УДК 378
Романова Анна Александровна
Romanova Anna Aleksandrovna
преподаватель кафедры архитектуры Кубанского государственного университета
Lecturer, Architecture Department, Kuban State University
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ СРЕДСТВАМИ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
AESTHETIC DEVELOPMENT
OF HIGHER SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF ARCHITECTURAL DESIGN
Аннотация:
Summary:
В статье рассматриваются возможности формирования эстетического вкуса у обучающихся в высших учебных заведениях средствами архитектурного проектирования. Приводятся факторы, влияющие на изменение и стремительное развитие архитектуры. Предлагается модель эстетического воспитания будущих специалистов, отвечающая современным тенденциям в архитектуре.
The article deals with the resources of architectural design in the development of aesthetic sense of higher school students. The factors affecting the change and the rapid development of architecture are reviewed. The author suggests a model of aesthetic education of future professionals complying with the modern trends in architecture.
Ключевые слова:
эстетический вкус, архитектурное проектирование, формирование вкуса, педагог, студент.
Keywords:
aesthetic sense, architectural design, aesthetic development, teacher, student.
Проблема исследования эстетического воспитания всегда была и остается актуальной в контексте формирования духовной личности [1]. Эту проблему рассматривали классики отечественной философии: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и др.; представители современной русской философии: Ш.М. Герман, Б.Т. Лихачев, И.А. Масеев, И.Л. Маца, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Л.Н. Столович, В.А. Стоюнин и др.; зарубежные философы и просветители: Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци и др.; эстетики: Г.З. Апресян, А.И. Борев, Ю.Б. Буров, Б.В. Сафронов, В.К. Скатерщиков, Ш.М. Герман и др.; психологи: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, А.А. Мелик-Па-шаев, С.Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон и др.; классики отечественной педагоги: Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский; современные педагоги: Ш.А. Амонашвили, Н.А. Дмитриева, Б.М. Неменский, С.Х. Раппопорт, Е.В. Квятковский и др.
Проблема эстетического воспитания является актуальной и в сфере архитектуры. Сегодня архитектор находится в сложных для проектирования условиях. Архитектура изменяется быстрыми темпами. Раньше стили складывались веками, сейчас - развиваются стремительно, сменяют друг друга и затухают. В ХХ в. сменилось более 20 различных направлений в архитектуре: модерн, неоклассицизм, ретростпективизм, неорусский стиль, органическая архитектура, северный модерн, футуризм, экспрессионизм, модернизм, конструктивизм, средиземноморский стиль, ар-деко, стримлайн, сталинский ампир, брутализм, постмодеернизм, структурализм, метаболизм, хай-тек, деконструктивизм, бионическая архитектура, дегитальная архитектура и др.
Быстрому развитию архитектуры способствуют следующие факторы: развитие технологий проектирования, появление новых материалов, информационная доступность, глобализация и т. д. В таких условиях здания порой начинают стилистически устаревать еще до момента их ввода в эксплуатацию; на улицах появляется огромное количество китча и неуместной архитектуры. А ведь архитектор формирует пространство для жизни людей не одного поколения. Это пространство должно быть красивым, качественным и удобным. Древнеримский архитектор Витру-вий утверждал, что архитектура базируется на трех основах - пользе, прочности и красоте.
Красота - одна из важнейших составляющих архитектуры. Именно поэтому очень важно формирование эстетического вкуса у студентов-архитекторов. Курс архитектурного проектирования длится в течение всего срока обучения студентов. За это время студенты проектируют различные архитектурные объекты: начиная с простых и постепенно переходя к более сложным. Одной из важнейших задач при выполнении работы является эстетическая привлекательность проектируемого объекта. Студент постепенно развивает в себе чувство пропорций, чувство меры, чувство масштабности, чувство композиции. На первом курсе студенты еще не проектируют собственные объекты, основной целью для них является совершенствование практических
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
навыков черчения. Но курсовая работа включает в себя создание общей композиции планов, фасадов, разрезов и т. д. На первоначальной стадии студент сталкивается с пропорционирова-нием элементов композиции, композицией и гармоничностью листа в целом. Красота композиции и аккуратность работы - залог успешности курсовой работы.
