дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, как совокупность следующих блоков: инвариантного и вариативного (рис. 2).
Интегрированной целью данной технологии является повышение образовательной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья при активном содействии родителей. Интегрированный результат разработанной технологии - это более высокий уровень образовательной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Целью инвариантного блока является формирование дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Инвариантный блок включает этапы: когнитивный, мо-тивационный, деятельностно-практический, результативный (рис. 3).
Инвариантный блок способствует формированию базовых основ готовности родителей к об-
Рис. 1. Система формирования готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
я
■С
К
>
Этапы Содержание
Реализация диф фер енцир о в анного подхода в формировании готовности родителей к содейств шо в образовании детей с легкой степенью умственной отсталости.
ер енцир ованно-когнитивный Диффер енцир ованно-деятель но стны й _
Формирование знаний о причинах и Формирование умений: Формирование опыта диагностического:
природе у/о, о типах и особенностях диагностических: дифференциальная дифференциальной диагностики, динамики
проявления у/о, о структуре дефекта диагностика легкая у/о, ЗПР, тяжелая у/о и обр азов атель ной успешности
(легкой степени умственной отсталости), т.д.; динамика развития; прогностического: предввдение успешности или знаний об особенностях возрастного,
енцир ованно-р езу льтативныи Фор мирование опыта диагностического: диффер енциальной диагностики, динамики обр азов атель ной успешности прогностического: пр едвидение у спешности или
у мственно-отсталых детей, об особенностях воспитания и обучения у/о детей
Формы
анкетирование, анализ, просвещение, инфор мацио нность
анкетирование, анализ продуктов совместной деятельности, личный пример
ттйшшш&тяя^
экспресс-опрос, посещение семей, анализ опыта семей, просвещение, личный пр им ер
Наличие положитель но го опыта в оказании помощи е образовании детей с у/о
я
и >
о
в
я
>
в я
о я
X §
о
я аз
Рис. 4. Технология по формированию дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей
с ограниченными возможностями здоровья (вариативный блок)
разованию детей с ограниченными возможностями здоровья: усвоение знаний, формирование мотивации к образованию детей в семье, ценностного отношения к образовательной деятельности, осознание норм педагогической этики, развитие личностно-значимых качеств; формирование диагностических, коррекционных, реабилитационных умений; формирование опыта диагностической, коррекционной, реабилитационной, прогностической деятельности родителей.
Целью вариативного блока явилась реализация дифференцированного подхода в формировании готовности родителей к содействию в образовании детей с различной структурой дефекта. Данный блок характеризуется дифференцированным ознакомлением родителей с теоретическими и практическими основами образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, формированием у них системы необходимых знаний, осознанием эффективности сотрудничества с педагогами в процессе образования детей с ограниченными возможностями здоровья, формированием умений и опыта работы при образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье с учетом структуры дефекта ребенка (умственная отсталость, слабовидение, глухота, сложная структура дефекта: умственная отсталость в сочетании с нарушением опорно-двигательного аппарата и др.). Вариативный блок включает следующие этапы: дифференцированно-когнитивный, дифференцированно-деятельностный, дифференцированно-результативный (рис. 4, 5).
Вариативный блок - теоретико- и практико-ориентированный на дифференцированное закрепление и стабилизацию знаний и умений в процессе практической деятельности при образовании детей с ограниченными возможностями здо-
ровья в зависимости от структуры дефекта ребенка. Закрепление ценностного отношения к образовательной деятельности, накопление педагогического опыта родителей на основе творческой самостоятельности с учетом структуры дефекта ребенка.
Педагогическими условиями данного блока являются:
1) вариативность выбора педагогических средств;
2) педагогическое общение родителей и детей с педагогами-специалистами с использованием разных форм.
По мнению исследователей, одним из перспективных подходов к повышению уровня готовности родителей к содействию в образовании детей является создание таких педагогических условий, в которых родители могут создать активную личностную позицию, наиболее полно проявить свои способности применительно к участию в образовании детей, реализовать свои потребности и интересы; условий, способствующих включению родителей в образовательный процесс на уровне интеллектуальной, личностной и социальной активности. Разработанная нами технология способствует повышению образовательной успешности детей с ограниченными возможностями здоровья при активном содействии родителей.
Таким образом, эффективное участие родителей в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья возможно при формировании дифференцированной готовности родителей к содействию в образовании детей, которое обеспечивает высокий уровень готовности родителей, а результатом сформированной готовности будет являться положительная динамика образовательной успешности и развития детей с ограниченными возможностями здоровья.