Научная статья на тему 'Формирование гармоничного телосложения детей и подростков коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого национального округа на основе занятий атлетизмом'

Формирование гармоничного телосложения детей и подростков коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого национального округа на основе занятий атлетизмом Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОТАЛЬНЫЕ / TOTAL / ПАРЦИАЛЬНЫЕ РАЗМЕРЫ ТЕЛА / PARTIAL BODY SIZES / ИНДЕКСЫ ГАРМОНИЧНОСТИ / ШКОЛЬНИКИ МАЛЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА / PUPILS OF SMALL PEOPLE OF THE NORTH / INDICES OF HARMONY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Давыдов Олег Юрьевич, Зарко В.В., Дюшко О.И.

Приведены результаты исследования состояния телосложения детей и подростков 10-16 лет коренных малочисленных народов Севера на основе статистического анализа показателей тотальных и парциальных размеров тела (плечо, талия, бедро и голень), что представляет не только научный, но и прикладной интерес.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Давыдов Олег Юрьевич, Зарко В.В., Дюшко О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF HARMONIOUS BODYBUILD BASED ON PRACTICING ATHLETICS IN CHILDREN AND TEENAGERS OF INDIGENOUS SMALL PEOPLE OF THE NORTH OF YAMALONENETSK NATIONAL REGION

The results of the research of the state of children and 10-16 aged Teenagers bodybuild are described in the paper. The research was carried out among indigenous small people of the North. It was fulfi lled on the basis of the statistical analysis of indices of total and partial body sizes (shoulder, waist, thigh, shin). The research is interesting not only scientifi cally, but also as an applied one.

Текст научной работы на тему «Формирование гармоничного телосложения детей и подростков коренных малочисленных народов Севера Ямало-Ненецкого национального округа на основе занятий атлетизмом»

FUNCTIONAL MODEL OF THE ACTIVITY AT FORMING A PERSON'S PHYSICAL EDUCATION IN SENIOR FORMS PUPILS TAKING INTO ACCOUNT THEIR RELIGIOUS IDEAS

S. Evtikh, Post-Graduate Student,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact Information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

There are some possibilities to take into consideration religious ideas as a system building factor to provide the process of humanitarian education and upbringing, and while creating of senior pupils' personal physical culture. All this is considered in the paper. The paper also presents a functional - active model of forming senior pupils' person physical culture which allows to adapt the process

of physical upbringing to pupils' needs and interests. It is being done with a certain degree of pupils' religious orientation, then theoretical conditions of its effective realization are being proved.

Key words: senior pupils' religious ideas, person's physical culture, functional - active model, humanitarization, components.

ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНОГО ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОКРУГА НА ОСНОВЕ ЗАНЯТИЙ АТЛЕТИЗМОМ

Кандидат педагогических наук, профессор О. Ю. Давыдов,

Уральский федеральный университет, г. Екатеринбург.

Тренер-преподаватель ДЮСШ «Виктория» В. В. Зарко, г. Тарко-Сале.

Кандидат педагогических наук О. И. Дюшко, директор ДЮСШ «Виктория», г. Тарко-Сале.

Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

Приведены результаты исследования состояния телосложения детей и подростков 10-16 лет коренных малочисленных народов Севера на основе статистического анализа показателей тотальных и парциальных размеров тела (плечо, талия, бедро и голень), что представляет не только научный, но и прикладной интерес.

Ключевые слова: тотальные, парциальные размеры тела, индексы гармоничности, школьники малых народов Севера.

Актуальность.

Извест-

но, что занятия атлетизмом не

только эффективно влияют на совершенствование мускулатуры человека, делая ее рельефной и красивой, но позволяют улучшить антропометрические показатели и процесс гармоничного развития телосложения (рельеф мышц, осанку, пластику движений и т. д.) (Д. Вейдер, 1992; А. А. Барабанов, 2001; Л. Остапенко, 2001; Л. С. Дворкин, 1997, 2006; В. Протасен-ко, 2002 и др.). Использование всего многообразия атлетических упражнений позволяет достичь физического совершенства (С. В. Новаковский, 2002; Б. Стар, 2002; А. Доннели, Д. Хар-рис, 2002 и др. ). В то же время, несмотря на свою популярность, занятия атлетизмом еще не получил своего широкого признания в системе физиче-

№2 l 2011

19

ского воспитания школьников по причине недостаточного научно-методического обеспечения. По мнению С. В. Новаковского (2002), занятия атлетизмом в детском и подростковом возрасте позволяют не только активизировать двигательную деятельность школьников в системе физического воспитания, но и обеспечить эффективность процесса физического развития в наиболее ответственном периоде онтогенеза человека с 10 до 16 лет.

