УДК 378:159.9
Карпова Елена Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент
Крылова Наталья Геннадьевна
кандидат педагогических наук, доцент
Пигузов Алексей Александрович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected], [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ «ПСИХОЛОГИЯ» И «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
В статье анализируется опыт применения дистанционных образовательных технологий, и их роль в формировании готовности к межпрофессиональному взаимодействию и формированию опыта работы в межпрофессиональных командах студентов. Рассматривается вопрос формирования и развития профессиональных компетенций и возможности использования для решения этих задач дистанционных технологий обучения студентов, используемых учебной средой MOODLE. Представлен опыт использования технологий веб-квеста как одной из инновационных форм организации образовательного процесса.
Ключевые слова: межпрофессиональное взаимодействие, дистанционное обучение, модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда MOODLE, технология веб-квеста, высшее образование.
В современных условиях модернизации отечественной системы высшего образования на повестке дня остро стоит вопрос о профессиональной компетентности выпускников, и их конкурентоспособности на рынке труда. Во многом уверенность в том, что молодой специалист найдет свое место в профессиональном пространстве, будет определяться его готовностью не только к самостоятельней профессиональной деятельности, но и готовностью быстро ориентироваться в современном информационном пространстве, постоянно самосовершенствоваться, критически осмысляя свое профессиональное становление и развитие. При таком подходе главным результатом деятельности учреждения высшего образования становится возможность комплексного присвоения выпускником основных общекультурных и профессиональных компетенций, в которых готовность и способность «решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий...» занимает принципиальное место в блоке общепрофессиональных компетенций у большинства направлений подготовки.
Внимание специалистов к вопросам формирования и развития профессиональных компетенций сегодня не вызывает сомнения и в решении этого вопроса особо перспективным будет возможность продуктивного использования дистанционных технологий обучения студентов. Во многих университетах РФ, и в Костромском государственном университете им. Н.А. Некрасова в том числе, развитию и активному использованию дистанционного обучения уделяется большое внимание. Это является актуальным в формате мировой системы дистанционного обучения, которая в XXI веке уже зарекомендовала себя как «эффективная система
обучения, подготовки и непрерывного поддержания высококвалифицированного уровня специалистов любого профиля» [4].
Дистанционное обучение дает возможность активного включения студентов в разнообразные формы проектной деятельности, активно используемой сегодня во всех сферах профессиональной деятельности. Как моно, так и многофункциональные проекты сегодня составляют перспективную основу для развития различных сфер жизнедеятельности общества. Так, в исследованиях (О.Н. Граничина [3], Ю.Л. Костюка [6] и др.), отмечено, что эффективность выполнения большинства проектов зависит от готовности современных специалистов к профессиональному взаимодействию с представителями других специальностей, что в полной мере отражено в отечественных образовательных стандартах и требованиях.
Возможности и ресурсы дистанционных образовательных технологий в вопросах формирования опыта межпрофессионального взаимодействия дают, по нашему мнению, уникальные возможности для развития профессионально ориентированного мировоззрения, ценностных ориентаций, навыков коммуникации и взаимодействия, например в формате работы межпрофессиональных команд. Эти личностные свойства, могут способствовать развитию интеграционной деятельности будущих специалистов с представителями других профессий, на основе внутренней мотивации на продуктивное взаимодействие и эффективное решение профессиональных задач.
Опыт изучения научных исследований Н.В. Ба-блоян, доказывает, что именно личностно-ори-ентированные и развивающие образовательные технологии, могут помочь построить студенту индивидуальную траекторию формирования готовности к межпрофессиональному взаимодействию [2].
180
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22
© Карпова Е.М., Крылова Н.Г., Пигузов А.А., 2016
Исследователи сходятся во мнении, что работа над индивидуальной траекторией развития должна базироваться на субъектном опыте каждого студента: ценностный опыт, рефлексивный опыт, опыт привычной активизации, операциональный опыт, опыт сотрудничества (А.К. Осницкий) [9].
В качестве примера такой развивающей технологии может быть технология веб-квеста. Это одна из форм дистанционного образования, которая наряду с соревновательными телекоммуникационными проектами - олимпиадами и конкурсами позволяет стимулировать активность и самостоятельность студентов в приобретении знаний и опыта в процессе самостоятельного и творческого выполнения заданий в информационном пространстве СДО. Веб-квест активно используется как образовательная технология на разных уровнях современного образования: общего, профессионального и дополнительного. Как правило, веб-квет - это страница или сайт в Интернете, с которым работают учащиеся и студенты, осуществляя: решение конкретной учебной задачи или варианта проблемного задания с элементами ролевой игры; представление продуктов совместной деятельности преподавателя и студентов; организацию самостоятельной работы студентов; максимальную интеграцию ресурсов Интернета в различные учебные предметы.
