Научная статья на тему 'Формирование функциональной грамотности младших школьников через применение современных педагогических технологий'

Формирование функциональной грамотности младших школьников через применение современных педагогических технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / младшие школьники / современные педагогические технологии. / :функционалдық сауаттылық / кіші оқушылар / заманауи педагогикалық технологиялар / functional lite­ racy / junior students / modern pedagogical technologies.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куанбаева А. К.

В статье рассмотрены современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Описана практическая деятельность, на основе которой формируются предметные знания и умения. Показаны методы и приёмы из современных педагогических технологий и эффективные формы образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of functional literacy of primary school students using modern pedagogical technologies

The article considers modern approaches to the formation of functional literacy of primary schoolchildren. Practical activities are described, on the basis of which subject knowledge and skills are formed. The methods and techniques of work necessary in modern pedagogical technologies and in effective forms of the educational process are shown.

Текст научной работы на тему «Формирование функциональной грамотности младших школьников через применение современных педагогических технологий»

Педагогическая наука и практика

103

УДК373.1.02:372.08 Куанбаева А.К.,

ГРНТИ 14.25.09

бакалавр, учитель

начальных классов,

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ общеобразовательная

ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ школа № 12,

ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ г. Житикара, Казахстан

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аңдатпа Негізгі сөздер:функцио-

Мақалада бастауыш мектеп оқушыларының налдық сауаттылық, кіші

функционалдық сауаттылығын қалыптастырудың оқушылар, заманауи педаго-

заманауи тәсілдері қарастырылған. Практикалық гикалық технологиялар.

іс-әрекеттер сипатталады, олардың негізінде пәндік Ключевые слова: функцио-

білім мен дағды қалыптасады. Заманауи педагоги- нальная грамотность, млад-

калық технологияларда және оқу-тәрбие процесінің шие школьники, современные

тиімді формаларында қажетті жұмыс әдістері мен педагогические технологии.

тәсілдері көрсетілген.

Keywords: functional lite­

Аннотация racy, junior students, modern

В статье рассмотрены современные подходы к pedagogical technologies.

формированию функциональной грамотности у

младших школьников. Описана практическая дея-

тельность, на основе которой формируются пред-

метные знания и умения. Показаны методы и при-

ёмы из современных педагогических технологий и

эффективные формы образовательного процесса.

Annotation

The article considers modern approaches to

the formation of functional literacy of primary

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

schoolchildren. Practical activities are described, on

the basis of which subject knowledge and skills are

formed. The methods and techniques of work necessary

in modern pedagogical technologies and in effective

forms of the educational process are shown.

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность – это способ-

ность использовать все приобретаемые знания,

умения и навыки для решения широкого диапазо-

на жизненных задач в различных сферах челове-

ческой деятельности, общения и социальных от-

ношений.

3(41)/2023

104 Педагогическая наука и практика

Основы функциональной грамотно- шее внимание уделяет технической

сти закладываются в начальной школе. стороне чтения. Для оценки навыка

Перед педагогом стоят колоссальные чтения применяется контрольный срез

задачи: развитие у младших школьни- «Проверка техники чтения».

ков мышления, речи, памяти, внима- В современном обществе умение

ния, воображения, пространственного школьников читать не должно сводить-

восприятия. Также очень важно разви- ся лишь к овладению техникой чтения.

вать коммуникативные способности, Образовательные стандарты нового

контролировать эмоции, управлять поколения заставляют нас по – новому

своим поведением. взглянуть на само определение значе-

Формирование функциональной ния слова «чтение» [2].

грамотности развивает у младшего Чтение рассматривают как качество

школьника инициативу, нестандарт- человека, которое должно совершен-

ность мышления, самостоятельное ствоваться на протяжении всей его

добывание знаний с опорой на опыт. жизни.

Функционально грамотная личность – Базовым гуманитарным предметом

это человек, который ориентируется в для формирования читательской гра-

мире и действует в соответствии с об- мотности являются уроки литератур-

щественными ценностями и интереса- ного чтения, на которых можно решать

ми [1]. не только узкопредметные задачи, но и

Базовым навыком функциональной общие для всех предметов задачи раз-

грамотности является читательская вития младшего школьника.

грамотность. Главная цель учителя – научить уча-

Читательская грамотность пред- щихся добывать знания, умения, навы-

ставляет собой способность человека ки и применять их в практических си-

понимать и использовать письменные туациях. А также воспитать человека,

тексты, размышлять и заниматься чте- умеющего анализировать прочитан-

нием для того, чтобы достигать своих ное, самостоятельно оценивать факты,

целей, расширять свои знания и уча- явления, события и на основе получен-

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

ствовать в социальной жизни. ных знаний формировать свой взгляд

Важная задача учителя начальных на мир.

классов заключается в том, чтобы каж- Для достижения целей на практике

дый учащийся начальной школы овла- стараюсь создавать условия для уче-

дел полноценным навыком чтения. На- ника, которые помогли бы обрести

вык чтения – очень сложное явление. уверенность в себе, позволили бы ему

Различают две стороны навыка чте- раскрыться, способствовали формиро-

ния: техническую и смысловую. ванию его мировоззрения.

Техническая: способ, темп, правиль- Какова методика работы с текстом

ность и выразительность чтения. на уроках чтения? Какому чтению мы

Смысловая: понимание содержания учим?

и смысла прочитанного. Во-первых, в начальной школе нуж-

Многолетний опыт работы в шко- но учить медленному чтению художе-

ле показывает, что учитель начальных ственного текста, то есть ребёнок дол-

классов, обучая детей чтению, боль- жен продумывать в ходе чтения смысл

3(41)/2023

Педагогическая наука и практика

105

каждого слова, уметь задавать вопро- уточняющего вопроса к каждой смыс-

сы и находить на них ответы по тексту, ловой части текста).

уметь делать анализ прочитанного. 3 этап – работа с текстом после чте-

Во-вторых, нужно научить пони- ния.

мать чужие мысли, извлекать из текста Цель – достижение понимания на

смысл, вложенный в него автором, по- уровне смысла.

чувствовать то, что почувствовали ге- 1.Смысловая беседа по тексту. Кол-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рои произведения. лективная беседа прочитанного, дис-

В-третьих, необходимо уделять рав- куссия.

ное внимание и чтению про себя. 2.Знакомство с писателем. Рассказ о

На развитие читательской грамот- писателе. Беседа о личности писателя.

ности направлена технология форми- 3.Работа с заглавием, иллюстрация-

рования правильной читательской дея­ ми. Соотнесение видения художника с

тельности. читательским представлением [3].

Технология включает в себя три эта- На всех вышеперечисленных этапах

па работы с текстом. предлагаю использовать следующие

1 этап – работа с текстом до чтения. приёмы работы:

Цель – развитие такого важного чи- • «Чтение с остановками».

тательского умения, как антиципация, • «Синквейн».

т.е. умение предполагать содержание • «Работа с вопросником».

текста по заглавию, иллюстрации и • «Мозговой штурм».

группе ключевых слов. • «Уголки».

На данном этапе необходимо ввести • «Написание творческих работ».

детей в мир, который описал автор. • «Логическая цепочка».

Здесь нужно подбирать такие виды ра- • «Тонкие и толстые вопросы».

бот, которые вызовут интерес к теме • «Шаг за шагом».

произведения и желание его прочи- Данные приёмы учат не только ра-

тать: например, поиск ключевых слов, ботать с информацией, но и позволя-

по которым дети могут уточнить свои ют сделать урок более динамичным и

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

предположения о теме произведения, о интересным для ребёнка, способству-

героях, работа с пословицами, которые ют формированию функциональной

соответствуют теме или идее. грамотности младших школьников,

2 этап – работа с текстом во время позволяют педагогу повысить моти-

чтения. вацию учащихся, создать обстановку

Цель – достижение понимания тек- творческого поиска, активизации мыс-

ста на уровне содержания. лительной деятельности.

Здесь необходимо соблюдать сле­дую­­ Русский язык как учебная дисципли-

щую последовательность дейст­вий: на также играет важную роль в под-

1.Первичное чтение текста (само- готовке ребёнка к жизни в современ-

стоятельное чтение в классе или чте- ном информационном пространстве и

ние-слушание, выявление первичного умению выстраивать конструктивные

восприятия с помощью беседы). взаи­моотношения с другими людьми.

2.Перечитывание текста (повтор- Как сформировать функционально

ное чтение, анализ текста, постановка грамотную личность?

3(41)/2023

106 Педагогическая наука и практика

Формирование грамотного письма По формированию математической

– одна из самых сложных задач, ре- грамотности использую практические

шаемых в школе. Процесс обучения подходы.

орфографии – это не столько изуче- 1.Объяснение математических поня-

ние орфографических правил, сколько тий с помощью предметных действий.

формирование у учащихся орфогра- Например, для построения квадрата

фических умений. и при изучении периметра предложить

В своей практике использую такие детям деревянные палочки.

приёмы формирования грамотного 2.Математические игры.

письма, как: Уроки математики можно проводить

• «Ошибкоопасные места»: в форме деловой игры, где группы

Все «ошибкоопасные места» выде- учеников соревнуются между собой в

ляются зелёным цветом. Так ребёнок успешности реализации поставленной

учится видеть орфограмму. Данный практической задачи. Задания важно

приём можно проводить в форме со- сделать тематически привязанными к

ревнования. применению математики в реальной

• «Лови ошибку»: жизни.

Дети стараются найти и исправить Например, нами была выбрана тема

допущенные ошибки. Можно дать под- «Коммунальные платежи». Здесь ко-

сказку, назвав количество ошибок. манды пробовали производить опла-

• «Списывание»: ту электроэнергии, телефонной связи,

Время на списывание отвожу на холодной и горячей воды, используя

каж­­­дом уроке. Списывание можно до- стандартные для региона тарифы.

полнить грамматическими заданиями. 3.Предлагать жизненные задания.

Важным элементом в формировании Важно заинтересовать учеников по-

грамотного письма является работа вседневными ситуациями и показать,

над ошибками. что в них тоже содержатся задачи по

Основной целью такой работы яв- математике.

ляется разбор и проработка ошибок Рассматриваем следующие жизнен-

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

и неточностей, допущенных при вы- ные задания:

полнении проверяемого задания. Она • На сколько чашек можно разлить

обеспечивает дифференцированный пакет сока?

подход к ученикам, позволяет своев- • На каком этаже находится кварти-

ременно ликвидировать пробелы в ра №120, если в доме всего 6 подъез-

знаниях и навыках детей, формирует дов и 200 квартир?

умение систематизировать и обобщать, • Представьте, что мы едем в об-

закреплять полученные знания [4]. щественном транспорте, посчитайте,

Рассмотрим ещё один компонент сколько придётся заплатить за билеты

функциональной грамотности – мате- для всех.

матическая грамотность. Она позволя- 4.Подключать родителей.

ет человеку использовать математичес­ Ребятам будет интересно узнать о

кие знания на практике и на их основе пользе математики не только от учите-

уметь описывать и объяснять явления, ля, но и от родителей. Можно попро-

прогнозировать их развитие [5]. сить их поделиться своим опытом ис-

3(41)/2023

Педагогическая наука и практика

107

пользования математики в профессии. ЛИТЕРАТУРА:

Использование вышеперечисленных 1.Акушева Н.Г. Развитие функцио-

приёмов в работе формирует у учащих- нальной грамотности чтения. // Наука,

ся: образование, общество: тенденции и

• умение анализировать информа- перспективы развития – 2020.

цию; 2.Гаврилюк В.В. Преодоление функ-

• осуществлять отбор информа- циональной неграмотности и форми-

ции; рование социальной компетентности.

• формулировать проблему; //Социологические исследования. –

• самостоятельно находить спосо- 2006.

бы выполнения поставленных задач; 3.Галактионова Т.Г., Казакова Е.И.,

• осуществлять самоконтроль и Гринева М.И. Учим успешному чте-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

взаимоконтроль деятельности; нию. – М.: Просвещение, 2016.

• объективно оценивать результат 4.Хижнякова О.Н. Современные об-

выполнения поставленных заданий; разовательные технологии в начальной

• осуществлять самоконтроль и школе. – С. 2006.

взаимоконтроль деятельности; 5.Алхатова Т.С. Компетенция педа-

• осуществлять рефлексию дея- гога в использовании инновационных

тельности. технологий в начальной школе в усло-

Все методы, используемые педаго- виях обновлённой системы образова-

гом, должны быть направлены на раз- ния. // Наука и реальность. – 2020.

витие познавательной, мыслительной

активности, которая в свою очередь

направлена на отработку, обогащение

знаний каждого учащегося, развитие

его функциональной грамотности.

Современная школа не призвана

«наполнять сосуды знаниями», её мис-

сия – развивать мыслительную дея-

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ОБРАЗОВАНИЯ

тельность учащихся, их инициативу,

умение критически относиться к полу-

чаемой информации, а также формиро-

вать целостную картину мира и умения

адаптироваться в нём.

Для решения этих задач каждый пе-

дагог обязан искать для себя и своей

деятельности такие методы и техноло-

гии обучения, которые позволят дей-

ствительно работать «на результат».

Педагог, открывая мир детям, не пе-

рестаёт развиваться вместе с ними, да-

рит ученикам радость познания и по-

могает им поверить в себя.

3(41)/2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.