Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих преподавателей к проведению музейных экскурсий'

Формирование готовности будущих преподавателей к проведению музейных экскурсий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ / БУДУЩИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МУЗЕЙНАЯ ЭКСКУРСИЯ / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КРУЖОК / КОМПОНЕНТНАЯ СТРУКТУРА ГОТОВНОСТИ / FORMATION / READINESS / FUTURE TEACHER / EXCURSION ACTIVITY / MUSEUM EXCURSION / SCIENTIFIC-METHODICAL CIRCLE / COMPONENT STRUCTURE OF READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбалкина Людмила Григорьевна

В статье актуализируется проблема подготовки преподавателей естественнонаучных дисциплин к проведению музейных экскурсий, которые являются частью дидактического арсенала педагога. В статье рассматриваются приемы проведения экскурсий, такие как: приемы новизны, дискуссионности, противоречивости, проблемности и др. Проведен теоретический анализ научной литературы. Проведен анализ нормативных документов и результатов научных исследований. Представлены данные педагогического эксперимента по апробации педагогических условий формирования знаний и умений будущих преподавателей-студентов магистратуры по осуществлению экскурсионной работы в музее природы. В статье приведены оценка степени готовности студентов к экскурсионной работе, а также выделена компонентная структура готовности. Представлена технология организации практической подготовки студентов к экскурсионной деятельности. Разработана и апробирована трехуровневая шкала оценки компонента готовности будущих преподавателей к экскурсионной деятельности на различных этапах подготовки. Положительный результат готовности магистрантов к проведению экскурсионной работы в музее природы подтверждается повышением мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of readiness of future teachers to conduct museum excursions

The article actualizes the problem of training teachers of natural sciences to conduct museum tours, which are part of the didactic arsenal of the teacher. The article discusses the methods of conducting excursions, such as: techniques of novelty, i.e., inconsistencies, problems, etc. Conducted a theoretical analysis of the scientific literature. The analysis of normative documents of these scientific researches is carried out. The data of the pedagogical experiment on the approbation of the pedagogical conditions for the formation of knowledge and skills of future teachers graduate students on the implementation of excursion work in the Museum of Nature are presented. The article presents an assessment of the degree of readiness of students for excursion work, as well as the component structure of readiness. The technology of organization of practical preparation of students for excursion activity is presented. A three-level scale for assessing the readiness of future teachers for excursion activities at various stages of preparation has been developed and tested. The positive result of the readiness of undergraduates to conduct excursion work in the Museum of nature is confirmed by the increase of motivational, cognitive and activity components.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих преподавателей к проведению музейных экскурсий»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/86PDMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 24.11.2018; опубликована 21.01.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Рыбалкина Л.Г. Формирование готовности будущих преподавателей к проведению музейных экскурсий // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/86PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Rybalkina L.G. (2018). Formation of readiness of future teachers to conduct museum excursions. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/86PDMN618.pdf (in Russian)

УДК 378 ГРНТИ 14.01.11

Рыбалкина Людмила Григорьевна

ГАОУ ВО «Невинномысский государственный гуманитарно -технический институт», Невинномысск, Россия

Аспирант

E-mail: orlovka-122007@yandex.ru

Формирование готовности будущих преподавателей к проведению музейных экскурсий

Аннотация. В статье актуализируется проблема подготовки преподавателей естественнонаучных дисциплин к проведению музейных экскурсий, которые являются частью дидактического арсенала педагога. В статье рассматриваются приемы проведения экскурсий, такие как: приемы новизны, дискуссионности, противоречивости, проблемности и др. Проведен теоретический анализ научной литературы. Проведен анализ нормативных документов и результатов научных исследований. Представлены данные педагогического эксперимента по апробации педагогических условий формирования знаний и умений будущих преподавателей-студентов магистратуры по осуществлению экскурсионной работы в музее природы. В статье приведены оценка степени готовности студентов к экскурсионной работе, а также выделена компонентная структура готовности. Представлена технология организации практической подготовки студентов к экскурсионной деятельности. Разработана и апробирована трехуровневая шкала оценки компонента готовности будущих преподавателей к экскурсионной деятельности на различных этапах подготовки. Положительный результат готовности магистрантов к проведению экскурсионной работы в музее природы подтверждается повышением мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

Ключевые слова: формирование; готовность; будущий преподаватель; экскурсионная деятельность; музейная экскурсия; научно-методического кружок; компонентная структура готовности

Актуальность заявленной в статье проблемы и проводимого нами исследования определяется тем, что современный преподаватель, тем более преподаватель естественнонаучных дисциплин, должен владеть методикой проведения разнообразных экскурсий - в природу, на предприятие, агрокомплекс, научно-исследовательское учреждение, музей [1-7].

