Научная статья на тему 'Формирование генеалогической культуры учащейся молодежи'

Формирование генеалогической культуры учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / ГЕНЕАЛОГИЯ / ЦЕННОСТНО-ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ / GENEALOGICAL CULTURE / FAMILY VALUES / GENEALOGY / VALUE-GENEALOGICAL APPROACH / INTERGENERATIONAL CONTINUITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Извеков Игорь Николаевич

В статье обосновываются актуальность и теоретические основы формирования генеалогической культуры молодежи на основе ценностно-генеалогического подхода. Рассмотрена целостная образовательная среда семьи учащегося и учебного учреждения как необходимое условие формирования генеалогической культуры воспитанников. Приведена система воспитания генеалогической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF GENEALOGICAL CULTURE OF STUDYING YOUTH

In article the actuality and theoretical of formation of genealogical culture of youth on the base of value-genealogical approach is proved. Whole educational environment of family of student and educational institution as the indispensable condition to formation of genealogical culture of pupils is scrutinized. The system of education of genealogical culture of personality is given.

Текст научной работы на тему «Формирование генеалогической культуры учащейся молодежи»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

© Игорь Николаевич Извеков

Институт образовательных технологий Российской академии образования, г. Сочи, Россия, кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории духовно-нравственного воспитания личности, e-mail: izvekov37@mail.ru

В статье обосновываются актуальность и теоретические основы формирования генеалогической культуры молодежи на основе ценностно-генеалогического подхода. Рассмотрена целостная образовательная среда семьи учащегося и учебного учреждения как необходимое условие формирования генеалогической культуры воспитанников. Приведена система воспитания генеалогической культуры личности.

Ключевые слова: генеалогическая культура; семейные ценности; генеалогия; ценностно-генеалогический подход; преемственность поколений.

В процессе демократических преобразований и становления гражданского общества в России проблема воспитания личности через формирование генеалогической культуры и, вместе с ней, самого переосмысления представлений о личности, условиях и факторах ее становления и развития требуют дальнейшего выявления педагогических рекомендаций в этой сфере. Генеалогическую культуру мы рассматриваем как интегральное понятие, которое может проявляться и как побудитель к определенной интеллектуальной деятельности, и как устойчивое свойство личности, ее характерологическая черта [1]. Генеалогическую культуру мы определяем как совокупность генеалогических знаний о фактах, характеризующих субъективный мир человека в его связи с историей происхождения семьи, рода, фамилии, семейных традиций, источниками поиска информации по истории семьи; как осознанную деятельность личности по установлению, накоплению и систематизации сведений по истории семьи, имеющую эмоциональную и регулятивную составляющие. Приобщить учащихся к генеалогической культуре - это значит научить их основам генеалогических приемов накопления, сохранения, переработки и систематизации информации о семейных ценностях [2].

Воспитание молодежи в современных условиях возможно на основе разных подходов. Одним из них является разработанный нами ценностно-генеалогический подход, основанный на приобщении молодежи к общечеловеческим (семейным) ценностям в деятельности по изучению основ генеалоги-

ческих знаний и исследовании истории своей семьи. Этот подход позволяет в условиях специально сформированной целостной образовательной среды семьи учащегося и учебного учреждения организовать эффективный учебно-воспитательный процесс. Необходимость формирования такой среды обосновывается тем, что ориентация учащегося в семейных ценностях и их осознание возможно при обязательном взаимодействии двух институтов воспитания: семьи учащегося и учебного учреждения. Семья выступает хранителем генеалогических (семейных) ценностей, учебное учреждение представляет методологию развития генеалогического феномена идентификации личности на основе анализа и систематизации арсенала имеющихся и разыскиваемых семьей ценностей. В своем взаимодействии эти два института воспитания способствуют формированию генеалогической культуры молодежи на принципах преемственности поколений, толерантности, полиинформативности, культу-роцентричности, единства духовно-нравственных знаний, чувств, мотивации и деятельности воспитанников [2; 3].

