Научная статья на тему 'Формирование государственного финансово-экономического механизма импортозамещения товаров сельскохозяйственных производителей'

Формирование государственного финансово-экономического механизма импортозамещения товаров сельскохозяйственных производителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ САНКЦИИ / STATE / ECONOMIC AND FINANCIAL MECHANISM / IMPORT SUBSTITUTION / ECONOMIC SANCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мадатова О.В.

Предмет и тема. В статье исследованы отдельные аспекты формирования государственного финансово-экономического механизма импортозамещения товаров сельскохозяйственных производителей. Доказано, что контпродуктивная деятельность должностных лиц Соединенных Штатов Америки и стран Европейского cоюза требует создания системы выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции на территории Российской Федерации для обеспечения населения страны продовольственными товарами в необходимом масштабе. Для этого требуется соответствующее финансирование, основой которого не должны являться иностранные капиталы или инвестиции зарубежных физических лиц и компаний. Проанализированы географическое положение Краснодарского региона и возможности использование резервов увеличения посевных площадей, интенсификации земледелия. Цели. Целью настоящей работы является комплексное рассмотрение проблемы импортозамещения продовольственных товаров в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. Методология. С помощью эконометрических методов изучен вопрос формирования государственного финансово-экономического механизма импортозамещения товаров сельскохозяйственных производителей, в результате внедрения которого население страны будет обеспечено основными продовольственными товарами. Результаты. Сформирован государственный финансово-экономический механизм импортозамещения товаров сельскохозяйственных производителей, в основу которого положены научно обоснованный расчет потребности в продуктах питания, разработка перспективных технологий, обеспечивающих их производство, выделение возвратного финансирования для создания необходимой материально-технической базы. Выводы. Сделан вывод о том, что формирование государственного финансово-экономического механизма поможет решить проблему импортозамещения сельскохозяйственной продукции и обеспечит население России продуктами питания в необходимом объеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of State financial and economic mechanisms for import substitution of agricultural producers’ goods

Subject The article examines some aspects of building a State financial and economic mechanism for import substitution of agricultural producers’ goods. To provide the population with food products to the extent required, it is necessary to create a system of agricultural goods cultivation and processing, which is impossible without adequate funding. The basis of the funding should be other than foreign capital or investments of foreign individuals and companies. The study includes the analysis of the geographical position of the Krasnodar region and the potential for using the reserves to increase the crop area and intensify the farming. Objectives The aim of the study is a comprehensive consideration of foodstuffs import substitution during the strongest overall impact of adverse foreign policy and foreign economic environment. Methods I employed econometric techniques to review the building of State financial and economic mechanisms for import substitution of agricultural producers’ goods. The introduction of the mechanism will provide basic food products for the population. Results I have devised a State financial and economic mechanism of import substitution of agricultural producers’ goods that rests on a science-based calculation of basic food requirements, the advanced technologies for their production, and allocation of repayable funding for the necessary material and technical base creation. Conclusions The formation of the State financial and economic mechanism will help solve the problem of import substitution of agricultural products and provide the population of Russia with the required volume of foodstuffs.

Текст научной работы на тему «Формирование государственного финансово-экономического механизма импортозамещения товаров сельскохозяйственных производителей»

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Бюджетное регулирование

ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Оксана Владимировна МАДАТОВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Академия маркетинга и социально-информационных

технологий, Краснодар, Российская Федерация

mokb@bk.ru

Аннотация

Предмет и тема. В статье исследованы отдельные аспекты формирования государственного финансово-экономического механизма импортозамещения товаров сельскохозяйственных производителей. Доказано, что контпродуктивная деятельность должностных лиц Соединенных Штатов Америки и стран Европейского союза требует создания системы выращивания и переработки сельскохозяйственной продукции на территории Российской Федерации для обеспечения населения страны продовольственными товарами в необходимом масштабе. Для этого требуется соответствующее финансирование, основой которого не должны являться иностранные капиталы или инвестиции зарубежных физических лиц и компаний. Проанализированы географическое положение Краснодарского региона и возможности использование резервов увеличения посевных площадей, интенсификации земледелия.

