Научная статья на тему 'Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов'

Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2028
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАМОТНОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ / СТУДЕНТ ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фролова Полина Ивановна

Обоснована необходимость формирования функциональной грамотности студентов в качестве основы для дальнейшего развития учебно-познавательной компетентности будущих инженеров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of functional literacy as the basis of university students , educational (cognitive) competency

The necessity of developing students , functional literacy as the basis of future engineers , further educational and cognitive competency advancement is substantiated.

Текст научной работы на тему «Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов»

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ

П. И. Фролова

Аннотация. Обоснована необходимость формирования функциональной грамотности студентов в качестве основы для дальнейшего развития учебно-познавательной компетентности будущих инженеров.

Ключевые слова: грамотность, функциональная грамотность, учебно-познавательная компетентность, формирование и развитие, студент вуза.

Введение

Современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в постиндустриальном мире. Объективной исторической закономерностью в информационном обществе в настоящее время является закономерное повышение требований к уровню образованности человека. В новых обстоятельствах процесс обучения в техническом вузе должен быть ориентирован на развитие компетент-ностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Общеустановленно, что предпосылкой развития любой компетентности является изначальное существование у индивида определённого уровня функциональной грамотности. Вследствие расширения хронологических границ усвоения человеком компонентов функциональной грамотности, порог функциональной грамотности имеет тенденцию к постоянному повышению. В настоящее время проблема формирования функциональной грамотности, способствующей развитию компетентностей студентов вуза ещё не нашла разрешения в педагогической науке и практике.

Основная часть

Функциональная грамотность является социально-экономическим явлением, связанным с благосостоянием населения и современного государства в целом [1, с. 10]. Закономерно, что с середины ХХ века проблема функциональной грамотности попала в поле зрения международных организаций, 1990 год был объявлен ЮНЕСКО Международным годом грамотности, ООН объявила 20032012 годы Десятилетием грамотности в широкой интерпретации этого понятия. Согласно основным концептуальным положениям ООН, впервые очертившим данную проблему как проблему десятилетия, низкая грамотность отнимает у людей возможность, ограничивает их потенциал, сокращает как политическую, так и экономическую активность. В мире существует несколько авторитетных междуна-

родных организаций, проводящих независимую интернациональную оценку образовательных результатов, к ним относятся такие структуры как Программа Организации Экономического сотрудничества и развития по Международной Студенческой Оценке (ПИЗА), Международная Ассоциация Оценки Достижения Образования (ИЕА), Международный Обзор Взрослой Грамотности (ИАЛС), Обзор Взрослой Грамотности и Жиз-неннонеобходимых Навыков (АЛЛ), «Прогресс в Международном Изучении Грамотности при Чтении» (ПИРЛС). Все вышеперечисленные организации в своих исследованиях выдвигают на первый план проблемы, которые вызваны низкой грамотностью не в развивающихся экономически отсталых странах, а в развитом современном мире [2].

Результаты исследований Международного Обзора Взрослой Грамотности показывают, что более 20 % взрослого населения (пятая часть жителей страны!) из 20 стран, участвующих в Обзоре, включая самые богатые, экономически стабильные и наиболее продвинутые страны, имели только элементарные навыки грамотности. При этом также в ходе исследования было установлено, что в среднем навыки грамотности других 20 % взрослого населения являются ниже того уровня, который, по мнению, Организации Экономического Сотрудничества и Развития, необходим для полного участия взрослых граждан в жизни данных обществ и их экономик [2]. Международная статистика демонстрирует, что каждая нация, каждое государство озабочено проблемой грамотности собственного населения, начиная от беднейших из бедных стран до технологически развитых и экономически мощных государств.

Современные исследования и представления о грамотности значительно расширились, так что теперь грамотность связывают со способностью использовать различные уровни анализа, степени абстракции, более сложные игры символами, применение тео-

ретических знаний и других навыков, которые лежат вне простого умения читать и писать. Осознание грамотности в постиндустриальном обществе не может являться ответом на простой вопрос: «Умеет ли данный человек читать и писать?» Концепция грамотности стала чрезвычайно сложной, и она демонстрирует, как соотносится грамотность с индивидуальным и национальным благосостоянием. Грамотность стала существенной частью ткани современных обществ, нитью, связывающей все аспекты жизни и живущего в современном мире человека. Проще говоря, грамотность -это возможность передавать свои идеи и влиять на людей [3]. Однако, грамотность играет важную роль во многих других областях жизни. Грамотность обеспечивает доступ к возможностям образования, позволяет найти лучшую работу и достичь более высоких финансовых результатов [3, 4].

