Научная статья на тему 'Формирование гигиенического воспитания и профилактической направленности обучения у студентов стоматологического факультета'

Формирование гигиенического воспитания и профилактической направленности обучения у студентов стоматологического факультета Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
307
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / HYGIENE EDUCATION / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ЗАБОЛЕВАНИЯ ПОЛОСТИ РТА / ORAL DISEASES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лунина Н.А., Воронова М.В.

В последнее время в высшем медицинском образовании предъявляются повышенные требования к уровню подготовки высококвалифицированного специалиста. Целью данной работы явилось формирование у студентов стоматологического факультета знаний о профилактике стоматологических заболеваний и использование этих знаний в практике. Дана краткая характеристика основным задачам профилактики, включающим снижение распространённости кариеса и поражения тканей паро-донта. Показаны основные методы профилактики стоматологических заболеваний: стоматологическое просвещение студентов, обучение правилам гигиены полости рта и рационального питания, правильное применение средств местной профилактики заболеваний полости рта. Определена и обоснована необходимость профилактической направленности обучения и формирование гигиенического воспитания у студентов стоматологического факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лунина Н.А., Воронова М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF HEALTH EDUCATION AND PREVENTIVE TRAINING OF THE STUDENTS OF THE FACULTY OF DENTISTRY

In recent years, higher medical education has high requirements for the level of training of highly qualified specialists. The purpose of this work was to form students of the faculty of dentistry knowledge about the prevention of dental diseases and the use of this knowledge in practice. A brief description of the main tasks of prevention, including reducing the prevalence of caries and periodontal tissue damage. Shows the main methods of prevention of dental diseases: dental education students, learning the rules of oral hygiene and a balanced diet, proper use of the funds for local prevention of diseases of the oral cavity. The necessity ofpreventive orientation of education and the formation of hygienic education of students of the dental faculty is determined and justified.

Текст научной работы на тему «Формирование гигиенического воспитания и профилактической направленности обучения у студентов стоматологического факультета»

2018, том 20 [7]

УДК 37.022

ФОРМИРОВАНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ У СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Лунина Н.А., Воронова М.В.

Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко, г. Воронеж, Российская Федерация

Аннотация. В последнее время в высшем медицинском образовании предъявляются повышенные требования к уровню подготовки высококвалифицированного специалиста. Целью данной работы явилось формирование у студентов стоматологического факультета знаний о профилактике стоматологических заболеваний и использование этих знаний в практике. Дана краткая характеристика основным задачам профилактики, включающим снижение распространённости кариеса и поражения тканей паро-донта. Показаны основные методы профилактики стоматологических заболеваний: стоматологическое просвещение студентов, обучение правилам гигиены полости рта и рационального питания, правильное применение средств местной профилактики заболеваний полости рта. Определена и обоснована необходимость профилактической направленности обучения и формирование гигиенического воспитания у студентов стоматологического факультета. Ключевые слова: гигиеническое воспитание, профилактика, заболевания полости рта.

http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7417-2018-20-7-33-37

THE FORMATION OF HEALTH EDUCATION AND PREVENTIVE TRAINING OF THE STUDENTS OF THE FACULTY OF DENTISTRY

Lunina N.A., Voronova M. V.

Voronezh state medical university named after

N.N. Burdenko, Voronezh, Russian Federation

Annotation. In recent years, higher medical education has high requirements for the level of training of highly qualified specialists. The purpose of this work was to form students of the faculty of dentistry knowledge about the prevention of dental diseases and the use of this knowledge in practice. A brief description of the main tasks of prevention, including reducing the prevalence of caries and periodontal tissue damage. Shows the main methods of prevention of dental diseases: dental education students, learning the rules of oral hygiene and a balanced diet, proper use of the funds for local prevention of diseases of the oral cavity. The necessity ofpreventive orientation of education and the formation of hygienic education of students of the dental faculty is determined and justified.

