УДК 373.035.6(571.56)
Жиркова Зоя Семеновна
кандидат педагогических наук, доцент. Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, доцент кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления образованием Педагогического института [email protected]
Формирование этнической
ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ОБРАЗОВАНИЯ
Zoya S. Zhirkova
candidate of pedagogical sciences, associate professor. Northeast federal university of M.K. Ammosov, associate professor of professional pedagogics, psychology and management of formation of Teacher training college [email protected]
The formation of ethnic
IDENTITY OF STUDENTS THROUGH EDUCATION
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальная проблема об особенностях этнической идентичности и педагогического потенциала этнокультурных традиций. Содержание этнокультурного образования ориентирует воспитание и развитие личности ребенка на формирование базовых социокультурных идентичностей, которые являются пожизненными и задают расположение, самовосприятие человека в мире. Особенность этнокультурного образования заключается в том, что оно допускает свободное мировоззренческое самоопределение, получение образования в соответствии со своими мировоззренческими установками, выбором родителей как законных представителей ребенка. Представлен пример исследования этнической идентичности учащихся арктических школ Республики Саха (Якутия), где подтверждено, что условием формирования идентичности человека является знание собственных культурных корней и сохранение культурных традиций.
Ключевые слова: этническая идентичность, этнокультура, язык, мышление, традиция, образование, этнос.
Annotation. This article deals with the problem about the features of ethnic identity and pedagogical potential of ethnic and cultural traditions. The content of ethno-cultural education directs the upbringing and development of the child's personality on the formation of basic social and cultural identities that are lifelong and specify the location, the person's self-image in the world. Feature of ethno-cultural education is that it allows for the free ideological self-determination and education in accordance with their ideological attitudes, the choice of the parents as legal representatives of the child. Presents an example of the study of ethnic identity of students of the Arctic schools in the Republic of Sakha (Yakutia), where it is confirmed that the condition for the formation of identity is the knowledge of one's own cultural roots and the preservation of cultural traditions.
Keywords: ethnic identity, ethnic culture, language, thinking, tradition, education, ethnicity.
В современном мире, в условиях глобализации, одним из важных наиболее дискуссионных является вопрос об особенностях развития национальной идентичности.
В Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 8 четко сформулированы особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов России, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях в целях формирования и развития личности, в соответствии с семейными и общественными духовнонравственными и социокультурными ценностями. При этом необходимо учитывать, что выбор таких учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся. ФГОС общего образования предусматривает
разработку и реализацию основных образовательных программ, формируемые участниками образовательного процесса, которые отражают образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе по изучению национальных, региональных и этнокультурных особенностей региона РФ [3].
В Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России указывается, что основу идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба [1].
Народ из поколения в поколение передавал и передает свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как дань старшего поколения младшему, создавая тем самым историю материальной и духовной культуры обще-
233
ства. Преемственность дает возможность новым поколениям вобрать в себя и развивать все лучшее, что было создано предшествующей историей человечества, обогатить в новых условиях многообразие духовных ценностей общества. Условием формирования идентичности человека является знание собственных культурных корней и сохранение культурных традиций.
Содержание этнокультурного образования ориентирует воспитание и развитие личности ребенка на формирование базовых социокультурных идентичностей, которые являются пожизненными и задают расположение, самовосприятие человека в мире. К базовым социокультурным идентичностям относятся гражданская общенациональная, конфессиональная, цивилизационнная принадлежность. В массовом сознании совокупность базовых идентичностей образует целостный образ родной страны, Родины, который включён в образ мира. Субъектами этнокультурного образования в плане определения его целей и задач выступают государство как представитель общества в целом, региональные органы власти как представители регионального сообщества, отдельные группы граждан, стремящиеся к сохранению своей этнокультурной и языковой идентичности. Особенность этнокультурного образования заключается в том, что оно допускает - в установленных законом пределах - свободное мировоззренческое самоопределение, получение образования в соответствии со своими мировоззренческими установками, выбором родителей как законных представителей ребенка.
Теоретико-методологическая основа исследования составляют труды JI.C. Выготского, исследовавшего закономерности психического развития личности; работы по исследованию этнической идентичности отечественных психологов Б.Г. Ананьева, С.А. Баклушинского, И.С. Кона, B.C. Мухиной, Б.Ф. Поршнева, Т.Г. Стефаненко, ГУ. Солдатовой, ЛЬ. Шнейдер; исследования этнической идентичности в зарубежной науке (Э. Эриксон, Дж. Мид, Дж. Тернер), исследования ЛИ. Божович, ЛЬ. Зан-кова, Д.Б. Эльконина.
Этническая идентичность - это осознание своей тождественности к определенной этнической общности, это результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем определенного этноса, определенная степень принадлежности себя с ним и обособления от других этносов.
В структуре этнической идентичности выделяют следующие компоненты:
- когнитивный, т.е. знания об особенностях своей этнической группы, об истории, традициях, культуры своего народа и осознание себя ее членом на основе этнодифференцирующих признаков: языка, ценностей, традиций, религии, исторической памяти, национального характера, народного искусства и т. п.;
- аффективный, чувство принадлежности к группе, оценка ее качеств, отношение к членству в ней.
В рамках педагогики, имея в виду обучение и воспитание понятие «этнос» имеет следующее содержание: этнос - общность людей, характеризующая определенными генетическими и социально-психологическими ценностями, приобретенными на основе языка и культуры.
