Льянова Х.Б.
Соискатель по специальности «Теория и методика обучения и воспитания» Ингушского
государственного университета
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация
В статье исследуются понятие эстетической культуры, ее функции, требования к ее успешному формированию для младших школьников.
Ключевые слова: эстетическая культура, личность младшего школьника Keywords: estetic culture, personality of younger schoolboy
“Чтобы воспитывать человека чувствующим и думающим,его следует воспитывать, прежде всего, эстетически”
Ф. Шиллер.
Эстетическая культура - важнейшая составляющая духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. (1, с. 224).Эстетика - это философская наука о прекрасном в действительности и в искусстве, об особенностях познания и преобразования мира «по законам красоты», об общих закономерностях искусства, художественного творчества и эстетического воспитания человека.. термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisthtsis», что в переводе означает ощущение, чувство. Слово это в качестве названия определенной науки было впервые введено немецким теоретиком искусства Баумгартеном. Его труд «Эстетика» был опубликован в 1750 г. С того времени эстетикой стали обозначать отрасль научных знаний. Но сама эстетика зародилась значительно раньше. Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят в глубь человеческой истории. Уже на заре цивилизаций у человека развилась способность чувствовать красоту окружающих его предметов. Этому свидетельствуют проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений животных. Данные свидетельства наука относит к ориньяко-солютрейскому периоду верхнего палеолита (35-10 тыс. лет назад).
Эстетическое воспитание - это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребёнка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. Начинается оно с первых лет жизни детей.
Эстетическое воспитание - понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настолько многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребёнка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи: систематически развивать эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления детей, их художественно-творческие способности, формировать основы эстетического вкуса.
Эстетическое воспитание - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятия «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.
Важно, чтобы работа воспитателя строилась на научной основе и проводилась по определенной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.
Эстетическое воспитание тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое воспитание действительности предполагает близость к жизни, стремление преобразовать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают процесс человечества во всех сферах жизнедеятельности человека. Значение эстетического развития личности возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической культуры личности, создания для этого благоприятных условий. (1, с.225). Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. В целом эстетической культуре присущи следующие функции:
- информационно-познавательные, реализуемые в знаниях личности;
- ценностно-ориентационная, реализуемая в убеждениях, в направленности эстетических оценок, взглядов и вкусов;
- деятельно-волевая, реализуемая в эстетических способностях, определяющих социально-творческую направленность эстетической культуры;
- коммуникативно-регулятивная, проявляющая в эмоциональной и нормативной саморегуляции поведения и деятельности личности. (1, с. 226).
«Чувство изящного, - писал В.Г. Белинский, - есть услвоие человеческого достоинства... Без него, без этого чувства, нет гения, нет таланта, нет ума, остается один «пошлый смысл», необходимый для домашнего обихода жизни, для мелких расчетов эгоизма. Кто не полюбил стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе - сказку, годную для занятия от скуки, - тот не человек. Эстетическое чувство есть основа доброты, основа нравственности». (5, с.363).
Отличительной чертой современного школьного образования является направленность его содержательно-целевых аспектов в сторону гуманизации, которая означает глубокие качественные преобразования в стратегии и тактике обучения с учётом прежде всего личностного фактора. Основное внимание сосредоточено на создании благоприятной обстановки для каждого ребёнка, его воспитании как свободной, целостной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределению в мире культуры. В создавшихся условиях актуальным становится формирование у школьника эстетической культуры, обеспечивающей ценностное отношение к окружающему миру, эмоционально-образное постижение реальности, развитие способности воспринимать красоту во всём её многообразии и создавать прекрасное в окружающей действительности.
Эстетическое отношение к миру формируется у человека на протяжении всей жизни. Вместе с тем не все возрастные периоды равноценны с точки зрения эстетического
развития. Классики педагогики А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, анализируя данную проблему, придавали важное значение младшему школьному возрасту. Сензитивность указанного периода установлена в работах В.В. Давыдова, А.А. Люблинской, B.C. Мухиной, А.Ж. Овчинниковой, Д.Б. Эльконина.
В то же время, психологические и педагогические исследования показывают, что некоторым детям свойственно пессимистическое восприятие жизни, полное отсутствие эстетического вкуса, потребительская психология и, более того, эгоизм, эмоциональная напряжённость, агрессивность. В этой связи проблема исследования процесса формирования эстетической культуры личности младшего школьника становится особенно важной.
Что же будет способствовать успешному формированию эстетической культуры? Основные требования:
- определение компонентов эстетической культуры личности (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности) становится основой для выявления педагогических средств их развития;
- в процессе развития компонентов эстетической культуры личности младшего школьника учитываются особенности возраста, которые заключаются в преобладании наглядно-образного мышления, высокой эмоциональной восприимчивости, гибкости воображения, предрасположенности к творчеству;
- выбор содержания, методов, средств обучения младших школьников базируется на интеграции различных видов художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, речевой, театрализованной), которые являются факторами формирования у детей способности чувствовать и воспринимать эстетические ценности.
Главная задача, стоящая перед начальной школой, - это задача разностороннего развития ребенка, раннее выявление и развитие его творческих способностей.
Эстетическое обучение пронизывает всю организацию жизнедеятельности ребенка в школе. Радостная, доброжелательная атмосфера обучения, наполненная постоянным открытием для себя окружающего мира, дает возможность воспитывать личность, испытывающую интерес и потребность к получению знаний. Художественной литературе принадлежит огромная роль в формировании духовного мира школьника. Она открывает юному читателю мир прекрасного, развивает его эстетические чувства.
Школа основывает свою работу на единой системе эстетического воспитания и ставит перед собой следующие задачи:
- вырабатывать у детей потребность в приобретении знаний;
- вовлекать учащихся в художественно - творческую деятельность и приобщать их к эстетической культуре;
- развивать вкус, творческие особенности детей;
- формировать духовные качества, высокие эстетические чувства.
Для осуществления этих задач использую следующие пути.
1. Постоянная связь с жизнью, широкие межпредметные связи.
2. Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки.
3. Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне.
4. Обобщение знаний через внеклассную работу.
Изучая постановку эстетического воспитания в начальных классах, большинство исследователей отмечают недостаточный уровень эстетической развитости и воспитанности младших школьников. Одна из причин этого явления кроется в малоэффективной работе педагогов, в низком уровне их эстетической культуры.
В современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В
этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры. Становление эстетической культуры личности младшего школьника обусловлено наличием её основных структурных компонентов (эстетического восприятия, эстетического чувства, эстетической оценки, эстетического вкуса, эстетической потребности, эстетической деятельности), в развитии которых задействованы как внутренние механизмы, обусловленные особенностями личности младшего школьника, так и внешние, активизируемые социокультурной средой.
Литература
1. Эстетика. Под. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 1998. - 240 с.
2. Харламов И.Д. Педагогика. - М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2000. - Кн.2.: Процесс воспитания. - 256 с.: ил.
3. Педагогика. Под. ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988. 479 с.
4. Щиряков Н.Н. Эстетическое воспитание учащихся. Минск.1970.
5. Баранов С.П. и др. Педагогика. - М.: Просвещение, 1987. - 368 с.
6. Подласый И.П. Педагогика. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - Кн.1. Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.: ил.
7. Хорунжая И.О. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников в художественно-образовательной среде // Человек и образование. - 2008.
8.Эстетическое воспитание в начальной школе: Разработки внеклассных мероприятий. -М.: Учитель, 20