Научная статья на тему 'Формирование готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения'

Формирование готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INTERACTIVE TEACHING TECHNOLOGIES / BACHELOR STUDENTS / PEDAGOGICAL EDUCATION / READINESS FORMATION / MODEL / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / БУДУЩИЙ БАКАЛАВР / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусаева Р.А., Шамсиева А.А.

В работе описан процесс формирования готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения. Представлена авторская модель данного процесса с её основными составляющими и дана их краткая характеристика. Авторы выделяют следующую компонентную структуру в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования с использованием интерактивных средств обучения: мотивационный, когнитивный, деятельностный, оценочный. При этом обобщённую характеристику готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения авторы представляют по следующим уровням: начальному, базовому (репродуктивному), поисковому и творческому.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мусаева Р.А., Шамсиева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING OF READINESS OF BACHELOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION TO USE INTERACTIVE TEACHING TECHNOLOGIES

In the work the authors study a process of making bachelor students of pedagogical education be prepared for the use of interactive teaching technologies. The authors’ model of this process with its main components is presented; the paper has short characteristics to every of the components. The authors identify the following component structure in the professional training of bachelors of pedagogical education with the use of interactive methods of training: motivational, cognitive, activity and evaluation-based. The general characteristics of the condition of being prepared for to use interactive learning tools the authors present on the following levels: elementary, basic (reproductive) and creative search. The developed model and software and methodological support contributes to the effectiveness of the educational process of any educational institution.

Текст научной работы на тему «Формирование готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения»

4. Саенко Л.А., Затеева Т.Г. Профессиональное образование как базовый процесс профессиональной социализации. Дискуссия. 2014; 5 (46): 123 - 127.

5. Светличная Т.Г. Актуальные проблемы кадрового обеспечения здравоохранения на региональном уровне. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2014; 1.

Referencеs

1. Denisov I.N. Osnovnye napravleniya sovershenstvovaniya podgotovki vrachebnyh kadrov. 'Ekonomika zdravoohraneniya. 2013; 3.

2. Obramov S.L. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. Podhody iproblemy. Sankt-Peterburg, 2014.

3. Saenko L.A. Professional'naya socializaciya studentov sredstvami distancionnogo obucheniya: problemy, zadachi, perspektivy. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2015; 3 (52): 108 - 111.

4. Saenko L.A., Zateeva T.G. Professional'noe obrazovanie kak bazovyj process professional'noj socializacii. Diskussiya. 2014; 5 (46): 123 - 127.

5. Svetlichnaya T.G. Aktual'nye problemy kadrovogo obespecheniya zdravoohraneniya na regional'nom urovne. Problemy social'noj gigieny, zdravoohraneniya iistorii mediciny. 2014; 1.

Статья поступила в редакцию 04.11.15

УДК 378.2

Musayeva R.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

Е-mail: timur .60@mail.ru

Shamsiyeva A.A., Cand. of Sciences (Biology), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia),

Е-mail: timur .60@mail.ru

FORMING OF READINESS OF BACHELOR STUDENTS OF PEDAGOGICAL EDUCATION TO USE INTERACTIVE TEACHING TECHNOLOGIES. In the work the authors study a process of making bachelor students of pedagogical education be prepared for the use of interactive teaching technologies. The authors' model of this process with its main components is presented; the paper has short characteristics to every of the components. The authors identify the following component structure in the professional training of bachelors of pedagogical education with the use of interactive methods of training: motivational, cognitive, activity - and evaluation-based. The general characteristics of the condition of being prepared for to use interactive learning tools the authors present on the following levels: elementary, basic (reproductive) and creative search. The developed model and software and methodological support contributes to the effectiveness of the educational process of any educational institution.

Key words: interactive teaching technologies, bachelor students, pedagogical education, readiness formation, model.