Целостная образовательная среда семьи учащегося и учебного учреждения, в которой предусматривается оптимальное формирование генеалогической культуры, должна иметь такие характеристики, как: гуманистическая направленность, культуросообраз-ность, информационная насыщенность, эмоциональная комфортность, единство педагогических позиций преподавателей и родителей, творческое сотрудничество старших и младших в образовательном процессе.

Воспитание молодежи на основе приобщения ее к генеалогической культуре предполагает наличие педагогических условий, которые обеспечили бы участие обучаемых и их родителей, педагогов-предметников гуманитарного цикла в совместной деятельности по изучению учащимися истории своей семьи. Комплекс педагогических условий эффективности воспитания учащихся на основе ценностно-генеалогического подхода в целом и в различных его аспектах отражает предпосылки овладения ими знаниями, умениями и навыками необходимыми для успешной поисковой, исследовательской и творческой деятельности генеалогической направленности для формирования нравственных качеств и свойств личности. Совокупность педагогических условий должна иметь гибкую структуру и отражать основные изменения в составе и характере взаимодействия элементов воспитания учащихся.

Логика этапов, от которой зависит формирование генеалогической культуры личности, включает постановку целей и задач воспитания; изучение сущности процесса интеграции педагогики и генеалогии, корректировки, дополнения учебной и самостоятельной деятельности учащихся; изучение особенностей генеалогической деятельности и взаимодействия всех субъектов с учетом специфики генеалогических разысканий.

На методологическом уровне формирование генеалогической культуры базируется на концептуальных положениях ценностногенеалогического подхода, отражающих основы формирования генеалогической культуры молодежи и цели воспитания учащихся. На теоретическом уровне этот процесс представлен учебной и воспитательной деятельностью на различных уровнях субъект-субъектных составляющих процесса образования. На методическом уровне процесс формирования генеалогической культуры и ее понятийного аппарата представлен алгоритмами практических действий, конкретными технологиями, методическими рекомендациями, программами осуществления деятельности учащихся в образовательном и воспитательном процессе, направленной на изучение ими истории своей семьи.

Формирование генеалогической культуры учащихся имеет иерархическую структуру. В ее основу положено представление об

иерархии семьи, ветви рода, рода как последовательной конкретизации и систематизации информации об истории семьи, которая изучается в целостном образовательном пространстве, включающем учащихся, родителей и педагогов, наполняется конкретным содержанием. Компоненты деятельности участников в нем различны, но взаимообусловлены. Их совместная деятельность, ориентированная на становление генеалогической культуры и воспитание личности, представлена в разработанной нами системе. Основополагающим элементом такой системы является наличие цели. Она задается как государственная цель, адресована одновременно педагогу и учащимся, трансформируется преподавателем в педагогические цели, которые направлены на образовательно-воспитательную деятельность обучаемых, включая их в определенные отношения к окружающему миру (в первую очередь с родителями и родственниками). От уровня овладения и применения педагогического инструмента преподавателем зависит эффективность образовательной и воспитательной деятельности, результатом которой является формирование генеалогической культуры воспитанника. От понимания и осознания поставленной преподавателем цели и задач зависит позиция обучаемого и его родителей. Осознанные цели, задачи и их личностная оценка являются тем условием, которое определяет положительные отношения личности к поставленным задачам и стремление их разрешить.

Процесс формирования генеалогической культуры личности предполагает проникновение познания в механизм становления диалектического единства внутреннего развития человеческих сущностных сил и внешнего воздействия, своевременное устранение дисгармонии между ними. В основу процесса формирования генеалогической культуры учащейся молодежи положена идея дополнения и коррекции содержания образования в учебном учреждении через усиление генеалогической направленности гуманитарных предметов, отражающих генеалогические знания; введение факультативных, специальных курсов генеалогической направленности; индивидуализацию обучения.