Экскурсии предусмотрены учебными программами различных образовательных учреждений. Умение преподавателя проводить учебные экскурсии и просветительскую работу, входит в набор необходимых для профессиональной педагогической деятельности компетенций, которые повышают познавательный интерес обучающихся и качество образовательного процесса в целом. Так, будущему и действующему преподавателю биологии необходимо владеть такими методическими приемами проведения экскурсий, как рассказ, справка, описание, объяснение, комментирование, цитирование, вопрос-ответ, разработка индивидуальных заданий и др.

Помимо вышеназванных, преподаватель может использовать и другие приемы проведения музейных экскурсий, арсенал которых довольно значителен. Среди них, например, приемы новизны, дискуссионности, противоречивости, проблемности и др. [8-11].

Необходимо отметить, что учебный материал, приобретаемый обучающимися во время экскурсий, существенно дополняет теоретическое содержание учебника и виртуальные представления об окружающем мире, получаемые с помощью разнообразных информационно-коммуникационных средств.

Ретроспективный анализ научной и педагогической литературы, позволил выявить, что предложения по изучению окружающего пространства в процессе пребывания в нем, в свое время были высказаны Я.А. Коменским. В девятнадцатом столетии наш соотечественник Д.Д. Семенов, предложил использовать экскурсионную форму обучения в целях познания природы того места, в котором обучающиеся живут. Данные идеи были поддержаны и развиты в трудах Л.С. Севрука и А.Я. Герда, которые были убеждены в том, что обучающихся еще на ранних этапах обучения важно формировать знания о природе и уважительное отношение к ней, для чего организовывать изучение природных явлений непосредственно в природе. Близки к таким подходам и взгляды В.П. Вахтерова, который также был ярым противником преобладания вербальных методов обучения в школьной практике. Интересные аспекты изучения окружающего мира можно найти в трудах И.И. Полянского, который обладал глубокими знаниями о природе и, при этом, его считали мастером обучения - методистом преподавания знаний о природе. Исследователь и педагог считал, что окружающий мир полон интересного, загадочного и, в тоже время, прекрасного, поэтому предложил привносить в процесс изучения природы психологические (эмоционально-чувственные при контакте с объектами природы) контексты и использовать таковые при разработке содержания естественнонаучного образования. Большой вклад в методику экскурсионной работы внес Д.Н. Кайгородов, который предлагал изучать природу целокупно, или комплексно, и ставил экскурсию на первое место среди форм учебной работы [3, 5, 11-14].

Теоретический анализ и наш опыт педагогической работы позволяет высказать следующее мнение:

• во-первых, экскурсия представляют собой одну из основных форм учебно-воспитательной деятельности преподавателя и выполняют ряд функций, основные среди которых, учебная, воспитательная, развивающая, просветительская функции;

• во-вторых, образовательное значение и особенности музейных экскурсий состоит в том, что они предоставляют возможность преподавателю проводить на более высоком методическом уровне учебные, внеклассные и внеучебные формы занятий по естественнонаучным дисциплинам.

К сожалению, данные диагностики реального состояния дел показали, что существует ряд проблем в профессиональной подготовке, например, преподавателей биологии, среди

которых явно выделяется их недостаточная готовность к экскурсионной деятельности, что снижает результативность биологического образования [1, 15-18].

Такое состояние готовности преподавателей к проведению экскурсий объясняется, с одной стороны, сложившимися стереотипами (предпочтение отдается традиционной классно-урочной методике обучения) в их профессиональной деятельности, а, с другой стороны, недостаточной научной и методической проработанностью проблемы использования в практике обучения образовательного потенциала музейных экскурсий.

Налицо явное противоречие между необходимостью активного включения в методический арсенал преподавателя экскурсий в музеи природы и недостаточным уровнем его подготовленности к такой деятельности. Отсюда, цель данной статьи и проводимого нами исследования состоит в том, чтобы представить опыт решения данной проблемы и нивелировать указанное противоречие.

Таким образом, проведенный анализ нормативных документов 1 , данных научных исследований и существующего педагогического опыта преподавателей, позволяет говорить об актуальности данной проблемы, убеждает в том, что подготовка будущих преподавателей биологии к использованию экскурсий в музей природы в свой практической педагогической деятельности, не просто важный, но, обязательный элемент их профессионального становления [4, 7, 9, 11, 13, 16].

