Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ В РОССИИ: ПОСТУЛАТЫ ПРОШЛОГО И ТЕОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ В РОССИИ: ПОСТУЛАТЫ ПРОШЛОГО И ТЕОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ / МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ АГЛОМЕРАЦИЯМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ижгузина Назлыгуль Рустамовна

В статье представлены существующие направления формирования городских агломераций, а также эволюция их миссии в современных условиях. Автор рассматривает модели управления агломерациями, выделяя преимущества и недостатки в каждой из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF URBAN AGGLOMERATIONS IN RUSSIA: POSTULATES OF THE PAST AND THEORIES OF MODERN TIMES

The article presents the existing directions of the formation of urban agglomerations as well as the evolution of their mission today. The author considers the management models of agglomerations, highlighting advantages and disadvantages of each.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ В РОССИИ: ПОСТУЛАТЫ ПРОШЛОГО И ТЕОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ»

произойдет уже в ближайшее время. Впрочем, пока официальные власти говорят о том, что даже не рассматривают возможность выхода из ВТО...9

На сегодняшний день главная цель - использовать одно из важных конкурентных преимуществ России, емкий внутренний рынок. Заполнить его конкурентоспособными, качественными товарами, которые производит реальный сектор отечественной экономики, разумеется, сохраняя стабильность и сбалансированность внутреннего рынка, экономики в целом. По сути, речь идет о формировании такой экономической политики, при которой все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть переориентированы на развитие реального сектора. Нужно за предстоящие полтора-два года совершить настоящий рывок в повышении конкурентоспособности российского реального сектора, сделать то, на что раньше потребовались бы годы.

Залог развития любого производства - доступ к финансовым ресурсам, к дешевым кредитам. Без этого, например, не закупить новое оборудование. Но сегодня ставки по кредитам слишком высоки. Модернизация и расширение становятся невыгодными.

Весь инвестиционный ресурс, прибыль этих отраслей, уходит кредитным организациям - половина полученной ими прибыли уходит на оплату процентных платежей, а вторая половина - на возврат кредитов.

Необходимость снижения процентных ставок по кредитам, в том числе, ключевой ставки. Уровень этих ставок в некоторых других странах, допустим, в том же Евросоюзе, но если мы посмотрим на уровень инфляции с одной стороны, и на уровень ставки с другой, некоторые вещи становятся более понятными и ясными. У нас тогда сразу возникает проблема снижения инфляции. Если мы ее ставим в качестве ключевой проблемы, а она такой и является, она порождает необходимость определенных действий в экономике.

Глава департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности Минпроторга Сергей Колдаев рассказал, какие меры планируется принять для повышения конкурентоспособности предприятий. Министерство сейчас оценивает возможности и составляет планы по импорто-замещению. Следующим шагом, как пояснил он, станет

оценка возможностей конкурентоспособного замещения таких позиций силами отечественных предприятий. В госпрограммах будут учтены предложения по развитию отечественных импортозамещающих производств и по локализации на территории России производственных площадок зарубежных компаний. По его словам, в рамках госпрограммы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» будет разработана и утверждена подпрограмма развития производства. В системе господдержки будут применены два инструмента - Фонд развития промышленности и субсидирование затрат на НИОКР. Важную роль также будет играть и новый инструмент промышленной политики - специальный инвестиционный контракт. Фонд развития промышленности и спе-цинвестконтракт заработают после окончательного принятия закона «О промышленной политике»10.

Итак, как мы видем создание действительно конкурентоспособного продукта возможно только в случае ориентации предприятий сразу на внешний рынок, а не только на внутренний. Курс на инновационное импорто-замещение предполагает переход к производству высокотехнологичной и наукоемкой продукции с помощью повышения уровня развития производства, технологий, качества продукции.

Решение стратегических задач инновационного развития может эффективно осуществляться при активной поддержке государства. Техническое регулирование является инструментом, способствующим координировать деятельность государства и предпринимательских структур с целью эффективного импортозамещения, повышения экономической и национальной безопасности страны, в условиях санкций.

