Научная статья на тему 'Формирование эстетических качеств младших школьников посредством программы кружка «Красота вокруг нас»'

Формирование эстетических качеств младших школьников посредством программы кружка «Красота вокруг нас» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина В. Н., Мамедова Л. В.

В данной статье рассматриваются особенности формирования эстетических качеств младших школьников. Авторы предлагают составленную ими программу, направленную на формирование эстетических качеств младших школьников во внеучебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование эстетических качеств младших школьников посредством программы кружка «Красота вокруг нас»»

7. Крохмаль Е.В. Социализация учащихся сельской школы / Е.В. Крох-маль // Человек. Сообщество. Управление. Спецвып. - 2006. - № 2. - С. 88-93.

8. Крохмаль Е.В., Малиночка Э.Г. Социализация учащихся средствами детской организации: науч. изд-е / Е.В. Крохмаль, Э.Г. Малиночка. - Краснодар: КубГУ, 2005. - 32 с.

9. Крохмаль Е.В., Рослякова Н.И., Социально-культурная деятельность как средство предупреждения развития отклонений в поведении учащихся сельской школы / Е.В. Крохмаль, Н.И. Рослякова // Отклоняющееся поведение человека с современном мире: проблемы и решения: материалы II Международной заочной научно-практической конференции г. Владимир, 12 мая 2011 г. - С. 421-434.

10. Кузщын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: уч. пособие. - Пермь, 2001.

11. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2002. - 160 с.

12. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 160 с.

13. Шуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. - М.: Пед. общ. России, 1998. - 48 с.

14. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: уч. пособие. - М., 2004.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «КРАСОТА ВОКРУГ НАС»

© Кузьмина В.Н.*, Мамедова Л.В.*

Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри

В данной статье рассматриваются особенности формирования эстетических качеств младших школьников. Авторы предлагают составленную ими программу, направленную на формирование эстетических качеств младших школьников во внеучебное время.

* Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.

* Заведующий кафедрой Педагогики и методики начального образования Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, кандидат педагогических наук, доцент.

В Основных направлениях реформы общеобразовательной школы важнейшей задачей выступает значительное улучшение эстетических воспитания учащихся. Необходимо развивать «чувство прекрасного, формировать здоровые художественные вкусы, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, пения, изобразительного искусства, эстетики» [1, с. 35].

Таким образом, эстетическое воспитание младших школьников включает в себя развитие таких эстетических качеств как любовь к искусству, умение понимать его и наслаждаться им; художественные чувства и вкус; эстетические знания и интересы, способности и потребности.

Поэтому, общеобразовательная школа является серьезной ступенью в этом процессе. Процесс формирования эстетических качеств происходит не только на уроке, но и во внеклассной деятельности. На факультативах и кружках есть необходимость развивать способности ребенка творчески воспринимать любое проявление эстетического и учить умению его различать, формировать потребность в эстетическом, развивать навыки оценки любого явления искусства и действительности.

Анализ и изучение педагогического опыта учителей свидетельствует о том, что в педагогической практике еще не накоплен достаточно полный материал по поиску направлений и форм, методов и приемов, которые бы способствовали формированию эстетических качеств младших школьников.

Согласно педагогическому словарю, эстетическое воспитание - это процесс формирования и развития эстетических эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности.

Таким образом, сущность эстетическое воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни.

Эстетическое воспитание учащихся осуществляется с помощью средств эстетического воздействия. К ним относят различные виды искусства, воспитание средствами окружающей действительности, красотой труда, природы, межличностных отношений.

Во внеклассной и внешкольной работе эстетическое воспитание может осуществляться в самых разнообразных формах: литературных, фольклорных, музыкальных, изобразительных, танцевальных кружках, ансамблях, театральных студиях, творческих кружках вышивания и т.п.

Необходимо воздействовать на эстетические восприятия, чувства и суждения учащихся через виды деятельности. Это, например, сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных стройматериалов, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и др.), уход за птицами, водоемами, лесом и т.д.

Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников позволяет сделать следующий вывод, что эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека (художественные чувства и вкус; эстетические знания и интересы, способности и потребности; любовь к искусству, умение понимать его и наслаждаться им), но и всей личности в целом.

Формирование эстетических качеств младших школьников должно проводиться с использованием методов обучения, уже доказавших свою эффективность и нашедших признание в педагогической практике, такие как наблюдение, беседа, диагностика, анкетирование, тестирование, метод контроля и самоконтроля.

Для эстетического развития младших школьников нами была составлена программа кружка «Красота вокруг нас», которая включала в себя развитие эстетических качеств младших школьников. При составлении программы кружка мы опирались на работы методистов и педагогов Г.В. Караваевой («Уроки эстетики в начальных классах»), Е.А. Харламовой («Волшебный мир»), Т.В. Ветюговой («Творчество в красках»).

Цель программы: развитие эстетических качеств младших школьников посредством кружка «Красота вокруг нас».

Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:

1. формирование эстетических знаний;

2. создание условий, способствующих успешности каждого ребенка, в соответствии с его возможностями;

3. формирование духовного мира ребенка, его личностных ценностей;

4. вызвать интерес у младших школьников к творческой деятельности;

5. умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

6. воспитывать бережное отношение к окружающей действительности;

7. воспитание коммуникабельности, чувства коллективизма.

На занятиях кружка используются такие формы работы как: фронтальная, групповая, самостоятельная, работа в парах.

Используются различные виды работы: урок-игра, урок-путешествие, беседа, практическое занятие, проведение выставок.

На наш взгляд, комбинирование различных приемов творческой работы на занятиях кружка «Красота вокруг нас» должно благотворно отразиться на формировании эстетических качеств младших школьников.

Календарно-тематическое планирование, направленное на формирование эстетических качеств младших школьников представлено в таблице.

Данная программа кружка «Красота вокруг нас», включающая в себя нетрадиционные приемы и техники выполнения работ, способствует развитию у младших школьников таких эстетических качеств, как: эстетический

вкус, оценка, восприятие. Изобразительное искусство является одним из средств эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.

Таблица 1

Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем Количество часов

1. «Что такое красота?» 1

2. «Любуемся природой». 1

3. «Осенняя мелодия». 1

4. «Художница-осень». 1

5. «Заочная экскурсия в летний лес». 1

6. «Свет мой зеркальце, скажи...». 1

7. «По синему морю к зеленой земле.. 1

8. «Дерево зимой». 1

9. «Морозные узоры». 1

10. «Снежинка». 1

11. «Сказочная птица». 1

12. «Пингвины на льдине». 1

13. Беседа «Основные жанры изобразительного искусства». 1

14. «Красивые картинки из разноцветной нитки». 1

15. «В мире загадок». 1

Итого: 15

Список литературы:

1. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания: учебное пособие / под ред. Н.А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.

2. Дубровская А.А. Эстетическое воспитание и развитие детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 256 с.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ»

© Петряева Н.С.*, Мамедова Л.В.*

Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри

Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри

В данной статье рассматриваются особенности формирования культуры общения младших школьников. Авторы предлагают составленную ими программу, направленную на формирование культуры общения младших школьников во внеучебное время.

* Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.

* Заведующий кафедрой Педагогики и методики начального образования Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, кандидат педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.