Научная статья на тему 'Формирование финансовой грамотности у школьников с интеллектуальными нарушениями'

Формирование финансовой грамотности у школьников с интеллектуальными нарушениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ / МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ. / FUNCTIONAL LITERACY / FINANCIAL LITERACY / EDUCATIONAL NEEDS OF STUDENTS WITH INTELLECTUAL DISABILITIES / TEACHING METHODS AND TECHNOLOGIES.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шишкина Татьяна Александровна

В статье обсуждается вопрос о формировании финансовой грамотности у школьников как одной из составляющих общей функциональной осведомленности, что способствует социализации подрастающего поколения в обществе. Показаны особенности формирования финансовой грамотности у школьников с интеллектуальными нарушениями, когда те или иные дидактические приемы учитывают специфику таких детей и более конкретно привязывают опыт к социальным потребностям взрослеющей личности, обеспечивая тем самым относительно успешную их социализацию в обществе. При проектировании индивидуальных образовательных маршрутов закладываются знания, навыки и умения в сфере финансово-экономических отношений, которые проецируют опыт детей и расширяют их возможности в различных аспектах собственной социализации в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of financial literacy among schoolchildren with intellectual disabilities

The article discusses the issue of developing financial literacy among schoolchildren as one of the components of general functional awareness, which contributes to the socialization of the younger generation in society. The features of the formation of financial literacy in schoolchildren with intellectual disabilities are shown, when certain didactic techniques take into account the specifics of such children and more specifically link the experience to the social needs of the maturing individual, thereby ensuring their relatively successful socialization in society. When designing individual educational routes, knowledge, skills and abilities are laid in the field of financial and economic relations, which project the experience of children and expand their capabilities in various aspects of their own socialization in society.

Текст научной работы на тему «Формирование финансовой грамотности у школьников с интеллектуальными нарушениями»

УДК 373.1+376.42

Т. А. Шишкина

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ1

Подготовка школьников к самостоятельной жизни - одно из ведущих звеньев в работе образовательных организаций, семьи и других социальных институтов, обеспечивающих адаптацию и социализацию подрастающего поколения к участию в общественных и экономических преобразованиях нашей страны. Помочь детям определиться с будущим профессиональным выбором, стать хорошими тружениками в различных сферах человеческой жизнедеятельности - главная задача и итог работы образовательных учреждений различного уровня, в том числе и образовательных учреждений, реализующих услуги для детей-инвали-дов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Многие дети, имеющие различные проявления интеллектуальной недостаточности, обучаются в специальных, коррекционно-образовательных учреждениях, где для них созданы благоприятные

1 Материалы дипломной работы, выполненной под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры специальной педагогики и психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, Л. Ф. Фатихова (примеч. ред.).

условия обучения и воспитания, ведется работа по их интеграции в общество и в различные сферы будущей трудовой деятельности [1]. Дети с легкими интеллектуальными нарушениями включены в программы не только интеграции, но и в условия инклюзивного образования, которые предусмотрены в образовательных школах, в учреждениях среднего профессионального и высшего звена. Поэтому очень важно вести всестороннюю работу с учащимися по их подготовке к самостоятельной жизни и будущей профессиональной деятельности, начиная с дошкольных образовательных организаций, школы и т. д.

Одной из таких сфер проявления самостоятельности выступает «сфера потребления», где различные потребности соотносятся с возможностями их удовлетворения, то есть осознания их ценностной значимости не только в аспекте «стоимости» товара или услуги, но и ценности, как смыслообразующей мировоззренческой позиции, включенной в нравственно-духовное развитие личности, испытывающей притязания или удовлетворения в связи с той или иной потребностью и мотивацией в её достижении.

Содержательный аспект термина «функциональная грамотность»

представляет собой определенную социальную зрелость личности, которая способна рационально использовать знания, умения и навыки, приобретаемые в течение жизни для решения практических задач [2]. Во внеучебной деятельности чаще всего школьникам приходится проверять на практике возможности применения полученных знаний и опыта в процессе решения различных жизненных ситуаций.

Одним из главных целей образовательной системы Российской Федерации является необходимость формирования и развития функциональной грамотности у всех категорий обучающихся независимо от ступени обучения. Данный феномен объясняется большими технологическими нововведениями и в производстве, и в гуманитарных сферах человеческой деятельности, а также увеличением объема информации в мире и неопределенностью его развития в будущем.

Эксперты в области педагогики утверждают, что функциональная грамотность включает в себя финансовую, читательскую, математическую, естественнонаучную, гражданскую и ИКТ-грамотность.

В данной статье будет рассматриваться финансовая грамотность. Финансовая грамотность школьников выступает как показатель финансово-экономического благополучия. Как уже было отмечено выше, современный мир с каждым днем меняется и модернизируется, следовательно, обучающимся необходим обновленный набор базовых знаний, умений, компетенций, личностных и

профессиональных качеств, которые отвечают ключевым потребностям сегодняшнего дня. Следовательно, целесообразно раскрыть сущность финансовой грамотности, описать критерии сформированности, а также методики формирования финансовой грамотности у школьников с интеллектуальными нарушениями.

