Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ «АЗБУКА НАЛОГОВ»'

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ «АЗБУКА НАЛОГОВ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
налоговая грамотность / налоговая культура / налоги / урок / вне-урочная деятельность / финансовая грамотность / tax literacy / tax culture / taxes / lesson / extracurricular activities / financial literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грибенас Людмила Анатольевна

В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования финансовой грамотности, налоговой культуры и финансовой грамотности среди школьников че-рез реализацию программы развития школы «Азбука налогов». Приведены практиче-ский опыт развития налоговой грамотности в урочной и внеурочной деятельности учащихся среднего и старшего звена школы, примеры задач для школьников разных классов с национально-региональным компонентом. Полученные знания в области финансовой грамотности и налоговой культуры — это один из главных факторов вы-сокого благосостояния населения в будущем. Финансово грамотное население — это залог экономического процветания страны и стабильности экономики. Отмечена важность обучения детей ориентироваться в постоянно изменяющемся современном мире, применять на практике знания в области налогообложения и привить осознан-ное отношение к соблюдению законов Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Грибенас Людмила Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF FINANCIAL LITERACY THROUGH THE IMPLEMENTATION OF THE "TAX ALPHABET" SCHOOL DEVELOPMENT PROGRAM

The article studies the current issues of forming financial literacy through the implementation of the "Tax Alphabet" school development program, the development of tax culture and literacy among school students. Practical experience in developing tax lit-eracy in both curricular and extracurricular activities of middle and senior school students is provided. Examples of tasks for students of different grades with national and regional components are given. The acquired knowledge in the field of financial literacy and tax culture is one of the main factors of high well-being of the population in the future. Finan-cially literate population is a guarantee of economic prosperity of the country and stability of the economy. The importance of teaching children to navigate in the constantly changing modern world, to apply knowledge in the field of taxation in practice, and to instill a conscious attitude towards compliance with the laws of the Russian Federation is noted.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ «АЗБУКА НАЛОГОВ»»

Научная статья УДК 37.013.46

DOI: 10.18101/2307-3330-2023-3-45-48

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ «АЗБУКА НАЛОГОВ»

© Грибенас Людмила Анатольевна

учитель технологии,

Колесовская средняя общеобразовательная школа Россия, 671221, с. Большое Колесово, ул. Ленина, 41б kolesovoshool@inbox.ru

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы формирования финансовой грамотности, налоговой культуры и финансовой грамотности среди школьников через реализацию программы развития школы «Азбука налогов». Приведены практический опыт развития налоговой грамотности в урочной и внеурочной деятельности учащихся среднего и старшего звена школы, примеры задач для школьников разных классов с национально-региональным компонентом. Полученные знания в области финансовой грамотности и налоговой культуры — это один из главных факторов высокого благосостояния населения в будущем. Финансово грамотное население — это залог экономического процветания страны и стабильности экономики. Отмечена важность обучения детей ориентироваться в постоянно изменяющемся современном мире, применять на практике знания в области налогообложения и привить осознанное отношение к соблюдению законов Российской Федерации.

Ключевые слова: налоговая грамотность, налоговая культура, налоги, урок, внеурочная деятельность, финансовая грамотность.

Для цитирования

Грибенас Л. А. Формирование финансовой грамотности через реализацию программы развития школы «Азбука налогов» // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2023. № 3. С. 45-48.

В современных условиях рыночной экономики каждому человеку необходимо управлять своими финансами, грамотно распоряжаться ими, включая правильность исчисления и уплаты налогов. В настоящее время подростки часто сами начинают зарабатывать, иметь доход от различных видов деятельности, при этом не задумываясь о налогообложении результатов этой деятельности. Нередко эти нарушения являются следствием низкого уровня налоговой культуры.

Налоговая культура — это часть общенациональной культуры страны, которая представляет собой систему ценностей в обществе, основанной на знаниях о налогах, их начислении и своевременной уплате, связанной с пониманием важности действий в области налогообложения.

Налоговая грамотность — способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в налоговой сфере [3].

Финансово грамотное население — это залог экономического процветания страны, стабильности экономики. От уровня финансовой грамотности зависит

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2023/3

много факторов: инвестиционный климат в стране, уменьшение или увеличение количества финансовых правонарушений, благосостояние населения и т. д.

С целью повышения финансовой грамотности в сфере налогообложения и воспитания социально ответственного налогоплательщика, повышения качественных показателей системы образования школы, формирования культуры грамотного финансового поведения у обучающихся в школе реализуется программа развития «Азбука налогов».

На уроках технологии в 7-м классе учащиеся обучаются рассчитывать заработную плату, высчитывать количество уплаченных налогов, например: налог на доходы составляет 13%, заработная плата мамы составляет 26 500 р., определите зарплату после вычета налога на доходы.

В 8-м классе, изучая «Семейный бюджет», дети решают более сложные задачи: зарплата твоего папы составляла с января по июнь прошлого года 50 000 р. в месяц, потом его повысили в должности, и с июля по декабрь папа получал зарплату 65 000 р. в месяц, определите сумму его подоходного налога за прошлый год1.