Цели. Целью настоящей работы является комплексное рассмотрение проблемы импортозамещения продовольственных товаров в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры. Методология. С помощью эконометрических методов изучен вопрос формирования государственного финансово-экономического механизма импортозамещения товаров сельскохозяйственных производителей, в результате внедрения которого население страны будет обеспечено основными продовольственными товарами.

Результаты. Сформирован государственный финансово-экономический механизм импортозамещения товаров сельскохозяйственных производителей, в основу которого положены научно обоснованный расчет потребности в продуктах питания, разработка перспективных технологий, обеспечивающих их производство, выделение возвратного финансирования для создания необходимой материально-технической базы. Выводы. Сделан вывод о том, что формирование государственного финансово-экономического механизма поможет решить проблему импортозамещения сельскохозяйственной продукции и обеспечит население России продуктами питания в необходимом объеме.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Принята 30.03.2015 Одобрена 13.04.2015

УДК 338.242

Ключевые слова: финансово-экономический механизм, импортозамещение, экономические санкции

Контрпродуктивная деятельность должностных лиц Соединенных Штатов Америки и стран Европейского союза, направленная на экономическую и политическую изоляцию России, требует принятия адекватных мер, способных предотвратить и ликвидировать данную угрозу. При этом наибольшую важность представляет проблема физиологического обеспечения жителей нашей страны качественными и разнообразными продуктами питания, значительный рост цен на которые вынуждает определенную часть населения снижать размеры их потребления, что может повлиять на социальную стабильность общества.

Как отмечает М.С. Юсупова, одним из важнейших показателей, характеризующих уровень инфляции,

является индекс потребительских цен, который «...используется в целях осуществления государственной финансовой политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, регулирования реального курса национальной валюты, пересмотра минимальных социальных гарантий, решения правовых споров» [1].

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики [2], индексы потребительских цен на продукты питания в Российской Федерации в октябре 2014 г. возросли на 1,4%, в ноябре 2014 г. - на 2,4%, в декабре 2014 г. - на 4,0%. По странам Европейского союза этот рост составил 0,2, 0,0 и 0,1% соответственно. В декабре 2014 г. по сравнению с декабрем 2013 г. прирост цен

на указанную группу товаров в РФ составил 16,7%, а в странах ЕС снизился на 1% (табл. 1).

Указанное явление может быть объяснено двумя основными факторами: девальвацией рубля и снижением предложения товаров на рынке. Обе причины напрямую связаны с зависимостью экономики нашей страны от импортных товаров, что создает проблему экономической безопасности нашей Родины.

Для ее решение Правительством Российской Федерации утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г., ключевыми направлениями которого являются:

1) поддержка импортозамещения и экспорта по широкой номенклатуре несырьевых, в том числе высокотехнологичных, товаров;

2) создание возможностей для привлечения оборотных и инвестиционных ресурсов с приемлемой стоимостью в наиболее значимых секторах экономики;

3) снижение напряженности на рынке труда и поддержка эффективной занятости и др. (распоряжение Правительства РФ от 27.01.2015 № 98-р).

В перечень первоочередных мероприятий включен раздел II «Поддержка отраслей экономики», п. 36-38 которого посвящены сельскому хозяйству. Среди обозначенных мер необходимо выделить:

- предоставление в 2015 г. дополнительных средств федерального бюджета на государственную поддержку сельского хозяйства (п. 37);

- корректировку механизма предоставления из федерального бюджета субсидий на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в ро ссийских кредитных организациях на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей (п. 38).