Р.А. Мусаева, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru

А.А. Шамсиева, канд. биол. наук, доц., ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»,

г. Махачкала, E-mail: timur.60@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

В работе описан процесс формирования готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения. Представлена авторская модель данного процесса с её основными составляющими и дана их краткая характеристика. Авторы выделяют следующую компонентную структуру в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования с использованием интерактивных средств обучения: мотивационный, когнитивный, деятельностный, оценочный. При этом обобщённую характеристику готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения авторы представляют по следующим уровням: начальному, базовому (репродуктивному), поисковому и творческому.

Ключевые слова: интерактивные средства обучения, будущий бакалавр, педагогическое образование, формирование готовности, модель.

Понятие «готовность» трактуется как состояние готовности, подготовка к чему-нибудь, решение на что-то [1]. По нашему мнению, термин «готовность» следует понимать, как состояние, установка на что-либо, результат.

В данной статье нами рассматривается процесс формирования готовности будущих бакалавров к использованию интерактивных средств обучения, которые дают возможность обеспечить самостоятельность при изучении учебного материала, а также оценить свой уровень подготовки. Анализ литературы [2 - 5] позволяет считать, что интерактивные средства обучения призваны обеспечить создание информационно-образовательной среды, содействующей:

1) достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы будущими бакалаврами;

2) использованию в образовательном процессе современных образовательных технологий;

3) организации эффективной самостоятельной работы студентов бакалавриата по поиску и усвоению знаний, умений и навыков, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики;

4) выявлению и развитию будущих бакалавров, в том числе за счёт формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов.

В нашем исследовании моделирование выступило как метод представления функциональных характеристик готовности к использованию интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров педагогического образования. Не отвергая всех разнообразных способов использования интерактивных средств обучения, мы считаем целесообразным предложить модель использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования, которую можно было бы реализовать в каждом вузе.

Цель проектирования модели использования интерактивных средств обучения в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования определяется социальным заказом, сформулированном в документах, посвященных модернизации педагогического образования, в частности, в системе подготовки профессионально компетентных педагогов в области интерактивных средств обучения.

В модели одной из составляющих являются методологические основы, состоящие из: подходов (системный, ком-петентностный, личностно-деятельностный, практико-ори-ентированный), принципов (целостности, оптимальности, преемственности) и методов (частично-поисковый, поисковый, исследовательский, метод проектов).

Важную роль при использовании интерактивных средств обучения в подготовке бакалавров играет такой интерактивный метод как дискуссия - форма познавательной деятельности, в которой субъекты образовательного процесса целенаправленно обмениваются своими мнениями, идеями, суждениями по обсуждаемой учебной проблеме.

Дискуссию целесообразно использовать в обсуждении проблем, имеющих комплексный междисциплинарный характер.

Содержание докладов, сообщений может быть связано с изучаемым материалом, но может и выходить за рамки программы. Как правило, они имеют профессиональную направленность.

На основе рассматриваемых элементов сформулируем следующую компетентную структуру в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования с использованием интерактивных средств обучения: мотивационный, когнитивный, деятельностный, оценочный.

Мотивационный компонент определяет готовность и интерес к работе с интерактивными средствами обучения, постановку и осознание целей информационной деятельности будущих бакалавров.

Когнитивный компонент определяет наличие информационных знаний, умений и навыков и способность применять их в профессиональной детальности, умение анализировать, классифицировать и систематизировать программные и аппаратные средства интерактивных технологий;

Деятельностный компонент определяет эффективность и продуктивность информационной деятельности, применение интерактивных средств обучения на практике, постоянное совершенствование способов их применения.

Оценочный компонент обеспечивает готовность к поиску решения возникающих проблем, к их творческому преобразованию на основе анализа своей деятельности.

Библиографический список

Обобщённо характеристику готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения представляем по следующим уровням: начальный, базовый (репродуктивный), поисковый и творческий.

По всем уровням представлены показатели, показывающие роль и место интерактивных средств обучения в подготовке будущих бакалавров педагогического образования.