Список источников

1. http://wto.wtcmoscow.ru/novosti/2699, статья, В ЦМТ подвели итоги двухлетнего участия России в ВТО: негативных последствий нет, для использования преимуществ нужно стимулировать рост конкурентоспособности, Спецпроект ЦМТ "Россия в ВТО",2014

2. http://provincialynews.ru/, статья Санкции Запада против России, 2015

ФОРМИРОВАНИЕ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ В РОССИИ: ПОСТУЛАТЫ ПРОШЛОГО

И ТЕОРИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Ижгузина Назлыгуль Рустамовна

Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

THE FORMATION OF URBAN AGGLOMERATIONS IN RUSSIA: POSTULATES OF THE PAST AND THEORIES OF MODERN TIMES Izhguzina Nazlygul, Urals State University of Economics, Yekaterinburg АННОТАЦИЯ

В статье представлены существующие направления формирования городских агломераций, а также эволюция их миссии в современных условиях. Автор рассматривает модели управления агломерациями, выделяя преимущества и недостатки в каждой из них.

9 http://provincialvnews.ru/. статья Санкции Запада против России, 2015

10 http://wto.wtcmoscow.ru/novosti/2699. статья В ЦМТ подвели итоги двухлетнего участия России в ВТО: негативных послед-

ствий нет, для использования преимуществ нужно стимулировать рост конкурентоспособности, Спецпроект ЦМТ "Россия в ВТО",2014

ABSTRACT

The article presents the existing directions of the formation of urban agglomerations as well as the evolution of their mission today. The author considers the management models of agglomerations, highlighting advantages and disadvantages of each.

Ключевые слова: городская агломерация, формирование городских агломераций, модели управления агломерациями.

Keywords: urban agglomeration, the formation of urban agglomerations, management models of agglomerations.

Формирование городских агломераций (ГА) представляет собой процесс организации взаимовыгодного сотрудничества города-центра со своими спутниками с целью успешного социально-экономического развития всей территории. Традиционно ученые выделяют следующие направления (рисунок1):

Направления формирования городских агломераций

«от города»

формирование агломерации происходит как более высокой стадии развития крупного центра. Большой город по мере развития ощущает потребность в новых ресурсах, что приводит к формированию агломерации города-центра и окружающих его спутников (например, Московская, Санкт-Петербургская, Екатеринбургская агломерации)

«от района»

данное направлении характерно для крупных ресурсных бассейнов и мощной тяжелой индустрии (например, Тульская, Кузбасская агломерации). В группе населенных пунктов со сходной специализацией с течением времени выделяется город, который берет на себя функции центра агломерации. В нем развиваются организационно-хозяйственные, культурные, научные и иные функции. После достижения городом известной степени зрелости развитие агломерации осуществляется по варианту «от города»

Рисунок 1. Направления формирования городских агломераций [1; 6]

Характеризуя современное развитие ГА, Нещадин А. и Прилепин А. [8, с.121-139], выделяют четыре фазы формирования агломераций:

1 фаза - «агломерация рынка труда» («индустриальные агломерации»), объединяющим фактором выступают производственные связи, однако еще не сформирован единый рынок труда, земли, недвижимости и других ресурсов.

На 2 фазе наблюдается усиление центростремительных сил, формируется единый рынок труда ГА.

3 фаза - развитая агломерация («агломерация рынков торговой, жилой и производственной недвижимости»): появляется единое функционально связанное пространство; активно развиваются субурбии (города-спутники), переняв ряд функций ядра агломерации в сфере производства, развлечения и потребления, что приводит к росту потребности в развитой и отвечающей современным требованиям транспортной инфраструктуре; формируется единый рынок ГА, и как следствие агломерация начинает играть значимую роль на национальной арене.

4 фаза - постиндустриальная агломерация: городская агломерация активно включается в экономическую жизнь мира; интеллектуальные системы и SMART-техно-логии (англ. smart, умный), коворкинг-модели (англ. co-working, совместно работающие) (концепция «третьего места»), «новый портфель ресурсов» постепенно формируют новое агломерационное пространство.

4 стадию формирования агломераций в модели А. Нещадина и А.Прилепина необходимо дополнить современными тенденциями, которые проявляются в концепции управления социально-экономическим развитием агломерации. В настоящее время процессы агломерирования претерпевают значительные изменения. Так, если в середине XX в. ученые-урбанисты видели в городской агломерации очаг нового, двигатель общественного прогресса [5, с.6], то в условиях современности - необходимость эффективного развития всей национальной экономики с учетом инновационных тенденций [4]. Примеры предназначения некоторых агломераций приведены в таблице 1.