Key words: hygiene education, prevention, oral diseases.

~ 33 ~

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 7

—--

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Лунина Н.А., Филозоп А.А. Учебная деловая игра в образовательном процессе подготовки врача-стоматолога в медицинском вузе // Приоритеты педагогики и современного образования. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2018. С. 206-209.

[2] Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 12. С. 30-31.

[3] Факторы риска развития хронического генерализованного пародонтита у больных инфильтратив-ным туберкулёзом лёгких / Ю.А. Ипполитов, Н.А. Лунина, О.В. Великая, В.А. Кунин // Вестник новых медицинских технологий. 2016. Т.10. №3. С. 206-211.

[4] Стоматологический статус с впервые выявленным инфильтративным туберкулёзом лёгких / Н.А. Лунина, О.В. Великая, Ю.А. Ипполитов, В.А. Кунин // Современные проблемы науки и образования. 2016. №2. С.97

[5] Лаврова Н.Н., Плотникова И.Е., Филозоп А.А. Духовно-нравственное воспитание студентов в медицинском университете // Казанская наука. 2016. №5. С. 98-100

Приоритетной задачей современного высшего профессионального образования является полноценное высококвалифицированное развитие личности студента [1]. Компонент непрерывного образования должен включать решение задач личностного, общекультурного и познавательного развития. В настоящее время в медицинском образовании предъявляются повышенные требования к уровню подготовки специалистов [2].

Раньше стоматология ориентировалась прежде всего на устранение боли, восстановление или удаление зуба. Но лечение зубов и осложнений не может уменьшить частоту стоматологических заболеваний [3]. Стоматологическая помощь, направленная на ликвидацию причин заболеваний, является наиболее перспективной [4]. Это и есть здоровьесберегающая технология в высшем медицинском образовании.

REFERENCES

[1] Lunina N.A., Filozop A. A. Uchebnaya delovaya igra v obrazovatel'nom processe podgotovki vracha-sto-matologa v medicinskom vuze // Prioritety pedagog-iki i sovremennogo obrazovaniya. Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2018. p. 206-209.

[2] Esaulenko I.Eh., Pashkov A.N., Plotnikova I.E. Te-oriya i metodika obucheniya v vysshej medicinskoj shkole // Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperi-mental'nogo obrazovaniya. 2011. № 12. p. 30-31.

[3] Faktory riska razvitiya hronicheskogo general-izovannogo parodontita u bol'nyh infil'trativnym tu-berkulyozom lyogkih / YU.A. Ippolitov, N.A. Lunina, O.V. Velikaya, V.A. Kunin // Vestnik novyh medicinskih tekhnologij. 2016. T.10. №3. p. 206211.

[4] Stomatologicheskij status s vpervye vyyavlennym infil'trativnym tuberkulyozom lyogkih / N.A. Lunina, O.V. Velikaya, Yu.A. Ippolitov, V.A. Kunin // Sov-remennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016. №2. p.97

[5] Lavrova N.N., Plotnikova I.E., Filozop A.A. Duhovno-nravstvennoe vospitanie studentov v medicinskom universitete // Kazanskaya nauka. 2016. №5. p. 98-100

Здоровьесберегающие программы направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, профилактической направленности и личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья в целом и стоматологического здоровья в частности [5]. Формирование мотивации на ведение здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, проведение и обучение профессиональной гигиене полости рта, которые составляют организационно-воспитательную работу со студентами стоматологического факультета.

Учебно-воспитательная технология относится к здоровьесберегающим и включает в себя образовательные аспекты, направленные на сбережение здоровья, лекции, беседы, консультации по профилактике стоматологических заболеваний, проведение мастер-классов по обучению профес-

~ 34 ~

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018.

—--

e-ISSN 2226-7417 Vol. 20. No 7

сиональной гигиене полости рта и контролируемой чистки зубов с подбором индивидуальных зубных паст, щеток и флосов, создание общественных советов по здоровью, включающих студентов и преподавателей.