Последней составляющей нашей модели является результат - сформированость готовности будущих бакалавров педагогического образования к использованию интерактивных средств обучения.

В ходе экспериментального исследования мы проанализировали изменения по отдельным критериям, характеризующим уровень использования интерактивных средств обучения: знания в области информатики (практические навыки, содержание и объем интерактивных знаний), опыт в решении информационных задач, соотношение творческого подхода использовании интерактивных средств обучения.

Полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы в практике организации учебного процесса с использованием интерактивных средств обучения в вузе при преподавании дисциплин «Физиология человека» и «Лечебная физическая культура и массаж» на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности при Дагестанском государственном педагогическом университете. Подобные исследования могут способствовать формированию базы знаний, которая позволит разработать и улучшить программу и учебный процесс с использованием интерактивных средств обучения.

Разработанная нами модель и программное методическое обеспечение способствует эффективности учебного процесса любого образовательного учреждения.

1. Малый энциклопедический словарь: в 4-х т. Москва, 1997.

2. Везиров Т.Г. Некоторые аспекты профессиональной подготовки бакалавров по профилю «Музыка и мировая художественная культура» с использованием интерактивных средств обучения. Мир науки, культуры, образования. 2013; 3 (40): 102 - 104.

3. Везиров Т.Г. Электронные образовательные ресурсы в развитии ИКТ-компетентности будущих бакалавров педагогического образования. Мир науки, культуры, образования. 2013; 6 (43): 112 - 114.

4. Худовердова С.А. Модель информационного обеспечения инноваций в образовании. Стандарты и мониторинг в образовании. 2014; Т. 2; № 3: 55 - 58.

5. Худовердова С.А., Агибова И.М. Информационно-образовательная среда вуза как средство формирования информационной культуры будущего педагога. Информатика и образование. 2012; 9: 107 - 109.

Referenœs

1. Malyj 'enciklopedicheskij slovar': v 4-h t. Moskva, 1997.

2. Vezirov T.G. Nekotorye aspekty professional'noj podgotovki bakalavrov po profilyu «Muzyka i mirovaya hudozhestvennaya kul'tura» s ispol'zovaniem interaktivnyh sredstv obucheniya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 3 (40): 102 - 104.

3. Vezirov T.G. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy v razvitii IKT-kompetentnosti buduschih bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 6 (43): 112 - 114.

4. Hudoverdova S.A. Model' informacionnogo obespecheniya innovacij v obrazovanii. Standarty i monitoring v obrazovanii. 2014; T. 2; № 3: 55 - 58.

5. Hudoverdova S.A., Agibova I.M. Informacionno-obrazovatel'naya sreda vuza kak sredstvo formirovaniya informacionnoj kul'tury buduschego pedagoga. Informatika i obrazovanie. 2012; 9: 107 - 109.

Статья поступила в редакцию 04.11.15

УДК 378

Shapieva A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Management, Dagestan State Institute of National

Economy (Russia), E-mail: aschap76@mail.ru

Magomedova P.K., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technology of Vocational

Training, Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: papanesh@mail.ru

Alieva R.R., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Department of Pedagogy and Technology of Vocational Training,

Dagestan State Pedagogical University (Russia), E-mail: rukisha@bk.ru

PROFESSIONAL TRAINING REQUIREMENTS FOR MANAGEMENT EDUCATION. The paper identifies a number of professional requirements for the individual management of educational institutions, such as communication, tact and ability to maintain the necessary contacts and communication, leadership, possession of bases and command methods, free maneuvering style, competence, knowledge and understanding of professional problems and their solutions, possession competently put tactical and strategic objectives, etc. In the modern conditions a manager should know his or her own business, have an ability to effectively achieve goals at lower costs, should possess a high educational level and high professional qualifications. An education Manager must be prepared to find compromises that will ensure the least losses.

Key words: training requirements, manager of education, professional quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.