Таблица 1

Стратегическое видение некоторых городских агломерации

Наименование городской агломерации Источник Стратегическое видение городской агломерации

Екатеринбургская городская агломерация Ваксман С.А., Ижгузина Н.Р. Институциональные и транспортные принципы формирования крупной городской агломерации (на примере Екатеринбургской городской агломерации) // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния: материалы XIX Междунар. (двадцать второй Екатеринбургской) науч.-практ. конф. (16 - 17 июня 2013 г.) / науч. ред. С.А. Ваксман. -Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2013. - С. 24 Миссия Екатеринбургской городской агломерации: Екатеринбургская агломерация - это устойчиво развивающийся многопрофильный индустриальный и образовательный центр межнационального значения, способствующий созданию благоприятного социально-экономического и правового климата для жителей и предпринимателей агломерации на основе развития эффективного инновационного производства. Цель развития Екатеринбургской агломерации -формирование благоприятной социально-экономической и политической среды для горожан нынешнего и будущего поколения.

Самарско-Тол ьят- тинская агломерация Стратегия развития Самарско-Тольяттин-ской агломерации - Официальный сайт Регионального информационного портала Smart-City 63. - Режим доступа: http://smart-city63.ru/?page_id=46. - Самара, 2013. - С. 10 Цели создания Самарско-Тольяттинской агломерации: 1. Создание единой концепции развития региона, которая должна охватывать весь процесс регионального планирования от развития региона до планирования устойчивого развития регионального ландшафта; 2. Определение слабых и сильных сторон агломерации с тем, чтобы получить дополнительные бонусы для развития региона, зная его преимущества и недостатки; 3. Разработка региональной стратегии планирования для того, чтобы привлечь к себе внимание федерального (а возможно и международного) уровня в условиях конкуренции с другими столичными регионами; 4. Другие точки соприкосновения - подготовка и запуск новых проектов с целью привлечения финансовой поддержки региона и т.д.

Абакано-Черногор-ская агломерация Концепция развития Абакано-Черногор-ской агломерации на период до 2020 года: Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 21.05.2013 г. № 37-п // Официальный сайт инвестиционного портала Республики Хакасия. - Режим доступа: http://invest.r- 19.ru/assets/files/projects/acha-conception-2020.pdf. - С. 27 Основные цели создания Абакано-Черногорской агломерации 1) повышение конкурентоспособности Республики Хакасия; 2) концентрация производства в силу кластерного развития Абакано-Черногорской агломерации; 3) оптимизация рынка труда; 4) эффективное использование объектов инфраструктуры и существующих ресурсов; 5) формирование благоприятной среды для проживания и самореализации населения.

Чебоксарская агломерация О вынесении на публичные слушания проекта Стратегии развития города Чебоксары на период до 2020 года с учетом перспективы развития агломерации город Чебоксары - город Новочебоксарск-Мариинско - Посадский район - Моргау-шский район - Цивильский район - Чебоксарский район: Постановление Администрации города Чебоксары от 06.05.2009 № 112 // Официальный сайт города Чебоксары. - Режим доступа: http://gov.cap.ru/laws.aspx? gov_id=81&id=66624. - С. 58 Миссия Чебоксарской агломерации: Чебоксарская агломерация - это уникальная территория, сочетающая возможности для профессиональной и творческой реализации, присущие крупным российским и развитым европейским городам и высококачественные условия для жизни, присущие малым и средним городам. Цели развития Чебоксарской агломерации на долгосрочную перспективу: 1. Создание на территории агломерации высокоорганизованной экономической, социальной и территориальной системы, привлекательной для жизни и работы населения;

Наименование городской агломерации Источник Стратегическое видение городской агломерации

2. Выгодное встраивание (интеграция) Чувашской республики в экономические, финансовые и миграционные потки ПФО, РФ и мира за счет развития Чебоксарской агломерации.

