Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младший школьный возраст / начальная школа / формирование творческой деятельности / социокультурная среда / primary school age / primary school / formation of creative activity / socio-cultural environment.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Э.А. Рамазанова

В статье исследуются различные аспекты процесса формирования эстетической культуры учащихся начальных классов в условиях современной социокультурной среды. В первой её части рассматривается роль и место отечественного образования на современном этапе его развития в формировании эстетической картины мира личности. Рассматривается структура эстетической культуры школьников. Далее изучается содержание понятий «среда», «развивающая среда» и «социокультурная среда», доказывается то немалое значение, которую последняя играет в формировании эстетической культуры у учащихся начальных классов. В третьей части настоящей работы исследуется структура социокультурной среды современных школьников и делается вывод о первостепенном значении среды конкретной образовательной организации в развитии младших школьников в данном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE AESTHETIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN A SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT

The article examines various aspects of primary school students in the aesthetic culture forming process in the modern socio-cultural environment. The first part deals up with the modern national education role in the individual aesthetic picture of the world formation. The structure of schoolchildren aesthetic culture is considered. The paper studies the content of such concepts as “environment”, “developing environment” and “socio-cultural environment”. The considerable importance that this latter plays in the formation of aesthetic culture among primary school students is proved. The third part examines the socio-cultural environment of modern schoolchildren structure and concludes that the environment of a particular educational organization is of paramount importance in this aspect of the development of younger schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ»

References

1. Grigor'ev S.G. Informatizaciya obrazovaniya. Fundamental'nyeosnovy. uchebnik dlya studentov pedvuzov i slushatelej sistemy povysheniya kvalifikacii pedagogov. Tomsk, 2008.

2. Zaslavskaya O.Yu. Novye vozmozhnosti informatizacii obrazovaniya - «INTERNET VESchEJ». VestnikRUDN. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya. 2017; T. 14, № 2: 140 - 147.

3. Svetlov A.V. Osobennosti metodiki prepodavanii kursa «bazy dannyh» dlya napravleniya podgotovki bakalavriata «Prikladnaya informatika». Vestnik VolGU. Seriya 6. 2011 -2012; Vypusk 13: 74 - 79.

4. Fedotova D.'E., Semenov Yu.D., Chizhik K.N. CASE-tehnologii: Praktikum. Moskva: Goryachaya Liniya-Telekom, 2015.

5. Gamidov L.Sh., Martazanov H.M., Alieva R.R. Organizaciya proektnoj deyatel'nosti so studentami. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 329 - 331.

6. Gorbunova N.V., Fominyh N.Yu. Tendencii razvitiya komp'yuterno orientirovannoj sredy inoyazychnoj professional'noj podgotovki buduschih specialistov v oblasti informatiki i vychislitel'noj tehniki. Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; № 6 (67): 117 - 122.

Статья поступила в редакцию 08.11.20

УДК 371

Ramazanova E.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Primary Schools, Dagestan State Teachers' University

(Makhachkala, Russia), E-mail: kazanbieva1964@mail.ru

FORMATION OF THE AESTHETIC CULTURE OF SCHOOLCHILDREN IN A SOCIOCULTURAL ENVIRONMENT. The article examines various aspects of primary school students in the aesthetic culture forming process in the modern socio-cultural environment. The first part deals up with the modern national education role in the individual aesthetic picture of the world formation. The structure of schoolchildren aesthetic culture is considered. The paper studies the content of such concepts as "environment", "developing environment" and "socio-cultural environment". The considerable importance that this latter plays in the formation of aesthetic culture among primary school students is proved. The third part examines the socio-cultural environment of modern schoolchildren structure and concludes that the environment of a particular educational organization is of paramount importance in this aspect of the development of younger schoolchildren.

Key words: primary school age, primary school, formation of creative activity, socio-cultural environment.

Э.А. Рамазанова, канд. пед. наук, доц., декан факультета начальных классов ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический

университет», г. Махачкала, E-mail: kazanbieva1964@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

В статье исследуются различные аспекты процесса формирования эстетической культуры учащихся начальных классов в условиях современной социокультурной среды. В первой её части рассматривается роль и место отечественного образования на современном этапе его развития в формировании эстетической картины мира личности. Рассматривается структура эстетической культуры школьников. Далее изучается содержание понятий «среда», «развивающая среда» и «социокультурная среда», доказывается то немалое значение, которую последняя играет в формировании эстетической культуры у учащихся начальных классов. В третьей части настоящей работы исследуется структура социокультурной среды современных школьников и делается вывод о первостепенном значении среды конкретной образовательной организации в развитии младших школьников в данном аспекте.