Согласно концепции ООН достижение грамотности в современном обществе подразумевает нечто большее, чем приобретение основных ее навыков. Основные навыки являются предпосылкой для дальнейшего развития, а следующей задачей является гарантия того, что индивидуумы способны, насколько это возможно в условиях их жизнедеятельности, полноценно и эффективно функционировать как граждане, как родители, как члены общества и работники. Речь идет о функциональной грамотности, в противоположность основной элементарной грамотности, о навыках, включающих в себя навыки жизни, которые превосходят умение просто читать и писать, это то, чему люди должны научиться, чтобы выполнять требования современной жизни.

В современных педагогических исследованиях понятие «функциональная грамот-

ность» рассматривается в рамках компетент-ностного подхода, на основе которого в настоящее время осуществляется модернизация российского образования.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучаемого развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых, до производственных и социальных. А.

B. Хуторской отмечает, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности обучаемого, но не ограничиваются только ими [5, с. 115].

Анализ теоретических и практических работ ученых, занимающихся исследованием компетентности и компетенций в современных образовательных условиях (А. В. Хуторского, И. А. Зимней, О. Епишевой, В. Майер, О.

C. Советовой, В. Н. Куницыной, В. Д. Шадрикова, Г. Ключарева, Е. И. Огарева и др.) в контексте рассмотрения функциональной грамотности студента вуза как уровня образованности, являющегося необходимой составляющей современного профессионального образования, представляющего совокупность предметных, межпредметных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, которые применяются обучаемыми в процессе деятельности, связанной с процессом восприятия, преобразования информации, решения типовых учебных и профессиональных задач, а также задач взаимодействия с обществом, приходим к выводу, что чаще всего составляющие функциональной грамотности рассматриваются как компонент учебно-познавательной, коммуникативной и социальной (социально-трудовой) компетентности (табл. 1).

Вид компетентности Компоненты функциональной грамотности

1 2

Учебно-познавательная компетентность - умение организовывать целеполагание, планирование, анализ, рефлексию, самооценку учебно-познавательной деятельности (А.В. Хуторской), умение учиться (В.Д. Шадриков) - владение типовыми навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в стандартных ситуациях (А.В. Хуторской, Всемирный конгресс по инженерному образованию) - умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания (А.В. Хуторской) - определенный уровень развития интеллектуальных и мыслительных действий, таких как анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение, прогнозирование, соотнесение результата действия с выдвигаемой целью (И.А. Зимняя)

Таблица 1 — Функциональная грамотность студентов в структуре компетентностного подхода

Продолжение Таблицы 1

Коммуникативная компетентность - способность к взаимодействию с другими людьми (А.В. Хуторской, О. Епишева, В. Майер, Всемирный конгресс по инженерному образованию) - умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию (А. В. Хуторской) - уметь выступать и публично представлять результаты работы (в том числе в сопровождении «презентации»), делать ясным смысл своих высказываний для других (речевые умения) (О. Епишева, В. Майер) - уметь работать с письменной информацией, читать и анализировать информацию, писать тексты различного рода (О. Епишева, В. Майер, Всемирный конгресс по инженерному образованию)

Социальная компетентность (социально-трудовая компетентность) - уместность высказываний, отсутствие трудностей в письменной речи, вариативность интерпретации информации (В. Н. Куницына) - общаться в устной и письменной форме на родном и иностранном языках (И. А. Зимняя, Всемирный конгресс по инженерному образованию) - знание норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность (В. Н. Куницына, И. А. Зимняя) - этика трудовых и гражданских взаимоотношений (А. В. Хуторской, Всемирный конгресс по инженерному образованию) - экономические представления, включающие поведение на рынке труда (В. Д. Шадриков) - ориентация в коммуникативных средствах, свойственных разной социальной среде (В. Н. Куницына) - знания и опыт в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя) (А.В. Хуторской) - минимально необходимые для жизни в современном обществе навыки социальной активности и функциональной грамотности (А.В. Хуторской) - принимать, сохранять, обрабатывать, распространять и преобразовывать информацию (библиотечные каталоги, информационные системы, Интернет, электронная почта) (И. А. Зимняя, В. Д. Шадриков) - деятельностная составляющая, основанная на системных междисциплинарных, структурированных знаниях, множестве разноуровневых умений, саморегулируемых по их применению на практике, например, умений проектировать, диагностировать, исследовать, рассчитывать, конструировать. (И. А. Зимняя, Всемирный конгресс по инженерному образованию), эксплуатационные умения (В. Д. Шадриков)

Подвергнув рассмотрению два взаимосвязанных понятия «функциональная грамотность» и «компетентность», можно сделать вывод, что среди исследователей нет единого мнения относительно того, какая компетентность может быть ведущей (основной) в процессе формирования функциональной грамотности студентов технического вуза, но, очевидно, что в каждой из рассмотренных компетентностей содержатся определённые компоненты функциональной грамотности, при этом надо особо отметить такой факт, как наличие аналогичных компонентов функциональной грамотности в разных видах компетентности [6].

