Научная статья на тему 'Формирование гибкой системы устойчивого транспорта на основе электробусов'

Формирование гибкой системы устойчивого транспорта на основе электробусов Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
184
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА / УСТОЙЧИВЫЙ ТРАНСПОРТ / ЭЛЕКТРОБУС / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Коган Дмитрий Борисович

В статье рассматриваются принципы формирования гибкой системы устойчивого транспорта на основе электробусов для осуществления массовых пассажирских перевозок в городах. Автор отмечает, что экологически чистые («зеленые) транспортные средства составляют основу, получившей в последние годы развитие концепции устойчивого транспорта, призванной обеспечить решение проблемы мобильности (передвижения) человека. Устойчивый транспорт это система транспортного обслуживания населения, обеспечивающая безопасное, своевременное, комфортабельное и экономически целесообразное перемещение человека с целью удовлетворения его жизненных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Коган Дмитрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование гибкой системы устойчивого транспорта на основе электробусов»

УДК 629.341.02-83

Коган Дмитрий Борисович

кандидат экономических наук, доцент,

кафедра техносферной безопасности,

-

государственный технический университет (МАДИ) dikbor12@bk.ru

Формирование гибкой системы устойчивого транспорта

на основе электробусов

Dmitry B. Kogan

Candidate of Science,

Economics, Associate Professor,

Chair of Technosphere safety,

Moscow Automobile

and Road Construction University

dikbor12@bk.ru

Formation of a flexible

system of sustainable transport on the basis of electrobus

Аннотация. В статье рассматриваются принципы формирования гибкой системы устойчивого транспорта на основе электробусов для осуществления массовых пассажирских перевозок в городах. Автор отмечает, что экологически чистые («зеленые) транспортные средства составляют основу, получившей в последние годы развитие концепции устойчивого транспорта, призванной обеспечить решение проблемы мобильности (передвижения) человека. Устойчивый транспорт - это система транспортного обслуживания населения, обеспечивающая безопасное, своевременное, комфортабельное и экономически целесообразное перемещение человека с целью удовлетворения его жизненных потребностей.

Ключевые слова: мобильность, система, устойчивый транспорт, электробус, государственно-частное партнерство.

Annotation. The article considers principles of formation of flexible system of sustainable transport on the basis of electro for realization of mass passenger transportations in cities. The author notes that eco-friendly (green) vehicles form the basis in recent years, the concept of sustainable transport development, designed to provide a solution to the problem of mobility (movement). Sustainable transport is a system of transport services to the public, providing a safe, timely, comfortable and cost-effective movement of persons for the purpose of satisfying its necessities

Keywords: mobility, system, sustainable transport, electrobús, public-private partnership.

Введение. Постоянный объективный рост мобильности городского населения с целью удовлетворения различных жизненных потребностей людей связан с процессом предоставления транспортных услуг. В современных условиях для решения данной проблемы используется массовый городской пассажирский транспорт (городской транспорт общего пользования), основу которого составляют автомобильные транспортные средства различной пассажиров-

местимости - автобусы. Эксплуатация автобу-, -

, -

грязнения окружающей среды (прежде всего отработавшими газами), что привело к необходимости разработки и внедрения экологически чистых транспортных средств, на которых применяются электрические источники энергии -электробусов.

,

(«зеленые) транспортные средства составляют

,

концепции устойчивого транспорта, призванной обеспечить решение проблемы мобильности

(передвижения) человека. Устойчивый транспорт -это система транспортного обслуживания населения, обеспечивающая безопасное, своевременное, комфортабельное и экономически целесообразное перемещение человека с целью удовлетворения его жизненных потребностей.

Для создания систем устойчивого транспорта используются различные виды и типы подвижного состава, предназначенные как для индивидуального, так и для коллективного (общего) пользования. При этом, массовые пассажиропотоки способен освоить только транспорт общего

пользования с применением транспортных

,

большого количества пассажиров.

Приоритет экологической составляющей в концепции устойчивого транспорта задает тренд на использование в качестве подвижного состава для городских пассажирских перевозок машин с минимальным отрицательным воздействием на окружающую среду. При этом, оценка экологической безопасности должна включать не только потенциальную опасность для здоровья водительского состава [1], а рассматриваться как

комплексная безопасность транспортной системы в целом.