Ключевые слова: младший школьный возраст, начальная школа, формирование творческой деятельности, социокультурная среда.

Образование, как известно, играет первостепенную роль в формировании эстетической картины мира индивида. Современной системе образования свойственна ориентация на формирование культурной личности, человека культуры. Главной отличительной чертой последнего является способность к постижению всего многообразия окружающей действительности и осознание её не только в том виде, в каком она существует в действительности, но и такой, какой она может быть в рамках тех или иных человеческих представлений и образов. Вышеизложенное способствует актуализации задачи формирования эстетической культуры, являющейся немаловажным элементом целостной культуры личности [1 -12]. Сформированность эстетической культуры школьника подразумевает определённую степень эстетического развития у него чувств, сознания и определённых форм поведения (табл. 1).

В современных условиях всё большую актуальность для разработки практических педагогических систем приобретают следующие понятия:

• «среда»;

• «развивающая среда» [6, с. 311].

В свою очередь, в число необходимых элементов структуры социокультурной среды входят:

• культура;

• временная организация жизни;

• пространство деятельности;

• система отношений [10, с. 24 - 25].

Таким образом, понятие «социокультурная среда» может быть определено как многомерное, иерархически построенное системное образование, включающее систему отношений, существующих между людьми и общественными институтами, физический мир, традиции, культуру, обычаи, а также условия непосредственной жизнедеятельности. Учёт её влияния на развитие личности школьника - непременное условие осуществления профессиональной деятельности современным педагогом. В целях обеспечения эффективного развития личности учащегося социокультурная среда должна обладать рядом важных характеристик:

• связь, взаимодействие, непротиворечивость различных дополняющих и взаимокомпенсирующих пространств, в которых протекает жизнь учащегося;

Таблица 1

Составляющие эстетической культуры школьника

Составляющие эстетической культуры Краткая характеристика

Художественная грамотность Правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни

Наличие эстетического идеала Способность на основе идеала верно оценивать произведения искусства, наличие идейно-эмоционального отклика на них

Причастность к художественному творчеству Практическое участие в создании прекрасного в искусстве, жизни и поведении

Способность воспринимать произведения искусства в контексте времени их создания Овладение культурным наследием прошлого, критическое отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства

Эмоционально-чувственная отзывчивость Способность воспринимать прекрасное и безобразное, героическое и пошлое, низменное и возвышенное, трагическое и комическое в жизни, искусстве, быту и природе, способность управлять своими чувствами

Определённая степень развития творческих способностей Интерес и стремление к эстетическому освоению мира [1, с. 144]

• достаточное разнообразие различных элементов среды, побуждающих делать выбор и дающих школьнику возможность найти собственную социокультурную нишу;

• направленность на общекультурные нормы и ценности, которые школьник должен воспринимать в качестве необходимых условий для осуществления собственной жизни и деятельности;

• побудительный характер регламентации жизни;

• «творимость» школьником собственной среды обитания как условие его самореализации, воплощения себя в окружающей действительности;

• осмысленность всех видов деятельности, в которые включается учащийся [6, с. 313].

Социокультурная среда представляет собой систему из трёх составляющих (табл. 2).

Таблица 2

Структура социокультурной среды

Социокультурная среда оказывает на младшего школьника влияние как совокупность социальных и природных условий. На современном этапе разработки соответствующей проблематики можно говорить как о позитивном, так и о негативном воздействии среды на человеческую личность [4; 6; 8; 10; 11]. Она может формировать и деформировать человека, обогащать его и опустошать.

• образовательные среды детских объединений [7, с. 151].

Каждая из перечисленных выше микросред может иметь свои образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В частности, в рамках настоящего исследования в качестве определяющего условия формирования основ эстетической культуры младшего школьника выступает развивающая музыкальная среда.

