Научная статья на тему 'Формирование фонда оценочных средств в процессе междисциплинарной интеграции в современном вузе'

Формирование фонда оценочных средств в процессе междисциплинарной интеграции в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
386
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ СВЯЗИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / УСТНЫЕ И ПИСЬМЕННЫЕ ФОРМЫ ОТЧЕТА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шестакова Лариса Анатольевна

В статье отмечается, что оценивание результатов обучения в вузе является одним из важнейших методологических оснований современного образовательного процесса. Междисциплинарные связи приводят к интегрированию предметных областей в системе обучения, которые основаны на усвоении разрозненных знаний студентами при изучении большого числа учебных дисциплин. А так как междисциплинарная интеграция присутствует в любом образовательном пространстве, формирование фонда оценочных средств необходимо проводить с учетом этого фактора. Приводится перечень современных оценочных средств и инновационные методы их формирования. Подчеркивается, что в процессе формирования компетенций междисциплинарная интеграция также становится важнейшим логическим основанием саморазвития будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шестакова Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование фонда оценочных средств в процессе междисциплинарной интеграции в современном вузе»

УДК 300.001

Л.А. Шестакова

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Р.Е. АЛЕКСЕЕВА

В статье отмечается, что оценивание результатов обучения в вузе является одним из важнейших методологических оснований современного образовательного процесса. Междисциплинарные связи приводят к интегрированию предметных областей в системе обучения, которые основаны на усвоении разрозненных знаний студентами при изучении большого числа учебных дисциплин. А так как междисциплинарная интеграция присутствует в любом образовательном пространстве, формирование фонда оценочных средств необходимо проводить с учетом этого фактора. Приводится перечень современных оценочных средств и инновационные методы их формирования. Подчеркивается, что в процессе формирования компетенций междисциплинарная интеграция также становится важнейшим логическим основанием саморазвития будущего специалиста.

Ключевые слова: результаты обучения, учебные дисциплины, междисциплинарные связи, междисциплинарная интеграция, устные и письменные формы отчета, технические средства контроля, инновационные методы оценки результатов обучения.

Оценивание результатов обучения в вузе является одним из важнейших методологических оснований современного образовательного процесса. А так как междисциплинарная интеграция присутствует в любом образовательном пространстве, формирование фонда оценочных средств необходимо проводить с учетом этого фактора. Развитие современного научного знания, которое приводит к появлению все новых научных дисциплин неизбежно должно учитывать эти процессы. В процессе формирования компетенций междисциплинарная интеграция также становится важнейшим логическим основанием саморазвития будущего специалиста.

Междисциплинарные связи приводят к интегрированию предметных областей в системе обучения, которые основаны на усвоении разрозненных знаний студентами при изучении большого числа учебных дисциплин. Необходимость синтеза знаний, их комплексного усвоения и применения в практической профессиональной деятельности будущего специалиста становится основанием развития формирования оценочных средств на всех уровнях с учетом междисциплинарной интеграции. С позиций современных требований будущий специалист должен обладать таким качеством, как междисциплинарная профессиональная мобильность в профессиональной научной теоретической и практической деятельности.

Междисциплинарная интеграция базируется на достаточно исследованной в педагогике и педагогической психологии идее комплексного обучения (от латинского - «связь», «объединение», «сочетание») и основана на необходимости объединения учебного материала в определенном смысловом пространстве.

Идея комплексного обучения, которая является предшественницей идеи междисциплинарной интеграции и получила развитие еще в прошлом веке в России и странах Европы. В двадцатые годы прошлого века советская педагогика активно экспериментировала с комплексной системой обучения. При этом система оценивания знаний и умений оставалась традиционной. Изучаемый материал в учебных заведениях формально организовывался по принципу многостороннего включения учебных дисциплин на основе выстраивания связей между отдельными учебными предметами. Недостатки системы комплексного обучения сводились к выстраиванию формальных связей между предметами изучения без учета их содержательного своеобразия. Эта система не смогла создать условия для изучения содержательного аспекта фундаментальных наук, поэтому учащиеся и студенты не смогли получать глубокие знания по отдельным академическим дисциплинам. С позиций комплексного под-