Гигиеническое воспитание в стоматологии имеет очень важное значение, потому что проблемы этиопатогенеза кариеса зубов и заболеваний пародонта в значительной мере обусловлены отрицательными привычками человека, касающиеся употребления быстроусвояемых углеводов, неправильной чистки полости рта, недостаточного уровня гигиены. Поэтому преодоление и устранение данных привычек через гигиеническое воспитание студентов-стоматологов, прежде всего, является основным этиопатогенетическим направлением профилактики. Именно этиология и патогенез являются одними из основных аспектов здоровья полости рта и организма в целом.

Особое значение в сохранении здоровья студентов - стоматологов отводится профилактике стоматологических заболеваний.

Цель: сформировать у студентов стоматологического факультета знания о профилактики стоматологических заболеваний и привить им гигиеническое воспитание.

Задачи:

1. Дать краткую характеристику основным задачам профилактики.

2. Определить и обосновать для студентов необходимость профилактических мероприятий по предупреждению основных стоматологических заболеваний.

Профилактика стоматологических заболеваний — это предотвращение возникновения и развития заболеваний полости рта. Использование программ профилактики позволяет снижать интенсивность кариеса зубов и патологии паро-донта, приводит к значительному уменьшению случаев потери зубов в молодом возрасте. Стоимость профилактических способов борьбы с заболеваниями полости рта приблизительно в 20 раз ниже стоимости лечения уже возникших стоматологических патологий.

Основными задачами профилактики являются уменьшение интенсивности и распространенности кариеса зубов и увеличение числа лиц, не имеющих кариеса; снижение количества лиц, у которых наблюдается поражение тканей пародонта, уменьшение процента кровоточивости, зубного камня и наличия патологических карманов.

Основными методами профилактики заболеваний полости рта, применяемые у студентов стоматологического факультета, являются стоматологическое просвещение студентов, обучение правилам рационального питания, обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта, применение средств местной профилактики.

Стоматологическое просвещение студентов. К методам стоматологического просвещения относятся лекции, беседы, семинары, уроки здоровья и мастер-классы.

Массовая санитарно-просветительная работа представляет собой издание книг, плакатов, листовок, заметок в газетах, выступления по телевидению, радио, коллективная — это доклады, лекции, выступления, беседы, выпуск санитарных бюллетеней, настенной печати и др., индивидуальная - проведение индивидуальных бесед.

Существует пропагандистская и агитационная работы. Агитация всегда адресована конкретной аудитории (в нашем случае студенты) с целью побуждения их к позитивным реакциям. В центре внимания пропаганды находится определенный предмет, например, гигиена полости рта, средства и способы профилактики, о которых студенты должны получить сведения и иметь свое суждение. Можно предполагать, что цели пропаганды достигаются с помощью агитации. Если рассматривать их как распространение идей, знаний, мнений, то суть агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.

Активные методы стоматологического просвещения, при которых осуществляется непосредственная связь и взаимодействие между преподавателем и аудиторией, предусматривают заинтересованное участие студентов. При этом обеспечивается наилучший эффект воздействия. Вместе с тем непосредственное общение с аудиторией

~ 35 ~

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018.

—--

e-ISSN 2226-7417 Vol. 20. No 7

предъявляет высокие требования к выступающему: умение привлечь внимание, владение навыками свободной, эмоциональной и убедительной речи, способность доходчиво преподносить материал. Беседа, выступление, лекция - это всегда своего рода диалог, требующий активной деятельности как говорящего, так и слушателей. Эффект убеждения при выступлении во многом зависит от того, насколько вовлечен в контакт с преподавателем студент.

Пассивные методы не требуют активного участия студентов. Присутствие специалиста не обязательно, воздействие происходит в течении длительного времени и на большую аудиторию. Недостатком данного метода является отсутствие взаимосвязи между студентами и специалистом.

