Научная статья на тему 'Формирование этнической идентичности: теоретический аспект'

Формирование этнической идентичности: теоретический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1928
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНОС / ПОЛИЭТНИЧЕСКАЯ СРЕДА / САМОСОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гогицаева О.У.

в процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. К настоящему времени учеными проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности. В процессе социализации ребенок подвергается влиянию взрослых, принадлежащих к чужой культуре, то есть включается в процесс аккультурации. В связи с этим встает одна из проблем воспитания проблема исторической памяти. Ее носители люди старшего поколения, а в ее формировании велика значимость межпоколенных связей. Утрата этого феномена неизбежно приводит к пробелам в воспитании, прежде всего, воспитании нравственном. Противостоять ему можно путем возрождения этнокультурных традиций, их активным использованием в практике учебно-воспитательной работы вуза и школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование этнической идентичности: теоретический аспект»

раз и является компьютерная игра, при использовании которой задействуются все виды анализаторов.

Подготовка студентов к использованию ИКТ в коррекционной педагогической работе предполагает использование проблемного обучения. Проблемное обучение - это такая дидактическая модель, при которой преподаватель организует относительно самостоятельную поисковую деятельность, в ходе которой студенты усваивают новые знания и умения, развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формирующую творческие умения [2]. Характер преподавания и учения по сравнению с традиционным сообщающим обучением резко меняется: студенты проводят мини-исследования или проектные работы. Это вызывает интерес к новому знанию, создает психологическую основу для самостоятельной творческой деятельности. Одной из разновидностей такой деятельности является разработка студентами специальных логопедических компьютерных программ и методических рекомендаций к ним. Включение студентов в такого рода работы будет обеспечивать не только расширение его представлений о современных особенностях образовательной деятельности, но и обогащать его личный опыт по использованию новых информационных технологий в целях коррекции речевых нарушений и общего развития детей.

Литература

1. Белобородова Е.В., Любимова М.М. К вопросу о применении новых информационных технологий при обучении детей с нарушениями речи // Социальная защита детства. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. - М., 2001. Вып. 6.

2. Парахонский А.П. Подготовка специалистов в высших учебных заведениях в условиях модернизации образования // Новые технологии в образовании: Матер. VIII Международной научно-практической конф. - М.: Спутник, 2011.

О. У. Гогицаева

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

THE FORMATION OF ETHNIC IDENTITY: THEORETICAL ASPECT ENGLISH

Аннотация: в процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. К настоящему времени учеными проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности. В процессе социализации ребенок подвергается влиянию взрослых, принадлежащих к чужой культуре, то есть включается в процесс аккультурации. В связи с этим встает одна из проблем воспитания - проблема исторической памяти. Ее носители - люди старшего поколения, а в ее формировании велика значимость межпоколенных связей. Утрата этого феномена неизбежно приводит к пробелам в воспитании, прежде всего, воспитании нравственном. Противостоять ему можно путем возрождения этнокультурных традиций, их активным использованием в практике учебно-воспитательной работы вуза и школы.

© О.У. Гогицаева, 2012

Ключевые слова: этническая идентичность, этнос, полиэтническая среда, самосознание, нравственное воспитание.

Abstract: in the process of its formation, ethnic identity is a series of stages, corresponding to the stages of mental development of the child. To date, scientists conducted a large number of studies, in which are specified age limits stages of the development of ethnic identity. In the process of socialization of the child is subjected to the influence of adults, belonging to a foreign culture, that is included in the process of acculturation. In this connection, there is one of the educational problems - the problem of historical memory. The media - people of the older generation, and in the creation of the great importance of the links between generations. The loss of this phenomenon inevitably leads to gaps in education, first of all, the education of the moral. To resist it is possible by a revival of ethno-cultural traditions, their active use in the practice of teaching and educational work of the University and schools.

Keywords: ethnic identity, ethnic group, polyethnic environment, self-consciousness, moral education.

Проблематика этнической идентичности имеет довольно длительную историю изучения. Этническая идентичность - это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства [1]. Эмоции и чувства являются важнейшими критериями межэтнического сравнения, они опираются на глубокие эмоциональные связи с этнической общностью и моральные обязательства по отношению к ней, формирующиеся в процессе социализации индивида [5]. Аффективный компонент этнической идентичности, отражающий отношение к собственной этнической общности, проявляется в удовлетворенности членством в этнической общности, желании принадлежать ей, гордости за достижения своего народа. Наличие негативного отношения к своей этнической общности включает отрицание собственной этнической идентичности, чувство униженности, предпочтение других групп в качестве референтных [6].

Поведенческий компонент этнической идентичности определяет деятельностные характеристики представителя этноса и тип его реакции на окружающий мир. Такие деятельностно-поведенческие характеристики отражают специфический для конкретного этноса склад психики и проявляются в определенных нормах поведения. Проявления себя членом определенной этнической группы обостряются в условиях «построения системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» [2].