хода, критике подвергалась, в частности, необходимость структурировать учебный материал таких дисциплин, как русский язык или математика с позиций комплексного подхода в ущерб содержанию. Идея комплексного образования в советской системе образования состояло в том, что в его основе находилась общая систематизация содержания, которая определяла процессы образования и базировалась на признаках, которые не являлись базовыми. Главным образом, это подрывало как идею структурирования системы получаемых знаний, так и принципы структурирования и развития личности студента. К положительным сторонам этого процесса можно отнести то, что подлинная комплексность обучения учитывает ряд важных составляющих, которые объединяются принципами структурированности и логикой личностного развития студента [1, с. 482].

В современной педагогике междисциплинарный подход является устоявшимся. Однако междисциплинарная интеграция это явление чрезвычайно многогранное. Поэтому до сих пор среди исследователей феномена интеграции и представителей академической педагогической науки и практики не выработано единого понимания таких понятий, как «меж-предметность»; «междисциплинарность», «междисциплинарный подход», «междисциплинарная интеграция». Также нет единой методики и целостного подхода к методологии формирования оценочных средств с учетом междисциплинарной интеграции.

Междисциплинарная интеграция - это процесс взаимного согласования учебных дисциплин с точки единого, непрерывного и целостного развития профессиональной деятельности. При формировании оценочных средств также учитываются процессы объединения учебных дисциплин для решения гносеологических, методических, технологических и практических проблем. В свою очередь, интеграция становится высшей формой единства целей, задач, методов изложения содержания дисциплин и трактуется как база для создания новых педагогических единиц образования и соответствующего им дидактического обоснования [2]. В современном российском образовании междисциплинарные связи включают в себя две базовых проблемы, характерные не только для российского образования, но и для других сложившихся педагогических школ.

Первая проблема - это развитие компетентности студента как процесс формирования и развития его профессионализма и практической сферы применения знаний. Вторая проблема - личностное развитие, личностная самореализация, и само практическое применение компетенций в конкретной сфере деятельности, которое неизбежно и повсеместно включает в себя весь качественный комплекс культуры человека. Без него современный специалист в сфере экономики, менеджмента, права, педагогики, психологии, экологии не существует. Личностное развитие студента сегодня в образовании осуществляется именно через междисциплинарную интеграцию [3, с.234]. Модель выпускника современного вуза включает в себя набор компетенций, которые призваны не только сформировать высокий уровень его профессионализма, но и становятся основой его самореализации. Так междисциплинарная интеграция в образовании сегодня становится основой личностной самореализации и развития будущего специалиста.

Основные особенности междисциплинарного взаимодействия в учебном процессе формулируются следующим образом.

1. Структура современного научного знания формируется по четырем сферам: естественнонаучное знание (знание о естественном мире и природной среде обитания человека), технознание (знание об искусственном мире и искусственной среде обитания человека), социознание (знание об обществе), гуманитарное знание (знание о человеке).

2. В структуре современного научного знания происходит постоянное и динамичное взаимодействие между всеми четырьмя сферами современного знания. Самое интересное происходит при взаимодействии разных наук.

3. Во все сферы научного знания сегодня проникает знание гуманитарное. Это проявляется, в частности, в наличии особенностей различных научных школ и научных авто-

ритетов, в стиле и методах мышления разных исследователей, в наличии эвристического и интуитивного методов работы в разных областях научного знания, в использовании метода ассоциаций и т.д.

Наиболее значимой, на наш взгляд, является третья позиция, так как она связана с общей современной тенденцией гуманизации знания. Личностное гуманитарное развитие студента делает его более восприимчивым и успешным во всех областях знания и всех формах учебной работы. Принцип оценивания знаний студентов в процессе междисциплинарной интеграции заложен также и в понятии «компетенция». Компетентность как развитие профессионализма в практической сфере применения формируется, в том числе, с учетом принципов междисциплинарного взаимодействия. Междисциплинарная интеграция обладает целостным потенциалом развития с помощью использования инновационных педагогических и дидактических методов и организационных форм обучения и формирования компетенций.