Правоту наших подходов мы доказывали в процессе экспериментальной работы. Исследование проводилось в течение 2017-2018 учебного года и включало в себя несколько этапов. На первом этапе, подготовительном - осуществлялся поиск теоретических изысканий с целью обоснования актуальности изучаемой проблемы; отбирались методики исследования; продумывался педагогический эксперимент; проектировались организационно-педагогические условия подготовки будущих преподавателей к проведению учебных экскурсий.

На втором этапе, экспериментальном - осуществлялся формирующий эксперимент, в рамках которого проводилась апробация организационно-педагогических условий подготовки будущих преподавателей к проведению экскурсий в музей природы; для чего была организована работа клуба «Экскурсовод»; проводился мониторинг результативности учебной работы, накапливался и систематизировался исследовательский материал.

Третий этап - обобщающий - осмысливался и систематизировался полученный материал, осуществлялась его интерпретация, обобщались результаты исследования; оформлялся текст данной статьи.

Исследовательской базой служил Музей природы института живых систем СевероКавказского федерального университета. В целом, в опытно-экспериментальной работе, было задействовано 46 студентов-магистрантов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».

На формирующем этапе экспериментального исследовании, направленном на подготовку будущих преподавателей к экскурсионной работе, в эксперименте участвовало 24 студента магистратуры, из которых 12 студентов вошли в экспериментальную группу, и такое же количество студентов в контрольную группу. Магистранты как экспериментальной, так и контрольной групп обучались в соответствии с ФГОС ВО, но из студентов экспериментальной

1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Приказ МОиН РФ от 17 мая, 2012 г. - № 413.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. - № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

группы был сформирован состав студенческого научно-методического кружка «Экскурсовод» и, им была предложена программа подготовки к экскурсионной деятельности. Что и осуществлялось на базе музея природы в соответствии с решаемой научно-педагогической проблемой.

В эксперименте апробировалась технология организации практической подготовки студентов к экскурсионной деятельности. Попытки поднять практическую подготовку студентов магистратуры - будущих преподавателей на более высокий методический уровень предпринимались специалистами неоднократно. На это, по нашему мнению, направлен компетентностный подход в высшем образовании. Тем не менее, многие публикации на эту тему свидетельствуют, что существенных изменений пока не произошло. Вероятнее всего, это объясняется тем, что существует противоречие между субъективными ожиданиями результатов образования студентами, выражающимися в их индивидуальных стремлениях, и объективными требованиями, содержащимися в ФГОС ВО.

Согласно нашим наблюдениям, такое расхождение более всего имеет место в практической подготовке будущего преподавателя, что связано с недостаточным вниманием к формированию интереса (отношения, мотивов) к экскурсионной работе. Особую роль в формировании интереса к будущей профессии и преподаваемому предмету призвана осуществлять экскурсионная практика. Полученные в ходе исследования материалы показывают, что отношение студентов к экскурсионной практике в целом по сравнению с другими видами учебного труда существенно отличается. Согласно данным таблицы 1, оно выражено 30,9 % и 48,9 % по итогам практики 1-го и 39,5 % и 49,3 % 4-го курсов.

Таблица 1

Отношение студентов магистратуры к экскурсионной практике (в числителе данные по 1-м, в знаменателе - по 2-м курсам)

Характер отношения к экскурсионной практике Количество опрошенных студентов

число %

Избирательное отношение 6/6 27,3/25,0

Положительное отношение 4/12 18,2/50,0

Негативное отношение 6/3 54,5/25,0

Всего: 22/24 100/100

Данные, представленные в таблице 1 показывают доминирование негативного отношения студентов первого курса (54,5 %), а у студентов 2-го курса (50,0 %) доминирование положительного отношения к экскурсионной практике. В целом, у студентов преобладает негативное отношение. На наш взгляд, причин здесь несколько. Во-первых, отсутствие со стороны обучающих целенаправленной системы воздействий на формирование у студентов устойчивого интереса к педагогическим и дидактическим нововведениям, в том числе и через экскурсионную работу. Во-вторых, не достаточная сформированность или размытость ценностных ориентаций личности студента - будущего преподавателя на будущую профессию. В-третьих, несовершенство технологий организации экскурсионных практик. В-четвертых, снижение требований к руководителям практик. Мы имеем в виду привлечение к руководству практиками лиц без достаточного практического педагогического опыта работы и, особенно, в проведении учебных экскурсий.