При планировании и использовании технологии веб-квеста особое внимание мы сосредоточили на следующих позициях:
- составлении актуального и современного списка ссылок на ресурсы, которыми необходимо было воспользоваться для выполнения задания;
- сосредоточение внимания студентов на ресурсах, которые содержат ссылки на сайты, тематические форумы, электронные библиотеки, используемые самим университетом. Например: ЭБС, Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина и т.д. Это позволяет студенту не терять время, блуждая по сети Интернет, а осваивать качественные базы данных;
- использование ранее скопированных ссылок на определенные ресурсы, с целью облегчить учащимся поиск и скачивание материалов;
- разработке и представлении критериев оценок для каждого этапа квеста.
Опыт использования в практике дистанционного образования КГУ им. Н.А. Некрасова веб-квеста - привлекает внимание, ввиду возможности решения целого комплекса задач, ориентированного на высококачественную подготовку к выполнению будущими выпускниками различных видов профессиональной деятельности (в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего образования) в условиях межпрофессионального взаимодействия.
Примером этому является «Веб-квест «Путь профессионала». Это опыт использования данной
образовательной технологии в процессе совместной подготовки студентов направления 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль психология и социальная педагогика и студентов направления 37.03.01 «Психология» Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова к производственной (педагогической практике). Совестный веб-квест этих направлений подготовки был обусловлен:
- одновременным прохождением практики в базовых образовательных учреждениях г. Костромы;
- необходимостью формирования межпрофессиональных команд, состоящих из студентов этих направлений подготовки и отсутствием опыта межпрофессионального взаимодействия при решении тех или иных профессиональных задач. В профессиональной деятельности и социальный педагог, и психолог образовательного учреждения совместно решают комплекс профессиональных задач, оказывая помощь подрастающему поколению в процессе развития и социализации.
Веб-квест был расположен на сайте университета в системе дистанционного обучения (http:// sdo.ksu.edu.ru) системы Moodle. Данная система дистанционного обучения предоставляет широкие возможности для создания преподавателями качественных интерактивных дистанционных курсов, включающих в себя все необходимые обучающие, вспомогательные и контролирующие элементы. В основу проекта «Веб-квест «Путь профессионала» была положена теория социального конструктивизма. Так, система Moodle предлагает широкий спектр возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде - разнообразные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости. Логика этапов квеста была выстроена следующим образом: дополнительное изучение теоретического материала, отработка теории на практике и ориентированность студентов на выход в самостоятельную проектную деятельность профессионального плана.
Так, первый этап «Веб-квеста «Путь профессионала» состоял из двух подэтапов. На первом этапе был организован сбор-старт, где студенты познакомились с условиями прохождения веб-квеста, и были разделены на межпрофессиональные команды (методом случайных выборов). Было создано 7 команд по 5-6 человек. В каждой команде в равном количестве присутствовали студенты как направления подготовки «психолого-педагогическое образование», так и направления подготовки «психология». Были представлены правила, сроки этапов и определен маршрут квеста, который был сориентирован на полтора месяца работы. Первое задание межпрофессиональных команд предполагало: ознакомление с научной и учебной литературой по теме «Девиантное поведение» и составление библиографического списка в соответствии
с ГОСТ 7.1. Можно сказать, что на первом этапе студенты знакомились не только с литературой, которая имеется в библиотечных фондах университета, а также формировали навыки оформления списка литературы. Данные компетенции им потребуется для написания различных видов научных работ (курсовых и квалификационных). Следующим шагом веб-квеста было тестирование. По итогам изученной литературы, студентам необходимо было пройти тест по теме «Девиантное поведение». Тест проходил каждый студент персонально, но балы каждого, шли в зачет команды, что актуализировало задачу наладить взаимодействие между всеми членами команды. Тест студенты также решали на сайте веб-квеста.
Второй этап ставил перед студентами задачу на практике предпринять анализ конфликтных ситуаций и предложить пути их решения. Данный вариант задания для веб-квеста был выбран ввиду того что, как правило, для разрешения любой конфликтной ситуации в образовательном учреждении привлекают как социального педагога, так и психолога, что актуализирует потребность приобретения опыта в решении этих вопросов.
Студентам на выбор предлагалось 3 блока конфликтных ситуаций: учитель-ученик, сверстник-сверстник, родитель-ребенок. Ситуации были представлены в виде видеороликов на сайте веб-квеста. Студентам необходимо было рассмотреть все ситуации и предложить решение двух конфликтных ситуаций. По итогам необходимо было разработать карту наблюдения за ситуацией и дать предложения по разрешению конфликта.