Одной из наиболее распространенных форм междисциплинарной интеграции являются традиционные интегрированные учебные занятия и их оценивание с помощью бальной системы. В них могут быть использованы динамические элементы интеграции, которые, при использовании определенных методик и технологий, позволяют получить качественные педагогические результаты. В процессе развития интеграционных педагогических принципов происходит формирование нового типа познания - познания интегрального типа. Применяя интеграционные педагогические принципы в существующей предметно-модульной системе образования, преподаватель может создавать собственные авторские интегрированные курсы. Их разработка и построение зависят от процесса формирования конкретных компетенций, а также от целей, задач, степени включенности дисциплин в общее пространство междисциплинарной интеграции. Интегрируемое проблемное пространство, отражающее степень и характер междисциплинарных связей, выявляет не только степень профессионализма преподавателя, но и намечает пути его дальнейшего авторского профессионального роста. В интеграционных процессах, таким образом, выявляется авторская индивидуальность преподавателя, которая неизбежно будет влиять на творческий рост и профессиональную подготовку студента, а процесс оценивания выстраивается самим преподавателем.

Цель создания модульного интегрированного курса - формирование с помощью интегрированных средств содержания изучения целостного комплекса дисциплин. Междисциплинарная интеграция позволяет формировать базовые комплексы знаний, которые включают в себя гносеологический, аксиологический, когнитивный, коммуникативный, управленческий и деятельностный аспекты учебной работы.

При этом необходимо учитывать, что знания, полученные в процессе изучения таких общегуманитарных дисциплин как философия, социология, история или экология, что создание учебного модуля предъявляет преподавателю ряд обязательных требований.

1. Наличие согласованности учебных дисциплин по временным и пространственным характеристикам (любые изменения этого требования должны быть методически обоснованы).

2. Изучение каждой последующей дисциплины должно опираться на понятийную базу предшествующей дисциплины (формы промежуточного контроля должны быть подчинены этому требованию).

3. Базовые понятия дисциплины должны обладать такими качествами, как преемственность и непрерывность развития.

4. В процессе непрерывного развития базовых понятий дисциплины происходит наполнение их новыми междисциплинарными связями.

5. С позиций междисциплинарного подхода необходима единая интерпретация общенаучных понятий в разных дисциплинах.

6. Организация учебного процесса должна учитывать междисциплинарный подход.

7. Учебное пространство во всех компонентах учебного модуля должно быть интегрировано, исходя из содержания дисциплины.

Данные требования позволяют сформулировать принципы построения целостных комплексов учебных дисциплин, которые соответствуют принципу междисциплинарной интеграции. Междисциплинарная интеграция, соответствуя изначальным задачам курса, предполагает четкую структуру дидактического материала, который обладает постоянно обновляемыми возможностями для применения разнообразных форм и методов учебной работы. Работая на основе принципов междисциплинарной интеграции, педагог выполняет следующие функции: информационную, методическую, организационную, консультативную, координирующую, контролирующую [4].

Междисциплинарные сетевые учебно-методические комплексы включают в себя следующие материалы: рабочую программу дисциплины; методические рекомендации; тесты для контроля и самоконтроля; библиографический список и Интернет-ресурсы; электронный курс лекций.

Проблема оценивания знаний студентов средств в процессе междисциплинарной интеграции современного вуза имеет в своем развитии два основных аспекта. Первый аспект -оценивания знаний студентов с позиций междисциплинарной интеграции. Второй аспект -соотношение профессиональных и общекультурных компетенций студентов.

Основные качества оценочных средств формируются с учетом междисциплинарного взаимодействия. Важнейшим фактором формирования оценочных средств является то, что они формируются под непосредственным личностным воздействием преподавателей, с использованием авторских образовательных технологий и в процессе междисциплинарного взаимодействия. Особенно результативными в этом процессе оказываются такте формы оценочного контроля, как коллоквиумы, дебаты, деловые игры, педагогические кейс-технологии, формы дистанционного и интерактивного сетевого взаимодействия студента и педагога и т.д.