Для оценки степени готовности студентов к экскурсионной работе, в исследовании была использована следующая компонентная структура готовности:

• мотивационный компонент готовности (ориентация на будущую профессию; обостренное эмоционально-чувственное восприятие естественнонаучной информации; интерес ко всем формам учебной работы; способность быстро погружаться в пространство экскурсии; эмоциональная вовлеченность в экскурсионную деятельность; стремление к творческому

сотрудничеству с преподавателем и другими студентами в процессе подготовки и проведения музейных экскурсий; направленность на процесс достижения цели, получения результата учебной деятельности посредством экскурсионной работы);

• когнитивный компонент готовности (знания, представления об экскурсионной работе преподавателя, о сущности учебной экскурсии и методических приемах; знания о своих индивидуальных педагогических качествах и методах их определения; знания и ориентация на требования, предъявляемые к преподавателю и его методическим качествам; уровень естественнонаучных знаний, позволяющий свободно оперировать ими на экскурсии);

• деятельностный компонент готовности (умение применять естественнонаучные знания в практике экскурсионной работы; владение методическими приемами экскурсионной деятельности; подготовленность к целесообразному структурированию учебного материала на экскурсии; умения трансформировать учебный материал по преподаваемому предмету разнообразными (в том числе, эмоционально окрашенными, реальными и виртуальными способами представления) способами, уметь рефлексировать, анализировать и комментировать проведенный процесс; уметь демонстрировать на учебных экскурсиях соответствующее поведение).

Для определения уровня сформированности того или иного компонента готовности будущих преподавателей к экскурсионной деятельности на различных этапах подготовки, использовалась трехуровневая шкала:

I-й уровень (низкий). Студент демонстрирует отрицательное или нейтральное отношение к экскурсионной деятельности, работает по алгоритму и четким инструкциям преподавателя, доля успешно решаемых контрольных заданий по подготовке, организации и проведению учебной экскурсии 0-40 %.

II-й уровень (средний). Студент демонстрирует нейтральное или положительное отношение к экскурсионной деятельности, самостоятельно (индивидуально) может моделировать содержание экскурсии по определённой проблематике, умеет моделировать методические приемы экскурсионной деятельности применительно к определенному классу учебных задач; доля успешно решаемых контрольных заданий по подготовке, организации и проведению учебной экскурсии 41-60 %).

Ш-й уровень (высокий). Студент демонстрирует положительное или заинтересованное отношение к экскурсионной деятельности, умеет разрабатывать различные модели экскурсий; владеет индивидуальными и коллективными способами управления экскурсантами, владеет системой естественнонаучных знаний и умений, доля успешно решаемых контрольных заданий по подготовке, организации и проведению учебной экскурсии 61-100 %).

На констатирующего этапе экспериментальной работы были получены следующие данные об уровне готовности студентов к экскурсионной деятельности (таблица 2):

Таблица 2

Распределение студентов по степени готовности к экскурсионной деятельности (констатирующий этап эксперимента)

Уровень Мотивационный Когнитивный Деятельно стный стат. среднее

готовности компонент компонент компонент

чел. % чел. % чел. % %

Низкий 14 30,5 18 39,1 28 60,8 43,5

Средний 28 60,8 24 52,2 14 30,5 47,8

Высокий 4 8,7 4 8,7 4 8,7 8,7

Всего: 46 100 46 100 46 100 100

Результаты констатирующего эксперимента по диагностике степени готовности будущих преподавателей к экскурсионной музейной деятельности, были неутешительными. Более 90 % студентов по результатам опроса имели низкий (43,5 %) и средний (47,8 %) уровни названной готовности. Всего 8,7 % студентов, по результатам диагностики имели высокий уровень готовности. Данные констатирующего эксперимента утвердили нас в актуальности проводимой работы. Но, было необходимо исправлять сложившееся положение дел.

Для этого нами был смоделирован и проведен формирующий эксперимент, который позволил апробировать организационно-педагогические условия подготовки студентов -будущих преподавателей к экскурсионной работе. Формирование умений проводить экскурсии в музей природы, происходило на базе самого музея. Для этого был сформирован состав научно-методического кружка «Экскурсовод», в который вошли студенты, составившие экспериментальную группу. Студенты, вошедшие в контрольную группу, как было отмечено выше, обучались в рабочем режиме.

По завершению формирующего эксперимента была осуществлена оценка уровня готовности будущих преподавателей к проведению экскурсий. Полученные данные были сопоставлены с показателями, полученными на констатирующем этапе исследования, что позволило нам определить динамику показателей компонентов готовности студентов к музейной экскурсионной работе. Полученные данные представлены в таблице 3 и изображены на рисунке 1.