Новосибирская агломерация Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года: Постановление Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 № 474 // Официальный сайт Губернатора и Правительства Новосибирской области. - Режим доступа: http://www.nso.ru/activity/Socio-Economic_Policy/strat_plan/ Documents/1654.pdf. - С. 164; Пространственное развитие Новосибирской агломерации. Проект «Схема территориального планирования Новосибирской агломерации» // Официальный сайт Международной Ассамблей столиц и крупных городов «МАГ». - Режим доступа: http://www.e-gorod.ru/Documents/ Главным стратегическим направлением в развитии Новосибирской агломерации является ее превращение в крупнейший центр развития промышленности, инновационных технологий, что обеспечит выполнение межрегиональных и международных функций в сфере информационных, образовательных, финансовых, торговых, транспортно-логистических и культурно-развлекательных услуг. Миссия Новосибирской агломерации - превращение Новосибирской агломерации в главный инновационный центр на Востоке России, отвечающий вызовам XXI века, и в один из наиболее комфортных для проживания, труда и отдыха регион страны. Стратегический замысел - создание конкурентоспособного на мировом рынке территориального образования - Новосибирской агломерации, имеющего стратегию развития, утвержденную Схему территориального планирования (устраняющую или нивелирующую существующие недостатки пространственной организации территории, способствующую созданию комфортной среды для бизнеса, высокого качества жизни населения и т.д.) и соответствующего государственным целям и задачам. Цели создания Новосибирской агломерации: 1. Согласование взаимных интересов в области градостроительной деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, органов государственной власти на территории Новосибирской агломерации; 2. Обеспечение устойчивого развития территорий всех муниципальных образований, вошедших в состав Новосибирской агломерации; 3. Выработка основных направлений градостроительной политики на принципах межмуниципального сотрудничества всех муниципальных образований, вошедших в состав Новосибирской агломерации; 4. Определение существующих и перспективных границ Новосибирской агломерации; 5. Подготовка предложений (в случае необходимости) по включению в перспективные границы агломерации дополнительных муниципальных образований.

meropr /2014 01 24 novosibirsk /novosibirsk_aglomeration_2014.pdf. - С. 8-9

Красноярская агломерация Пояснительная записка к концепции развития Красноярской агломерации до 2020 г. - Официальный сайт Национального Градостроительного Общества. -Режим доступа: http://www. gardarica.pro/ component /k2/item/ 247-пояснительная-записка-к-концепции-развития-красноярской-аг-ломерации-до-2020-rhtml Генеральная цель развития Красноярской агломерации - положить начало системному процессу развития новой социально-экономической реальности - умножению массового постоянного населения Сибири, имеющего высокие социальные и экономические возможности при ведущей роли первых. Цели развития Красноярской агломерации: - занять место лидера развития в Сибири;

Наименование городской агломерации Источник Стратегическое видение городской агломерации

- задать энергетику развития Южно-Сибирского кластера агломераций с перспективой доведения численности постоянного населения до 15-20 млн. человек; - создать и поддерживать динамику развития Сибири как платформы Российской цивилизации в системе мироустройства и формирования глобально значимых регионов; - добиться выхода на уровень исторического ан-тропо-демографического успеха в сбережении и умножении российского народа, показав новые формы жизнеустройства, духовного роста и устойчивого развития в XXI веке.

Владивостокская агломерация Презентация «Стратегия социально-экономического развития Приморского края на период до 2025 года». - Официальный сайт фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад». - Режим доступа: http://www.csr-nw.ru/upload/ Цель формирования Владивостокской агломерации - формирование центра сотрудничества России и АТР, сомасштабного тенденциям урбанизации в макрорегионе

file_category_592.pdf. - Слайд 9

Как уже было отмечено, современный этап формирования городских агломераций и их дальнейшего развития тесно связан с процессом управления для достижения максимальных положительных эффектов. Муниципальные образования, входящие в состав агломераций, объединены экономическими, социальными, культурными и иными взаимосвязями, что должно найти выражение в соответствующей структуре управления агломерацией. В связи с этим целесообразным представляется охарактеризовать основные модели управления городскими агломерациями, используемые в мире.

Александр Лола [7] весь мировой опыт по данному вопросу сводит к трем моделям:

- ассоциативная (координационная) модель - руководящие структуры территорий, входящие в состав агломерации, на базе созданной ими ассоциации

_Модели управления городскими агломерациями [2

осуществляют управление агломерацией, затрагивая общие вопросы развития. Данная модель наиболее распространена.

