Научная статья на тему 'Формирование факторов внешней среды, влияющих на разработку стратегии развития территории'

Формирование факторов внешней среды, влияющих на разработку стратегии развития территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ВНЕШНЯЯ СРЕДА / МАКРОСРЕДА / МИКРОСРЕДА / PEST-АНАЛИЗ / SWOT-АНАЛИЗ / TERRITORY / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGY / EXTERNAL MACROENVIRONMENT / WEDNESDAY / CLOSE PEST ANALYSIS / SWOT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Юлия Юрьевна, Храмшина Дарья Сергеевна

В статье рассматриваются вопросы формирования факторов, непосредственно влияющих на стратегическое развитие территории или региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьева Юлия Юрьевна, Храмшина Дарья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ENVIRONMENTAL FACTORS AFFECTING THE DEVELOPMENT OF A STRATEGY FOR DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

This article discusses the issues shaping factors directly influencing the strategic development of the territory or region.

Текст научной работы на тему «Формирование факторов внешней среды, влияющих на разработку стратегии развития территории»

УДК 332

ФОРМИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ВЛИЯЮЩИХ НА РАЗРАБОТКУ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

Юлия Юрьевна Соловьева

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

Дарья Сергеевна Храмшина

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры управления и предпринимательства, тел. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

В статье рассматриваются вопросы формирования факторов, непосредственно влияющих на стратегическое развитие территории или региона.

Ключевые слова: территория; стратегическое управление, стратегия, внешняя среда, макросреда, микросреда, PEST-анализ, SWOT-анализ.

FORMATION OF ENVIRONMENTAL FACTORS AFFECTING THE DEVELOPMENT OF A STRATEGY FOR DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Yuliya Yu. Solovyeva

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Associate Professor of the Department of management and entrepre-neurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

Daria S. Hramshina

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., a student of the Department of management and entrepreneurship, tel. (383)361-01-24, e-mail: [email protected]

This article discusses the issues shaping factors directly influencing the strategic development of the territory or region.

Key words: territory; strategic management, strategy, external macroenvironment, Wednesday, close PEST analysis, SWOT analysis.

В современных условиях хозяйствования, направленных на переориентацию развития производства на внутрироссийское направление, фактором, определяющим долгосрочность перспектив, выступает своевременное формулирование конкурентных преимуществ территорий. Данный подход невозможно осуществить без формирования и оценки факторов внешней среды территории. Основополагающим комплексным подходом в данном случае выступают методы SWOT - и PEST - анализа [2].

Однако, группировка факторов, оказывающих максимальное влияние на территорию, может варьироваться в зависимости от региона, устойчивости его

развития, а также макро и микроокружения. В связи с этим, объективным можно считать проведение анализа факторов внешней среды территории, на основании методик, изложенных в учебной литературе по стратегическому менеджменту.

Внешняя среда - это все те факторы, которые находятся за пределами территории и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится существовать территории, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Меняются предпочтения потребителей, рыночный курс рубля по отношению к другим валютам, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии, действуют еще и многие другие факторы. Способность территории реагировать и справляться с этими изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее конкурентного успеха. Вместе с тем эта способность является условием осуществления устойчивого развития и стратегических преобразований.

Внешняя среда делится на две части.

Первая часть - «ближнее» окружение (микросреда) - непосредственно влияет на территорию, увеличивает или уменьшает её эффективность, приближает или отдаляет достижение её целей. Обычно оно включает бизнес-структуры, поставщиков энергоресурсов и услуг, территории-конкуренты, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и различные региональные ассоциации. Территория тесно взаимодействует с этой частью своей среды, администрация старается управлять ее параметрами, воздействовать на «ближнее» окружение с целью изменения их в благоприятном для территории направлении [2].

Вторая часть - «дальнее» окружение (макросреда) - включает факторы, которые могут оказывать на территорию не прямое, а опосредованное воздействие. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на микросреду. Параметрами макросреды управлять не возможно, но необходимо отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах.

Анализ основных факторов макросреды называют PEST-анализом (Р -political and legal environment/ политико-правовая среда, Е - economic environment/экономическая среда, S - sociocultural environment/социально-культурная среда, Т - technological environment/ технологическая среда).

Выделим и перечислим наиболее значимые, на наш взгляд, при проведении анализа внешней среды территории факторы [2].

Политические и правовые факторы: изменения в налоговом законодательстве; расстановка политических сил; отношения между деловыми кругами и правительством; патентное законодательство; законодательство об охране окружающей среды; правительственные расходы; антимонопольное законодательство; денежно-кредитная политика; государственное регулирование; феде-

ральные выборы; политические условия в иностранных государствах; размеры государственных бюджетов; отношения правительства с иностранными государствами.

Экономические факторы: ставка процента; курсы обмена валют; темп экономического роста; инфляция; структура потребления и ее динамика; экономические условия в иностранных государствах; показатели торгового баланса; изменение спроса; денежно-кредитная и финансовая политика; тенденции на рынке ценных бумаг; уровень производительности труда в регионе и темпы ее роста; динамика ВНП; ставки налогов.

Социальные и культурные факторы: изменения стандартов (уровня) жизни и образования; общественное отношение к бизнесу; структура занятости (доля «белых воротничков»); возрастная структура населения; семейная структура; система ценностей; религия; классовые различия; консюмеризм; доля населения до 19 лет и старше 65; привычки, склонности, традиции территории; потребление лекарственных препаратов на душу населения; показатели естественного прироста рождаемости и смертности.

Технологические факторы: государственные и негосударственные расходы на науку и технику; темпы разработки новой продукции; патентно-лицензионная защита; новые тенденции в трансферте технологии [2].

Таким образом, используя приведенные факторы можно провести анализ макроокружения практически любой территории.

Тем не менее, не маловажным аспектом формирования факторов внешней среды выступает конкурентностный подход к разработке стратегии развития региона. Данный подход рассматривает факторы внешней среды, включающие микроокружение. В привязке к региону - это возможности и перспективы территорий-конкурентов; вероятность появления территорий - потенциальных конкурентов (быстро развивающиеся территории и территории получившие федеральные, региональные и муниципальные гранты и целевые субсидии); поставщики - территории, оказывающие услуги по различным направлениям хозяйствования на контрактных условиях; потребители - территории, получающие на коммерческих и иных условиях ресурсы; появление территорий - субститутов, имеющих аналогичные характеристики и большие перспективы развития. Последний фактор в сложившихся российских экономических условиях приобретает наибольшую опасность для регионов. Это связано с политикой федерального центра, направленной на развитие конкуренции на внутреннем рынке и создание условий для формирования разнонаправленности региональной политики [1].

Таким образом, следует отметить, что факторы внешней среды, сформулированные для её оценки, позволяют не только провести анализ состояния территории, но и сделать прогноз долгосрочных перспектив развития.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Крутеева О. В. Учет индивидуальных особенностей земельных участков при оценке земель // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч.

конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 18-22 апреля 2016 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. Т. 1. -С. 277-280.

2. Соловьева Ю. Ю. Формирование маркетинговой стратегии территории как фактор инновационного развития // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 18-22 апреля 2016 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. Т. 1. - С. 228-232.

© Ю. Ю. Соловьева, Д. С. Храмшина, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.