Научная статья на тему 'Формирование готовности к межпрофессиональному взаимодействию студентов направлений подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование»'

Формирование готовности к межпрофессиональному взаимодействию студентов направлений подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОДУЛЬНАЯ ОБЪЕКТНО-ОРИЕН-ТИРОВАННАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ УЧЕБНАЯ СРЕДА MOODLE / ТЕХНОЛОГИЯ ВЕБ-КВЕСТА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERPROFESSIONAL INTERACTION / DISTANCE LEARNING / MODULAR OBJECT-ORIENTED DYNAMIC LEARNING ENVIRONMENT MOODLE / WEB QUEST TECHNOLOGY / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Елена Михайловна, Крылова Наталья Геннадьевна, Пигузов Алексей Александрович

В статье анализируется опыт применения дистанционных образовательных технологий, и их роль в формировании готовности к межпрофессиональному взаимодействию и формированию опыта работы в межпрофессиональных командах студентов. Рассматривается вопрос формирования и развития профессиональных компетенций и возможности использования для решения этих задач дистанционных технологий обучения студентов, используемых учебной средой MOODLE. Представлен опыт использования технологий веб-квеста как одной из инновационных форм организации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпова Елена Михайловна, Крылова Наталья Геннадьевна, Пигузов Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming readiness to interprofessional interaction of students who study to become psychologists and psychopedagogic educators

Experience in the use of distance learning technologies and their role in the formation of readiness of students to interprofessional collaboration and the formation of experience in interprofessional teams is analysed in the article. The question of formation and development of professional competence and the possibility of using distance education students learning technologies, which are used by MOODLE learning medium for the solution of these problems is considered. Experience with quest web technologies as one of the innovative forms of organisation of educational process is presented.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности к межпрофессиональному взаимодействию студентов направлений подготовки «Психология» и «Психолого-педагогическое образование»»

УДК 378:159.9

Карпова Елена Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент

Крылова Наталья Геннадьевна

кандидат педагогических наук, доцент

Пигузов Алексей Александрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected], [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГИЯ» И «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

В статье анализируется опыт применения дистанционных образовательных технологий, и их роль в формировании готовности к межпрофессиональному взаимодействию и формированию опыта работы в межпрофессиональных командах студентов. Рассматривается вопрос формирования и развития профессиональных компетенций и возможности использования для решения этих задач дистанционных технологий обучения студентов, используемых учебной средой MOODLE. Представлен опыт использования технологий веб-квеста как одной из инновационных форм организации образовательного процесса.

Ключевые слова: межпрофессиональное взаимодействие, дистанционное обучение, модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда MOODLE, технология веб-квеста, высшее образование.

В современных условиях модернизации отечественной системы высшего образования на повестке дня остро стоит вопрос о профессиональной компетентности выпускников, и их конкурентоспособности на рынке труда. Во многом уверенность в том, что молодой специалист найдет свое место в профессиональном пространстве, будет определяться его готовностью не только к самостоятельней профессиональной деятельности, но и готовностью быстро ориентироваться в современном информационном пространстве, постоянно самосовершенствоваться, критически осмысляя свое профессиональное становление и развитие. При таком подходе главным результатом деятельности учреждения высшего образования становится возможность комплексного присвоения выпускником основных общекультурных и профессиональных компетенций, в которых готовность и способность «решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий...» занимает принципиальное место в блоке общепрофессиональных компетенций у большинства направлений подготовки.

Внимание специалистов к вопросам формирования и развития профессиональных компетенций сегодня не вызывает сомнения и в решении этого вопроса особо перспективным будет возможность продуктивного использования дистанционных технологий обучения студентов. Во многих университетах РФ, и в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова в том числе, развитию и активному использованию дистанционного обучения уделяется большое внимание. Это является актуальным в формате мировой системы дистанционного обучения, которая в XXI веке уже зарекомендовала себя как «эффективная система

обучения, подготовки и непрерывного поддержания высококвалифицированного уровня специалистов любого профиля» [4].

