Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ОДНОГО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ОДНОГО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1054
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ГЛОБАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврильчук Наталья Сергеевна

В статье раскрываются методические аспекты глобальных компетенций как одного из направлений функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания. Рассмотрены современные подходы к содержанию понятий «функциональная грамотность», «глобальные компетенции». Автором обобщен педагогический опыт в области отбора содержания, методов обучения и контроля процесса формирования глобальных компетенций у учеников на уроках обществознания. Уточняются типичные, возникающие у обучающихся в рамках данного образовательного процесса сложности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ КАК ОДНОГО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

УДК 37

РС! 10.21661/Г-555919 ГаврильчукН.С.

Формирование глобальных компетенций как одного из направлений функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания

Аннотация

В статье раскрываются методические аспекты глобальных компетенций как одного из направлений функциональной грамотности обучающихся на уроках обществознания. Рассмотрены современные подходы к содержанию понятий «функциональная грамотность», «глобальные компетенции». Автором обобщен педагогический опыт в области отбора содержания, методов обучения и контроля процесса формирования глобальных компетенций у учеников на уроках обществознания. Уточняются типичные, возникающие у обучающихся в рамках данного образовательного процесса сложности.

I Ключевые слова: глобальные компетенции, функциональная грамотность, методика преподавания обществознания, модернизация основного общего образования.

Одной из наиболее актуальных и относительно недавно сформулированных проблем в отечественной педагогике является проблема формирования у обучающихся функциональной грамотности и глобальных компетенций как одного из ее структурных компонентов.

Пристальное внимание исследователей данная проблема привлекла в последние десятилетия, особенно после введения нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов.

Основным фактором, обусловившим актуализацию проблемы формирования функциональной грамотности обучающихся, можно считать скорость развития современной человеческой цивилизации, опосредующую культурные, демографические и технологические изменения жизнедеятельности общества.

Эпоха глобализации, автоматизации,

цифровизации и экологизации, наступившая для большинства людей

субъективно неожиданно, потребовала проявления новых качеств личности, обеспечивающих успешную социализацию в стремительно меняющихся условиях научного прогресса, что и определило изменение запроса государства к образовательной системе в сфере ожидаемых образовательных результатов обучающихся.

При этом рейтинг Международной оценки образовательных достижений учащихся (PISA) оценивает достижения российских учеников в области функциональной грамотности на уровне не выше среднего (по данным 2018 года) [3], что недостаточно для создания условий устойчивого развития государства.

Следовательно, задачей образования становится не столько формирование предметных компетенций, которые в некоторых сферах общественной жизни устаревают еще до того, как обучающийся покидает образовательное учреждения, а развитие у него такой степени адаптивности и необходимых для этого умений и качеств, которые позволят ему приспосабливаться к таким показателям современного мира, как нестабильность, сложность, неопределенность и неоднозначность, продолжая саморазвитие и самообразование на протяжении всего жизненного пути.

Т.В. Коваль и С.Е. Дюкова - одни из ведущих исследователей данного вопроса в России -указывают, что в отечественной педагогике превалирует следующий подход: «Быть функционально грамотным означает освоить знания, умения и навыки, которые обеспечивают «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, а в более широком плане -способность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Следовательно, высокий уровень функциональной грамотности опосредует эффективную интеграцию личности в социум [2].

Обзор источников литературы свидетельствует о многообразии подходов к структуре функциональной грамотности, однако, большинство исследователей подчеркивает значимость такого её элемента, как глобальная компетентность.

Т. В. Коваль и С. Е. Дюкова считают, что глобальная компетентность является «ценностно-интегративным компонентом функциональной грамотности, имеющим собственное предметное содержание, ценностную

основу и нацеленным на формирование универсальных навыков (soft skills)» [2].