Таблица 3

Динамика уровня готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к экскурсионной деятельности, %

Уровень готовности контрольная группа экспериментальная группа

ко нстатирующий этап контрольный срез динамика ко нстатирующий этап контрольный срез динамика

Низкий 43,5 55,6 +11,9 43,5 16,3 -27,2

Средний 47,8 38,8 -9,0 47,8 61,5 +13,7

Высокий 8,7 5,6 -3,1 8,7 22,2 +13,5

70 60 50 40 30 20 10 0

контрольная группа контрольный срез

экспериментальная группа контрольный срез

1

2

3

4

5

6

Рисунок 1. Уровень готовности студентов контрольной и экспериментальной групп к экскурсионной деятельности до и после эксперимента

Анализ результатов проведенного эксперимента показал, что доля студентов контрольной группы, имеющих низкий уровень готовности к проведению экскурсий, выросла

почти на 12 % (точнее, на 11,9 %), а доля студентов со средним и высоким уровнем готовности, уменьшилась на 9 и 3 %, соответственно. В экспериментальной группе студентов все выглядело несколько иначе. Так, доля студентов, имеющих низкий уровень готовности проводить экскурсионную музейную работу, сократилась почти на треть, или 27 %, а доля студентов с высоким и средним уровнем готовности выросла на 13,5 и 13,7 %, соответственно.

Основываясь на результатах проведенного педагогического эксперимента, можно заключить, что готовность студентов экспериментальной группы - будущих преподавателей к экскурсионной деятельности имеет динамические характеристики, которые изменяются в положительную сторону. Данное обстоятельство позволяет нам сделать вывод о том, что целенаправленная педагогическая работа по обучению студентов проводить музейные экскурсии, дает положительный результат. Положительный результат, проведенной работы, подтверждается повышением мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов готовности магистрантов к проведению экскурсионной работы в музее природы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзарова О.А. Методика организации экскурсий для школьников, Музей образования, Режим доступа URL: http://musobr.wordpress.com/ (дата обращения: 19.11.2018).

2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1983. - 364 с.

3. Герд А.Я. Избранные педагогические труды. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1953. - 205 с.

4. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В. Методика обучения биологии. Учебное пособие. - Минск: Книжный дом, 2004. - 256 с.

5. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии. Для студентов пед. ВУЗов. - М.: Академия, 2003. - 272 с.

6. Харченко Л.Н. Теория и практика биологического образования в современном педагогическом вузе: дис. ... докт. пед. наук. - Ставрополь, 2002. - 399 с.

7. Хоменко Т.В. Методика преподавания биологии: Практикум для студентов биолого-почвенного факультета. - Кишинэу: CEP USM, 2004. - 80 с.

8. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. - М.: Советский спорт, 2007. - 216 с.

9. Измайлов И.В., Михлин В.Е., Шашков Е.В., Шубкина Л.С., Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

10. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2011. - 502 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Сичинава В.А. Экскурсионная работа: (Из опыта). Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 96 с.

12. Якунчев М.Я. Методика преподавания биологии: учебник / под ред. М.Я. Якунчева. - М.: Академия, 2014. - 332 с.

13. Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. - М.: Топикал, 1999. - 640 с.

14. Харченко Л.Н., Горовая В.И., Сотникова Н.Н. Современное биологическое образование. Теоретический и технологический аспекты. - М., - Ставрополь: «Сервис-школа», 2005. - 340 с.

15. Харченко Л.Н., Панова И.Е. Эволюция профессиональной культуры учителя биологии. Биология в школе. - 2010. - № 7. - С. 16-22.

16. Харченко Л.Н., Магомедова А.Н. Технология подготовки учителя к биоэтической воспитательной деятельности. - Ставрополь, 2015. - 199 с.

Rybalkina Lyudmila Grigoryevna

Nevinnomyssk state humanitori and technical institute, Nevinnomyssk, Russia

E-mail: orlovka-122007@yandex.ru

Formation of readiness of future teachers to conduct museum excursions

Abstract. The article actualizes the problem of training teachers of natural sciences to conduct museum tours, which are part of the didactic arsenal of the teacher. The article discusses the methods of conducting excursions, such as: techniques of novelty, i.e., inconsistencies, problems, etc. Conducted a theoretical analysis of the scientific literature. The analysis of normative documents of these scientific researches is carried out. The data of the pedagogical experiment on the approbation of the pedagogical conditions for the formation of knowledge and skills of future teachers - graduate students on the implementation of excursion work in the Museum of Nature are presented. The article presents an assessment of the degree of readiness of students for excursion work, as well as the component structure of readiness. The technology of organization of practical preparation of students for excursion activity is presented. A three-level scale for assessing the readiness of future teachers for excursion activities at various stages of preparation has been developed and tested. The positive result of the readiness of undergraduates to conduct excursion work in the Museum of nature is confirmed by the increase of motivational, cognitive and activity components.

Keywords: formation; readiness; future teacher; excursion activity; museum excursion; scientific-methodical circle; component structure of readiness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.