Дистанционное обучение дает возможность активного включения студентов в разнообразные формы проектной деятельности, активно используемой сегодня во всех сферах профессиональной деятельности. Как моно, так и многофункциональные проекты сегодня составляют перспективную основу для развития различных сфер жизнедеятельности общества. Так, в исследованиях (О.Н. Граничина [3], Ю.Л. Костюка [6] и др.), отмечено, что эффективность выполнения большинства проектов зависит от готовности современных специалистов к профессиональному взаимодействию с представителями других специальностей, что в полной мере отражено в отечественных образовательных стандартах и требованиях.

Возможности и ресурсы дистанционных образовательных технологий в вопросах формирования опыта межпрофессионального взаимодействия дают, по нашему мнению, уникальные возможности для развития профессионально ориентированного мировоззрения, ценностных ориентаций, навыков коммуникации и взаимодействия, например в формате работы межпрофессиональных команд. Эти личностные свойства, могут способствовать развитию интеграционной деятельности будущих специалистов с представителями других профессий, на основе внутренней мотивации на продуктивное взаимодействие и эффективное решение профессиональных задач.

Опыт изучения научных исследований Н.В. Ба-блоян, доказывает, что именно личностно-ори-ентированные и развивающие образовательные технологии, могут помочь построить студенту индивидуальную траекторию формирования готовности к межпрофессиональному взаимодействию [2].

180

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Карпова Е.М., Крылова Н.Г., Пигузов А.А., 2016

Исследователи сходятся во мнении, что работа над индивидуальной траекторией развития должна базироваться на субъектном опыте каждого студента: ценностный опыт, рефлексивный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт, опыт сотрудничества (А.К. Осницкий) [9].

В качестве примера такой развивающей технологии может быть технология веб-квеста. Это одна из форм дистанционного образования, которая наряду с соревновательными телекоммуникационными проектами - олимпиадами и конкурсами позволяет стимулировать активность и самостоятельность студентов в приобретении знаний и опыта в процессе самостоятельного и творческого выполнения заданий в информационном пространстве СДО. Веб-квест активно используется как образовательная технология на разных уровнях современного образования: общего, профессионального и дополнительного. Как правило, веб-квет - это страница или сайт в Интернете, с которым работают учащиеся и студенты, осуществляя: решение конкретной учебной задачи или варианта проблемного задания с элементами ролевой игры; представление продуктов совместной деятельности преподавателя и студентов; организацию самостоятельной работы студентов; максимальную интеграцию ресурсов Интернета в различные учебные предметы.

При планировании и использовании технологии веб-квеста особое внимание мы сосредоточили на следующих позициях:

- составлении актуального и современного списка ссылок на ресурсы, которыми необходимо было воспользоваться для выполнения задания;

- сосредоточение внимания студентов на ресурсах, которые содержат ссылки на сайты, тематические форумы, электронные библиотеки, используемые самим университетом. Например: ЭБС, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина и т.д. Это позволяет студенту не терять время, блуждая по сети Интернет, а осваивать качественные базы данных;

- использование ранее скопированных ссылок на определенные ресурсы, с целью облегчить учащимся поиск и скачивание материалов;

- разработке и представлении критериев оценок для каждого этапа квеста.

Опыт использования в практике дистанционного образования КГУ им. Н.А. Некрасова веб-квеста - привлекает внимание, ввиду возможности решения целого комплекса задач, ориентированного на высококачественную подготовку к выполнению будущими выпускниками различных видов профессиональной деятельности (в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего образования) в условиях межпрофессионального взаимодействия.