На сегодняшний день такими транспортными средствами являются электробусы. Электробус (электрический автобус) - автономное безрельсовое транспортное средство, предназначенное для перевозки 7 и более пассажиров, приводимое в движение с помощью тягового электро,

находится на борту в накопителе с возможно.

обеспечивает по сравнению с другими видами транспорта общего пользования эффективную реализацию принципа перемещения человека «от двери до двери», т.е. с минимальными затратами времени для доступа к объекту транспортной инфраструктуры (остановочному пунк-). -ной степени нивелируется относительно небольшим по сравнению с автобусами, оснащенными двигателями внутреннего сгорания, запасом хода на одной зарядке топливных элементов ( ), -

лярной и продолжительной подзарядки. -

аккумуляторных батарей для электромобилей и

доступные на сегодняшний день технологии их зарядки не позволяют осуществлять данный процедуру в сжатые сроки. По сравнению с автомобилями, у которых время заправки топливного бака бензином или дизельным топливом составляет несколько минут, по данным ресурса [2] зарядка аккумуляторных батарей электробуса от стандартной сети переменного тока составляет 4-10 ч. При использовании продвинутых

форматов зарядки аккумуляторных батарей

,

на маршруте (ОС) или динамическая зарядка при движении по участку контактной сети (ICM),

требуется значительно меньше времени на за,

случаях снижается в несколько раз (см. Табли-). , -рядки требует создания соответствующей стационарной транспортной инфраструктуры в виде станций ультрабыстрой зарядки на маршрутах, или контактной сети с подстанциями аналогичных троллейбусным. Кроме того, при соответствующем конструктивном подходе на электробусах возможно реализовать концепцию экспресс-замены блоков батарей (Battery Swap), но для

этого потребуется создание и определенной ин-

( ),

фонда аккумуляторных батарей.

Характеристики форматов зарядки электробусов

Условное обозначение Расшифровка (перевод) Время готовности к эксплуатации*, ч Пробег, км

ONC Overnight Charging (ночная медленная зарядка) 4-10 до 200

OC Opportunity Charging (ультрабыстрая зарядка на маршруте) 0,1-0,5 20-70

IMC In Motion Charging (динамическая зарядка при движении по участку контактной сети) во время движения по маршруту по участку контактной сети

BS Battery Swap (заменяемая батарея) 0,15-0,25 до 200

* время необходимое для размещения в транспортном средстве количества энергии, обеспечивающего максимальные функциональные возможности машины

Получившая наибольшее распространение медленная зарядка (ОЫС) обеспечивает пробег электробуса около 200 км. Для сравнения стандартный городской автобус с дизельным двигателем на одной заправке способен преодолеть свыше 1200 км. Однако, учитывая данные о среднесуточных пробегах парка автобусов и троллейбусов в крупных городах Российской Федерации (для автобусов 165-232 км, для троллейбусов около 175 км), запаса хода при использовании зарядки ОЫС вполне достаточно для обычных условий повседневной эксплуатации электробусов на городских маршрутах.

В связи с вышеизложенным следует отметить, что в настоящее время используется два подхода к созданию электробусов. Первый состоит в

( )

автомобильной промышленностью автобусов в электробусы путем установки соответствующего .

разработке оригинальных машин с целью опти-

мизации характеристик подвижного состава с .

,

не ограничивается только требованием экологической безопасности подвижного состава, а в качестве обязательной составляющей содержит

требование надежности соответствующих

,

уровень мобильности населения. В основе надежности транспортного обслуживания лежит

доступность специфического товара - транс, , -

ную возможность использовать для организации

поездки конкретный вид транспорта (физическая ), -

ездки на этом виде транспорта (экономическая ). -качественными показателями физической доступности являются: -

(

ожидания транспортного средства пассажиром на остановочном пункте);

- наполнение подвижного состава (количество пассажиров на 1м2 пола салона транспортного средства).

