Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих дефектологов к осуществлению эколого-экономического образования'

Формирование готовности будущих дефектологов к осуществлению эколого-экономического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ / ПОДГОТОВКА ДЕФЕКТОЛОГОВ / ECOLOGICAL AND ECONOMICAL EDUCATION / READINESS OF FUTURE TEACHERS / TRAINING OF SPEECH PATHOLOGISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабалина Анастасия Александровна

Исследована эколого-экономическая грамотность младших школьников как промежуточный результат этого вида образования в данный возрастной период. Представлен опыт подготовки будущих дефектологов к осуществлению данного вида образования на факультете коррекционной педагогики ЧГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUTURE SPEECH PATHOLOGISTS’ readiness FORMATION TO IMPLEMENT ECOLOGICAL AND ECONOMICAL EDUCATION

Ecological and economic skills of primary school students as an intermediate result of this type of education at the given age have been researched. The experience of training future speech pathologists to implement this type of education at the faculty of Correctional Pedagogy of Chelyabinsk State Pedagogical University is submitted.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих дефектологов к осуществлению эколого-экономического образования»

УДК 378:577.4(07):33(07): 371.9

Шабалина Анастасия Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Челябинского государственного педагогического университета тел.: (351) 239-37-33

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследована эколого-экономическая грамотность младших школьников как промежуточный результат этого вида образования в данный возрастной период. Представлен опыт подготовки будущих дефектологов к осуществлению данного вида образования на факультете коррекционной педагогики ЧГПУ.

Shabalina Anastasia Aleksandrovna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Chelyabinsk Sate Pedagogical University tel.: (351) 239-37-33

FUTURE SPEECH PATHOLOGISTS’ READINESS FORMATION TO IMPLEMENT ECOLOGICAL AND ECONOMICAL EDUCATION

Ecological and economic skills of primary school students as an intermediate result of this type of education at the given age have been researched. The experience of training future speech pathologists to implement this type of education at the faculty of Correctional Pedagogy of Chelyabinsk State Pedagogical University is submitted.

Ключевые слова: эколого-экономическое образование, Key words: ecological and economical education, readi-

готовность будущих педагогов, подготовка дефектоло- ness of future teachers, training of speech pathologists.

гов.

В течение уже нескольких десятилетий одной из главных мировых проблем продолжает оставаться проблема глобального экологического кризиса, создающего угрозу для выживания всего человечества, в связи с чем, очевидна актуальность эколого-экономического образования. Для преодоления этого кризиса сил ограниченного числа специалистов (экологов, политиков, правозащитников и т.п.) недостаточно - необходимо целое поколение людей с особым мировоззрением, обладающих экологической ответственностью. Это формирует потребность общества в подготовке поколения экологически и экономически грамотных людей; обладание экологической ответственностью становится современной государственной нормой образованности. Один из главных способов удовлетворения социальной потребности в экологической ответственности граждан - осуществление эколого-экономического образования всех возрастных и социальных слоев населения.

Эколого-экономическое образование обеспечивает формирование типа мышления и мировоззрения, основанного на понимании неразрывной взаимосвязи человека и природы, взаимозависимости хозяйственно-экономической деятельности человека и ее последствий для природы и условий проживания самого человека. Цель его - формирование нового типа мышления, глобального мировоззрения, осознанного поведения человека в окружающей его среде [1]. Поскольку изменить мировоззрение взрослого человека практически невозможно, то формирование нового, эколого-экономического мышления необходимо начинать на возможно более ранних этапах развития детей - у будущих активных членов общества.

Для формирования основ научного мировоззрения сензитивным периодом считается младший школьный возраст, но и в дошкольном возрасте у детей уже закладываются первоначальные представления о характере взаимоотношений человека с природой, осознается место человека в природе. Однако в государственном образовательном стандарте предмет «Экология» отсутствует не только на данных ступенях образования, но и в старших классах. Поэтому в большинстве образовательных учреждений работа по эколого-экономическому образованию и воспитанию если и ведется, то в рамках национально-регионального или школьного компонентов, и не всегда систематически.

В отсутствие отдельного предмета работу по эколого-экономическому образованию можно включать в преподавание всех предметов начальной школы и занятий ДОУ, наибольшими возможностями для этого обладают следующие: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, трудовое обучение, изобразительное искусство. Возможно ведение факультативных курсов. Также большое значение (не только воспитательное, но и познавательное, развивающее) имеют воспитательные мероприятия, построенные на экологическом и экономическом материале вне учебных занятий. Естественно, что такая работа будет иметь большую эффективность при учете возрастных и индивидуальных особенностей детей, правильном выборе форм и методов работы, а также собственной подготовленности и заинтересованности педагогов.

Поэтому автор считает целесообразным и необходимым формирование готовности студентов - будущих дефектологов к осуществлению эколого-экономического образования детей.

В содержание эколого-экономического образования входят знания, составляющие общую область двух видов образования: взаимодействие человека (общества) и природы, условия их взаимосвязи и взаимоотношений. Такое совместное изучение материала способствует целостному восприятию мира, пониманию и осознанию роли и места человека в системе мироздания и характера его деятельности в социоприродной среде.