В России приоритетной задачей в образовательной сфере стоит вопрос повышения финансовой грамотности. Неоднократно поднимался данный аспект и в нормативно-правовых актах Правительства РФ. Последним официальным документом, где были определены приоритеты, цели, задачи повышения сформирован-ности финансовой грамотности школьников, является Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. [3]. По мнению Л. В. Стахович и соавт. [4], финансовое образование школьников позволяют научить принимать грамотные решения, уменьшать финансовые риски и тем самым, позволяет повысить финансовую безопасность школьников. Таким образом, значимость развития финансовой грамотности детей, а вместе с ней и финансового образования, особенно высоки.

Данная проблема проявляется наиболее остро у школьников с интеллектуальными нарушениями. Из-за когнитивных и поведенческих особенностей таким детям сложно ориентироваться в жизненных, бытовых задачах. Как отмечает М. В. Кудрявцева [5], школьники с интеллектуальными нарушениями по окончании обучения в общеобра-

зовательной организации должны владеть следующими компетенциями: умение планировать личный и семейный бюджет, прогнозировать свои расходы и управлять ими, пользоваться продуктами банка и др.

С целью изучения образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями нами было проведено анкетирование, направленное на определение уровня сфор-мированности их финансовой грамотности. Анкетирование проходили 12 учителей, которые реализуют адаптированные образовательные программы.

Согласно результатам анализа ответов учителей, педагогический коллектив понимает важность изучения основ финансовой грамотности для детей с интеллектуальными нарушениями. Только 10% от всего количества голосов отдали своё предпочтение тому, что уроки математики и обществознания закрывают потребности таких детей в формировании финансовой грамотности. Таким образом, базируясь на анализе содержания вышеназванных учебных предметов, которые включают в себя темы, касающиеся основ финансовой грамотности, респонденты пришли к выводу, что для детей с интеллектуальными нарушениями необходимо на обязательной основе ввести курс «Основы финансовой грамотности».

Учителя назвали различные варианты формирования финансовой грамотности у детей с интеллектуальными нарушениями: интеграция основных разделов курса «Основы финансовой грамотности» в структу-

ру учебных предметов, в частности, математика, обществознание, основы безопасности жизнедеятельности, основы социальной жизни; отмечена также необходимость введение дополнительного внеклассного курса «Основы финансовой грамотности» как факультативного предмета.

Вне зависимости от того, каким образом будут проводиться занятия, педагогу необходимо составить рабочую программу для этого курса. Для этого учителям было предложено выбрать те образовательные потребности, которые необходимы данной категории детей. Основной потребностью для детей с интеллектуальными нарушениями была выбрана необходимость обучения переносу теоретических знаний в жизненные ситуации, что и подразумевает развитие финансовой грамотности. Меньшим количеством голосов были определены следующие варианты ответов: важность применения специальных методов и приемов обучения детей с интеллектуальными нарушениями и привлечение сторонних специалистов.

Вся картина образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями в сфере финансового обучения, представлена на рис. 1.

Определив основные потребности детей с интеллектуальными нарушениями в сфере финансовой грамотности, необходимо обозначить методы и технологии их обучения, что в некотором смысле аналогично обучению нормально развивающихся детей. Анализируя опыт работы с детьми с сохранным и нарушенным

50

45

40

35

30

25

20

15

10

5

0

%\\N4\\N4V

Показатели

| Формирование осознанного гражданского финансового поведения, финансовой ответственности . знаний о последствиях финансовой неграмотности • Формирование знаний содержания понятий "деньги", "купюры", "монеты", их достоинство, понимания функций денег, умения правильно пользоваться деньгами -'Достижение понимания содержания понятия "семейный бюджет", приобретение обучающимися умений его планировать, выделять приоритетные статьи расходов к Использование специальных учебников, учебных пособий и рабочих тетрадей

-Использование специфических методов и приемов обучения

л Обращение к специальным методикам, практико-ориентированный, действенных характер поведения занятия

Формирование базовых знаний в сфере современной экономики ■ Обучение определению финансовых цепей и адекватной оценке их достижимости Привлечение специалистов службы сопровождения

Рис. 1. Образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями в сфере финансового обучения

интеллектом, необходимо выделить, что теоретический материал, данный на уроке, лучше усваивается, если обучающиеся сами улавливают необходимость данного материала в жизни. Другими словами, основной задачей педагога является составление практически ориентированных уроков. Это может выражаться и в использовании специальных и вариативных методов, средств обучения и форм работы. Относительно детей с интеллектуальными нарушениями

необходимо отметить, что обучение финансовой грамотности, как части функциональной грамотности, должно проводится в специально организованной обучающей среде с применением как общих, так и специальных форм, методов обучения с учетом образовательных потребностей детей с интеллектуальными нарушениями. К одному из таких методов относится решение финансовых задач из курса математики, однако условия в данных задачах должны

быть максимально приближены к жизненным ситуациям. Они могут быть направлены на адаптацию детей с интеллектуальными нарушениями к бытовым ситуациям, планирование собственного и семейного бюджета, включение вопросов производства, формирование умения пользоваться услугами, в частности, банка и сотовых операторов [6].