Примером этому является «Веб-квест «Путь профессионала». Это опыт использования данной

образовательной технологии в процессе совместной подготовки студентов направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль психология и социальная педагогика и студентов направления 37.03.01 «Психология» Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова к производственной (педагогической практике). Совестный веб-квест этих направлений подготовки был обусловлен:

- одновременным прохождением практики в базовых образовательных учреждениях г. Костромы;

- необходимостью формирования межпрофессиональных команд, состоящих из студентов этих направлений подготовки и отсутствием опыта межпрофессионального взаимодействия при решении тех или иных профессиональных задач. В профессиональной деятельности и социальный педагог, и психолог образовательного учреждения совместно решают комплекс профессиональных задач, оказывая помощь подрастающему поколению в процессе развития и социализации.

Веб-квест был расположен на сайте университета в системе дистанционного обучения (http:// sdo.ksu.edu.ru) системы Moodle. Данная система дистанционного обучения предоставляет широкие возможности для создания преподавателями качественных интерактивных дистанционных курсов, включающих в себя все необходимые обучающие, вспомогательные и контролирующие элементы. В основу проекта «Веб-квест «Путь профессионала» была положена теория социального конструктивизма. Так, система Moodle предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде - разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. Логика этапов квеста была выстроена следующим образом: дополнительное изучение теоретического материала, отработка теории на практике и ориентированность студентов на выход в самостоятельную проектную деятельность профессионального плана.

Так, первый этап «Веб-квеста «Путь профессионала» состоял из двух подэтапов. На первом этапе был организован сбор-старт, где студенты познакомились с условиями прохождения веб-квеста, и были разделены на межпрофессиональные команды (методом случайных выборов). Было создано 7 команд по 5-6 человек. В каждой команде в равном количестве присутствовали студенты как направления подготовки «психолого-педагогическое образование», так и направления подготовки «психология». Были представлены правила, сроки этапов и определен маршрут квеста, который был сориентирован на полтора месяца работы. Первое задание межпрофессиональных команд предполагало: ознакомление с научной и учебной литературой по теме «Девиантное поведение» и составление библиографического списка в соответствии

с ГОСТ 7.1. Можно сказать, что на первом этапе студенты знакомились не только с литературой, которая имеется в библиотечных фондах университета, а также формировали навыки оформления списка литературы. Данные компетенции им потребуется для написания различных видов научных работ (курсовых и квалификационных). Следующим шагом веб-квеста было тестирование. По итогам изученной литературы, студентам необходимо было пройти тест по теме «Девиантное поведение». Тест проходил каждый студент персонально, но балы каждого, шли в зачет команды, что актуализировало задачу наладить взаимодействие между всеми членами команды. Тест студенты также решали на сайте веб-квеста.

Второй этап ставил перед студентами задачу на практике предпринять анализ конфликтных ситуаций и предложить пути их решения. Данный вариант задания для веб-квеста был выбран ввиду того что, как правило, для разрешения любой конфликтной ситуации в образовательном учреждении привлекают как социального педагога, так и психолога, что актуализирует потребность приобретения опыта в решении этих вопросов.

Студентам на выбор предлагалось 3 блока конфликтных ситуаций: учитель-ученик, сверстник-сверстник, родитель-ребенок. Ситуации были представлены в виде видеороликов на сайте веб-квеста. Студентам необходимо было рассмотреть все ситуации и предложить решение двух конфликтных ситуаций. По итогам необходимо было разработать карту наблюдения за ситуацией и дать предложения по разрешению конфликта.

Критерии оценки второго этапа были следующие:

- содержание (полнота и системность, логика изложения, объем и глубина знаний, использование психолого-педагогической литературы по проблеме);

- качество оформления отчетов;

- качество взаимодействия и креативность (авторская оригинальность, слаженность работы в группах, степень самостоятельности разработанных рекомендаций, способность решать стандартные профессиональные задачи, способность к самоорганизации и самообразованию, способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов.