Процесс социального развития младшего школьника тесно связан с основными этапами его творческого роста в рамках культурно-досуговой деятельности. Оптимальное совершенствование творческих способностей фиксируется в наиболее благоприятной для него среде. Последняя предполагает наличие трех обязательных элементов (табл. 3).

Таблица 3

Элементы среды, необходимые для эффективного совершенствования творческих способностей младших школьников

Социальная среда Творческая общность (студия, клуб, группа)

Субъекты социотворческого процесса

Объективные условия для осуществления творчества

В пространстве социокультурной среды фиксируется наличие множества инициативно-творческих образований [3, с. 168]. В свою очередь, в рамках последних существенную роль играют субкультуры. Они непрерывно взаимодействуют с макросредой и создают самостоятельную канву для интеграции в неё. Благодаря этому происходит активизация творческого потенциала отдельных индивидов. Субкультуре присущ ряд свойств, обеспечивающих развитие младших школьников. Ей свойственно:

• «врастание» в мир человеческой культуры;

• направленность на социализацию;

• индивидуализация. Открытие и утверждение своего уникального и неповторимого «Я» [2, с. 97].

Различные отношения, детерминированные социокультурной средой, включают весьма широкий спектр контактов младших школьников с окружающей их социальной действительностью, сферой искусств и природой. Подобная система творческих, познавательных, эстетических и духовно-нравственных отношений оказывает влияние на творческие способности учащихся начальной школы посредством психолого-педагогических механизмов. Последние обеспечивают актуализацию и развитие потенциальных возможностей, эффективность познания и освоения опыта творческой деятельности, творческих черт характера личности, её мотивационно-потребностной сферы (табл. 4).

Таблица 4

Составляющие Характеристика

Мегасреда Окружающий учащегося социальный мир. Определяет как духовно-нравственную, так и социально-психологическую атмосферу эпохи. На данном уровне к факторам, влияющим на формирование личности учащегося начальной школы, могут быть отнесены условия существования и культура всего человечества, культура, хранящая программы деятельности и общения в виде различных знаковых систем

Макросреда Общество той страны, к которой принадлежит индивидуум. Влияние макросреды проявляется посредством общественных условий и культуры, характерных для данного общества. В свою очередь, их воздействие осуществляется через такие факторы, как социальные институты (школа, дошкольные образовательные организации) или СМИ

Микросреда Социальное окружение младшего школьника, представленное тремя основными группами: учебно-трудовым коллективом, семьёй и друзьями. Специфика каждой из них определяется возрастными и культурными различиями [8, с. 56 - 57]

Принципы формирования эстетической культуры школьников

Диалогический характер педагогического взаимодействия Вербализация художественного образа Единство вариативности и целостности эстетического отражения Приоритет чувственного опережения

Предполагает отсутствие категоричных оценок произведения, обмен впечатлениями и мнениями, обсуждение, сопоставление с личным опытом школьников, равенство суждений Представляет собой словесную презентацию ассоциаций, рациональную организацию процесса создания художественно-эстетических суждений школьников с целью проникновения в глубинный контекст музыкального произведения Связано с организацией различных видов художественно-творческой деятельности с целью достижения наиболее полного понимания музыкального произведения во всем многообразии его чувственно воспринимаемых эстетических качеств Подразумевает организацию правильного восприятия художественных произведений [7, с. 150]

Так как младший школьник представляет собой формирующуюся личность, воздействие социокультурной среды является определяющим фактором его развития.

Проектирование образовательных сред осуществляется на следующих уровнях:

• общемировом;

• федеральном;

• региональном;

• конкретных учебных заведений, творческих объединений [7, с. 149].

Ведущее звено в данной цепи - локальная образовательная среда. Эта,

последняя, с одной стороны, является «встроенной» в образовательную среду города, страны и, в конечном итоге, общемировую, а с другой - в локальную образовательную среду «встроен» ряд образовательных микросред. К последним относятся:

• образовательная среда учебного кабинета;

• образовательная среда направлений деятельности;

Резюмируя вышеизложенное отметим, что эстетическая культура личности младшего школьного возраста представляет собой совокупность компонентов эстетической культуры личности, которая присвоена школьником на данный период его развития; это эстетическая ценностная ориентация ребенка, его включенность в деятельность по освоению и преобразованию мира по законам красоты.

