Научная статья на тему 'Формирование генерального плана детского спортивно-образовательного центра'

Формирование генерального плана детского спортивно-образовательного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / проектирование / школа / генплан / образовательный центр / образовательная среда. / architecture / design / school / general plan / master plan / educational center / educational environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. И. Радюкевич

Статья посвящена проблеме формирования генерального плана детского спортивно-образовательного центра в г. Зеленогорске. В основе концепции лежит идея создания детского олимпийского городка в духе классической архитектуры. Прежде всего, обосновывается актуальность проектирования такого объекта. Затем перечислены виды деятельности и требования, которым должен отвечать генеральный план детского спортивно-образовательного центра. Исходя из процессов, протекающих в центре, сформирована схема функционального зонирования участка проектирования. В соответствие со схемой было предложено решение генерального плана детского спортивнообразовательного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE MASTER PLAN OF THE CHILDREN’S SPORTS AND EDUCATION CENTER

The article is devoted to the problem of forming the master plan of the children’s sports and education center in Zelenogorsk. The concept is based on the idea of creating a children’s Olympic town in the spirit of classical architecture. First of all, the relevance of the design of such an object is justified. Then the activities and requirements to be met by the master plan of the children’s sports and education center are listed. Based on the processes taking place in the center, a scheme of functional zoning of the design section is formed. In accordance with the scheme, a solution to the master plan of the children’s sports and education center was proposed.

Текст научной работы на тему «Формирование генерального плана детского спортивно-образовательного центра»

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕТСКОГО СПОРТИВНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

Н.И. Радюкевич, магистрант

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11904

Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования генерального плана детского спортивно-образовательного центра в г. Зеленогорске. В основе концепции лежит идея создания детского олимпийского городка в духе классической архитектуры. Прежде всего, обосновывается актуальность проектирования такого объекта. Затем перечислены виды деятельности и требования, которым должен отвечать генеральный план детского спортивно-образовательного центра. Исходя из процессов, протекающих в центре, сформирована схема функционального зонирования участка проектирования. В соответствие со схемой было предложено решение генерального плана детского спортивно-образовательного центра.

Ключевые слова: архитектура, проектирование, школа, генплан, образовательный центр, образовательная среда.

В настоящее время дополнительное образование детей рассматривается как активный инновационный поиск ребенка, который ищет вариант своего образования, и педагога, стремящегося удовлетворить его ожидания через создание новых объединений по интересам [1].

Детский спортивно-образовательный центр является местом, где дети из разных спортивных школ смогут встретиться для обмена опытом, проведения соревнований и сборов. Актуальность исследования продиктована популярностью детского спортивного воспитания в Санкт-Петербурге, устаревшей и недостаточно эффективной базой учреждений детского спортивно-оздоровительного туризма [2] и демографическим подъемом [3]. Центр рассчитан на временное пребывание 250 учеников.

Предмет исследования: возможности развития детских образовательных комплексов. Объект исследования: решение генерального плана детского спортивно-образовательного центра в г. Зеленогорск.

Для проектирования центра выбран участок в г. Зеленогорск, расположенный между Приморским шоссе и береговой линией Финского залива, площадью 8,31 га. Участок обладает хорошей транспортной доступностью, вокруг хорошо развита инфраструктура. Главным преимуществом участка является наличие большого количества зеленых насаждений на участке и за его пределами.

Прежде чем сформировать схему оптимального функционального зонирования территории были рассмотрены аналоги в зарубежном и отечественном опыте, а также изучены требования нормативных документов. Проектирование объектов образования и спорта ведется с учетом: СП 251.1325800.2016 Здания общеобразовательных организаций Правила проектирования; РМД 31-10-2011 Санкт-Петербург Руководство по проектирования общеобразовательных учреждений. В результате была сформирована схема функционального зонирования участка (рис. 1).

Финский залив

Рис. 1. Схема функционального зонирования участка

Комплекс зданий детского спортивно-оздоровительного центра должен отвечать требованиям по организации следующих видов деятельности:

- комфортное проживание и отдых;

- физическая активность (занятия спортом, соблюдение режима дня);

- культурно-досуговая деятельность;

- обучение и духовное развитие.