Решением проблемы увеличения собственного производства сельскохозяйственной продукции занимались такие видные ученые, как Р.А. Алборов [3], В.В. Белухин [4], О.В. Богданова [5], М.Ю. Боташев [6], Д.Г. Бутуханова [7], Г.М. Винокуров [8], С.А. Касьянова [9], Н.В. Климова [10, 11], М.М. Маслов [12], О.М. Одинцов [13], Г.И. Панаедова [14], К.В. Писаренко [15], Т.В. Савченко [16], Л.П. Силаева [17], Н.В. Стежко [18], М.Б. Тхагапсо и др. Однако положения, представленные в указанных научных работах мало применимы к решению проблем в условиях постоянного расширения санкций ряда недружественных зарубежных стран.

Данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [1 9] свидетельствуют о значительной зависимости России от поставок продовольственных товаров из-за рубежа (табл. 2).

Особое беспокойство при этом вызывает то обстоятельство, что значительная часть продовольственных товаров завозится из стран дальнего зарубежья, большинство из которых находится под политическим и финансовым давлением США, что не может не сказаться на угрозе прекращения или снижения поставок в зависимости от политической конъюнктуры (табл. 3).

Таким образом, анализ данных табл. 3 показывает, что в 2012 г. доля закупаемых продовольственных товаров в странах дальнего зарубежья составляла 85,3%, в 2013 г. она снизилась до 70,9%, но в настоящее время по-прежнему остается высокой. При этом под угрозой в основном находится именно эта категория поставок.

Правительством РФ предпринимаются определенные меры, направленные на увеличение производства сельскохозяйственной продукции. В частности, действует Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». Статья 7 данного закона определяет основные направления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Предусмотрено, например,

Таблица 1

Индексы потребительских цен на продукты питания в 2014 г., %

Страна (группа стран) К предыдущему месяцу Октябрь Ноябрь Декабрь Декабрь 2014 к декабрю 2013

Российская Федерация 101,4 102,4 104,0 116,7

Европейский союз 100,2 100,0 100,1 99,0

Источник: URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/ (Ю5/т(!^еп26.Йт.

Таблица 2

Динамика импорта продовольственных товаров в Российскую Федерацию в 2009-2013 гг., т

Товар 2009 2010 2011 2012 2013 Итого

Мясо свежее и мороженое 1 437 776 1 161 228 1 428 888 1 399 557 1 284 693 6 712 142

Мясо птицы свежее и мороженое 985 898 367 743 493 013 527 504 522 829 2 896 988

Молоко и сливки сгущенные 129 116 198 487 179 327 145 694 214 117 866 741

Масло сливочное и прочие молочные жиры 125 280 111 672 135 456 114 928 142 096 629 432

Чай 182 150 148 553 187 946 180 272 173 230 872 151

Злаки 431 478 308 517 689 631 1 142 027 1 485 873 4 057 527

Пшеница и меслин* 94 659 75 880 1 806 206 895 889 140 1 268 380

Ячмень 32 407 23 472 379 502 520 894 290 761 1 247 035

Кукуруза 38 007 31 576 114 248 40 873 55 271 279 975

Масло подсолнечное и его фракции 43 438 60 502 93 745 17 325 18 127 233 137

Готовые или консервированные продукты 40 774 32 024 55 478 46 599 37 855 212 731

из мяса

Сахар сырец 1 251 760 1 943 163 2 331 631 520 258 530 277 6 577 089

Сахар белый 258 932 231 197 247 309 61 710 79 718 878 866

Сигареты и сигары 7 026 5 691 4 321 3 459 4 739 25 237

Всего 5 058 699 4 699 706 6 342 301 4927997 5 728 726 26 757 430

* Смесь ржи и пшеницы

Источник: рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/vnesh-t/imp-to.htm.