Для успешного оценивания знаний студентов в процессе междисциплинарной интеграции необходимо:

1) творчески переосмысливать традиционные процедуры и формы учебной работы;

2) развивать компетенции педагога и студента, на основе которых формируются новые формы междисциплинарной интеграции;

3) использовать интегративные технологии с учетом процессов междисциплинарного взаимодействия.

Междисциплинарная интеграция - необходимый процесс современного образования. Для современного педагога важно творческое развитие студента, которое обусловлено сегодня тенденциями интеграции в науке и успешно решается с помощью междисциплинарных связей. Образование сегодня базируется на тесном взаимодействии высшей школы и работодателя, представляющего рынок труда в современном российском обществе. Это взаимодействие отражено и в государственных документах и определяется практикой. Новые требования к результатам освоения образовательных программ базируются, прежде всего, на необходимости практического применения результатов полученных студентами знаний, умений и навыков. Разработка новых систем оценки качества обучения необходима в новых условиях. Традиционно учебные программы вузов в основном проверяют знания. При этом на производстве выпускникам велят «забыть все то, что они изучали в вузе». Постепенно в профессиональной деятельности молодых специалистов на производстве практически и осуществляется междисциплинарный подход.

Важной особенностью формирования современного образовательного пространства является то, что в процессе оценивания компетенций студента необходимо учитывать действие системы «студент + вуз + сторонняя организация». С другой стороны, для высшего образования сегодня характерна студентоцентрированная направленность образовательного процесса. Поэтому сегодня, используя традиционные типы контроля в соединении с диагностикой и оценкой качества знаний, следует сделать акцент не только на демонстрируемых студентом знаниях и умения, но и на формирование компетенции (компетенций).

В процессе оценивания знаний студентов и выпускников осуществляется «обратная связь» между преподавателем и студентом. А текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний студентов имеют свои особенности оценивания.

Текущий контроль отличается систематичностью в соединении с организацией учебной деятельности студента.

Промежуточный контроль в конце семестра помогает более глубоко оценить знания студентов и даже формирование компетенций.

Итоговый контроль позволяет оценить совокупность знаний, приобретенных студентом и возможность их практического применения.

Важной составляющей формирования фонда оценивания знаний студента является присутствие дополнительных типов контроля:

1) пропедевтический (предварительный) контроль;

2) рубежный (модульный) контроль;

3) контроль остаточных знаний (резидуальный) контроль.

Пропедевтический контроль - это зафиксированный оценкой исходный уровень знаний студентов, который впоследствии позволяет определить «прирост» знаний, проанализировать динамику и эффективность процесса обучения. Рубежный (модульный) контроль, в определенной степени, позволяет студенту самому оценить уровень своих знаний.

Опыт работы с различными видами контроля у студента формируется в процессе междисциплинарного взаимодействия. Необходимо учитывать гуманитарную составляющую, связанную с формированием устной и письменной речи, а также с использованием технических средств.

Чрезвычайно важными являются отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) и публичная защита их результатов на студенческой научной конференции. Этот процесс требует отдельного тщательного анализа.

Переосмысливая традиционные процедуры и формы контроля, особенно важно постоянно использовать в процессе формирования оценочных средств знаний студентов интегративные технологии и формировать их с учетом процессов междисциплинарного взаимодействия.

Собеседование, коллоквиум, зачет, экзамен в качестве устных форм отчетности содержат в себе элемент публичной речи и беседы преподавателя со студентом. При этом темы связаны с тематикой дисциплины, а преподаватель выясняет объем знаний студента по определенной дисциплине.

Собеседование - наиболее «свободная» форма устного взаимодействия студента и преподавателя. Во время собеседования есть возможность не только выяснить базовый уровень подготовленности студента по дисциплине, но затронуть те области знания, в которых студент ориентируется наиболее хорошо.

Коллоквиум - это форма устного отчета, на котором обсуждаются отдельные темы дисциплины. На коллоквиуме обсуждаются темы, которые не входят в основной курс дисциплины. К разработке тематики коллоквиума можно привлекать самих студентов. Особую область тематики составляют студенческие проекты, которые дают им возможность проявить самостоятельность в выборе темы и в их изложении.