Критерии оценки второго этапа были следующие:
- содержание (полнота и системность, логика изложения, объем и глубина знаний, использование психолого-педагогической литературы по проблеме);
- качество оформления отчетов;
- качество взаимодействия и креативность (авторская оригинальность, слаженность работы в группах, степень самостоятельности разработанных рекомендаций, способность решать стандартные профессиональные задачи, способность к самоорганизации и самообразованию, способность принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов.
Подводя итог второго этапа стало понятно, что у студентов сформировались знания особенностей конфликтных ситуаций, появился опыт составления карт наблюдения, появилась потребность в использовании ресурса межпрофессионального взаимодействия своих команд. Однако, предложенные варианты разрешения конфликтных ситуаций, к сожалению, показали трудности в межпрофессиональном подходе к их решению. Студентам не всегда удавалось продемонстрировать разницу в разрешении конфликтных ситуаций с позиции социального педагога и с позиции психолога. Дан-
ный факт, в том числе, определил логику третьего этапа веб квеста.
Так, на третьем этапе студентам необходимо было разработать проект «Повышение эффективности взаимодействия специалистов в образовательной организации». Проекты студенты представляли и защищали на форуме «Веб-квеста «Путь профессионала». Таким образом, в он-лайн режиме, у всех студентов была возможность оценить проекты своих однокурсников и задать свои вопросы.
Критерии оценки третьего этапа:
- содержание проекта (логичность, полнота раскрытия темы, умение работать с информацией);
- самостоятельность работы группы (авторская оригинальность, слаженная работа, степень самостоятельности группы);
- защита проектов (объем и глубина знаний по теме, культура речи и грамотность изложения материала, ответы на вопросы).
По итогам всех трех этапов была определена команда победитель, и на финальной встрече были подробно разобраны все этапы веб-квеста, а так же выявлены затруднения с которыми столкнулись студенты во время работы, были разобраны ошибки и определены перспективы работы межпрофессиональных команд уже с условиях реальной производственной практики.
По итогам веб-квеста студентам была предложена анкета с вопросами, которые затрагивали сферу их профессионального мировоззрения и удовлетворенности от участия в квесте. Анализ результатов проведенного анкетирования показал, что студенты осознали необходимость развития навыков профессиональной коммуникации и ее особую значимость для дальнейшей профессиональной деятельности. При этом, по словам студентов, дистанционная форма работы, позволившая познакомиться с методами и формами работы, как социального педагога, так и психолога системы образования, благотворно повлияла на их профессиональное становление, открыла им не только новую информацию, но и познакомила с новыми технологиями работы.
Описанный подход к организации работы участников команд позволяет говорить о целесообразности выбранной методики в рамках профессионального обучения студентов. Можно сделать вывод о положительном влиянии представленной технологии на формирование профессиональной компетентности обучающихся, в процессе их подготовки к производственной (педагогической) практике в университете.
Библиографический список
1. Багузина Е.И. Разработка веб-квестов и преимущества их использования в процессе обучения // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика.
182
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22
Психология. Социальная работа. Ювенология. Со-циокинетика. - 2010. - Т. 16. - № 1. - С. 9-13.
2. Баблоян Н.В. Моделирование адаптационных стратегий социального интеллекта российской студенческой молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ivdon.ru/magazine/archive/ n2y2012/779/ (доступ свободный).
3. Граничин О.Н. Опыт деятельности корпоративных университетских лабораторий по подготовке ИТ-специалистов / О.Н. Граничин, В.И. Князев, С.А. Немнюгин [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www.it-education.ru/2009/ reports/ Granichin_Kiyaev_Nemnugin.htm (дата обращения 1.04.2016).
4. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения. - М.: Академия, 2007. - 336 с.
5. Иванова В.М. Социально-психологические механизмы формирования корпоративной культуры студентов высшего учебного заведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. ivdon.ru/magazine/archive/n4p1y2012/1148/ (доступ свободный).
6. Костюк Ю.Л. Принципы разработки нового проекта государственного образовательного стандарта бакалавра по направлению 010400 - «Информационные технологии» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.it-education.ru/2006/ reportsZKostyuk.htm (доступ свободный).
7. Мельник О.Г. Веб-квест в обучении студентов // Известия Южного федерального университета: Технические науки. - 2010. - № 10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberleninka. ru/artide/n/veb-kvest-v-obuchenii-studentov (дата обращения: 10.04.2016).
8. Миллер В.В. Использование веб-квест - технологии в подготовке бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» // МНИЖ. -2012. - № 7-2 (7). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cyberlemnka.ru/artide/n/ispolzovanie-veb-kvest-tehnologii-v-podgotovke-bakalavrov-po-napravleniyu-psihologo-pedagogicheskoe-obrazovanie (дата обращения: 10.04.2016).
9. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики. - М.; Нальчик: Издат. центр «Эль-ФА», 1996. - 148 с.