В старших классах на уроках экономики учащиеся решают практические задачи исходя из современных реалий с учетом национально-регионального компонента, например: год назад ваша семья купила земельный участок в с. Энхалук Республики Бурятия, по кадастровой стоимости он оценивается в сумму 2 600 000 р., при этом ставка налога составляет 0,3% от кадастровой стоимости, определите сумму земельного налога2.

Школа работает в тесном содружестве с ИФНС № 8 по Республике Бурятия. Ежегодно проводится «Неделя налоговых знаний среди школьников», в рамках которой организуются встречи с сотрудниками налоговой инспекции.

Практически на всех уроках изучаются элементы налоговой грамотности. На уроках географии при изучении экономических районов России акцентируется внимание на развитии региона в связи с налоговыми поступлениями от проживающих на данной территории граждан. На уроках математики также решаются практические задачи при изучении темы «Проценты» и «Пропорции». На уроках русского языка при изучении темы «Деловая документация» обучающиеся школы учатся заполнять «Единое налоговое уведомление».

Во внеурочное время проводятся творческие конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, частушек на тему «Налоги», турнир «Знатоки налогового права». Школьником была разработана интерактивная игра «Кто хочет стать налоговым инспектором? ».

Проведение данных мероприятий способствует повышению творческой активности учащихся. Дети ежегодно участвуют в конкурсах, проводимых налоговой инспекцией, где занимают призовые места, имеют благодарности от начальника налоговой инспекции, президента Республики Бурятия, депутатов Народного хурала.

1 Методические и дидактические материалы // Образовательная социальная сеть (nsportal.ru): сайт. URL: https://nsportal.ru (дата обращения: 01.06.2023). Текст: электронный.

2 Там же.

Обучающиеся занимаются научно-исследовательской деятельностью по теме налогообложения. Наблюдается рост участников в научно-практических конференциях «Шаг в будущее», «Шаги в науку». Две старшеклассницы стали участниками финала всероссийской олимпиады по финансовой грамотности «Финат-лон».

Коллектив школы совместно с родителями работает в данном направлении. Ежегодно сотрудники школы, родители, выпускники принимают активное участие в акции «Твои налоги — твоя школа, твой детский сад!». Школа занимает призовые места, получает премии.

В заключение отметим, что полученные знания в области финансовой грамотности и налоговой культуры — это один из главных факторов высокого благосостояния населения в будущем. Важно научить ребенка ориентироваться в постоянно изменяющемся современном мире, применять на практике знания в области налогообложения и привить осознанное отношение к соблюдению законов РФ.

Литература

1. Абакарова Р. Ш. Налоговая культура России // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 148-150. Текст: непосредственный.

2. Головащенко А. А. Налоговая культура как элемент совершенствования налоговых отношений // Российский внешнеэкономический вестник. 2016. № 6. С. 96-105. Текст: непосредственный.

3. Магомадов Х. У., Акимова О. А. Повышение налоговой культуры и грамотности школьников и студентов: обучение и поддержка на базе опыта Федеральной налоговой службы России // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2022. № 4. С. 92-99. Текст: непосредственный.

Статья поступила в редакцию 10.09.2023; одобрена после рецензирования 21.09.2023; принята к публикации 11.10.2023.

FORMATION OF FINANCIAL LITERACY THROUGH THE IMPLEMENTATION OF THE "TAX ALPHABET" SCHOOL DEVELOPMENT PROGRAM

Lyudmila A. Gribenas Handicraft teacher,

Kolesovksaya General Secondary School

41b Lenina St., 671221 selo Bolshoye Kolesovo, Russia

kolesovoshool@inbox.ru

Abstract. The article studies the current issues of forming financial literacy through the implementation of the "Tax Alphabet" school development program, the development of tax culture and literacy among school students. Practical experience in developing tax literacy in both curricular and extracurricular activities of middle and senior school students is provided. Examples of tasks for students of different grades with national and regional components are given. The acquired knowledge in the field of financial literacy and tax culture is one of the main factors of high well-being of the population in the future. Financially literate population is a guarantee of economic prosperity of the country and stability of the economy. The importance of teaching children to navigate in the constantly chang-

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОБРАЗОВАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ. ОБЩЕСТВО

2023/3

ing modern world, to apply knowledge in the field of taxation in practice, and to instill a conscious attitude towards compliance with the laws of the Russian Federation is noted. Keywords: tax literacy, tax culture, taxes, lesson, extracurricular activities, financial literacy.

For citation

Gribenas. L. A. Formation of Financial Literacy Through the Implementation of the "Tax Alphabet" School Development Program. Bulletin of Buryat State University. Education, Personality. Society. 2023; 3: 45-48 (in Russ.).

The article was submitted 10.09.2023; approved after review 21.09.2023; accepted for publication 11.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.