Таблица 3

Структура импорта продовольственных товаров в Российскую Федерацию в 2012-2013 гг., т

2012 2013

Товар Всего Страны дальнего зарубежья Всего Страны дальнего зарубежья

т % т %

Мясо свежее и мороженое 1 399 556,6 1 324 759,2 94,7 1 284 692,7 1 170 471,9 91,1

Мясо птицы свежее и мороженое 527 504,3 439 988,4 83,4 522 829,4 404 138,0 77,3

Рыба свежая и мороженая 736 725,0 730 453,2 99,1 774 743,1 762 907,5 98,5

Молоко и сливки сгущенные 145 694,3 18 113,0 12,4 214 116,9 39 608,3 18,5

Масло сливочное и прочие 114 927,8 73 869,0 64,3 142 095,9 97 723,1 68,8

молочные жиры

Цитрусовые плоды 1 580 230,9 1 576 832,5 99,8 1 703 436,2 1 693 987,6 99,4

Кофе 123 807,6 123 042,5 99,4 143 915,2 142 469,8 99,0

Чай 180 271,7 176 120,2 97,7 173 230,5 168 778,8 97,4

Злаки 1 142 027,1 744 208,2 65,2 1 485 873,4 544 287,3 36,6

Пшеница и меслин 206 895,4 1 237,0 0,6 889 139,7 11 230,7 1,3

Ячмень 520 893,8 520 795,9 100,0 290 760,5 265 829,8 91,4

Кукуруза 40 873,3 30 270,9 74,1 55 271,1 37 757,4 68,3

Масло подсолнечное, сафлоровое 17 325,0 839,4 4,8 18 126,8 1 193,6 6,6

или хлопковое и их фракции

Готовые или консервированные 46 599,3 35 936,3 77,1 37 855,0 25 308,7 66,9

продукты из мяса

Сахар-сырец 520 258,3 519 338,3 99,8 530 277,1 529 969,2 99,9

Сахар белый 61 710,5 57 473,9 93,1 79 717,8 53 751,7 67,4

Какао-бобы 62 682,4 62 682,4 100,0 62 300,7 61 973,5 99,5

Шоколад и прочие готовые 186 385,1 61 528,5 33,0 176 872,6 72 048,9 40,7

пищевые продукты, содержащие

какао

Итого 7 614 368,3 6 497 488,9 85,3 8 585 254,6 6 083 436,1 70,9

Источник: рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики РФ. URL: http://www.gks. ru/free_doc/new_site/vnesh-t/imp-to.htm.

«...обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции (в том числе на арендованных основных средствах) и ее реализацию в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при условии, что доля дохода от реализации этой продукции в доходе указанных организаций и указанных индивидуальных предпринимателей составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год». Однако этого было недостаточно даже при благоприятной внешней конъюнктуре кредитования. В условиях же жестких экономических санкций, существенного повышения ставки рефинансирования Банком России реализация указанной меры поддержки представляется затруднительной.

Кроме того, показывает свою несостоятельность о сновная концепция саморегулирования рынка сельскохозяйственной продукции при наличии достаточного финансирования. За время действия рассматриваемого закона не были полностью обеспечены потребности населения страны в таких основных продуктах питания, как мясо, мясо птицы, рыба, молоко, масло сливочное, чай, злаки, ячмень, кукуруза, сахар-сырец, овощи и фрукты и др. Для страны, занимающей одну седьмую часть суши, это является недопустимым.

Решение этой проблемы видится в формировании государственного финансово-экономического механизма импортозамещения товар ов сельскохозяйственных производителей, основные положения которого заключаются в следующем:

1) определение дополнительной потребности населения нашей страны в продуктах питания. На основе данных Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенный службы, с учетом происходящих демографических процессов необходимо рассчитать потребность в отдельных видах товаров сельскохозяйственных производителей;

2) проведение научных изысканий на предмет возможно сти обе спечения населения

указанными продуктами питания. В ходе этого мероприятия предлагается определить места и способы возможного размещения объектов сельскохозяйственного назначение. При этом необходимо учесть наличие свободных площадей, наличие трудоспособного населения, разработать инновационные технологии, направленные на оптимизацию производства продукции и т.д., а также рассчитать примерные расходы на внедрение указанных мероприятий;

