Научная статья на тему 'Формирование финансовой стратегии предприятий малого бизнеса'

Формирование финансовой стратегии предприятий малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1443
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СТРАТЕГИЯ / МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курносова Е.А., Хасьянов И.И.

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием финансовой стратегии предприятия, в частности предприятия малого бизнеса. Представлены особенности, возникающие при выработке и реализации финансовой стратегии малого предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of financial strategy of small businessenterprises

This article discusses issues related to the formation of financial strategy of an enterprise, in particular small business enterprise. The features that arise in the development and implementation of financial strategies of small business enterprise are presented.

Текст научной работы на тему «Формирование финансовой стратегии предприятий малого бизнеса»

Курносова Е.А., Хасьянов И.И.

Формирование финансовой стратегии предприятий малого бизнеса // Вестник Самарского государственного университета. 2015. N9 5 (127). С. 65-68 65

УДК 338.2

Е.А. Курносова, И.И. Хасьянов*

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием финансовой стратегии предприятия, в частности предприятия малого бизнеса. Представлены особенности, возникающие при выработке и реализации финансовой стратегии малого предприятия.

Ключевые слова: финансовая стратегия, малое предприятие.

Малое предпринимательство является инновационной системой, в которой предприниматель-новатор способен решать экономические, социальные и экологические целевые задачи в соответствии с заданным вектором развития — повышением конкурентоспособности и обеспечением на этой основе конкурентной среды национальной экономики. Вместе с тем малому предпринимательству присущи специфические характеристики, к числу которых следует отнести и слабую степень обеспеченности финансовыми ресурсами. Данное обстоятельство предопределяет разработку инновационных управленческих решений в области управления финансами [5].

В настоящее время одним из условий развития малых предприятий является применение новых технологий управления, позволяющих рационально планировать бизнес, контролировать финансовые и товарные потоки, анализировать и прогнозировать показатели хозяйственной деятельности. В то же время очевидно, что крупные предприятия имеют больше возможностей для осуществления эффективного финансового планирования в силу более существенных возможностей финансового обеспечения этой деятельности. Поэтому в условиях ограниченности источников финансирования одним из главных факторов развития малого предпринимательства является эффективная финансово-экономическая политика, направленная на оптимальное распределение экономических ресурсов [2].

Финансовая стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия в сфере средств и форм его финансовой деятельности, системы внутренних и внешних финансовых отношений, приводящее предприятие к его целям, в том числе и финансовым. Финансовая стратегия предполагает формирование и использование финансовых ресурсов предприятия. Обеспечивая финансовыми ресурсами реализацию стратегий всех уровней, финансовая стратегия координирует и интегрирует усилия всех функциональных подразделений в процессе формирования и реализации всего стратегического набора предприятия и прежде всего — его функциональных стратегий [4].

* © Курносова Е.А., Хасьянов И.И., 2015

Курносова Елена Александровна (elena.obrazovaie@yandex.ru), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Хасьянов Ирек Ибрагимович (viking72@bk.ru), студент 1-го курса магистратуры, факультет экономики и управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Как и любая функциональная стратегия, финансовая стратегия предприятия направлена на детализацию его корпоративной стратегии, деловых (конкурентных) стратегий с позиции обеспечения их реализации финансовыми ресурсами.

Экономическая сущность финансовой стратегии обусловлена финансовыми отношениями предприятия с экономическими субъектами и государственными органами власти, взаимодействием с ними в процессе осуществления деловых отношений в области финансов [4].

Для малого бизнеса проблема стратегического финансового планирования является более актуальной, чем для крупного и среднего. Это связано со значительно меньшей степенью рыночной устойчивости малых экономических субъектов, с одной стороны, и с ограниченными финансовыми, организационными и техническими возможностями для проведения стратегического анализа и планирования, с другой стороны. Малому бизнесу требуются простые, но довольно эффективные модели стратегического финансового планирования.

При разработке финансовой стратегии малого бизнеса следует ориентироваться на следующие его особенности:

— сложности доступа субъектов малого предпринимательства к банковским кредитам;

— недостаточная государственная финансовая поддержка малого предпринимательства;

— неэффективная система микрофинансирования;

— недостаточное внедрение в сфере малого бизнеса типовых схем лизинга [3].

Большой информативностью для обоснования финансовой стратегии предприятия обладают матрицы финансовых стратегий. На рисунке представлена матрица возможных стратегических направлений финансового развития малого предприятия, дающая вполне объективные и четкие рекомендации по выбору финансовой стратегии [1].

позиция внутренней финансовой среды

«Сильная» «Нейтральная » «Слабая»

Позиция внешней финансовой среды благоприятные возможности Ф-1 «Сила и возможности» Ф-2 «Стабильность и возможности» Ф-3 «Слабость и возможности»

угрозы Ф-4 «Сила и угрозы» Ф-5 «Стабильность и угрозы» Ф-6 «Слабость и угрозы»

Рис. Матрица возможных стратегических направлений финансового развития малого

предприятия

Подобная матрица составляется по итогам стратегического анализа финансовой среды, когда финансовый менеджер имеет полное представление о степени воздействия на предприятие внешних и внутренних факторов. Комбинация влияния отдельных факторов внешней и внутренней финансовой среды дает возможность выявлять возможные стратегические направления финансового развития предприятия с учетом его стратегической финансовой позиции.

Формирование финансовой стратегии предприятий малого бизнеса

67

Квадрат Ф-1 характеризуется возможностью предприятия осуществлять наступательную, агрессивную финансовую стратегию, в частности, активно поддерживать базовую корпоративную стратегию «ускоренного роста».