Цель исследования. Научно обосновать эффективность влияния атлетических занятий в детском и подростковом возрасте малочисленных народов Севера на процесс развития гармоничности телосложения.

Методика исследования. В лонгитудинальных исследованиях участвовали школьники 10-16 лет (18 человек) и их сверстники того же возраста основной медицинской группы (24 человека) школы-интерната города Тарко-Сале Ямало-Ненецкого автономного округа. Исследовались только мальчики. Школьники, помимо двухразовых занятий физической культурой в школе-интернате, занимались дополнительно два раза в неделю в тренажерном зале. Сверстники из контрольной группы проходили физическое воспитание только на академических уроках. Для характеристики тотальных размеров тела были проведены измерения: длины см), веса тела (Р, кг) и окружности грудной клетки (Т); а также следующих парциальных (об-хватных) размеров тела: плеча, талии, бедра и голени. Кроме того, были использованы следующие интегральные антропометрические показатели исследования телосложения:

Индекс Пушкарева (индекс гармоничности развития) находится по формуле:

J = а - Р) х L / К х 2 х Т (1)

где J - индекс гармоничности развития;

Т - обхват грудной клетки;

К - коэффициент гетерохронности, рассчитываемый по формуле:

К = 0- - Р) х L / 120 х 2 х Т (2)

где L - длина тела;

Р - вес тела;

Т - обхват грудной клетки.

Индекс Кетле (весоростовой индекс) находится по формуле:

Jk = вес х 1000 / рост (3)

Индекс Пинье по формуле:

JП (Показатель крепости телосложения) = рост -(вес+обхват грудной клетки на выдохе). (4)

Индекс Эрисмана по формуле: JЭ=обхват грудной клетки в покое - рост / 2 (5)

Результаты исследования тотальных размеров тела. Исследования показали, что с 10 до 16 лет возрастная динамика длины тела у школьников малых народов Севера экспериментальной и контрольной групп достоверно не отличалась. Абсолютный показатель прироста длины тела школьников экспериментальной группы с 10 до 16 лет составил 24,3 см, а в контрольной - 23,9 см (Р>0,05). В возрасте с 10 до 12 лет также не было выявлено преимущества в увеличении веса тела у школьников экспериментальной по отношению к контрольной группе. Однако, начиная с 13 лет, школьники, которые занимались атлетизмом, показали достоверно более высокие ежегодные темпы прироста веса тела по сравнению со своими сверстниками из контрольной группы. Так, в 13 лет в сравниваемых группах разница в весе тела составила 2 кг; в 14 лет - 7; в 15 лет - 3 и в 16 лет - 5 кг. В целом за шесть лет вес тела у школьников экспериментальной группы увеличился на 34 кг, а у их сверстников из контрольной группы - на 30,3 кг (различия достоверны при Р>0,05). Во всех возрастных группах уровень ОГК тела у школьников экспериментальной группы в целом был выше по сравнению с их сверстниками из контрольной группы. За шесть лет прирост ОГК составил в первом случае 15,9, а во втором случае - 13,4 см (Р>0,05).

Результаты исследования парциальных размеров тела. Исследования показали что во всех случаях обхватные размеры плеча и талии у школьников экспериментальной группы оказались достоверно выше по отношению к их сверстникам из контрольной группы при Р>0,05 (табл. 1), а бедра за исключением 10-летнего и голени - 10- и 11-летнего возраста. С 10 до 11 и с 14 до 15 лет у школьников экспериментальной группы Р>0,05 наблюдается недостоверное увеличение обхватного размера плеча, а у их сверстников из контрольной группы - с 10 до 11, с 11до12 и с 12 до 13 лет. В остальных случаях ежегодный прирост обхватного размера плеча находился на уровне достоверной значимости (Р>0,05). За шесть лет наблюдений в контрольной группе (табл. 2) школьников малых народов Севера обхватный размер плеча возрос на 9,2 см (+36%), а в контрольной группе соответственно - на 4,3 см (17,9%).

