Раздел 4
С РАБОЧЕГО СТОЛА МОЛОДОГО УЧЁНОГО
УДК 159.922.9-053.81(4/5)=19
Н. В. Бабарыкина Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЁЖИ В РАМКАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация. Центральное место в статье занимает изучение проблем формирования этнокультурных ценностей современной молодежи, в этой связи рассматривается обращение к необходимости изучения, сохранения и развития культурных ценностей молодежи.
Ключевые слова: евразийская культура, евразийское пространство, этническая культура, ги-бридность культурного сознания, ценности.
Natalia V. Babarykina, Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia
THE FORMING OF THE YOUTH'S ETHNIC CULTURE IN THE EURASIAN SPACE
Abstract. The article is focused on studying the question of forming the today's youth's ethnic values. In connection with this the author considers a need of learning, preservation and development the youth's cultural values.
Keywords: The Eurasian culture, the Eurasian space, an ethnic culture, hybridity of cultural consciousness, values.
Культура как специфический способ человеческой деятельности и модальность человеческого бытия интегрирует человека в социальную систему путем формирования ценностных установок, мировоззренческих позиций, ориентаций. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи человеку не от природы, не в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что человек вовлечен в сферу общественного бытия и является носителем определенных социальных отношений.
В настоящее время городская культура основывается на процессах стандартизации культурного пространства, где стираются различия в образе жизни, привычках, вкусах, ценностях этносов, проживающих в одном социокультурном пространстве, эта проблема становится актуальной для больших городов. Неизбежный результат культурной глобализации - экспансия ценностей западно-европейского мира на весь остальной не западный мир. Технотронная и экономическая волна западной цивилизации прокатилась по всему миру, внедряя западные стандарты жизни в не западных странах, разрушая привычные уклады, традиционные культуры, снимая проблему этно-национальной и социокультурной специфичности.
В контексте данной проблемы актуальным является обращение к необходимости изучения, сохранения и развития культурных ценностей народов Процессы глобализации и техногенная культурная революция отрицательно сказывается на формировании этнокультурных ценностей молодежи, которое происходит на фоне разрыва с прошлым, культурными традициями и культурным наследием этноса, а движение в будущее формируется не на основе ценности этнокультурных различий локальных миров, а установками глобализации на унификацию образцов, установок, ценностей универсального характера без учета этнокультурных различий. Этот процесс
обусловлен объективными изменениями в жизни современной молодежи, когда ценности европоцентристской модели (западно-европейской культуры), лежащие в основе глобализации, становятся определяющими для не западного мира. Особенности существования человека в современном мире определяются разновекторными движениями развития, культурным и ценностным плюрализмом, множеством и разнообразием установок, ценностей и ориентаций, «картин мира» и «образов мира». Эта тенденция в рамках исследований в современной гуманитаристике получила название «гибридность» [1]. Гибридность культурного сознания - это наличие в ценностных установках и предпочтениях эклектичного мировосприятия, часто составленного из определенных фрагментов культуры (своей и чужой) с которыми индивид себя идентифицирует, где границы «своего» и «чужого» часто размыты. Проблематичность такого мировосприятия связана с тем, что особенно молодое поколение лишено в своем восприятии окружающего мира определенной центрированности, как шкалы ценностей. В этой ситуации возникает проблема культурной идентификации индивида, когда на первое место выходит определенность его ценностных установок и предпочтений. Этническая культура в данной ситуации может рассматриваться как базис духовно-нравственного развития молодого человека, как основополагающая ценностная система.
Этническая культура - эта самая ранняя форма бытования этноса. Каждая нация в основе своего развития, в качестве базиса, имеет определенный тип этнической культуры. Молодежь воспринимает окружающий мир через устойчивую картину мира, формируемую определенными стереотипами восприятия. Этническая идентичность т. е. осознание принадлежности к своей родной культуре, проявляющаяся в языке, религии, искусстве, ведении хозяйства, традициях и обычаях может выступать основой социализации молодого человека. Именно в этнической культуре заложены основы стабильности жизни этноса; этническая культура, основанная на исторической памяти народа выполняет защитную функцию культуры, сохраняя ее целостность и устойчивость. Каждый народ создает свою картину мира на основе своего языка, традиций, обычаев, религии, природных условий, тем самым формируя ценностное ядро культуры. Ценности - это представление о том, что свято для человека, что определяет его жизненные устремления и жизненную позицию. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом всех людей. Таким образом, этнокультурные ценности - это установки (идеи, понятия, смыслы), которые не зависят от конкретного человека, а определяются культурой и разделяются всеми людьми, принадлежащими к данному культурному полю. Этнокультурные ценности - специфическая система ценностей, идеалов, стереотипов определенных норм, к достижению которых стремятся представители данной культуры, проявление чувства принадлежности к определенному этносу, нации, к своей родной культуре. Сегодня актуальным является формирование ценностных представлений и ориентаций путем не прямой передачи воспитанникам общечеловеческого опыта, а путем формирования у молодежи нравственных ценностей на основе самостоятельного выбора; нравственных критериев, основанных на гуманистических идеалах, формируемых у человека в процессе образования и воспитания.
