Научная статья на тему 'Формирование географической компетентности у учащихся средствами информационных технологий'

Формирование географической компетентности у учащихся средствами информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / GEOGRAPHICAL COMPETENCE / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / BASIC COMPETENCE / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кощеева Г.С.

Важность географического образования осознана мировым сообществом. В свете компетентностной парадигмы важным становится формирование географической компетентности у учащихся. На начальных этапах целесообразно формировать базовые компетенции, ограничив их количество. Формирование определённых нами компетенций эффективнее всего осуществлять с использованием информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кощеева Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF GEOGRAPHIC COMPETENCE IN STUDENTS BY MEANS OF INFORMATION TECHNOLOGY

The importance of geographical education recognized by the world community. In the light of the competence assessment paradigm the formation of geographic competence in students is important. In the initial stages a basic competence appropriate to form, limiting their number. The formation of certain us jurisdictions implemented most effectively using information technology.

Текст научной работы на тему «Формирование географической компетентности у учащихся средствами информационных технологий»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.016:91

Г.С. Кощеева

канд. геогр. наук, доцент, кафедра экологии, географии и методики их преподавания, ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова»

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Важность географического образования осознана мировым сообществом. В свете компетентностной парадигмы важным становится формирование географической компетентности у учащихся. На начальных этапах целесообразно формировать базовые компетенции, ограничив их количество. Формирование определённых нами компетенций эффективнее всего осуществлять с использованием информационных технологий.

Ключевые слова: географическая компетентность, базовые компетенции, информационные технологии.

G.S. Koshcheeva, Ershov Ishim State Teachers Training Institute

THE FORMATION OF GEOGRAPHIC COMPETENCE IN STUDENTS BY MEANS OF

INFORMATION TECHNOLOGY

Abstract. The importance of geographical education recognized by the world community. In the light of the competence assessment paradigm the formation of geographic competence in students is important. In the initial stages a basic competence appropriate to form, limiting their number. The formation of certain us jurisdictions implemented most effectively using information technology.

Keywords: geographical competence, basic competence, information technology.

В рекомендациях ЮНЕСКО по образованию в XXI веке [2] география названа в числе четырёх ключевых общечеловеческих знаний наряду с философией, историей и иностранными языками. Международным сообществом признано огромное значение географических знаний, поскольку устойчивое развитие мирового сообщества, межнациональное общение, сокращение стихийных бедствий, изменение климата и многое другое имеет географический фундамент. Поэтому очень важным является формирование географической компетентности у учащихся.

Комиссией Международного географического союза по географическому образованию в 2007 г. была принята Люцернская «Декларация о географическом образовании для устойчивого развития» [2], в которой также высоко оценено значение информационных технологий в географическом образовании.

В свете компетентностного и личностно-ориентированного подходов актуальным становится поиск методологических приёмов формирования географической компетентности. Обладая высокой степенью наглядности, информационные технологии способствуют лучшему усвоению географических знаний, а, следовательно, формированию географической компетентности. Для лучшего понимания и усвоения географии необходимо сформировать образное, пространственное мышление за счёт высокой

наглядности представляемого материала, которую позволяют обеспечить информационные технологии.

Географическую компетентность можно определить на основе вышеизложенного общего понятия компетентности как совокупность географических знаний, умений, навыков выполнения деятельности географической направленности, а также владение соответствующими компетенциями. Список компетенций, составляющих географическую компетентность, достаточно широк и зависит от ступени обучения (6, 7, 8, 9, 10, 11 классы) и от уровня развития компетенций (низкий, средний, высокий).

Исходя из знаний, умений и навыков (как составляющих компетенций и компетентности), можно выделить значительное количество географических компетенций. При этом каждый учитель географии может предложить свои варианты географических компетенций для разных уровней развития.

Так, например, на основе предложенных А.И. Алексеевым с соавторами [1] знаний, умений и навыков только для 6 класса можно предложить 22 компетенции. На практике, на стадиях внедрения и развития компетентностного подхода не удастся в полном объёме сформировать все компетенции. Конечно, можно стремиться к идеалу, но в пределах разумного. В урочное время (а по новому стандарту на географию отводится ничтожно малое количество часов) очень сложно выполнить эту задачу. Хорошим подспорьем для формирования всех географических компетенций может служить внеклассная работа. Но заниматься по географии дополнительно изъявляют желание далеко не все учащиеся.

Поэтому логичнее будет выбрать несколько компетенций, необходимых не только профессиональному географу, но и любому культурному человеку. Пространственные знания формируют основу географии, а также дают любому человеку представление о месте его жительства - планете Земля. На наш взгляд, в первую очередь у учащихся необходимо сформировать «базовую» географическую компетентность за счёт формирования следующих трёх компетенций:

1. Умение ориентироваться в пространстве планеты Земля (ориентировка по сторонам света, полушариям; знание континентов и океанов, частей света; знание географической номенклатуры).

2. Владение языком географии (понимание географических терминов и понятий, умение читать географические карты, умение ориентироваться в географической информации, сформированность мысленного образа планеты Земля).

3. Умение соотнести событие к конкретному месту в пространстве (сопоставление явлений природы и стихийных бедствий с конкретным географическим местом, знание природных особенностей различных участков Земли и т.д.).

Считаем, что эти три компетенции формируют основу географической компетентности и могут служить её диагностическим признаком.

Оценивание сформированности компетенций может быть проведено методами социологических исследований (анкетирование, опрос и т.д.) на основе самооценки, взаимооценки и экспертной оценки [3]. Обработка результатов диагностики, анализ полученных данных и их интерпретация проводятся методами математической статистики и теории латентных переменных.

Диагностику уровня сформированности компетенций целесообразно проводить с

118

№ 6 (22) - 2013

помощью диагностических средств (ДС): анкет, опросников, диагностических тестов. Каждый из индикаторов диагностического теста (или их совокупность) позволяет оценить степень сформированности как компетенций, так и географической компетентности.

Список литературы:

1. Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. География 6-9 классы, 10-11 классы // Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. -48 с.

2. Географический взгляд на образование для устойчивого развития: Люцерн-ская Декларация по географическому образованию для устойчивого развития // Материалы Симпозиума, состоявшегося в Люцерне, Швейцария, 29-31 июля 2007 г. Гео-графо-дидактические исследования, том 42, стр. 243-250, 2007 г. URL: http://www.igu-cge.org/Charters-pdf/russian.pdf

3. Разъяснения разработчикам ООП на основе ФГОС3

List of references:

1. Alekseev A.I., Lipkina E.K., Nikolina V.V. Geography 6-9 classes, 10-11 class/Program/educational institutions. - М: education, 2010. - 48 p.

2. A geographic perspective on education for sustainable development: Lücernskaä Declaration on geographical education for sustainable development//materials of the symposium held in Lucerne, Switzerland, July 29-31, 2007. Geographic and didactic Researches, volume 42, p. 243-250, 2007. URL: http://www.igu-cge.org/Charters-pdf/russian.pdf

3. Explanations to developers of basic education program FSES3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.