Из таблицы 1 видно, что наиболее высокие ежегодные темпы роста обхватных размеров талии у школьников экспериментальной группы наблюдались с 10 до 11 лет, с 13 до 14 лет и с 14 до 15 лет, а контрольной группы - с 10 до 11, с 11 до 12 и с 14 до 15 лет.

Характер динамики ежегодного прироста обхватных размеров бедра у школьников экспериментальной группы с 10 до 16 лет отличается от динамики школьников контрольной группы. Если в первом случае достоверный ежегодный прирост этого показателя мы наблюдали во всех возрастных группах, то во втором случае только с 11 до 12 и с 12 до 13 лет. Характер динамики ежегодных изменений обхватных размеров голени у школьников экспериментальной группы отличается от таковой у их сверстников из контрольной группы. Так,

Таблица 1

Средние антропометрические показатели обхватных размеров тела у школьников экспериментальной

группы

Возраст, лет п Обхватные размеры тела, см

грудь плечо талия бедро голень

M± M± M± M± M±

10 18 68,2+ 25,2± 45,4± 35,3± 25,2±

11 18 70,3± 26,2± 47,3± 36,2± 26,3±

12 18 75,5± 28,3± 50,2± 39,4± 27,4±

13 18 77,3± 29,5± 53,4± 41,2± 29,1 ±

14 18 79,1 ± 31,1 ± 56,3± 44,5± 31,2±

15 18 81,5± 32,3± 57,4± 45,4± 32,3±

16 18 83,2± 34,4± 58,5± 47,3± 33,10,4

Таблица 2

Средние антропометрические показатели обхватных размеров тела у школьников контрольной группы

Возраст, лет п Обхватные размеры тела, см

грудь плечо талия бедро голень

M± M± M± M± M±

10 24 66,3± 24,0± 44,3± 34,8± 24,3±

11 24 67,8± 24,7 ± 46,4± 34,5± 25,2±

12 24 70,2± 24,8± 48,5± 37,6± 25,4±

13 24 71,5± 25,1 ± 50,7± 39,7± 26,2±

14 24 73,1 ± 26,2± 51,3± 41,3± 27,4±

15 24 76,8± 27,1 ± 54,6± 42,4± 28,3±

16 24 78,1 ± 28,3± 55,1 ± 43,9± 29,6±

Таблица 3

Интегральные антропометрические показатели развития юных атлетов

Возраст, лет Индекс Пушкарева (индекс гармоничности развития), о. е. Индекс Пинье (показатель крепости телосложения), о. е. Индекс Эрисмана, о. е. Индекс Кетле, г/см

М ±m М m М ±m М ±m

10 121,3 0,5 48,0 0,5 -4,9 0,1 243,2 6,3

11 122,4 0,7 47,0 0,8 -4,5 0,11 252,3 6,4

12 115,9 0,9 38,0 1,8 -3,5 0,12 273,4 6,8

13 120,7 0,8 40,0 0,7 -3,0 0,13 288,5 6,9

14 124,2 0,5 32,0 1,4 -2,0 0,14 315,3 8,1

15 121,4 0,8 36,0 0,6 -1,5 0,11 337,4 7,2

16 119,8 0,5 34,0 0,7 -1,0 0,1 356,3 7,3

достоверные изменения обхватных размеров у двух сравниваемых групп школьников были отмечены только с 10 до 11 лет. В остальных случаях ежегодные достоверные различия были зафиксированы только в экспериментальной группе.

Интегральные антропометрические показатели гармоничности развития телосложения школьников оценивались только в экспериментальной группе. Из таблицы 3 видно, что уровень индекса гармоничности в 10-16-летнем возрасте у школьников, занимающихся

атлетизмом, колеблется в пределах от 124,2 до 115,9 о. е. Но поскольку этот возрастной период в жизни подрастающего поколения связан с бурным ростом всего организма и гетерохронным увеличением ОГК, массы и длины тела, то и величина индекса Пушкарева изменяется с 10 до 16 лет волнообразно. Это видно по тому факту, что, например, Jр в 10 лет и в 15 лет был равен 121, 3 и 121,4 о. е. , а в 14 лет - 124, 2; в 12 лет - 115,9 и в 16 лет - 119,8 о. е. Показатель крепости телосложения (индекс Пенье) с 10 до 16 лет уменьшился с 47 до 34,

№2 ! 2011

21

то есть на 38,2%. В то же время ежегодные показатели прироста изменялись гетерохронно: с 10 до 11, с 12 до 13 лет - недостоверно; с 11 до 12, с 13 до 14 лет и с 15 до 16 лет достоверно.