- промежуточная модель опять же характеризуется наличием ассоциации субъектов ГА, однако город-центр получает определенные преимущества в решении общих проблем и в механизмах управления, законодательно закрепленные государством.

- модель единства органов распорядительной власти и органов управления агломерацией. Данная модель является наиболее эффективной.

- Помимо указанных моделей наиболее распространенными в мире являются: одноуровневая; двухуровневая; договорная и модель регионального управления, характеристика каждой из которых приведена в таблице 2.

Таблица 2

с.106; 3, с.2; 10; 9, с. 67-69; 13, с. 18-21; 14, с. 58-60]_

Название модели Содержание Преимущества и недостатки Примеры

Одно-уровне-вая предусматривает объединение всех территорий, входящих в состав агломерации, в единое муниципальное образование и упразднение их прав на самостоятельность бюджета и наличие выборных органов власти. предполагает создание органа управления на верхнем (агломерационном) уровне и сохранение нижнего уровня муниципальных образований. Вопросы ведения органа агломерационного уровня затрагивают наиболее важные аспекты функционирования всех территорий, входящих в состав агломерации, полномочия же местного характера сохраняются за муниципалитетами. Преимущества: - простота модели; - более высокая эффективность; - высокая подотчетность власти Недостатки: - возможность возникновения конфликтов на стадии объединения; - трудность дифференциации услуг; - В 1998 г. в рамках агломерации Торонто 6 городов были объединены в единое муниципальное образование. - Шанхайская агломерация («Большой Шанхай»), где управлением занимается мэрия города и городской комитет Компартии Китая.

Название модели Содержание Преимущества и недостатки Примеры

Двухуровневая Договорная модель подразделяется на: - модель с директивным распределением полномочий (на территории всей агломерации создается муниципалитет верхнего уровня, муниципальные образования агломерации сохраняются и становятся муниципалитетами нижнего уровня. Полномочия обоих уровней устанавливаются в директивном порядке); - модель с договорным распределением полномочий (аналогично модели с директивным распределением полномочий создается муниципалитет верхнего уровня, отличие заключается в том, что компетенции данного муниципалитета не определяется централизованно или директивно установленные полномочия остаются весьма ограниченными. Как правило, муниципальные образования нижнего уровня на условиях соглашения передают муниципалитету верхнего уровня часть своих полномочий). Преимущества: - эффективное предоставление муниципальных услуг Недостатки: - конфликтность в силу необходимости достижения баланса при организации представительства интересов ядра агломерации и остальных территорий в рамках верхнего уровня муниципий. - 1954 - 1998 гг. - агломерация Торонто; - «Большой Стокгольм»; - агломерации Франции.

Договорная схожа с двухуровневой моделью управления с договорным распределением полномочий. Разработка Концепции социально-экономического развития территорий агломерации, совместные проекты реализуются на основе договорных отношений между муниципалитетами. Для успешного функционирования агломерации могут быть созданы специальные органы управления (Советы, Ассоциации и т.д. по развитию городской агломерации), которые не обладают властными полномочиями. Преимущества: - наиболее гибкая и распространенная модель управления; -сохранение самостоятельности муниципальных образований агломерации (как юридической, так и в вопросах оперативного управления); - согласованная экономическая, социальная, градостроительная, жилищная, финансовая и т.д. политика территорий агломерации Недостатки: - зависимость данной модели управления от склонности к компромиссам и консенсусу со стороны руководителей муниципалитетов; - отсутствие стабильности в управленческой системе агломерации в виду риска рассогласования интересов территорий. - «Большой Чикаго» (взаимодействие в рамках агломерации осуществляют 1510 муниципальных образований); - Калгарийская агломерация (орган управления - Региональное партнерство Калгари, включает 13 муниципалитетов); - «Большой Лос-Анджелес» (орган управления - Ассоциация властей Южной Калифорнии (Southern California Association of Governments).

Модель регионального управления представляет собой один из вариантов двухуровневой модели управления с директивным распределением полномочий. Управление на верхнем (агломерационном) уровне осуществляется органом региональной власти, в этой связи применение данной модели особо актуально в случаях, когда городская агломерация охватывает значительную площадь региона. Преимущества: -сохранение муниципалитетами самостоятельности Недостатки: - риск трансформации системы управления агломерацией в систему управления развитием региона. - агломерации штата Коннектикут в США.