К концу обучения в начальной школе она содержит эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетические знания, эстетические действия, и только складываются, формируются эстетические потребности, эстетическое суждение, эстетический вкус, эстетический идеал.

Формирование эстетической культуры личности младшего школьника требует строгого учета возрастных особенностей учащихся, его постоянной и разнообразной эстетической деятельности. Современный учитель должен уметь вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности и активно способствовать формированию эстетической культуры, вкуса, художественно-эстетических потребностей и мотивов.

Библиографический список

1. Байрамбеков M.M. Система обучения дошкольников и младших школьников народному искусству (На материале искусства народов Дагестана). Диссертация ... доктора педагогических наук. Mахачкала, 2001.

2. Васильева PM., Соколова С.Г. Дидактические аспекты художественно-эстетической среды в начальной школе. Вестник ЧГПУимени И.Я. Яковлева. 2018; № 2: 163 - 170.

3. Глузман АВ., Редькина Л.И., Глузман H.A., Горбунова Н.В. Педагогическое образование в республике Крым: опыт системного проектирования. Гуманитарные науки. 2014; № 2 (28): 21 - 26.

4. Глузман AE., Горбунова Н.В. Искусство педагогики. Гуманитарные науки. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

5. Глузман H.A., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Mосква: ИHФPA-M, 2019.

6. Ивлева MA, Иноземцева ВА, Ивлев В.Ю. Роль среды в процессе социализации одаренных детей. Экопсихологические исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020; № 6: 311 - 314.

7. Левит Е.И. Педагогические условия формирования эстетической культуры личности младшего школьника в музыкальном дополнительном образовании. Современные проблемы науки и образования. 2013; № 2: 148 - 152.

8. Mалых Н.В. Особенности развития творческих способностей школьников в совместной работе средней общеобразовательной школы и Детской школы искусств. Образование и воспитание. 2018; № 1 (16): 55 - 58.

9. Понятие «социокультурная среда» и ее влияние на развитие ребенка. Available at: https://infourok.ru/ponyatie-sociokulturnaya-sreda-i-ee-vliyanie-na-razvitie-rebenka-2755741.html

10. Хлызова И.В. Проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи в современной социокультурной среде. Ценности и смыслы. 2020; № 3 (67): 23 - 31.

11. Цахилова Е.Р, Киргуева Ф.Х. Формирование эстетической культуры младших школьников в условиях поликультурной образовательной среды. Международный журнал экономики и образования. 2016; Т. 2, № 2: 101 - 108.

12. Эстетическое воспитание как система. Available at: https://pandia.ru/text/77/464/13847.php

References

1. Bajrambekov M.M. Sistema obucheniya doshkol'nikov i mladshih shkol'nikov narodnomu iskusstvu (Na materiale iskusstva narodov Dagestana). Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Mahachkala, 2001.

2. Vasil'eva R.M., Sokolova S.G. Didakticheskie aspekty hudozhestvenno-'esteticheskoj sredy v nachal'noj shkole. Vestnik ChGPU imeniI.Ya. Yakovleva. 2018; № 2: 163 - 170.

3. Gluzman A.V., Red'kina L.I., Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Pedagogicheskoe obrazovanie v respublike Krym: opyt sistemnogo proektirovaniya. Gumanitarnye nauki. 2014; № 2 (28): 21 - 26.

4. Gluzman A.V., Gorbunova N.V. Iskusstvo pedagogiki. Gumanitarnye nauki. 2016; № 4 (36): 11 - 18.

5. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva: INFRA-M, 2019.

6. Ivleva M.L., Inozemceva V.A., Ivlev V.Yu. Rol' sredy v processe socializacii odarennyh detej. 'Ekopsihologicheskie issledovaniya-6: 'ekologiya detstva ipsihologiya ustojchivogo razvitiya. 2020; № 6: 311 - 314.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Levit E.I. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya 'esteticheskoj kul'tury lichnosti mladshego shkol'nika v muzykal'nom dopolnitel'nom obrazovanii. Sovremennyeproblemynauki i obrazovaniya. 2013; № 2: 148 - 152.