Так, в Алтайском крае в г. Барнауле действуют такие общественные организации, объединяющие этнических переселенцев: Алтайская краевая общественная организация «Ассоциация национально-культурных объединений», куда входят: русские, азербайджанцы, ненцы, татары, узбеки, литовцы, чеченцы, алтайцы, поляки, кумандинцы, уйгуры, башкиры, белорусы и др; этнокультурные центры: уйгурской, мордовской, алтайской культуры; две Алтайские краевые общественные организации армянской культуры - «Армянский культурный центр» и «Союз армян Алтайского края» и др. Эти центры ведут многостороннюю деятельность по сохранению и воспроизводству форм этнической культуры. Рассмотрим деятельность таких организаций на примере АКОО «Союз армян Алтайского края» (СААК), который был создан 10 лет назад (2005 г.) в Барнауле под руководством М. А. Манукяна. СААК активно занимается организацией и проведением в г. Барнауле культурно-познавательных мероприятий, направленных на развитие дружественных межнациональных отношений. Организация проводит среди соотечественников, оказавшихся за пределами исторической родины, целенаправленную работу по сохранению культу-
ры и традиций, передаче духовных ценностей армянского народа молодому поколению. Целью деятельности «Союза армян Алтайского края» является осуществление благотворительной, материальной и культурно-хозяйственной поддержки граждан армянской национальности, проживающих на территории Алтайского края. Задачами организации «Союза армян Алтайского края» являются:
- материальная поддержка граждан, в том числе студентов, обучающихся в учебных заведениях Алтайского края;
- пропаганда здорового образа жизни и законопослушания;
- организация культурно-хозяйственного обмена между Арменией и Алтайским краем;
- содействие организации религиозно-духовного и теологического воспитания;
- содействие в трудоустройстве граждан, проживающих в Алтайском крае.
В соответствии с задачами организации был создан Армянский дом (г. Барнаул, пр. Ленина, 54). В Армянском доме проходят встречи, репетиции творческих коллективов (танцевальные, вокальные ансамбли, театральная студия), занятия спортивных секций (футбольная команда «Ара-гац»), занятия воскресной школы, в которой дети и молодежь изучают армянский язык, историю армянского народа, занимаются прикладными видами искусства, учатся петь, изучают произведения классиков армянской литературы. Новой традицией в организации стало проведение краевых и межрегиональных турниров по нардам. Руководство организации ведет переписку с правительством Армении об открытии консульства или иного дипломатического представительства в городах Барнауле или Новосибирске [2]. Деятельностью этой общественной организации является просвещение - изучение культурно-исторического развития наследия прошлого; воспитание -изучение культурно-исторического наследия прошлого; развитие художественно-творческих способностей - проявляется через вовлечение в творческий процесс, участие в этнокультурных программах, фестивалях, конкурсах, выставках и т. д.; коммуникация - проявляется на двух уровнях: готовность и способность к межкультурному диалогу; межличностное общение и взаимодействие внутри организации (этнокультурного центра); освоение празднично-обрядовой и семейнобытовой культуры, традиций, этнических ценностей, религиозной культуры; а также воспроизводство празднично-обрядовой и игровой культуры посредством народной игры, психологической разрядки и рекреации.
Все это в комплексе создает благоприятную творческую социально-культурную среду, которая позволяет включить молодежь, особенно студентов, в организацию и проведение культурнодосуговых форм, что способствует формированию этнокультурной ценностей студенческой молодежи.
Таким образом, этнокультурные центры создают благоприятную творческую социальнокультурную среду, которая позволяет включить современную молодежь, особенно студентов, в организацию и проведение вышеперечисленных форм, что способствует формированию этнокультурных ценностей современной молодежи. Гуманизация культурных процессов, сохранение ценностей локального этнического мира, уважение традиции - путь культурного преодоления тупика глобализации.
Список литературы
1. Левандовская, Е. Н. О концепции гибридизации в исследованиях национально-культурной идентичности: проблемы и перспективы / Е. Н. Левандовская, А. В. Пряхина // Обсерватория культуры. - 2015. -
№ 5. - С. 6-11.
2. Алтайская краевая общественная организация «Союз Армян Алтайского края» : офиц. сайт [Электронный ресурс] / АКОО «Союз Армян Алтайского края». - Электрон. дан. - Барнаул, 2013-2018. - Режим доступа : http//www.saak-sam.com (дата обращения: 24.09.2015).