В большинстве агломераций мира (Лондон, Париж, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Стамбул, Джакарта, Мумбаи) существуют надмуниципальные органы управления - Ассоциации/Агентства/Советы. Характерным примером может быть Southern California Association of Governments (Ассоциация властей Южной Калифорнии), которая фактически занимается управлением Большого Лос-Анджелеса, темпы и объем экономики которого в 2-3 раза превышают Московскую агломерацию, при практически равной численности населения, что является одним из подтверждений эффективности такой Ассоциации [11]. Аналогичная структура существует и в Стамбульской агломерации и называется Союз муниципалитетов Мраморно-морского региона [12].

Таким образом, процесс формирования городских агломераций является необычайно сложным, поскольку современные тенденции агломерирования носят иной характер, нежели в предыдущем веке. Важно учитывать имеющийся опыт России и зарубежных стран и способствовать усилению положительных эффектов от формирования и развития агломераций, в этой связи первостепенной задачей в рамках стратегии развития РФ на долгосрочную перспективу должна стать разработка грамотной системы управления развитием городских агломераций.

Список литературы

1. Анимица Е. Г., Власова Н. Ю. Градоведение: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. унта, 2010. С. 305

2. Власова Н.Ю., Антипин И.А. Городские агломерации: история, современность, стратегические ориентиры // Известия УрГЭУ.-2010. - №3 (29).

3. Ижгузина Н. «Большой Екатеринбург» - каким ему быть? // Областная газета. - 2013. - №397-398 (7055-7056).

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 г. № 1662-р

5. Лаппо Г. Городские агломерации СССР-России: особенности динамики в ХХв. // Российское Экспертное обозрение. - 2007. - №4 - 5 (22).

6. Лаппо Г.М. География городов: Учеб. пособие для геог.ф-тов вузов. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1997. С 90-92

7. Лола А. Принципы управления крупнейшим городом // Регионы: управление и развитие. - 1997. -№2

8. Нещадин А., Прилепин А. Городские агломерации как инструмент динамичного социально- экономического развития регионов России // Общество и экономика. - 2010. - № 12.

9. Павлов Ю.В. Модели управления городской агломерацией // Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2011.- №4 (78).

10. Краснослободцев В. Если объединяться с Москвой, то как? // Официальный сайт газеты «Открытая линия». - Режим доступа: http://www.openli.ru /arhiv/1791#.UvHx4zHIOM8

11. Официальный сайт SCAG (Southern California Association of Governments) - режим доступа: http://www.scag.ca.gov

12. Официальный сайт Союза муниципалитетов Мра-морноморского региона - режим доступа: -http://www.marmara.gov.tr

13. Развитие городских агломераций: аналитический обзор. Выпуск 2 // Официальный сайт ОАО Российского института градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор». - Режим доступа: http://enter.giprogor.ru/files/Development_of_urban _agglomerations_Vol2.pdf

14. Российские и мировые тенденции и тренды в сфере развития городов, агломераций и регионов: аналитический этап разработки стратегии развития города Перми до 2030 года // Официальный сайт деловой газеты «Business class» (Бизнес класс). - Режим доступа: http://www.business-class.su/ files/Российские и мировые тенденции и тренды в сфере развития гор^Г

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ НОВОЙ

ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Кадцына Елена Сергеевна

Аспирант, Институт экономики, Уральского отделения, Российской академии наук, г. Екатеринбург

INFORMATION TECHNOLOGIES AS A FUNDAMENTAL ELEMENT OF THE NEW INFORMATION ECONOMY Kadtsyna Elena, Graduate, Institute of economics, The Ural branch of Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg АННОТАЦИЯ

В статье затрагиваются вопросы о роли информационных технологий в становлении информационной экономики и их значении для социально-экономического развития. Акцент делается на фундаментальности свойств и взаимосвязи информационных технологий с базовыми элементами «информационного общества». Определяются факторы развития, современные тенденции и экономические преимущества применения информационных технологий в условиях глобальной информатизации общества.

Ключевые слова: информационные технологии; информационная экономика; информация; знание. ABSTRACT

The article raises the question of the role of information technology in the development of the information economy and their implications for social and economic development. Emphasis is placed on fundamental properties and relationships of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.