При анализе индекса Эрисмана у 10-16-летних школьников нам не удалось выявить его положительные значения. Однако была прослежена закономерность, заключающаяся в том, что его отрицательное значение уменьшалось с возрастом. Это видно как по ежегодным изменениям абсолютных величин данного индекса, так и по показателям достоверности, которые во всех возрастных группах были существенны при Р=0,05 и 0,01. В целом за шесть лет величина индекса Эрисмана изменилась с -4,9 до -1, причем наиболее выраженные ежегодные изменения отмечались в возрастных периодах с 11 до 12 лет (8,5%) и с 13 до 14 лет (50%). Индекса Кетле за 6 лет увеличился на 46,5%. Наиболее выраженные изменения индекса Кетле произошли в с 13 до 14 лет ( (+9,3%), с 11 до 12 лет (+8,3%) и с 14 до 15 лет (+6,9%). В остальных случаях ежегодный прирост индексе Кетле колебался в пределах от 2,3 до 5,6%. Причем была выявлена относительно стабильная волнообразная динамика ежегодного прироста индекса Кетле: более низкие его годовые показатели прироста сменяются в следующем году более высокими показателями прироста.

Выводы. 1. Занятия атлетизмом для детей и подростков малых народов Севера, безусловно, можно отнести к одним из социально значимых видов двигательной деятельности их можно рекомендовать в

качестве базовых в системе физического воспитания школьников, проживающих на Крайнем Севере.

2. Занятия атлетизмом в 10-16-летнем возрасте позволяют гармонично развивать телосложение и не влияя в целом на естественный характер возрастных антропометрических изменений, приводят к более выраженному, чем это наблюдается у школьников контрольной группы, увеличению особенно парциальных размеров тела: плеча, талии, бедра и голени.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Барабанов, А. А. Современные тенденции развития бодибилдинга и его направлений // Архитектура тела и развитие силы . - 2001. - № 3. - С. 26-28.

2. Вейдер, Д. Строительство тела по системе Джо Вейдера. -М. : Физкультура и спорт, 1992. - 112 с.

3. Вейдер, Джо. Бодибилдинг: фундаментальный курс. - М. : Физкультура и спорт, 1992. - 240 с.

4. Дворкин, Л. С. Научно-педагогические основы системы многолетней подготовки тяжелоатлетов: дис. ... д-ра пед. наук. - М. , 1991. - 453 с.

5. Новаковский, С. В. Теория и методология базовой силовой подготовки детей и подростков: дис. . д-ра пед. наук. - Майкоп, 2002. - 382 с.

6. Остапенко, Л. Бодибилдинг от А до Я // IRONMAN. - 2001.

- Приложение № 2, 3, 4, 5 (6). - С. 22-28.

7. Протасенко, В. Думай, или «супертренинг» без заблуждений // Архитектура тела. Развитие силы. - 2001. - № 7-8.

- С. 36-38; № 11. - С. 36-38.

FORMATION OF HARMONIOUS BODYBUILD BASED ON PRACTICING ATHLETICS IN CHILDREN AND TEENAGERS OF INDIGENOUS SMALL PEOPLE OF THE NORTH OF YAMALO-NENETSK NATIONAL REGION.

O. Davidov, Candidate of Pedagogics, Professor, Ural Federal University, Ekaterinburg.

V. Zarko, Chyss "Victoria", Coach-teacher, the city of Tarko-Sale. O. Dyushko, Candidate of Pedagogies, CHYSS "Victoria" Director, Tarko-Sale. Contact Information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

The results of the research of the state of children and 10-16 aged Teenagers' bodybuild are described in the paper. The research was carried out among indigenous small people of the North. It was fulfilled on the basis of the statistical analysis of indices of total and partial body sizes

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(shoulder, waist, thigh, shin). The research is interesting not only scientifically, but also as an applied one.

Key words: total, partial body sizes, indices of harmony, pupils of small people of the North.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.