В зависимости от числа студентов, вовлеченных в просветительскую работу, стоматологическое просвещение подразделяют на три формы: массовую (применяются лекции и мастер-классы), групповую (применяются беседы и семинары) и индивидуальную (применяются индивидуальные консультации по профилактике патологий полости рта).

Каждый студент должен пройти все ступени для выработки полезной привычки: знание, понимание, убеждение, навык, привычка.

Обучение правилам рационального питания. Питание влияет на состояние тканей зубов во время закладки зачатка зуба перед прорезыванием и после прорезывания. Развитию и прогрес-сированию кариеса зубов способствуют определённые особенности питания: высокое содержание в еде легко усвояемых углеводов, обычно сахара; большое количество приёмов пищи; неупотребление в пищу продуктов, требующих интенсивного жевания, которое приводит к повышенному слюноотделению и естественно очищает полость рта.

Индивидуальная гигиена полости рта. Индивидуальная гигиена предполагает регулярную и аккуратную чистку зубов самим человеком с помощью различных средств гигиены, предусматривающую удаление зубных отложений с поверхностей зубов и дёсен.

Существует множество различных методов чистки зубов. Студентам стоматологического факультета разъясняют в основном все из них. Но основным является стандартный метод чистки зубов, при котором жевательные поверхности верхних и нижних зубов чистят движениями щётки вправо-влево. Зубной ряд делят условно на сегменты: передние зубы, моляры и премоляры с каждой стороны. Чистят зубы обязательно при несомкнутых зубных рядах. Щетку нужно располагать под углом 45 градусов к поверхности зуба. Начинать чистить зубы необходимо с вестибулярной поверхности верхней челюсти слева, делая щёткой 10 подметающих движений сверху вниз, а затем переходят постепенно к остальным сегментам. Затем чистят нёбную поверхность верхних зубов, переходят с лева на право по сегментам. По той же инструкции зубы чистят и на нижней челюсти. При чистке нёбной и язычной поверхностей обеих челюстей щётку необходимо располагать перпендикулярно к зубному ряду на верхней челюсти ручкой вниз, на нижней - ручкой вверх. Заканчивать чистку нужно круговыми движениями по вестибулярным поверхностям с захватом зубов, дёсен, щётку перемещать слева направо.

Зубочистки используют в основном для удаления остатков пищи из межзубных промежутков, флоссы - для удаления остатков еды и зубного налета с контактных поверхностей зубов. Жевательная резинка является средством, улучшающим гигиену полости рта за счет увеличения количества скорости слюноотделения. Происходит естественное очищение поверхностей зубов и нейтрализации кислой среды, выделяемых бактериями зубного налёта.

Зубные пасты бывают различные по составу и выполняют соответственно множество функций. Но все они должны хорошо удалять мягкий зубной налет и остатки пищи, не иметь побочных эффектов и быть приятными на вкус. Для ополаскивания полости рта используют зубные эликсиры. Они улучшают очищение поверхностей зубов, частично купируют образование зубного налета и дезодорируют полость рта.

~ 36 ~

e-ISSN 2226-7417

On line scientific & educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2018. Vol. 20. No 7

—--

Гигиеническое воспитание студентов направлено на сохранение и укрепление здоровья полости рта и организма в целом. Программа медико-гигиенической информации предусматривает пропаганду здорового образа жизни: гигиенические советы относительно питания, занятий физкультурой и спортом, борьбы с вредными привычками.

Выводы:

1. Для снижения уровня заболеваемости полости рта студентов - стоматологов необходимо обучать профилактическим мероприятиям.

2. Гигиеническое воспитание студентов должно быть направлено на снижение заболеваемости студентов и повышение их успеваемости и работоспособности.

3. Реализация мероприятий по профилактической направленности обучения и гигиеническому воспитанию повысит уровень гигиенической грамотности студентов - стоматологов.

~ 37 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.