3) исследование возможных источники финансирования проектов. Учитывая то обстоятельство, что кредитные ресурсы в коммерческих банках являются малодоступными, экономически затратными и, как правило, краткосрочными, а возможности государственного бюджета ограничены, предлагается открыть полностью государственный банк, который бы осуществлял финансирование среднесрочных проектов развития сельского хозяйства. При этом денежные ресурсы не должны выдаваться непосредственно сельскохозяйственному предприятию, а перечислятся на предприятие-поставщик, которое выиграло соответствующий тендер;

4) определение поставщиков товаров, необходимых сельскохозяйственному производителю. Это предполагается делать по принципу закупки товаров для государственных нужд при жестком контроле со стороны образованного государственного банка;

5) проведение конкурса по выборам сельскохозяйственных производителей для участия в соответствующем проекте. Конкретные требования к кандидатам определяются организаторами, но, по мнению автора, основным из них должно быть наличие в собственности земельных участков и возможность привлечения трудовых ресурсов;

6) контроль за исполнением соответствующей программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом необходимо отметить, что наряду с большими проектами возможно принятие малых проектов, рассчитанных на одновременное обеспечение увеличения объемов производимой сельскохозяйственной продукции и занятости населения. Особенно это актуально для отдельных населенных пунктов Краснодарского края. По мнению автора, на Кубани широкое распространение могла бы получить программа по выращиванию

овощей в теплицах на прилегающих к дому земельных участках.

Разработка типового проекта автоматизированной (поддержание температуры, освещенности, влажности, полива) теплицы с массовым изготовлением их на промышленных предприятиях края (для снижения себестоимости) и последующей установкой на земельных участках в местах проживания, при условии поддержки агрономов и создания логистической инфраструктуры, поможет решить проблему занятости населения и существенно увеличить объемы производимых овощей.

Основные культуры, выращиваемые в теплицах:

- огурцы (урожайность летом может достигать 30-32 кг/м2, осенью и весной - по 16 кг/м2);

- помидоры (50 кг/м2 в год);

- редис (3-4 кг/м2 за 30 дней) и др. [20].

Таким образом, с одной сотки теплицы, которая оптимально разместится на приусадебном участке, в год можно собрать больше 6 т огурцов, около 5 т помидоров, 3,6-4,8 т редиски. Если на принципах кооперации организовать доставку тары на объект, вывоз готовой продукции, складирование и отгрузку в другие регионы нашей страны, то экономическая эффективность подобной деятельности будет крайне высокой. Причем потребность в дополнительных земельных площадях отсутствует.

При этом необходимо отметить более низкую себестоимость выращивания сельскохозяйственной продукции в теплицах на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, или дачных участках, нежели в фермерских и крестьянских хозяйствах либо у иных сельскохозяйственных производителей, что обусловлено:

- отсутствием налогов на фонд оплаты труда;

- использованием тарифов индивидуальных потребителей для приобретения газа, электроэнергии, воды;

- лучшей заинтересованностью собственников в результатах труда.

Более того, появляется возможность использовать

отходы сельскохозяйственного производства (листья, стебли, корневую систему) для выращивания кроликов, кур, уток и т.д.

Организация выращивания сельскохозяйственной продукции в теплицах возможна также и в рамках средних и крупных сельскохозяйственных производителей. А использование технологий обогрева теплиц за счет геотермальной энергии, снижение себестоимости на основании закона концентрации, задействование земель, простаивающих в настоящее время в связи с повышенным содержанием солей, и т.п. могут также способствовать росту эффективности производства.

Таким образом, за счет интенсификации использования имеющихся площадей появляется реальная возможность существенным образом увеличить масштабы производства овощей и, следовательно, сократить потребность в закупке товаров за рубежом, что позволит решить проблему импортозамещения.

Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что для физиологического обеспечения жителей нашей страны качественными и разнообразными продуктами питания необходимо сформировать государственный финансово-экономический механизм импортозамещения товаров сельскохозяйственных производителей, в основу которого должны быть положены:

- научно обоснованный расчет потребности в продуктах питания;

- разработка перспективных технологий, обеспечивающих их производство;

- выделение возвратного финансирования для создания необходимой материально-технической базы.

Применительно к Краснодарскому краю предлагается создать государственную программу по организации выращивания овощей в теплицах, размещаемых на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, дачных участках, землях, ранее не используемых для сельскохозяйственного производства.

Список литературы

1. Юсупова М.С. Индекс потребительских цен как важнейший показатель уровня инфляции в стране. Грозный: Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова, 2010. С. 25-38.

2. Об индексах потребительских цен в России и зарубежных странах в декабре 2014 года. URL: http:// www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/ d05/ind-zen26.htm.

3. Алборов Р.А., Концевая С.М., Собин И.Н. Совершенствование управления сельскохозяйственным производством в крестьянских (фермерских) хозяйствах: монография. Ижевск: Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, 2010. 95 с.

4. Белухин В.В. О роли государства в модернизации инфраструктуры российской экономики // Теория и практика общественного развития. 2014. № 15. С. 92-96.

5. Богданова О.В. Стратегия устойчивого развития сельскохозяйственного производства региона: теория и практика. Тверь: Тверская государственная сельскохозяйственная академия, 2011. 166 с.

6. Боташев М.Ю. Региональная политика стимулирования модернизации перерабатывающих и заготавливающих производств отрасли сельского хозяйства // Управление экономическими системами. 2014. № 2. С. 8. URL: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/2779-2014-02-22-10-10-53.

7. Бутуханова Д.Г. Устойчивое развитие личных подсобных хозяйств населения Республики Бурятия // Международный научный журнал. 2014. № 2. С. 59-61.

8. Винокуров Г.М. Современное состояние и перспективы развития сельскохозяйственного производства в Иркутской области: монография. Иркутск: Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 2010. 383 с.

9. Касьянова С.А. Метод взаимодействия финансового, управленческого и налогового учетов на примере организаций, реализующих пищевое сырье // Известия высших учебных заведений. Пищевая технология. 2006.№ 6. С. 9-12.

10. Климова Н.В., Гулько М.В. Инвестиции как фактор повышения эффективности птицепродуктового подкомплекса. URL: http://www.sworld.com.ua/konfer37/450.pdf.

11. Климова Н.В., Кочиева Ю.С. Продовольственная безопасность России: глобальный и национальный аспект // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 3. С. 352-356.

12. МасловМ.М. Обоснование производства продукции в крупных сельскохозяйственных организациях // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 170-175.

13. Одинцов О.М. Методические основы выявления полюсов развития и точек роста как предпосылок формирования агропромышленных кластеров // Бизнес Информ. 2014. № 3. С. 177-182.

14. Панаедова Г.И. Актуальные проблемы развития продовольственного рынка России в условиях ВТО // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2014. № 4. С. 109-120.

15. Писаренко К.В. Управление социально-экономическим развитием регионов: финансовый механизм и международная практика // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12. С. 188-193.

16. Савченко Т.В. Управление сельскохозяйственным производством региона: теория, методология, практика. URL: http://www.vsau.ru/files/savchenko_t_v_25_10_10.pdf.

17. Силаева Л.П. Эффективность производства и реализации сельскохозяйственной продукции в стране // Агропродовольственная политика России. 2014. № 1. С. 24-28.

18. Стежко Н.В. Проблемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции как основы формирования продовольственного фонда // Наука и экономика. 2014. № 4. С. 107-117.

19. Импорт отдельных товаров. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vnesh-t/imp-to.htm.