Таким образом, этническая идентичность - это результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем этноса, определенная степень отождествления себя с ним и обособления от других этносов [6]. В настоящее время все большее внимание исследователей (Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева) привлекает идея о том, что этническая идентичность содержит в себе, помимо поверхностного осознаваемого, более глубокий неосознаваемый слой. Этническая идентичность - не статичное, а динамичное образование. На формирование этнической идентичности оказывает влияние социальный контекст; так, этническая идентичность более четко осознается в условиях полиэтнической среды, в группе этнического меньшинства. Кризис в обществе может привести к трансформации этнической идентичности. Во-первых, она может размываться, что выражается в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности. Во-вторых, возможен отход от собственной этнической группы (ложная идентичность) и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию. В-третьих, этническая идентичность может гиперболизироваться и в контексте межэтнических отношений принимать дискриминационные формы. Под трансформацией имеются в виду

изменения относительно «позитивной этнической идентичности». Позитивная этническая идентичность характерна для большинства людей и представляет такой баланс толерантности по отношению к собственной и другим этническим группам, который позволяет рассматривать ее как условие самостоятельного стабильного существования этнической группы, как условие мирного межкультурного взаимодействия в полиэтническом мире [4].

В процессе своего становления этническая идентичность проходит ряд этапов, соотносимых с этапами психического развития ребенка. Одним из первых концепцию развития у ребенка осознания принадлежности к национальной группе предложил Ж. Пиаже, который проанализировал (как две стороны одного процесса) формирование понятия «Родина» и одновременно в нем развивающихся образов «других стран» и «иностранцев». Развитие этнической идентичности ученый рассматривает прежде всего как создание когнитивных моделей, ответом на которые являются этнические чувства. Пиаже выделяет три этапа в развитии этнических характеристик: 1) в 6-7 лет ребенок приобретает первые - фрагментарные и несистематичные - знания о своей этнической принадлежности. В этом возрасте наиболее значимыми для него являются семья и непосредственное социальное окружение, а не страна и этническая группа; 2) в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации - национальность родителей, место проживания, родной язык. Формируются национальные чувства; 3) в младшем подростковом возрасте (1011 лет) этническая идентичность формируется в полном объеме, в качестве особенностей разных народов ребенок отмечает уникальность истории, специфику традиционной бытовой культуры [6].

К настоящему времени учеными проведено большое количество исследований, в которых уточняются и конкретизируются возрастные границы этапов развития этнической идентичности. Первые «проблески» диффузной идентификации с этнической группой большинство авторов обнаруживает у детей 3-4 лет, есть даже данные о первичном восприятии ярких внешних различий - цвета кожи, волос - детьми до трех лет. Но практически все психологи согласны с Ж. Пиаже в том, что «реализованной» этнической идентичности ребенок достигает в возрасте 10-11 лет, когда рефлексия имеет для человека первостепенное значение [7]. На последовательных этапах развития этнической идентичности формируется как этническая осведомленность, включающая в себя знания о своей и чужой группах, так и этническое самоназвание. Этническая осведомленность возрастает с опытом, получением новой информации и развитием когнитивных способностей. Первоначально она основывается на очевидных показателях - цвете кожи, внешности, языке, элементах материальной культуры, обычаях. Постепенно повышается способность ребенка воспринимать, описывать, интерпретировать этнические признаки. Он включает в их комплекс все новые элементы - общность предков, общность исторической судьбы, религию.

Наличие этнического самосознания у ребенка не иллюзорно, а вполне реально. При этом этническое сознание не является врожденным: оно формируется вместе с личностью человека, в процессе выработки основных социальных ориентаций под влиянием ряда факторов. К числу таких факторов В.И. Козлов относит прежде всего конкретную этническую среду, в которой вырастает человек, а также бытующие этнокультурные традиции и фактическую этносоциальную ситуацию; немаловажную роль играют национально-ориентированные средства массовой информации [3]. Этническое сознание существует не изолированно, а наряду с другими видами группового сознания, подвергается их воздействию и воздействует на них, создавая сложную картину социальной ориентации людей.

Рассмотрение проблем социализации - предмет этнопсихологического изучения детства. Э. Эриксон даже выделяет этнографию детства в качестве самостоятельной

субдисциплины, имеющей свои теории и методы исследования [8]. Современные сравнительно-культурные исследования социализации детей охватывают широкий круг тематики, которые условно можно разделить на четыре группы: 1) изучение процесса социализации, ее средств, методов и специфических способов освоения детьми культуры своего народа; 2) исследование взаимосвязи между воспитанием детей и другими аспектами жизнедеятельности общества. Особое внимание уделяется социальным институтам, определяющим цели и средства воспитания и контролирующим его результаты; 3) сравнение обусловленных культурой непосредственных результатов социализации. В этом случае исследователей интересует, чем отличаются дети, выросшие в разных социокультурных средах, каковы их ценности, идеалы, стереотипы поведения; 4) изучение отдаленных результатов социализации, то есть присущей культуре взаимосвязи между методами воспитания ребенка и характером взрослого человека.