8. Malyh N.V. Osobennosti razvitiya tvorcheskih sposobnostej shkol'nikov v sovmestnoj rabote srednej obscheobrazovatel'noj shkoly i Detskoj shkoly iskusstv. Obrazovanie i vospitanie. 2018; № 1 (16): 55 - 58.

9. Ponyatie «sociokul'turnaya sreda» iee vliyanie na razvitierebenka. Available at: https://infourok.ru/ponyatie-sociokulturnaya-sreda-i-ee-vliyanie-na-razvitie-rebenka-2755741.html

10. Hlyzova I.V. Problemy duhovno-nravstvennogo vospitaniya molodezhi v sovremennoj sociokul'turnoj srede. Cennostiismysly. 2020; № 3 (67): 23 - 31.

11. Cahilova E.R., Kirgueva F.H. Formirovanie 'esteticheskoj kul'tury mladshih shkol'nikov v usloviyah polikul'turnoj obrazovatel'noj sredy. Mezhdunarodnyj zhurnal 'ekonomiki i obrazovaniya. 2016; T. 2, № 2: 101 - 108.

12. 'Esteticheskoe vospitanie kak sistema. Available at: https://pandia.ru/text/77/464/13847.php

Статья поступила в редакцию 03.10.20

УДК 37

Tavberidze D.V., Doctor of Sciences (Philosophy), Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, RUDN (Moscow, Russia), E-mail: sobokad@mail.ru

FORMATION OF LINGUISTIC AND CULTURAL COMPETENCE OF STUDENTS OF HUMANITARIAN SPECIALTIES. In the process of learning any foreign language, texts of a regional character take an important place. After all, regional studies not only promote language acquisition, but also provide the necessary information about the country. The article examines the definition of the concept of "linguistic and regional studies", the subject and place of linguistic and regional studies in the study of a foreign language by students of humanitarian specialties. The features of the process of formation of linguistic and cultural competence are considered and analyzed, the problems of language training of future specialists are investigated, the main ways of solving the above problem are proposed. The analysis of the main components of linguistic and cultural competence is presented, it is determined that the assimilation of background knowledge actualizes the problem of the formation of the linguistic and cultural competence of students of humanitarian specialties.

Key words: competence-based approach, linguistic and cultural studies, linguistic and cultural competence, cultural linguistics, national and cultural semantics, background knowledge.

Д.В. Тавберидзе, канд. филос. наук, Российский университет дружбы народов, г. Москва, E-mail: sobokad@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ГУМАНИТАРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

В процессе изучения любого иностранного языка большое место занимают тексты страноведческого характера. Ведь страноведение не только способствует овладению языком, но и дает необходимые сведения о стране. В статье исследуется определение понятия «лингвострановедение», предмет и место лингвострановедения в изучении иностранного языка студентами гуманитарных специальностей. Рассмотрены и проанализированы особенности процесса формирования лингвострановедческой компетенции, исследуются проблемы языковой подготовки будущих специалистов, предлагаются основные пути решения вышеуказанной проблемы. Представлен анализ основных компонентов лингвострановедческой компетенции, определено, что усвоение фоновых знаний актуализирует проблему формирования лингвострановедческой компетенции студентов гуманитарных специальностей.

Ключевые слова: компетентностный подход, лингвострановедение, лингвострановедческая компетенция, лингвокультурология, национально-культурная семантика, фоновые знания.

В условиях компетентностного подхода в обучении вузы должны стремиться создать благоприятные условия для обучающихся, чтобы пробудить в них самостоятельность и творческий подход при решении учебных задач, а также дать возможность увидеть собственный рост и свои достижения. Таким образом, ком-петентностный подход - это попытка привести в соответствие профессиональное образование, получаемое студентами, и потребности рынка труда, ориентированные не только на компетентного, но и на конкурентоспособного специалиста, который умеет действовать не по аналогии с образцом, а на основе полученных знаний в конкретной ситуации, при решении конкретной жизненной, профессио-

нальной проблемы, что приводит к успешному действию на рабочем месте. Этот подход способствует:

- усилению личностной направленности образования с опорой на потребности обучающихся и их активизации в процессе обучения. Студент из объекта обучения превращается в субъект учебного процесса, способный самостоятельно получать интересующую его информацию;

- решению социально значимых задач путем освоения новых видов и способов деятельности;

- ориентации на личностный рост обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.