Основная задача эколого-экономического образования - формирование экологоэкономической грамотности как промежуточного результата этого вида образования, которого можно достичь в отдельный возрастной период, поскольку цель его (как и любого другого вида образования) достигается в течение всей жизни индивида. Так, например, эколого-экономическая грамотность младших школьников - это интегративная характеристика личности, представляющая собой результат интегрированного эколого-экономического образования младших школьников (как начального этапа в целостном интегрированном эколого-экономическом образовании личности), отражающая содержание эколого-экономического образования младших школьников, и включающая в себя эколого-экономические знания, эколого-экономические умения, эмоциональноценностные отношения, эколого-экономическое содержание деятельности младших школьников [2, с. 9-10]. Эколого-экономическая грамотность отдельных возрастных периодов имеет отличия от данного вида грамотности других возрастных категорий или личности в целом по каждому из четырех ее компонентов.

Согласно традиционной точке зрения в понимании грамотности, знания являются ее основополагающим компонентом, поэтому к эколого-экономическим знаниям относятся: знание основных экологических и экономических понятий; знание идеи единства и взаимодействия человека и природы; знание региональных особенностей (природных, экологических, экономических - в нашем случае - на примере Челябинской области); знание правил и норм грамотного поведения в природе (в т.ч. в экстремальных ситуациях); знания о сохранении и улучшении здоровья человека. Отличием эколого-экономической грамотности младших школьников в компоненте знаний от грамотности личности в целом или других возрастных категорий является их количество и объем.

Если понимать умения как способность человека выполнять какую-либо деятельность в новых для него условиях, приобретенную на основе ранее полученных знаний и навыков, то правомернее говорить об умениях эколого-экономического характера (или содержания), к ним мы относим: умение правильно оценивать состояние среды, свои и чужие поступки в ней; умение решать задачи эколого-экономического содержания; умения грамотного поведения в природе (в т.ч. в экстремальных ситуациях); умения по охране природы (воздуха, воды, почвы, растений, животных); умение улучшать условия жизни с целью сохранения своего здоровья. В компоненте умений младших школьников особенность заключается в содержании этих умений. Так, в умении улучшать условия жизни для сохранения своего здоровья предусматривается умение младших школьников очистить воду для питья в домашних условиях, тогда как требования по умению очистки промышленных стоков им не предъявляются.

Компонент эмоционально-ценностных отношений значим потому, что является элементом подструктуры направленности личности, включающим интерес к проблемам и знаниям экологоэкономического характера; эмоциональную отзывчивость по отношению к природе и поступкам в ней; отношение к объектам живой природы; убеждение в ценности природы: эстетической, познавательной и т.п.; убеждение в ценности здоровья. Так, например, знание ядовитых растений, умение делать гимнастику не будут применяться в деятельности детей без их убеждения в ценности своего здоровья.

Эколого-экономическое содержание деятельности, являясь компонентом экологоэкономической грамотности, подчеркивает практическую направленность грамотности, таким образом, она завершается, реализовывается в деятельности, к которой относятся: потребность в природоохранительной деятельности и ее мотивация; соблюдение правил и норм грамотного поведения в природе (в т.ч. в экстремальных ситуациях); участие в деятельности по охране природы (воздуха, воды, почвы, растений, животных); деятельность по охране своего здоровья.

Для того чтобы грамотно и эффективно формировать перечисленные компоненты экологоэкономической грамотности у детей, будущие педагоги-дефектологи должны быть к этому подготовлены. Что входит в готовность будущих дефектологов к осуществлению эколого-экономического образования детей. Во-первых, это педагогическая готовность (владение психолого-педагогическими знаниями и умениями, необходимыми для осуществления педагогической деятельности). Во-вторых, готов-

ность дефектологическая (знания, умения и желание работать с особыми детьми). В-третьих, высокий уровень эколого-экономической грамотности самих педагогов. В-четвертых, убеждение в необходимости и социальной значимости эколого-экономического образования.

Первый компонент раскрывается предметами общепедагогического блока, второй - специального (дефектологического) блока. Для реализации третьего и последнего компонентов: формирования знаний, умений, отношений, деятельности эколого-экономического характера и убежденности в их необходимости должна проводиться специальная работа, причем не столько преподавателями естественнонаучных дисциплин, сколько социально-гуманитарных. Данная работа осуществляется на факультете коррекционной педагогики ЧГПУ в рамках предметов «Основы экологии» или «Педагогическая экология» (регионально-вузовский компонент разных учебных планов) и на отдельных спецкурсах, например «Сохранение и укрепление здоровья детей в семье» и др.

Таким образом, формируя готовность будущих дефектологов к осуществлению экологоэкономического образования детей, мы выполняем социальный заказ по подготовке поколения людей, обладающих экологической ответственностью, тем самым вносим вклад в предотвращение глобальной экологической катастрофы, в сохранение и укрепление здоровья населения России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Рябинина Н.П. Эколого-экономическое образование учителя: проблемы и перспективы: монография. Челябинск, 1997.

2. Шабалина A.A. Формирование эколого-экономической грамотности младших школьников: автореф. дис.... канд. педагог. наук. Челябинск, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.