Нами теоретически обоснована система воспитания генеалогической культуры учащихся в целостной образовательной среде

семьи и учебного учреждения на основе ценностно-генеалогического подхода. Она направлена на формирование комплекса качеств и свойств личности в результате целенаправленного воздействия на нее объективных и субъективных факторов - истории семьи, содержания учебных дисциплин, специального курса «Генеалогия и история семьи» и других и включения обучающихся в исследовательскую деятельность.

Такая система воспитания генеалогической культуры учащихся в контексте ценностно-генеалогического подхода состоит из двух блоков. Один из блоков - внутренний и внешний концентры, отображающие целостную образовательную среду семьи и образовательного учреждения с системой внутренних и внешних связей как среду формирования генеалогической культуры личности. Второй блок - система педагогического обеспечения воспитания генеалогической культуры в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения, формируемая на основе ценностно-генеалогического подхода, раскрывающая ее цель, содержание, педагогические технологии, направленные на формирование комплекса качеств и свойств личности. Оба блока в результате целенаправленного воздействия своих объективных и субъективных факторов на личность стимулируют формирование генеалогической культуры учащихся и их нравственных качеств.

В системе воспитания молодежи целостная образовательная среда семьи и учебного учреждения представлена первым блоком в виде двух концентров. Один из концентров этого блока отражает связи внутри самой целостной образовательной среды семьи и учебного учреждения. В этой среде происходит формирование генеалогической культуры личности, которая обеспечивается содержательной, организационной, информационной, систематизирующей, координирующей, развивающей функциями.

Другой концентр блока отражает связи целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения с окружающей средой, представленной внешними связями на уровне района, города, муниципального округа, региона, страны. Посредством реализации этих связей продолжается формирование познавательного интереса к экономико-

социальному развитию муниципального округа, региона, страны, осознание истории развития гражданского общества (муниципального округа, региона, страны) через историю семьи.

Второй блок содержит систему педагогического обеспечения процесса формирования генеалогической культуры учащихся в целостной образовательной среде семьи и образовательного учреждения. В его структуре предусматриваются целевой, содержательный, деятельностный, результативный компоненты воспитания учащихся, разработанные в контексте ценностно-генеалогического подхода.

Целевой компонент отражает основную цель воспитания - формирование генеалогической культуры личности - и дополняется задачами развития генеалогической и нравственной культур, генеалогических и связанных с ними нравственных ценностей на основе ценностно-генеалогического подхода.

Содержательный компонент отражает изменения и коррективы не только учебных образовательных программ, но и воспитательных программ, акцентируя внимание на генеалогических аспектах учебного материала, воспитательной деятельности, дополненных в учебные планы факультативных дисциплин генеалогического содержания.

Деятельностный компонент направлен на организацию учебной и воспитательной деятельности, а также взаимодействие субъектов целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения, их сотрудничество, организацию поисковой деятельности и взаимодействие учащихся с учреждениями и организациями, владеющими информацией об истории граждан, управление процессом изучения и составления родословных (поколенных росписей), описания истории семьи учащимися.

Результативный компонент отражает эффективность протекания процесса изучения и описания истории семьи обучаемого. Этот компонент призван отображать констатацию изменений, происходящих в когнитивной, эмоциональной, нравственной сферах личности воспитанника, в его поведении и деятельности.

Процесс формирования генеалогической культуры учащихся в условиях изучения ими истории семьи, в целом, отражает взаимо-

связь компонентов генеалогической и нравственной культур, развивается под влиянием факторов объективного и субъективного характера и направлен на развитие:

- нравственной сферы личности, ре-

зультатом которой является становление ее генеалогической культуры, приобретение совокупности устойчивых нравственных

свойств и качеств при изучении учащимся истории своей семьи;

- мотивационной сферы, которая

представлена экзистенциальными и социальными потребностями и мотивами, определяющими в своем единстве устойчивую положительную мотивацию развития личности под влиянием фактов принадлежности к историческому сообществу и генеалогической культуре;