Следовательно, в рамках компетентностного подхода функциональная грамотность студентов вуза основана на сочетании трех основных видов компетентности и может быть схематично представлена в виде базовой составляющей, находящейся в области пересечения ареалов учебно-познавательной, коммуникативной и социальной компетентности, и вариантной составляющей, имеющей собственное содержа-

тельное наполнение в каждой из названных выше компетентностей, что представлено на рис. 1.

Рис. 1. Функциональная грамотность студентов как структурный компонент учебно-познавательной, коммуникативной и социальной компетентности

Функциональная грамотность студентов вуза рассматривается в качестве основы для дальнейшего развития компетентности, «по-

скольку именно наличие определённого уровня функциональной грамотности определяет образовательный базис развивающейся компетентности» [7, с. 20].

В рамках педагогического исследования необходимо выявить среди образовательных компетентностей студентов технического вуза тот вид компетентности, для развития которого функциональная грамотность является перво-значимой и предоставляет максимальную стартовую образовательную возможность.

Необходимо учитывать анализ изменений в позиции студента (исследования Н. К. Сергеева, Н. М. Борытко, Ф. У. Базаевой), а именно: в процессе обучения выделяется четыре фазы в развитии профессиональной подготовки: адаптации к процессу обучения в вузе (1-2-й семестры), ученичества (3-5-й семестры), ориентации в профессии (6-7-й семестры) и профессионального самоопределения (8-10-й семестры). «Привязка» данных фаз к семестрам обусловлена распределением содержания учебного материала и видов учебной деятельности, которые во многом предполагают соответствующую позицию обучаемого; они справедливы для большинства студентов вне зависимости от стадии их профессионально-личностной самореализации или иных факторов [8, с. 15].

При более детальном рассмотрении фаза адаптации характеризуется тем, что первокурсник, выбрав определённую деятельность в качестве профессионального труда, ещё испытывает неуверенность в своем выборе. Собственно профессиональный интерес отступает на второй план сразу же после поступления в вуз, когда начинающий студент сталкивается с непривычными для него формами организации обучения (лекция, семинарское или практическое занятие), видов учебном деятельности (необходимость самостоятельной подготовки, конспектирования, отсутствие единых учебников и т. д.), контроля (курсовая работа, коллоквиум, зачет, семестровый экзамен), взаимоотношений с преподавателями и студентами (относительная «безнадзорность», свобода посещения занятий и выполнения заданий и пр.).

Фаза ученичества характеризуется окончательным переходом студента от выбора профессии и романтических мечтаний о ней к профессиональной подготовке. Для большинства студентов она связана с повышенным вниманием к дисциплинам предметной подготовки, стремлением достичь успехов в их усвоении. При этом нередко данное стремление выражается в пренебрежитель-

ном отношении к общеобразовательным и гуманитарным дисциплинам [8, С. 16].

Процесс изучения гуманитарных дисциплин студентами технического вуза хронологически совпадает с фазами адаптации и ученичества, для которых наиболее значимыми являются проблемы, с которыми студенты встречаются как субъекты учебно-познавательной деятельности.

Специфика адаптивной ситуации студентов младших курсов технического вуза выделяется И.А. Варламовой: «Студенты, включаясь в учебный процесс технического вуза, почти не сталкиваются с профессиональной деятельностью, так как основным их видом деятельности, как и в школе, остаётся учебно-познавательная деятельность» [9].

Компетентности обладают деятельност-ным характером (Дж. Дьюи, Дж. Равен, И. А. Зимняя), а основной деятельностью в студенческом возрасте должна стать на первом этапе обучения учебно-познавательная деятельность и на втором этапе обучения учебно-профессиональная деятельность, направленные на овладение нормативной системой деятельности (Г. А. Атанов, Э. Ф. Зеер, Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапи-цын). Следовательно, формирование функциональной грамотности в процессе изучения гуманитарных дисциплин первозначимо в качестве основы для развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза.