Применяемые в настоящее время электробусы

(

пользования) не в состоянии обеспечить полноценную физическую доступность на протяжении суток вследствие неравномерности пассажиропотоков. Неравномерность пассажиропотоков по времени суток вызвана социально-экономическим устройством жизнедеятельности человека, связанным с необходимостью осуществления различных процессов группами людей в определенных пространственно временных рамках фа-бота коллективов различных предприятий, организация массового отдыха и т.д.).

Объективное наличие неравномерности потока пассажиров по времени суток ведет к неравномерности спроса на транспортное обслуживание, характеризующегося значительным разбросом количества перевозимых пассажиров в течение работы того или иного маршрута соответствующего вида транспорта. Необходимость удовлетворения столь неравномерного спроса на городские пассажирские перевозки заставляет транспортные предприятия формировать такое экономически обоснованное предложение по транспортному обслуживанию, при котором большая часть времени функционирования маршрутов осуществляется либо с переполнением салонов транспортных средств (перевозки

в «часы пик»), либо с неприемлемо увеличенными интервалами движения подвижного состава (перевозки в межпиковое время).

Следовательно, достижение надежности устойчивого транспорта состоит в гармонизации показателей интервала движения и наполнения подвижного состава в пределах соответствующих нормативов на протяжении всего времени функционирования маршрутов. Другими словами, речь идет о создании гибкой системы городского общественного транспорта, способной адекватно реагировать (приспосабливаться) к изменению пассажиропотоков на протяжении суток посредством предоставления в определенные периоды

времени провозных возможностей (предложения ), -

скому количеству пассажиров (спросу на транс).

Применительно к электробусам для создания подобной гибкой системы целесообразно использовать предложенную автором концепцию модульно-транспортного городского автобуса [3, 4]. Основываясь модульном принципе в эксплуатации автомобильных транспортных средств, исходная система модульно-транспортного электробуса должна состоять из «а^ивного» модуля -непосредственно самого электробуса, оснащенного двигательной установкой и рабочим местом водителя, а также четырех «транспортных» модулей, обеспечивающих оперативную (в соответствие с изменением пассажиропотока на )

каждой единицы подвижного состава от 68 до 205 человек (см. рис).

_о_о

о □

о

"7Г

Т1

Т2

ТЗ

Т4

Система модульно-транспортного электробуса: А - активный модуль; Т1-Т4 - транспортные модули

В результате становится возможным стабилизировать как интервал движения, так и наполнение , -

ленными нормативами на протяжении всего времени работы городских автобусных мар-.

. -

ципа в эксплуатации для разработки и производ-

ства электробусов обеспечит реальную возможность создания в городах гибких систем устойчи-, -

дивидуальную мобильность населения на основе городского транспорта общего пользования.

Для практической реализация данного проекта целесообразно использовать схему государствен но-частного партнерства, при которой проек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тирование и производство модульно-транс-

портных электробусов осуществляется государ, -

Литература:

1. Трофименко Ю.В Экологическая безопасность автобусных маршрутов. Ю.В. Трофименко,

. . -бильно-дорожного института (государственного технического университета). 2005. № 5. С. 84-90.

2. URL : www.evopro.hu/hu - сайт группы компаний evopro.

3. Коган Д.Б. Исследование социально-экономической эффективности использования модульного принципа в эксплуатации городских автобусов : автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 1991. 19 с.

4. Коган Д. Homo mobilis - человек мобильный. Автомобильный транспорт. 2016. № 1. C. 32-37.

плуатация гибкой системы устойчивого транспорта частными перевозчиками на основе аренды подвижного состава.

Literature:

1. Trofimenko Y.V. Ecological safety of bus routes. Y.V. Trofimenko, T.Y. Grigoreva. «Vestnik Moskovskogo avtomobilno-dorozhnogo gosudarst-vennogo tehnicheskogo universiteta (MADI)». 2005. № 5. P. 84-90.

2. URL : www.evopro.hu/hu - Group of companies website evopro.

3. Kogan D.B. A study on the socio-economic efficiency of the modular principle in the operation of urban buses : abstract dis. ... Cand. Econ. Sciences. M., 1991. 19 p.

4. Kogan D. Homo mobilis - people mobile. Car transport. 2016. № 1. P. 32-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.