К глобальной компетентности относятся как определенные личностные характеристики, такие как инициативность, гибкость, любознательность, лидерство, настойчивость, осознанность, так и познавательные умения и навыки, необходимые для решения широкого круга жизненных задач, а именно: умение сотрудничать, критическое мышление, коммуникативные навыки, исследовательские умения и т.д. [4].

Важно подчеркнуть, что, по мнению ЮНЕСКО, глобальная компетентность включает в себя не только знания и умения, но и отношения и ценности, в том числе, понимание и принятие чужих убеждений, уважительное взаимодействие с любым человеком, установка на достижение коллективного благополучия, готовность изучать и решать глобальные и межкультурные проблемы и т.п. [3].

Содержание глобальных компетенций

перекликается с требованиями федеральных государственных стандартов, что приводит, на мой взгляд, к постановке следующих задач оптимизации образовательного процесса в школе:

1. Выявление меж- и метапредметных связей таких учебных дисциплин, как история, география, иностранный язык, обществознание и биология, и ориентация их содержания на формирование глобальных компетенций у обучающихся и достижение личностных образовательных результатов.

2. Систематическая тренировка soft skills обучающихся, интенсификация данного процесса во внеурочной деятельности, в том числе, благодаря активному взаимодействию с семьей.

3. Нахождение путей интеграции учебных дисциплин не только на организационном уровне через взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, но и через уточнение и принятие единой системы ценностей.

4. Изучение педагогического опыта западной науки по проблеме формирования глобальных компетенций у обучающихся, его адаптация с учетом задач отечественной образовательной системы, его дальнейшее внедрение в содержание повышения квалификации учителей, а также разработка методических комплексов, содержащих задания для каждой из учебных дисциплин, направленные на формирование глобальных компетенций.

На мой взгляд, одним из наиболее эффективных в сфере становления у школьников soft skills предметов является обществознание, позволяющее создать условия для: овладения обучающимися знаниями в области глобализации; становления у них культурной идентичности и принятия многообразия вариантов идентичности в мире; знакомства с особенностями общественной жизни других культур; оптимизации коммуникативных универсальных учебных действий и формирования уважения к ним; тренировки навыков критического мышления.

Данный предмет способствует эффективной реализации комплекса педагогических условий формирования глобальных компетенций у обучающихся: использовать активные методы обучения, в первую очередь, проектные и проблемные; работать с информацией, представленной в разных формах; учитывать возрастные и познавательные возможности каждого ученика; использовать личный опыт обучающихся; опираться на преемственность опыта; анализировать глобальные общественные проблемы и проблемы межкультурного взаимодействия; организовывать исследовательскую деятельность; стимулировать творческий подход; развивать толерантность и альтруизм и т.п. [1-4].

По моему мнению в рамках преподавания обществознания в содержательном плане преимуществами обладает курс учебников для 6-9 классов издательства «Просвещение» под редакцией Л.Н. Боголюбова в связи с его интегративно-концентрическим построением, однако сами УМК, особенно для 6 и 7 класса, содержат мало заданий на развитие глобальных компетенций.

В качестве обогащения содержания уроков обществознания свою эффективность показали сборники эталонных заданий Г. С. Ковалевой, Т.В. Коваль, С.Е. Дюковой по развитию глобальных компетенций [1]. Приведенные авторами задания позволяют формировать у учеников такие глобальные компетенции, как оценка информации, формулировка аргументов, анализ мнений, подходов и перспектив, оценка действий и последствий.

Также, на мой взгляд, интерес представляют задания, предлагаемые международной программой PISA.

Необходимо дополнить, что при отборе таких заданий важно не только учитывать их связь с содержанием примерной основной образовательной программы по обществознанию, но отражать реалии российской действительности. Одной из сложностей выбора заданий является, по мнению Т.В. Коваль и С.Е. Дюковой, «необходимость раздробления предметного содержания в области глобальных проблем между учебными дисциплинами» [3].