Этническая культура - это совокупность присущих этносу способов освоения условий своего существования, направленных на сохранение этноса и воспроизводство условий его жизнедеятельности. Этническая культура проявляется буквально во всех областях жизни этноса: в языке, в воспитании детей, в одежде, в устройстве жилища, рабочего места, домашнем хозяйстве и, конечно, в традициях, которые имеют существенный педагогический потенциал. На формирование этнической культуры оказывают влияние природные условия, язык, традиции, а также психический склад этноса.
Следует согласиться с мнением Т.Г. Стефаненко, которая утверждала, что человеку всегда необходимо ощущать себя частью «мы», и этнос -не единственная группа, в осознании принадлежности к которой человек ищет опору в жизни. Этническая идентификация, динамичное образование, т.к. процесс ее становления, не заканчивается в подростковом возрасте. Внешние обстоятельства могут толкать человека любого возраста на переосмысление роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности и развивать общество, в котором осуществляет свою деятельность тот или иной индивид [4,5].
Этнокультурное образование - это образование, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным о своением ценностей мировой культуры. Принятие идеи этнокультурного образования означает создание национальной системы обучения и воспитания.
Система работы по приобщению детей к традиционным ценностям в процессе речевого развития требует организации особых условий, создание обстановки средствами яркой образности и наглядности, обеспечивающей детям особый комплекс ощущений и переживаний. Очень важно и активное со- творчество взрослого и детей. Известно, что успех обучения зависит от поддержки и развития родного языка, которую оказывает семья, от организации обучения (все ли необходимые виды речевой деятельности включены в образовательный процесс), от качества и объема доступа к каждому из языков. Крупнейший языковед, философ, психолог А.А. Потебня выдвигает взгляд на язык «как на живую, непрерывную деятельность, в процессе которой происходит постоянное обновление языка». Также он подчеркивает, что «язык есть орган, образующий мысль» [2. С. 24; 25]. Большой интерес представляет полученные в психологии /Рибо, Р. Мейли/ вывод о том, что для развития творческих способностей необходимо совершенствовать как логическое, так и образное мышление. Известно, что все способности развиваются в
234
деятельности. Отслеживание результатов проводилось с помощью разных методик: выполнение контрольных работ, выставка самостоятельных творческих работ (темы, направление выбирают сами учащиеся), рисунков, портфолио, педагогический прием «бином фантазии» Д. Рода-ри, тесты на выявление уровня коммуникабельности, общего кругозора; уточняющие беседы с учениками, учителями и родителями. Мы остановимся на результатах исследования этнической идентичности учащихся кочевых школ в арктических улусах (Средне-Колымского, Оймяконского, Верхоянского, Томпонского, Усть-Янского, Алданского). Использовался педагогический прием «бином фантазии» Д. Родари, целью которой было выяснить, как учащиеся на основании символа объясняют знания о национальных традициях. Даны были слова «дерево» и «символ», задание: используя эти слова написать сочинение. В сочинении учащиеся, употребляя данные слова, раскрывают смысл национальных традиций северных народов. Приведем отрывки из сочинений учащихся: «Мои родители рассказывали, что дерево, а именно лиственница, является священным деревом, так как она является символом продолжения рода, корень обозначает наших предков, ствол с ветвями новое поколение рода»; «Я в символе дерева с ветвями вижу рога своего любимого оленя, могу увидеть рога вожака оленьего стада»; «Символ лиственницы для меня означает мудрость, так как мудрость приходит со временем, молодые ветви со светлыми листьями означают молодость, беззаботность, легкость, зеленые листья, шелестящие на ветру, нежно переигры-ваясь друг с другом, играясь с солнышком, излу-
Литература:
1. Данилюк АЛ. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М. : Просвещение, 2011.
2. Потебня АЛ. Мысль и язык. Изд. 3. Харьков, 1913. С. 24; 25
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «Об образовании в Российской среде-рации». М. : Изд-во «Омега-Л», 2013. 134 с.
4. Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка / Т.Г. Стефаненко, Е.Г. Белинская. М. : МСИ, 2013. 208 с.
5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М. : Норма, 2013. 329 с.
чают саму жизнь»; «У нас священным деревом считается лиственница. Символ дерева я ассоциирую с тем, что лиственница широко использовалась в быту у наших предков, она использовалась как источник тепла, как каркас жилища, ветками лиственницы застилали жилище, которая защищала их от холода земли. Наши предки считали, что дерево означает продолжение рода». «Когда мы с мамой составляли карту нашей родословной, я увидел, что наша родословная похожа на дерево - лиственницу - и я понял, почему символ дерева обозначает продолжение рода».
Таким образом, актуальной проблемой является разработка такой образовательной концепции, которая обеспечила бы преемственность уникальной «философии» образования, этнокультурных традиций кочевых народов, базирующейся на особой субкультуре данного сообщества, и в то же время в максимально возможной степени могла бы соответствовать требованиям сегодняшнего дня. Из анализа практики мы приходим к утверждению, что основой образовательной концепцикй должно явиться обучение и воспитание творческой личности, готовой к преобразованию окружающего мира, при одновременном углублении культурно-языкового сознания как основы сохранения и развития национальнокультурной принадлежности (идентификации). Воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.
Literature:
1. Danilyuk A.Ya. Concept of spiritual and moral development and education of the identity of the citizen Rossii / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. M. : Education, 2011.
2. Potebnya A.A. Mysl and language. Izd. 3. Kharkov, 1913. C. 24; 25
3. Russian Federation. Laws. The federal law «About education in the Russian Federation». M. : Publishing house of «Omega-L», 2013. 134 pages.
4. Stefanenko T.G. Etnicheskaya socialization of the teenager / T.G. Stefanenko, E.G. Belinskaya. M. : MSI, 2013. 208 pages.
5. Stefanenko T.G. Etnopsikhologiya. M. : Norm, 2013. 329 pages.
235