20. Чем богата круглогодичная теплица? URL: http://teplodarets.com.ua/ru/article/chem-bogata-kruglogodichnaya-teplica.

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Budget Regulation

FORMATION OF STATE FINANCIAL AND ECONOMIC MECHANISMS FOR IMPORT SUBSTITUTION OF AGRICULTURAL PRODUCERS' GOODS

Oksana V. MADATOVA

Academy of Marketing and Social Information Technologies, Krasnodar, Russian Federation mokb@bk.ru

Abstract

Subject The article examines some aspects of building a State financial and economic mechanism for import substitution of agricultural producers' goods. To provide the population with food products to the extent required, it is necessary to create a system of agricultural goods cultivation and processing, which is impossible without adequate funding. The basis of the funding should be other than foreign capital or investments of foreign individuals and companies. The study includes the analysis of the geographical position of the Krasnodar region and the potential for using the reserves to increase the crop area and intensify the farming.

Objectives The aim of the study is a comprehensive consideration of foodstuffs import substitution during the strongest overall impact of adverse foreign policy and foreign economic environment.

Methods I employed econometric techniques to review the building of State financial and economic mechanisms for import substitution of agricultural producers' goods. The introduction of the mechanism will provide basic food products for the population.

Results I have devised a State financial and economic mechanism of import substitution of agricultural producers' goods that rests on a science-based calculation of basic food requirements, the advanced technologies for their production, and allocation of repayable funding for the necessary material and technical base creation.

Conclusions The formation of the State financial and economic mechanism will help solve the problem of import substitution of agricultural products and provide the population of Russia with the required volume of foodstuffs.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Yusupova M.S. Indekspotrebitel 'skikh tsen kakvazhneishiipokazatel'urovnya inflyatsii v strane [Consumer price index as the most important indicator of inflation rate in the country]. Grozny, GSOTU Publ., 2010, pp.25-38.

2. Ob indeksakh potrebitel 'skikh tsen v Rossii i zarubezhnykh stranakh v dekabre 2014 goda [About consumer price indices in Russia and foreign countries in December 2014]. Available at: http://www.gks.ru/bgd/free/ b04_03/IssWWW.exe/Stg/ d05/ind-zen26.htm. (In Russ.)

3. Alborov R.A., Kontsevaya S.M., Sobin I.N. Sovershenstvovanie upravleniya sel'skokhozyaistvennym proizvodstvom v krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaistvakh: monografiya [Improving farm production management in peasant economies and private farms: a monograph]. Izhevsk, Izhevsk State Agricultural Academy Publ., 2010, 95 p.

4. Belukhin V.V. O roli gosudarstva v modernizatsii infrastruktury rossiiskoi ekonomiki [On the role of the State in modernizing the infrastructure of the Russian economy]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya = Theory and Practice of Social Development, 2014, no. 15, pp. 92-96.

5. Bogdanova O.V. Strategiya ustoichivogo razvitiya sel'skokhozyaistvennogo proizvodstva regiona: teoriya i praktika [The strategy of sustainable development of agricultural production of the region: theory and practice]. Tver, Tver State Agricultural Academy Publ., 2011, 166 p.

6. Botashev M.Yu. [The regional policy to promote the upgrading of agricultural enterprises involved in processing and procurement]. Upravlenie Ekonomicheskimi Sistemami, 2014, no. 2, p. 8. (In Russ.) Available at: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/2779-2014-02-22-10-10-53.

Article history:

Received 30 March 2015 Accepted 13 April 2015

Keywords: State, economic and financial mechanism, import substitution, economic sanctions

7. Butukhanova D.G. Ustoichivoe razvitie lichnykh podsobnykh khozyaistv naseleniya Respubliki Buryatiya [Sustainable development of private subsidiary farming of the population of the Republic of Buryatia].

Mezhdunarodnyi nauchnyi zhurnal = International Scientific Journal, 2014, no. 2, pp. 59-61.