На втором курсе студент впервые сталкивается с самостоятельным проектированием небольших архитектурных объектов, таких как памятник, навес, павильон и индивидуальный жилой дом. Все эти объекты предполагают творческий подход к проектированию. На итоговой сдаче курсового проекта помимо гармоничного решения листа необходимо представить красивый архитектурный объект. На первом этапе проектирования кроме выполнения практической работы на занятиях каждому студенту необходимо проводить большую самостоятельную работу по ознакомлению с аналогичными существующими объектами. Такое исследование дает возможность понять, что именно привлекает отдельного студента, какая архитектура ему ближе. У всех студентов на данном этапе существуют уже сложившиеся вкусы и предпочтения относительно музыки, литературы и т. д. Но предпочтения относительно архитектуры пока только начинают формироваться. Кому-то нравится «текучая», нелинейная архитектура, а другим, наоборот, строгая, прямолинейная. На втором курсе в процессе работы с аналогами можно увидеть много архитектурного китча в предпочтениях будущих архитекторов. Основной задачей преподавателя является выявление предпочтений и культивирование эстетического вкуса студентов. Преподавателю необходимо тактично объяснять нюансы качественной архитектуры, сравнивая их с отрицательными чертами плохой архитектуры. Второй курс является первоначальной точкой в формировании эстетического вкуса студентов-архитекторов.
На третьем курсе студенты сталкиваются с более сложными архитектурными объектами городского значения, такими как клуб, гараж, музей, жилой дом средней этажности и поселок. Тут очень важно создание гармоничного образа. Студент работает уже не на абстрактной площадке, а в структуре города, и проектируемый объект помимо обладания собственной эстетической привлекательностью должен гармонично вписываться в окружение, создавая комфортные городские пространства. На данном этапе важно, чтобы эстетические предпочтения студента не стали противостоять эстетике городского пространства. Целью обучения становится умение сочетать личные предпочтения студента в архитектуре и уместность такой архитектуры в конкретном месте. Преподавателю необходимо вовремя обратить внимание студента на данный вопрос. Кроме того, на третьем курсе рассматривается различная типология зданий - промышленные (гараж), жилые (дом средней этажности) и общественные (клуб и музей). Важно, чтобы студент научился понимать, какие архитектурные, композиционные решения соответствуют данным типам архитектурных объектов. Например, музей - это уникальное здание. Оно может иметь очень сложную, неожиданную, иногда даже агрессивную форму, благодаря которой станет знаковым объектом города, как, например, музей Гуггенхайма. А жилой дом должен представлять собой прежде всего комфортное пространство, среду обитания некоторого сообщества жильцов. Поэтому тут будут иметь место уже другие композиционные приемы. Как правило, третий курс является переломным в формировании эстетического вкуса студентов. Многие отказываются от слишком эффектных решений, отдавая предпочтение более спокойной архитектуре. Или же, наоборот, некоторые студенты пробуют для себя что-то новое. Но к четвертому курсу многие уже имеют личные предпочтения в архитектуре.
Четвертый курс включает в себя сложные с точки зрения функциональности проекты: микрорайон, школа, концертный зал и многоэтажный жилой дом. На этом этапе эстетика объекта не менее важна. Но студент сталкивается с необходимостью увязки собственных вкусов с функциональным зонированием и нормативной документацией. Это завершающий этап в понимании студентом эстетической привлекательности архитектуры и ее составляющих. Далее, при создании дипломного проекта, студент показывает архитектуру, наиболее полно отвечающую его эстетическому вкусу. Но нельзя говорить о завершении формирования эстетического вкуса. Это процесс длительный и изменчивый [2]. Предпочтения меняются с возрастом, с переменами психологического состояния человека, с изменением его социального статуса, внешних условий в стране и мире и т. д. [3]. Поэтому можно сказать, что процесс формирования эстетического вкуса архитектора средствами архитектурного проектирования не заканчивается с окончанием обучения в вузе. Но верно заложенные основы позволят выпустить специалиста, создающего качественную, красивую архитектуру, тактично взаимодействующую с окружающей средой и создающую гармоничные пространства для жизни людей.
Выводы:
Педагогические технологии эстетического воспитания будущих архитекторов средствами архитектурного проектирования определяются в условиях образовательного процесса.
В педагогической науке для достижения целей используется метод моделирования, который позволяет наглядно представить и проанализировать связи между структурными компонентами рассматриваемого явления в процессе обучения будущего архитектора средствами архитектурного проектирования.
Модель эстетического воспитания будущих специалистов отражает особенности организации и осуществления эстетического воспитания студентов. Она конкретизирована в частные задачи в соответствии с этапами формирования и развития эстетической воспитанности личности. Основанием построения такой модели в области архитектуры выступает система личностно ориентированного, культурологического и деятельностного подходов.
Теоретические знания, полученные студентом средствами архитектурного проектирования в процессе обучения, имеют огромный эстетический и воспитательный потенциал, взаимосвязанный друг с другом и подчиненный общей цели - повышению уровня эстетической воспитанности студентов-архитекторов.
Ссылки:
1. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002. 160 с.
2. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина [и др.] ; под ред. В.А. Сластенина. М., 2004. 144 с.
3. Педагогический словарь / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова [и др.]. М., 2008. 352 с.