- эмоционально-волевой сферы, определяемой интересом к родословной семьи, к жизни предков личности, вдохновением в ситуации определения своего места в истории семьи, а также волевыми качествами, определяющими способность строить целевые перспективы разработки «генеалогического дерева» семьи и осуществлять процесс поиска генеалогических сведений;

- интеллектуальной сферы, определяемой способностями личности мыслить в контексте таких качеств, как творческое воображение, гибкость и логика мыслительных процессов, наличие генеалогических знаний, исследовательских умений и навыков;

- когнитивной сферы, представленной наличием генеалогических знаний, исследовательских умений и навыков, способностями учащихся мыслить в контексте таких качеств, как творческое и эвристическое воображение, гибкость и логика мыслительных процессов. Интеллектуальная и когнитивная сферы позволяют учащемуся находить творческие подходы в генеалогических разысканиях;

- действенно-практической сферы, характеризующейся единством ситуационного и нормативного поведения в процессе генеалогических поисков учащихся, их неадаптивных и адаптивных действий. Действеннопрактический фактор особенно важен для нравственного воспитания молодежи, т. к. он является действенным механизмом создания конечного результата и определяется наличием у личности специальных генеалогиче-

ских знаний, сформированных исследовательских умений, практических навыков и нравственного поведения;

- рефлексии, представляющей собой самооценку личностью результатов генеалогических разысканий в системе предметно-обусловленных отношений с источниками разысканий. Рефлексия позволяет осознать личностью свое место в структуре семьи, ветви рода, откорректировать свои дальнейшие действия и проектировать новый цикл своего генеалогического поиска.

В концептуальной системе представлено педагогическое обеспечение воспитания учащихся не только через его цель, содержание, результаты, но и педагогические технологии. Педагогические технологии направлены на формирование комплекса качеств и свойств личности, формируемых при целенаправленном воздействии объективных и субъективных факторов (истории семьи, структуры и содержания учебных дисциплин, специально разработанных программ по генеалогии и т. д.), отражающих семейные ценности и традиции, внутрисемейные и межпоколенные связи, положительный опыт старших поколений и их преемственность.

Таким образом, система формирования генеалогической культуры личности в контексте ценностно-генеалогического подхода включает цель, содержание, педагогические технологии, характеристику целостной образовательной среды семьи и образовательного учреждения, отображает внутренние и внешние связи образовательной среды. Внутренние связи характеризуют наиболее значимые межсубъектные отношения, детерминирующие непосредственное формирование личности. Внешние связи отражают особенности взаимодействия семьи и образовательного учреждения с социальными институтами, общественными организациями и государственными учреждениями муниципального, регионального и федерального уровней, содействующих формированию генеалогической культуры личности.

1. Извеков И.Н. Ценностно-генеалогический подход к системе нравственного воспитания школьников. Великий Новгород, 2008.

2. Извеков И.Н. Генеалогия в современном учебном процессе: методология курса «История семьи». Великий Новгород, 2008.

3. Извеков И.Н. Формирование генеалогической культуры учащихся в целостной образовательной среде семьи и школы. Великий Новгород, 2008.

4. Извеков И.Н. Развитие генеалогической культуры личности // Гуманизация образования. Сочи, 2009. № 4. С. 29-34.

5. Методологическая сфера образования: современные научные подходы / под ред Е.В. Бондаревской. Ростов н/Д, 2007.

Поступила в редакцию 10.08.2010 г.

UDC 378

FORMATION OF GENEALOGICAL CULTURE OF STUDYING YOUTH

Igor Nikolayevich Izvekov, Institute of Educational Technologies RAE, Sochi, Russia, Candidate of Education, Associate Professor, Senior Research Scientific Worker of Moral Education of Personality Laboratory, e-mail: izve-kov37@mail.ru

In article the actuality and theoretical of formation of genealogical culture of youth on the base of value-genealogical approach is proved. Whole educational environment of family of student and educational institution as the indispensable condition to formation of genealogical culture of pupils is scrutinized. The system of education of genealogical culture of personality is given.

Key words: genealogical culture; family values; genealogy; value-genealogical approach; intergenerational continuity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.