8. Vinokurov G.M. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya sel'skokhozyaistvennogo proizvodstva v Irkutskoi oblasti: monografiya [Current status and prospects for development of agricultural production in the Irkutsk oblast: a monograph]. Irkutsk, Irkutsk State Agricultural Academy Publ., 2010, 383 p.

9. Kas'yanova S.A. Metod vzaimodeistviya finansovogo, upravlencheskogo i nalogovogo uchetov na primere organizatsii, realizuyushchikh pishchevoe syr'e [A method of interaction of financial, administrative and tax accounting. The organizations selling food raw materials case]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Pishchevaya tekhnologiya = News of Institutes of Higher Education. Food Technology, 2006, no. 6, pp. 9-12.

10. Klimova N.V., Gul'ko M.V. Investitsii kak faktor povysheniya effektivnosti ptitseproduktovogo podkompleksa [Investments as a factor of increasing the efficiency of the poultry farming]. Available at: http://www.sworld. com.ua/konfer37/450.pdf. (In Russ.)

11. Klimova N.V., Kochieva Yu.S. Prodovol'stvennaya bezopasnost' Rossii: global'nyi i natsional'nyi aspekt [Food security of Russia: global and national aspects]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2014, no. 3, pp. 352-356.

12. Maslov M.M. Obosnovanie proizvodstva produktsii v krupnykh sel'skokhozyaistvennykh organizatsiyakh [Justifying the output in large agricultural organizations]. Karel 'skii nauchnyi zhurnal = Karelian Scientific Journal, 2014, no. 4, pp. 170-175.

13. Odintsov O.M. Metodicheskie osnovy vyyavleniya polyusov razvitiya i tochek rosta kak predposylok formirovaniya agropromyshlennykh klasterov [Methodological bases of identifying the areas of development and growth as prerequisites of formation of agroindustrial clusters]. Biznes Inform = Business Inform, 2014, no.3,pp. 177-182.

14. Panaedova G.I. Aktual'nye problemy razvitiya prodovol'stvennogo rynka Rossii v usloviyakh VTO [Topical issues of the Russian food market development in the WTO conditions]. ETAP: ekonomicheskaya teoriya, analiz, praktika = ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice, 2014, no. 4, pp. 109-120.

15. Pisarenko K.V. Upravlenie sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem regionov: finansovyi mekhanizm i mezhdunarodnaya praktika [Management of social and economic development of regions: a financial mechanism and international practice]. Ekonomika ipredprinimatel 'stvo = Economy andEntrepreneurship, 2014,no.12, pp.188-193.

16. Savchenko T.V. Upravlenie sel 'skokhozyaistvennymproizvodstvom regiona: teoriya, metodologiya, praktika [Farm management of the region: theory, methodology, practice]. Available at: http://www.vsau.ru/files/ savchenko_t_v_25_10_10.pdf. (In Russ.)

17. Silaeva L.P. Effektivnost' proizvodstva i realizatsii sel'skokhozyaistvennoi produktsii v strane [Efficiency of production and sale of agricultural products in the country]. Agroprodovol'stvennayapolitika Rossii = AgrofoodPolicy of Russia, 2014, no. 1, pp. 24-28.

18. Stezhko N.V. Problemy proizvodstva osnovnykh vidov sel'skokhozyaistvennoi produktsii kak osnovy formirovaniya prodovol'stvennogo fonda [Problems of production of main types of farm produce as a basis of the food fund formation]. Nauka i ekonomika = Science and Economy, 2014, no. 4, pp. 107-117.

19. Import otdel'nykh tovarov [Import of certain goods]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ vnesh-t/imp-to.htm. (In Russ.)

20. Chem bogata kruglogodichnaya teplitsa? [What benefits may the year-round greenhouse yield?]. Available at: http://teplodarets.com.ua/ru/article/chem-bogata-kruglogodichnaya-teplica. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.