Квадрат Ф-2 также характеризует возможность осуществления наступательной, агрессивной финансовой стратегии, направленной на усиление основных финансовых позиций предприятия за счет факторов внешней финансовой среды. Данная финансовая стратегия совместима с такими базовыми корпоративными стратегиями, как «ускоренный рост» и «ограниченный рост».

Квадрат Ф-3 определяет необходимость осуществления умеренной финансовой стратегии, в процессе которой слабости внутренней финансовой позиции предприятия буду преодолеваться за счет возможностей внешней среды. Этот вид финансовой стратегии в наибольшей степени совместим с базовой корпоративной стратегией «ограниченный рост».

Квадрат Ф-4 позволяет предприятию избирать как наступательную, так и умеренную финансовую стратегию, в процессе которой отдельные внешние угрозы могут быть нейтрализованы за счет сильного внутреннего финансового потенциала предприятия. Данная финансовая стратегия может служить поддержкой таким базовым корпоративным стратегиям, как «ускоренный рост» или «ограниченный рост».

Квадрат Ф-5 в зависимости от степени угроз позволяет предприятию осуществлять умеренную либо консервативную оборонительную финансовую стратегию, направленную на преодоление неблагоприятных факторов внешней финансовой среды. Эти варианты финансовой стратегии совместимы с такими базовыми корпоративными стратегиями, как «ограниченный рост» или «сокращение (сжатие)».

Квадрат Ф-6 ориентирует предприятие на выбор исключительно оборонительной антикризисной финансовой стратегии, в наибольшей степени корреспондирующей с базовой корпоративной стратегией «сокращение (сжатие)».

Таким образом, можно утверждать, что продемонстрированная на рисунке матрица возможных стратегических направлений финансового развития предприятия не только дает представление о возможном выборе финансовой стратегии, но и позволяет скоординировать общую рыночную стратегию с финансовой, что является немаловажным фактором, т. к. финансовая стратегия всегда формируется в поддержку рыночной и должна с ней корреспондировать. На практике эту модель можно использовать как малым предприятиям, так и индивидуальным предпринимателям. Так, многие малые предприятия применяют упрощенную систему налогообложения в соответствии со ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете». Бухгалтерский учет по упрощенной системе налогообложения обязателен для организаций начиная с 2013 г. Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой, как и прежде, освобождены от этой обязанности. При этом малые предприятия и индивидуальные предприниматели в любом случае ведут учет доходов и расходов. Этой информации обычно достаточно, чтобы провести общий анализ финансово-экономического состояния предприятия.

Рассмотренная выше модель не требует сложного финансового анализа деятельности предприятия для характеристики его внутренней среды. Достаточно лишь проанализировать финансовые результаты (доходы, расходы, прибыль), налоговую политику, рентабельность доходов, величину просроченной кредиторской и дебиторской задолженности, используемые методы страхования рисков, уровень управления финансами. Именно поэтому она может быть использована субъектами, которые не ведут бухгалтерский учет, но ведут учет доходов и расходов в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Библиографический список

1. Дорофеев М.Л. Развитие моделей стратегического финансового менеджмента с учетом требований современной экономики // Финансы и кредит. 2008. № 45 (333). С. 21—29.

2. Пантелеева Т. А., Нагорнова М.А. Исследование влияния факторов внешней среды на финансовые результаты деятельности предприятия (на примере ОАО «Тевис») // Школа университетской науки: парадигма развития. 2012. Том 2. № 6. С. 26—28.

3. Скорниченко Н.Н. Анализ основных подходов к стимулированию спроса на продукцию в современных экономических условиях // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2011. № 2. С. 345—348.

4. Тюкавкин Н.М. Стратегическая эффективность деятельности компании // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 5. С. 386—389.

5. Кононова Е.Н., Тюкавкин Н.М. Принципы разработки стратегии управления информатизацией региональных промышленных предприятий // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 6. С. 316-320.

References

1. Dorofeev M.L. Development of models of strategic financial management to meet the requirements of modern economy. Finansy i kredit [Finance and Credit], 2008, no. 45 (333), pp. 21-29 [in Russian].

2. Panteleeva T.A. Investigation of the influence of environmental factors on the financial results of the company (on the example of OJSC «Tevis»). Shkola universitetskoi nauki:paradigma razvitiia [School of university research: development paradigm], 2012, Volume 2, no. 6, pp. 26-28 [in Russian].

3. Skornichenko N.N. Analysis of the main approaches to stimulate demand for the products in current economic conditions. Ekonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy [Economy and management: new challenges and perspectives], 2011, no. 2, pp. 345-348 [in Russian].

4. Tyukavkin N.M. Strategic effectiveness of the company. Audit i finansovyi analiz [Audit and financial analysis], 2007, no. 5, pp. 386-389 [in Russian].

5. Kononova E.N. Principles of development of the strategy of management by informatization of regional industrial enterprises. Audit i finansovyi analiz [Audit and financial analysis], 2012, no. 6, pp. 316-320 [in Russian].

E.A. Kurnosova, I.I. Hasyanov*

FORMATION OF FINANCIAL STRATEGY OF SMALL BUSINESS ENTERPRISES

This article discusses issues related to the formation of financial strategy of an enterprise, in particular small business enterprise. The features that arise in the development and implementation of financial strategies of small business enterprise are presented.

Key words: financial strategy, small business.

* Kurnosova Elena Alexandrovna (elena.obrazovaie@yandex.ru), Department of Economics, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

Hasyanov Irek Ibragimovich (viking72@bk.ru), Master's student of the 1st year, Faculty of Economics and Management, Samara State University, 1, Acad. Pavlov Street, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.