Зачет - это форма устного отчета, с помощью которого оцениваются уровень усвоения учебного материала дисциплины. Для успешной сдачи зачета студенту необходимо посещать лекции и семинарские занятия, иметь конспекты, изучать учебные и методические рекомендации, пройти производственную практику.

Экзамен необходим для оценки работы студента в течение семестра и года. Экзамен выявляет уровень полученных им знаний, возможность компетентного применения этих знаний на практике. Развитие мыслительных способностей и возможностей студента также осуществляется на экзамене.

Письменные формы контроля включают в себя навыки письменной речи и имеют форму письменного документа. К ним относятся тест, контрольная работа, эссе, реферат, курсовая работа, научно-учебные отчеты по практикам.

Тест - форма письменного контроля, который призван выявить остаточные знания студента по предмету. Тест выявляет уровень понимания студентом логики и основных проблем дисциплины, терминологической базы предмета, его основных научных понятий и тематического наполнения. Тест является хорошим инструментом для проведения контрольных заданий в течение семестра на занятиях. Тестирование можно проводить в электронном режиме, что удобно для форм дистанционного обучения и для проведения контрольных мониторингов знаний студентов.

Контрольная работа - это форма письменного контроля, которая представляет собой ряд ответов студента на предложенный ему перечень вопросов. Контрольная работа является наиболее свободной формой письменного контроля, так как допускает наличие сжатых и развернутых ответов на вопросы. В контрольной работе предполагается наличие вдумчивых ответов и рассмотрение нескольких вариантов и форм ответа, в зависимости от уровня знаний студента.

Эссе - это наиболее свободная форма письменного контроля, которая позволяет выявить компетенции студента, связанные с исследовательской работой студента с источниками и способностью его изложить материал для понимания научной проблемы.

Реферат - наиболее распространенная форма письменной работы, которая позволяет выявить способность студента ориентироваться в учебном материале. Главная особенность реферативных работ состоит в умении быстро ориентироваться в большом объеме «чужого» материала, вычленять главное в содержании и компоновать материал таким образом, чтобы это соответствовало заявленной теме.

Курсовая работа - одна из наиболее сложных и важных форм письменного контроля учебной работы. Курсовая работа требует от студента достаточно хорошо ориентироваться в заявленной теме, она формирует исследовательские навыки, способность работать с большим количеством научных источников, выделять основные направления исследования, формировать доказательную базу теоретических положений, компетентно подходить к возможности практического применения научных результатов.

Научно-учебные отчеты по практикам - форма письменного контроля, которая способствует формированию определенных компетенций, например, таких, как способность применить полученные знания на практике. Студенты обычно работают группами, что позволяет выявить их способности для работы в команде, умение выявлять и ставить цели и решать их с применением тех навыков и умений, которые они получили в учебных аудиториях.

Чрезвычайно важными для формирования компетенций студентов являются отчеты по научно-исследовательской работе студентов (НИРС) и публичная защита их результатов на студенческой научной конференции. Этот процесс требует отдельного тщательного анализа. Первоначальный этап научно-исследовательской работы состоит в умении с помощью преподавателя выявить наиболее существенные проблемы и цели научного исследования. Наибольшие трудности на этом этапе состоят в том, что часто студент не может достаточно хорошо ориентироваться в проблеме с учетом уровня исследования ее в современной науке. Поэтому первоначальный этап научно-исследовательской работы студентов требует достаточно внимательного отношения со стороны преподавателя.

Важнейшим этапом этой работы является структурирование материала. Структурирование материала осуществляется двумя способами.

1. Способ «от плана»: это способ, который связан с первоначальным составлением плана исследовательской работы и постепенного «заполнения» пунктов плана текстовыми материалами.

2. Способ «от материала»: это способ, в котором главным является исследовательский материал, накопленный студентом. В зависимости от количества и качества этого исследовательского материала формируется план работы и даже формулировка темы.

Оба этих способа приемлемы, взаимно дополняют друг друга и дают неплохие результаты с учетом постоянной и вдумчивой работы со стороны студента.

Следующим этапом научно-исследовательской работы студентов является ее предварительная «защита» или обсуждение целиком или отдельных тематических частей в студенческой группе или на кафедре. В результате этой работы студент получает определенное количество замечаний, а также опыт публичной защиты. Возможно проведение нескольких предварительных «защит» по различным аспектам исследовательской проблемы.