Для достижения основных целей по развитию финансовой грамотности как составной части функциональной грамотности педагоги используют различные дидактические игры, которые нацелены на решение конкретной педагогической задачи и / или формирование потребности детей с интеллектуальными нарушениями. Для организации на занятиях дидактических игр педагогами используются не только тематический учебный материал, но и атрибуты различных профессий, спецодежда, денежные карты, кошелек, макет банкомата и т. д. Игры различаются по возрастным группам детей с интеллектуальными нарушениями, например, «Ларек», «Супермаркет», «Производственная фабрика (мебель)», «Банк» [7].

Дидактические игры можно применять не только на уроках «Основы финансовой грамотности», но и в рамках общеобразовательных предметов и внеклассных мероприятий.

Рассматривая показатели сформи-рованности финансовой грамотности как составной части функциональной грамотности детей с интеллектуальными нарушениями, необходимо сказать, что познавательные возможности и способности таких детей во многом различны от спо-

собностей здоровых детей. Минимальный порог сформированности финансовой грамотности таких детей включает в себя такие показатели, как правильное применение финансовых терминов и определений, знание основных финансовых продуктов и услуг; использование финансово-экономической информации при решении жизненных задач; применение простых числовых действий при нахождении ответа на финансовые вопросы.

Таким образом, финансовая грамотность определяется важной составной частью общей функциональной грамотности, которая доступна и для детей с интеллектуальными нарушениями. Финансовая грамотность представляет собой умение управлять собственными и семейными доходами и расходами, грамотно и целесообразно распределять деньги и уметь умножать имеющийся капитал. Следовательно, формирование и развитие финансовой грамотности детей с интеллектуальными нарушениями возможно при целенаправленном педагогическом руководстве этим процессом. Учебный курс «Основы финансовой грамотности» позволяет формировать экономические знания и навыки у детей с интеллектуальными нарушениями, так как он носит практическую направленность и способствует социальной адаптации детей. Было определено, что процесс овладения финансовыми знаниями возможно при применении игровых технологий обучения. Это позволит детям активизировать познавательную активность, развивать логическое мышление, внимание и память. В то же

время финансовая грамотность явля- интеллектуальными нарушениями и ется основным фактором обеспече- их интеграции в социум. ния социальной адаптации детей с

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Худик В. А. Трудовое воспитание школьников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте формирования будущих профессиональных предпочтений // Коррекционно-педагогическое образование. 2023. № 1 (33). С. 64-70.

2. Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. Сборник материалов / Под науч. ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, Издательский дом РАО, 2003. 368 с.

3. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 гг. [Электронный ресурс] // URL: https://vashifinancy.ru/ upload/docs/Strategy.pdf (дата обращения: 10.09.2023).

4. Стахович Л. В., Семенкова Е. В., Зарубина О. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников организаций для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей. Советы на каждый день. М.: НОЧУ ДПО УЦ «Сетевая Академия», 2020. 252 с.

5. Кудрявцева М. В. Изучение образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в сфере финансовой грамотности // Уч. зап. Электрон. науч. журн. Курск. гос. ун-та. 2019. № 1 (49). С. 247-260.

6. Гладкая В. В. Методика проведения уроков по предмету «Социальнобытовая ориентировка» во вспомогательной школе// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2009. № 6. С. 26-35.

7. Подболотова М. И. Инновационные технологии для повышения финансовой грамотности детей и молодежи // Вестн. Моск. город. пед. ун-та. Сер. «Информатика и информатизация образования». 2015. № 4 (34). С. 83-91.

REFERENCES

1. Khudik V A. Labor education of schoolchildren with disabilities in the aspect of formation of future professional preferences // Pedagogic Correction Education Journal. 2023. No. 1 (33). P. 64-70. (In Russ.).

2. Educational system “School 2100”. Common sense pedagogy. Collection of materials / Scientifically edited by A. A. Leontyev. M.: Balass, RAO Publishing House, 2003. 368 p. (In Russ.).

3. Strategy for increasing financial literacy in the Russian Federation for 20172023. [Electronic resource] // URL: https://

vashifinancy.ru/upload/docs/Strategy.pdf (date of applicatio: 10.09.2023).

4. Stakhovich L. V., Semenkova E. V., Zarubina O. A. Financial literacy: materials for pupils of organizations for orphans and children without parental care. Tips for every day. M.: NOCHU DPO UTs «Network Academy», 2020. 252 p. (In Russ.).

5. Kudryavtseva M. V. Studying the educational needs of students with disabilities in the field of financial literacy // Scientific notes of the electronic scientific journal of Kursk State University. 2019. No. 1 (49). P. 247-260. (In Russ.).

6. Gladkaya V V. Methodology for conducting lessons on the subject “Social and everyday orientation” in a auxiliary school // Education and training of children with developmental disorders. 2009. No. 6. P. 26-35. (In Russ.).

7. Podbolotova M. I. Innovative technologies for increasing the financial

literacy of children and youth // Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series “Informatics and informatization of education”. 2015. No. 4 (34). P. 83-91. (In Russ.).

Поступила в редакцию: 21.09.2023 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.