Все изучаемые проблемы связаны с вхождением ребенка в культуру своего народа - инкультурацией. Одним из этапов инкультурации, обеспечивающим нормальное функционирование и развитие культуры, является детство, когда происходит усвоение языка, норм и ценностей культуры. В настоящее время в этнопсихологии стало широко использоваться понятие культурной трансмиссии, включающей процессы инкультурации и социализации и представляющей собой механизм, с помощью которого этническая группа «передает себя по наследству» своим новым членам, прежде всего детям. Используя культурную трансмиссию, группа может увековечить свои особенности в последующих поколениях с помощью основных механизмов научения. Обычно выделяются три вида трансмиссии: 1) вертикальная трансмиссия, в процессе которой культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям; 2) горизонтальная трансмиссия, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками; 3) непрямая трансмиссия, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации, а также на практике - у окружающих его, помимо родителей, взрослых (родственников, старших членов общины, соседей). В полиэтнической среде ребенок подвергается также влиянию взрослых, принадлежащих к чужой культуре, то есть включается в процесс аккультурации.

В эмпирических исследованиях отечественных социальных педагогов и психологов зафиксирована тенденция к росту влияния сверстников на процесс формирования ценностно-нормативных ориентаций подростков и к одновременному снижению влияния семьи. В связи с этим встает еще одна из проблем воспитания -проблема исторической памяти. Ее носители - люди старшего поколения, а в ее формировании велика значимость межпоколенных связей. Утрата этого феномена неизбежно приводит к пробелам в воспитании, прежде всего, воспитании нравственном. Противостоять ему можно путем возрождения этнокультурных традиций, их активным использованием в практике учебно-воспитательной работы вуза и школы.

Литература

1. Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «Этническая идентичность»//Этнографическое обозрение. 1996. № 3. С.13-23.

2. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика//Советская этнография. 1991. № 1. С.13-19.

3. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 2003

4. Крюкова И.В. Педагогические аспекты формирования нравственно-эстетической культуры студентов в условиях межнациональных отношений. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2003. 22 с.

5. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 2000

6. Стефаненко Т.П. Этнопсихология. М., 2004

7. Цаллагова З.Б. Этнопедагогическая афористика. М., 1997. С.20, 37-41, 59.

8. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1996. С.41.

В.И. Горовая Н. Ф. Петрова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА И ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

EDUCATIONAL PRACTICES AND THE FORMATION OF STUDENTS

READY TO RESEARCH

Аннотация: в статье рассмотрены некоторые аспекты организации и содержания педагогической практики студентов вуза как специфической формы обучения и становления студента в качестве профессионала.

Ключевые слова: педагогическая практика, исследовательская деятельность, творческая активность.

Abstract: the article discusses some aspects of the organization and content of practice teaching high school students as a specific form of training and formation of the student as a professional.

Keywords: educational practice, research, creative activity.

Педагогическая практика - один из основных этапов профессионального становления будущего педагога. Ее специфика состоит в том, что по сравнению с учебно-познавательной деятельностью студент в условиях практики погружается в самостоятельную педагогическую деятельность, осваивая многообразные профессиональные функции (гностическую, конструктивную, коммуникативную, организационную и др.). Следовательно, педагогическая практика может рассматриваться как деятельностная система, способствующая появлению у будущего педагога новых профессиональных качеств.

Рассматривая педагогическую практику как деятельностную систему, в ней можно выделить несколько компонентов. Первый из них включает цель и задачи, которые обычно формулируются в терминах практической профессиональной подготовки студентов к педагогической деятельности. Как правило, речь идет о сформированности обобщенных педагогических умений по преподаваемой дисциплине. Уровни сформированности педагогических умений изучались многими исследователями (Н.М. Борисенко, М.Г. Гарунов, В.И. Горовая, А.Ю. Козырева и др.). Из них наибольший интерес представляют уровни, описанные Н.В. Кузьминой [1]. Автор положила в основу две составляющие: то, что умеет педагог, и то, что получается в результате его деятельности.

Самый низкий уровень (репродуктивный) присущ педагогу, который, приобретая опыт, научился рассказывать то, что знает сам. Более высокий уровень (адаптивный) свойственен педагогу, который умеет перестроить, переориентировать свое объяснение «на ходу» в соответствии с уровнем подготовленности обучающихся. Однако последние для него - лишь объект педагогического воздействия. Средний уровень (локально-моделирующий знания, умения и навыки обучающихся) предполагает умения планировать учебные занятия, выбирать оптимальные методы и средства обучения. В то же время и такой уровень умений не всегда обеспечивает

© В.И. Горовая, Н.Ф. Петрова, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.