7. Крохмаль Е.В. Социализация учащихся сельской школы / Е.В. Крох-маль // Человек. Сообщество. Управление. Спецвып. - 2006. - № 2. - С. 88-93.
8. Крохмаль Е.В., Малиночка Э.Г. Социализация учащихся средствами детской организации: науч. изд-е / Е.В. Крохмаль, Э.Г. Малиночка. - Краснодар: КубГУ, 2005. - 32 с.
9. Крохмаль Е.В., Рослякова Н.И., Социально-культурная деятельность как средство предупреждения развития отклонений в поведении учащихся сельской школы / Е.В. Крохмаль, Н.И. Рослякова // Отклоняющееся поведение человека с современном мире: проблемы и решения: материалы II Международной заочной научно-практической конференции г. Владимир, 12 мая 2011 г. - С. 421-434.
10. Кузщын Г.М. Проектирование социально-культурных процессов: уч. пособие. - Пермь, 2001.
11. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. Изд центр ВЛАДОС, 2002. - 160 с.
12. Созонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 160 с.
13. Шуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. - М.: Пед. общ. России, 1998. - 48 с.
14. Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности: уч. пособие. - М., 2004.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «КРАСОТА ВОКРУГ НАС»
© Кузьмина В.Н.*, Мамедова Л.В.*
Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри
В данной статье рассматриваются особенности формирования эстетических качеств младших школьников. Авторы предлагают составленную ими программу, направленную на формирование эстетических качеств младших школьников во внеучебное время.
* Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
* Заведующий кафедрой Педагогики и методики начального образования Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, кандидат педагогических наук, доцент.
В Основных направлениях реформы общеобразовательной школы важнейшей задачей выступает значительное улучшение эстетических воспитания учащихся. Необходимо развивать «чувство прекрасного, формировать здоровые художественные вкусы, умение правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, пения, изобразительного искусства, эстетики» [1, с. 35].
Таким образом, эстетическое воспитание младших школьников включает в себя развитие таких эстетических качеств как любовь к искусству, умение понимать его и наслаждаться им; художественные чувства и вкус; эстетические знания и интересы, способности и потребности.
Поэтому, общеобразовательная школа является серьезной ступенью в этом процессе. Процесс формирования эстетических качеств происходит не только на уроке, но и во внеклассной деятельности. На факультативах и кружках есть необходимость развивать способности ребенка творчески воспринимать любое проявление эстетического и учить умению его различать, формировать потребность в эстетическом, развивать навыки оценки любого явления искусства и действительности.
Анализ и изучение педагогического опыта учителей свидетельствует о том, что в педагогической практике еще не накоплен достаточно полный материал по поиску направлений и форм, методов и приемов, которые бы способствовали формированию эстетических качеств младших школьников.
Согласно педагогическому словарю, эстетическое воспитание - это процесс формирования и развития эстетических эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности.
Таким образом, сущность эстетическое воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни.
Эстетическое воспитание учащихся осуществляется с помощью средств эстетического воздействия. К ним относят различные виды искусства, воспитание средствами окружающей действительности, красотой труда, природы, межличностных отношений.
Во внеклассной и внешкольной работе эстетическое воспитание может осуществляться в самых разнообразных формах: литературных, фольклорных, музыкальных, изобразительных, танцевальных кружках, ансамблях, театральных студиях, творческих кружках вышивания и т.п.
Необходимо воздействовать на эстетические восприятия, чувства и суждения учащихся через виды деятельности. Это, например, сбор материалов для школьных коллекций, экспедиции по поиску местных стройматериалов, различные промыслы (сбор ягод, грибов, рыбная ловля и др.), уход за птицами, водоемами, лесом и т.д.
Анализ теоретической и методической литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников позволяет сделать следующий вывод, что эстетическое воспитание занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека (художественные чувства и вкус; эстетические знания и интересы, способности и потребности; любовь к искусству, умение понимать его и наслаждаться им), но и всей личности в целом.
Формирование эстетических качеств младших школьников должно проводиться с использованием методов обучения, уже доказавших свою эффективность и нашедших признание в педагогической практике, такие как наблюдение, беседа, диагностика, анкетирование, тестирование, метод контроля и самоконтроля.
Для эстетического развития младших школьников нами была составлена программа кружка «Красота вокруг нас», которая включала в себя развитие эстетических качеств младших школьников. При составлении программы кружка мы опирались на работы методистов и педагогов Г.В. Караваевой («Уроки эстетики в начальных классах»), