Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1019
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СОБСТВЕННЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ / СИТУАЦИИ ЕЖЕДНЕВНОГО ОБЩЕНИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ВЫПУСКНИК НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремеева Ирина Михайловна

В статье рассмотрены современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Выявлена значимость функциональной грамотности для развития личности в условиях изменений современного общества. Описана практическая работа, на основе которой формируются предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия, предусмотренные ФГОС начального общего образования. Показаны виды и приёмы работ, которые необходимы в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса. Актуальность данной работы на уроках очевидна, так как она способствует развитию познавательной и мыслительной активности, обогащению знаний каждого ребёнка, развитию его функциональной грамотности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремеева Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

УДК 373.3 Еремеева И.М.

Формирование функциональной грамотности младших школьников

Аннотация

В статье рассмотрены современные подходы к формированию функциональной грамотности у младших школьников. Выявлена значимость функциональной грамотности для развития личности в условиях изменений современного общества. Описана практическая работа, на основе которой формируются предметные знания и умения, а также универсальные учебные действия, предусмотренные ФГОС начального общего образования. Показаны виды и приёмы работ, которые необходимы в новых педагогических технологиях, в эффективных формах образовательного процесса. Актуальность данной работы на уроках очевидна, так как она способствует развитию познавательной и мыслительной активности, обогащению знаний каждого ребёнка, развитию его функциональной грамотности.

I Ключевые слова: функциональная грамотность, младший школьник, собственный жизненный опыт, читательская грамотность, математическая грамотность, финансовая грамотность, ситуации ежедневного общения, современный выпускник начальной школы.

Изменения в мире задали новые параметры обучения и воспитания, пересмотров целей, качества образования, систем оценки достигнутых результатов. Какие же знания и умения необходимы современным детям в XXI веке? Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность». О проблеме формирования функциональной грамотности говорят на всех конференциях, вебинарах, курсах повышения классификации. Почему же этой проблеме уделяется столько внимания? Причина в том, что эта необходимость продиктована сегодняшней моделью мира. Ни для кого не секрет, в чём недостатки современного начального образования: трудности в решении задач, требующих анализа, обобщения, выдвижения гипотез, не владеют смысловым чтением разных типов текстов, низкий уровень работы с информацией. Анализируя ВПР выпускников начальной школы, заставили меня посмотреть на эту проблему более серьёзно. Я поняла, что необходимо вести системную работу над формированием функциональной грамотности, потому что этого требует действующий стандарт и

обновлённый стандарт, который будет введён в новом учебном году.

Что же такое функциональная грамотность? Как она усовершенствовалась? Об этом очень правильно сказал известный лингвист, психолог А.А. Леонтьев: функционально грамотный человек - это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений. Различают несколько видов функциональной грамотности: математическая грамотность, читательская, естественнонаучная, финансовая.

Хочу показать несколько приемов работы на уроках в начальной школе, которые способствуют формированию функциональной грамотности. Взяла простой сюжет, приближённый к жизни учеников начальной школы.

А. В гости к бабушке и дедушке прибыл внук Артём. Внимательно изучите его маршрутный билет и ответьте вопросы.

01ИКТ ЯУ ОАО Г ЛЕС ТС

*** 1Т1ТОНАН* НЁСЕ1РТ * * *

• маршрутная и&итакций аяекгронного бидетл * * •

ДАТА ОФОРМЛЕНИЯ/ПАТЕ ; 01КОЯ21 [Я] ФИО/КАМЕ : ЕРЕМЕ Е □/ АРТЕМ А Г Л СЕПЭ С 4 СЖТ1 Ь

СРХ1ЮН05327 ОТПГ Л/ КАЗН/Он: О/П ВтН : НОВИ РГ АО АЗИАКСИС1АКИЯ ЯХУТИЯ 2422ЭЭА1СЭ

чояиль/гшс

аоонэз

ВЫЦАИ ОТ/Г55ЦКО и*

НОМЕР БИЛЕТА/ТIСКЕТ ЫЧМБЕР.

ЕАНШ4Е ВМВ. /ВООКЫТС РЕР

От/до

ткм/та

РЕЙС

РЭ 78Э М 26КОЛ 2120 ОК ХЯиВ£3/СН2Ё 2 Ьк

ДАТА Й ВРЕМЯ 1ГРНБЩИА/АННГ\ГА1> ОАТЕ. А1Ш Г1МЕ:27Н ОД 1СОО

ПЕРКДАТ.НАЯдаСН/ОГВАНМЧ. /К1ЛЙНЗКМ1ЫТЗ/ РЕ Э ГЛ1СТ : ЦДСА/КО . О □ /&11Й 215/РЕЗТ:

НАС

«ОЕМА ОПЛАТЧ/^НМ I ■ ЩК1 АВ МНР 74Й1 020223 РАСЧЕТ ТАРИЛ А/РАРЕ САЪСЦТАТ !ОН 5 № КЗ ПЕК 33 3 5РЦВ5 32 ЬЕНО

ТАРИФ/ГАКН ; &32&.00РУЕ экаив. а ВАН. . НАЗЧ* ->■)

<Ж>Р/ТАХ /РХБ': Н.-..''.I ; ИТОГО/ЮТА!, г 5325РУВ

Рис. 1

!п1егасйуе зс1епое | 3 (68) • 2022 41

1. Из какого города приехал Артём?

2. Как по-другому называют этот город?

3. На каком виде транспорта он прибыл в Нерюнгри?

4. Какого числа его встречали бабушка с дедушкой?

5. Какое это время суток?

6. Какое это время года?

7. Вычисли время в пути.

8. Запиши номер рейса?

9. Какая авиакомпания обслуживала данный рейс?

10. Какого числа был куплен билет?

11. Запиши номер билета?

12. Сколько стоил билет Артёма? При покупке билета была банковская карта и наличные деньги?

13. Какая была произведена форма оплаты?

А) В этом здании показывают спектакли для детей и взрослых, здесь работают талантливые, артистичные, пластичные, музыкальные и вокально одаренные артисты-кукловоды

14. Люди, каких профессий обеспечивают обслуживание пассажиров и отвечают за их безопасность? Перечисли.

15. Выбери одну из перечисленных профессий, запиши, какими качествами должен обладать человек этой профессии?

B. От аэропорта п. Чульман до Серебряного Бора мы проехали 22 км, после этого нам осталось проехать ещё 12 км. Определи, сколько всего километров составил наш путь? Запиши решение задачи.

C. Во время прогулки показали ребёнку любимые места в городе.

1. Соединив стрелкой описание и картинку, вы узнаете, где мы побывали.

Таблица

Б) На протяжении многих лет здесь радушно встречают гостей и знакомят с героями любимых книг, выставки, игротеки, конкурсы стихов, мероприятия, конференции, викторины, диспуты

В) Здесь имеется большой зал

на 632 места, малый зал на 120 мест,

спортивный зал, зимний сад,

451 помещение, из которых

18 - досуговые помещения для занятий

различных творческих коллективов и о

объединений по интересам

Г) В этом здании имеется футбольное поле, тренажёрный зал, легкоатлетическая дорожка, детские аттракционы и батуты. Приходите всей семьёй, поддерживайте здоровый образ жизни

42

Интерактивная наука | 3 (68) • 2022

2. Напиши, как ты поддерживаешь здоровый образ жизни.

Б. После прогулки зашли в магазин «Лето», Артём выбрал себе сладости.

35 руб.

75 руб.

110 руб.

80 руб.

Рис. 2

1) посчитай, сколько денег вернула кассир сдачи, если за покупку бабушка отдала кассиру купюру в 500рублей? Запиши решение задачи.

Е. Перед сном прочитали сказку «Петушок и бобовое зёрнышко».

Задание: прочитайте сказку ([Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр5:/Мотоуепок-

as.ru/volshebnyi-korob/skazki-dlja-detei-chitat/skazka-petushok-i-bobovoe-zernyshko .html)

1) перечисли главных героев сказки;

2) запиши основную мысль сказки, что хотел автор донести до юного читателя.

Ж. В день отъезда внука дедушка положил на карту Артёма деньги на подарок.

Рис. 3

1) какую сумму получил внук в подарок?

2) есть ли у тебя банковская карта или карманные деньги на твои личные расходы? Запиши, как и куда ты их тратишь? Как ты считаешь, необходимы ли тебе деньги?

Приемы работы по формированию функциональной грамотности младших школьников очень многообразны. Появляется необходимость в новых педагогических технологиях, в эффективных формах

образовательного процесса, в активных методах и приёмах обучения, которые направлены на развитие познавательной и мыслительной активности, которая в свою очередь способствует обогащению знаний каждого ребёнка, развитию его функциональной грамотности. Грамотное их использование и правильная мотивация, как самого учителя, так и детей позволяет воспитать выпускника начальной школы полностью соответствующего ФГОС.

Литература

1. Образовательная система «Школа-2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2003. - С. 35.

2. Виноградова Н.Ф. Концепция начального образования: «Начальная школа XXI века». - М., 2017. - 64 с.

Interactive science | 3 (68) • 2022

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.