Подводя итог второго этапа стало понятно, что у студентов сформировались знания особенностей конфликтных ситуаций, появился опыт составления карт наблюдения, появилась потребность в использовании ресурса межпрофессионального взаимодействия своих команд. Однако, предложенные варианты разрешения конфликтных ситуаций, к сожалению, показали трудности в межпрофессиональном подходе к их решению. Студентам не всегда удавалось продемонстрировать разницу в разрешении конфликтных ситуаций с позиции социального педагога и с позиции психолога. Дан-

ный факт, в том числе, определил логику третьего этапа веб квеста.

Так, на третьем этапе студентам необходимо было разработать проект «Повышение эффективности взаимодействия специалистов в образовательной организации». Проекты студенты представляли и защищали на форуме «Веб-квеста «Путь профессионала». Таким образом, в он-лайн режиме, у всех студентов была возможность оценить проекты своих однокурсников и задать свои вопросы.

Критерии оценки третьего этапа:

- содержание проекта (логичность, полнота раскрытия темы, умение работать с информацией);

- самостоятельность работы группы (авторская оригинальность, слаженная работа, степень самостоятельности группы);

- защита проектов (объем и глубина знаний по теме, культура речи и грамотность изложения материала, ответы на вопросы).

По итогам всех трех этапов была определена команда победитель, и на финальной встрече были подробно разобраны все этапы веб-квеста, а так же выявлены затруднения с которыми столкнулись студенты во время работы, были разобраны ошибки и определены перспективы работы межпрофессиональных команд уже с условиях реальной производственной практики.

По итогам веб-квеста студентам была предложена анкета с вопросами, которые затрагивали сферу их профессионального мировоззрения и удовлетворенности от участия в квесте. Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что студенты осознали необходимость развития навыков профессиональной коммуникации и ее особую значимость для дальнейшей профессиональной деятельности. При этом, по словам студентов, дистанционная форма работы, позволившая познакомиться с методами и формами работы, как социального педагога, так и психолога системы образования, благотворно повлияла на их профессиональное становление, открыла им не только новую информацию, но и познакомила с новыми технологиями работы.

Описанный подход к организации работы участников команд позволяет говорить о целесообразности выбранной методики в рамках профессионального обучения студентов. Можно сделать вывод о положительном влиянии представленной технологии на формирование профессиональной компетентности обучающихся, в процессе их подготовки к производственной (педагогической) практике в университете.

Библиографический список

1. Багузина Е.И. Разработка веб-квестов и преимущества их использования в процессе обучения // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика.

182

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2010. - Т. 16. - № 1. - С. 9-13.

2. Баблоян Н.В. Моделирование адаптационных стратегий социального интеллекта российской студенческой молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/ n2y2012/779/ (доступ свободный).

3. Граничин О.Н. Опыт деятельности корпоративных университетских лабораторий по подготовке ИТ-специалистов / О.Н. Граничин, В.И. Князев, С.А. Немнюгин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www.it-education.ru/2009/ reports/ Granichin_Kiyaev_Nemnugin.htm (дата обращения 1.04.2016).

4. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. - М.: Академия, 2007. - 336 с.

5. Иванова В.М. Социально-психологические механизмы формирования корпоративной культуры студентов высшего учебного заведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1148/ (доступ свободный).

6. Костюк Ю.Л. Принципы разработки нового проекта государственного образовательного стандарта бакалавра по направлению 010400 - «Информационные технологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.it-education.ru/2006/ reportsZKostyuk.htm (доступ свободный).

7. Мельник О.Г. Веб-квест в обучении студентов // Известия Южного федерального университета: Технические науки. - 2010. - № 10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka. ru/artide/n/veb-kvest-v-obuchenii-studentov (дата обращения: 10.04.2016).

8. Миллер В.В. Использование веб-квест - технологии в подготовке бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» // МНИЖ. -2012. - № 7-2 (7). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/artide/n/ispolzovanie-veb-kvest-tehnologii-v-podgotovke-bakalavrov-po-napravleniyu-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 10.04.2016).

9. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. - М.; Нальчик: Издат. центр «Эль-ФА», 1996. - 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.