О.А. Котова и Т.Е. Лискова на уроках обществознания предлагают использовать следующие методы формирования глобальных компетенций у школьников: решение практических кейсов из опыта; смысловое чтение текста; дебаты и дискуссии; веб-квесты; деловые и ролевые игры; создание медиа-текстов; метод проектов [4].

На уроках обществознания, на мой взгляд, особую значимость имеет проблема оптимизация социального опыта обучающихся, который характеризуется неотрефлексированностью, эклетичностью, эмоциональной окрашенностью, мозаичностью, противоречивостью и претендует на универсальность.

Важно подчеркнуть, что степень понимания обучающимися разных аспектов проблемы межкультурного взаимодействия зависит не только от содержания обществознания как учебной дисциплины, но и социально-психологического климата, установившегося в классе и в школе в целом.

Interactive science | 2 (67) • 2022

19

Я считаю, что при разработке средств оценки глобальных компетенций обучающихся на уроках обществознания с помощью комплексных заданий возможно выявить уровень сформированности межпредметных знаний и познавательных операций, тогда как выявление отношений и ценностей требует поиска новых средств педагогического мониторинга. При этом содержание заданий должно обязательно отражать принцип дифференциации.

Мои наблюдения показывают, что чаще всего обучающиеся при выполнении на уроках обществознания заданий, направленных на формирование или оценку глобальных компетенций, сталкиваются с трудностями, обусловленными низким уровнем развития механизмов познавательной деятельности: не могут привести пример; выявить разные точки зрения при взгляде на проблему; сформулировать собственное мнение к проблемной ситуации; отвечают с помощью цитирования элементов задания; не доводят рассуждения до конца; не понимают инструкцию или суть задания. Как правило, это объясняется клиповым мышлением, низкой познавательной мотивацией, неустойчивым вниманием и преобладанием механической памяти у современных школьников.

Нельзя не отметить и то, что формирование глобальных компетенций у обучающихся на уроках обществознания требует высокого уровня профессиональной компетентности учителей в данной области, в том время, как эмоциональное выгорание и профессиональная деформация

большинства педагогов обусловлена, в том числе, и низким уровнем их собственной глобальной компетентности, что не позволяет им модернизировать образовательный процесс согласно требованиям ФГОС.

Таким образом, специфика социально-экономического развития современного общества обусловливает необходимость продолжения модернизации отечественной образовательной системы с целью формирования у обучающихся необходимых для социализации глобальных компетенций как основных компонентов функциональной грамотности.

Обществознание как учебная дисциплина обладает широкими возможностями в формировании у школьников soft skills, большинство предлагаемых в программе тем прямо или косвенно направлены на становление у обучающихся глобальных компетенций.

Однако в методическом плане необходимо решить проблему поиска баланса между предметным и метапредметным в содержании дисциплины, выявить и внедрить инновационные педагогические технологии, разрабатывать комплексные задания для каждого класса, продолжать поиск новых подходов к социализации обучающихся с целью повышения качества метапредметных результатов образования, уходя от направленности на усвоение предметного содержания дисциплины.

Литература

1. Ковалёва Г.С. Глобальные компетенции: сборник эталонных заданий: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Г.С. Ковалёва, Т.В. Коваль, С.Е. Дюкова; под ред. Г.С. Ковалёвой, Т.В. Коваль. - 2-е изд. - М.; СПб.: Просвещение, 2021. - Вып. 1. - 2020. - 79 с.

2. Коваль Т.В. Глобальные компетенции - новый компонент функциональной грамотности / Т.В. Коваль, С.Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №4 (61). - С. 112-123.

3. Коваль Т.В. «Глобальные компетенции»: опыт разработки национальных учебно-диагностических материалов / Т.В. Коваль, С.Е. Дюкова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2020. - Т. 2. - №2 (70). -С. 42-57.

4. Котова О.А. Формирование функциональной грамотности школьников при изучении обществознания / О. А. Котова, Т.Е. Лискова // Педагогические измерения. - 2020. - №2. - С. 20-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.