В учебно-познавательной деятельности студент - будущий специалист должен приобрести и усовершенствовать такие умения, которые будут содействовать его профессиональному становлению, выступят как средство приобретения специальности.

как структурный компонент учебно-познавательной компетентности

Функциональная грамотность студентов вуза должна рассматриваться как компонент (базовая составляющая) учебно-

познавательной компетентности студентов, что представлено на рисунке 2.

Успешность учебной деятельности в период обучения обусловливает в будущем эффективность профессиональной деятельности специалиста и, следовательно, достижение высокого уровня самореализации в жизни [10], следовательно, формирование функциональной грамотности в качестве основы развития учебно-познавательной компетентности в настоящее время становится одним из актуальных вопросов высшего образования.

Выводы

Таким образом, в современных условиях процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается практически всю жизнь. Понятие «функциональная грамотность» рассматривается в педагогической науке в рамках компетентностного подхода, что определяет значимость рассматриваемой проблемы. Формирование функциональной грамотности студентов является основой для дальнейшего развития учебно-познавательной компетентности будущих инженеров[6].

Библиографический список

1. Тангян С. А. «Новая грамотность» в развитых странах // Советская педагогика. - 1990. - № 1. - С. 3-17.

2. United nations Literacy Decade: education for all; International Plan of Action: implementation of general Assembly resolution 56/116, p. 4

3. Literacy and the New Work Order, National Institute of Adult Continuing Education, London, 1998, pp. 1-8.

4. Daniel Boothby, Literacy Skills, Occupational Assignment and the Returns to Over- and Under-Education,Statistics Canada and HRDC, January 2002.

5. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

6. Фролова П. И. Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности студентов технического вуза в процессе изучения гуманитарных дисциплин: монография. - Омск: СибАДИ, 2012. - 196 с.

7. Акатова Т. И. Языковая функциональная грамотность и языковая культура студентов: Психолого-педагогический аспект: монография. - М.: ИТК «Дашков и К», 2006. - 237 с.

8. Базаева Ф. У. Дидактические условия самореализации будущего учителя в процессе его подготовки в вузе: Автореферат дис. канд. пед. наук. -Волгоград , 2004.

9. Варламова И. А. Адаптация студентов младших курсов к профессиональному образованию в технических вузах: Автореферат дис. канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2006.

10. Каганов А. Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. - Минск: Изд-во БГУ, 1983. - 111 с.

THE DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY AS THE BASIS OF UNIVERSITY STUDENTS' EDUCATIONAL (COGNITIVE) COMPETENCY

P. I. Frolova

The necessity of developing students, functional literacy as the basis of future engineer further educational and cognitive competency advancement is substantiated.

Keywords: literacy, functional literacy, educational and cognitive competency, formation and development, university students.

Bibliographic list

1. Таngyan S. A. «New literacy» in developed countries // Soviet pedagogy. - 1990. - № 1. - P. 3-17.

2. United nations Literacy Decade: education for all; International Plan of Action: implementation of general Assembly resolution 56/116, p. 4

3. Literacy and the New Work Order, National Institute of Adult Continuing Education, London, 1998, pp. 1-8.

4. Daniel Boothby, Literacy Skills, Occupational Assignment and the Returns to Over- and Under-Education,Statistics Canada and HRDC, January 2002.

5. Khutorskoy A. V. Didactic heuristics. Theory and technology of creative teaching. Moscow, MSU Publ., 2003. 416 p.

6. Frolova P. I. Forming functional literacy as basis for development teaching-learning competence of students during humanities study at technical university : monograph. - Omsk: SibADI, 2012. - 196 p.

7. Akatova T.I. Language functional literacy and language culture of students: Psychological-pedagogical aspect: monograph. - M: «Dashkov and To», 2006. - 237 p.

8. Bazayeva F. U. Didactic conditions of self-realization of a future teacher during his study in high school: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. - Volgograd, 2004.

9. Varlamova I. A. Adaptation of younger courses students to vocational education in schools: abstract of the dissertation of the candidate of pedagogical science. - Magnitogorsk, 2006.

10. Kaganov A. B. Genesis of a specialist: the professional development of a student. - Minsk: BSU Publ., 1983. - 111 p.

Фролова Полина Ивановна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Инженерная педагогика», Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Основные направления научной деятельности: психолого-педагогические вопросы образования, психолингвистика, культура речи. Общее количество опубликованных работ - 60. E- mail: frolpi4774@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.