Земельный участок детского спортивно-

образовательного центра предназначен для проведения учебно-опытных и физкуль-турно-спортивных занятий, отдыха учащихся в учебное и свободное от учебы время, оздоровительных мероприятий, проведения общешкольных мероприятий, линеек, соревнований.

Основными функциональными зонами земельного участка детского спортивно-образовательного центра являются:

- физкультурно-спортивная зона;

- учебно-опытная зона;

- зона отдыха;

- жилая зона;

- хозяйственная зона.

Кроме того, в структуру участка входит озеленение, площадь застройки, проезды и пешеходные связи. Все элементы участка общеобразовательных учреждений должны быть взаимосвязаны сетью проездов и пешеходных дорожек [4].

В соответствие со схемой было предложено решение генерального плана с расположением здания спортивно-образовательного центра по оси, Перпендикулярной Приморскому шоссе. В основе концепции лежит идея создания детского олимпийского городка в духе классической архитектуры. Мотивы, навеянные архитектурой эллинизма, намекают на место зарождения Олимпийских игр - Древнюю Грецию. В качестве строительных материалов выбраны дерево и стекло. Такое сочетание позволит добиться связи здания с природой участка.

На генеральном плане просматривается ось симметрии, перпендикулярная Приморскому шоссе. По этой оси располагается главный въезд на участок и здание спортивно-образовательного центра, которое формирует фасад со стороны Примор-

ского шоссе. Здание симметричное. В нем можно выделить следующие функциональные блоки: блок входной зоны, учебный, спортивный и блок общешкольных помещений. Центральный атриум выполняет распределительную функцию и «соединяет» остальные блоки. По мере приближения к заливу застройка становится

менее регулярной, появляются элементы пейзажного парка, такие как искусственный водоем, сеть прогулочных дорожек, площадки для игр и отдыха. Рекреационная зона играет роль связующего звена между остальными функциональными блоками: спортивным, учебным, жилым и техническим (рис. 2).

Рис. 2. Генеральный план

ется актуальной. На основании существующих регламентирующих документов и требований к участку была сформирована схема функционального зонирования участка, затем предложено решение генерального плана. Такое решение позволяет разместить все необходимые объекты, а также поддерживать связь между ними.

В западной части участка расположены спортивные площадки, в том числе, многофункциональный стадион с трибунами. Со стороны Финского залива композицию завершает вереница жилых корпусов: пять из них - для проживания учеников, и один - для персонала.

Итак, идея проектирования детского спортивно-образовательного центра явля-

Библиографический список

1. Буданова, Г.П. Концепция дополнительного образования / Г.П. Буданова, С.Ю. Степанов, Т.В. Пальчикова // Информационно-справочные материалы о системе дополнительного образования детей в РФ. - М., 1993.

2. Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года (Принята Законодательным собранием Ленинградской области 13 июля 2016 года)

3. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2035 года. Федеральная служба государственной статистики. - М., 2018.

4. РМД 31-10-2011 Санкт-Петербург Руководство по проектирования общеобразовательных учреждений: издание официальное: утвержден распоряжением Комитета по строительству от 08.12.2011 г., №388. Санкт-Петербург, 2012.

FORMATION OF THE MASTER PLAN OF THE CHILDREN'S SPORTS AND

EDUCATION CENTER

N.I. Radyukevich, Graduate Student

Saint-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Russia, Saint-Petersburg)

Abstract. The article is devoted to the problem offorming the master plan of the children's sports and education center in Zelenogorsk. The concept is based on the idea of creating a children's Olympic town in the spirit of classical architecture. First of all, the relevance of the design of such an object is justified. Then the activities and requirements to be met by the master plan of the children's sports and education center are listed. Based on the processes taking place in the center, a scheme of functional zoning of the design section is formed. In accordance with the scheme, a solution to the master plan of the children's sports and education center was proposed.

Keywords: architecture, design, school, general plan, master plan, educational center, educational environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.