В процессе публичной защиты студентом демонстрируются компетенции, связанные с навыками публичного выступления и умения концентрироваться и излагать свои мысли.

Важной формой контроля сегодня является контроль компетентности студентов с помощью технических средств. К ним относятся презентации на различных электронных носителях, которые играют роль вспомогательного средства при изложении студентом материала своего научного исследования. Презентации должны содержать, прежде всего, наглядный материал к теме исследования. К нему относятся схемы, графики, фотографии, документы, таблицы, формулы и т.д. Использование в презентации сплошного текста является сегодня неприемлемым, так как просто дублирует устное выступление студента.

К электронным контрольным технологиям относятся также электронное тестирование, электронный практикум и виртуальные лабораторные работы. Эти виды контроля позволяют в достаточно короткий срок и на больших расстояниях выявить уровень знаний студентов. С помощью электронного тестирования, электронного практикума и виртуальных лабораторных работ можно охватить достаточно большое количество студентов, и в то же время рассмотреть каждую работу подробно, оценив ее должным образом.

Государственный экзамен и защита дипломного проекта относятся к итоговой аттестации. Их проведение регулируется инструкциями и государственными нормативными актами. К инновационным оценочным средствам относятся активно-деловые игры и проектная деятельность студентов.

Деловая игра - один из самых результативных методов контроля формирования компетенции студентов. В деловое игре происходит моделирование реальной или виртуальной среды, в которой студенты выступают в роли руководителей, исполнителей, посредников и других субъектов современного промышленного сектора народного хозяйства. Студенты являются будущими специалистами, поэтому их навыки в процессе деловой игры формируются достаточно успешно. Деловая игра выходит за рамки устного и письменного контроля знаний студента. Она погружает студента непосредственно в деятельность, что позволяет формировать компетенции, которые, возможно, будут применяться им непосредственно в практической профессиональной деятельности. Сценарий игры может составляться коллективом преподавателей или совместно со студентами. Результаты игры обсуждаются специальной комиссией, в которую входят как преподаватели, так и студенты. Навыки деловой игры позволяют ее участникам как бы «взглянуть на себя со стороны», а также выявить те возможности и способности, которые могли не применяться студентом до этого времени. С этой точки зрения, деловая игра всегда содержит в себе элемент импровизации и потенциального творчества.

Проектная деятельность, как и деловая игра, ориентирует студента на успешное решение исследовательских задач. Проекты разного рода используются сегодня в качестве контроля компетенций студентов и зависят от содержания учебной дисциплины, междисциплинарных связей и направленности процесса обучения. Проектная деятельность чрезвычайно разнообразна. Она связана непосредственно с применением полученных знаний и сформированных компетенций студентов. В проекте они могут применить не только знания, полученные при изучении конкретной дисциплины, но и знания, полученные ими при изучении

других дисциплин и всего комплекса учебных мероприятий. Навыки группового взаимодействия, которые раскрывает участие студента в деловой и проектной деятельности, способствуют более полному его представлению о возможности самореализации в практической деятельности.

Библиографический список

1. Криворотова, Т.А. Социокультурный характер образовательных процессов сквозь призму модернизации социально-гуманитарного знания [Текст] // Образование. Экономика. Право: процесс трансформации и критерии эффективности: Материалы VII международной научной конференции - Москва: МИЭМП, 2011. С. 481-482.

2. Афанасьева, О.Ю. Коммуникативное образование студентов педагогических вузов на основе идеи междисциплинарности [Текст] // Педагогическое образование и наука. 2006. №2. С. 24-28.

3. Криворотова, Т.А. Интеграция как фактор развития нового качества образования [Текст] // Экономика. Право. Образование: региональный аспект. - Н. Новгород: Изд-во Гладкова О.В., 2010. С. 233-238.

4. Вишнякова, Е.Г. Междисциплинарный сетевой учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности обучения в вузе: автореф. дисс. ... канд. пед. наук: (13.00.08) [Текст] / Е. Г. Вишнякова - Волгоград, 2007. - 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.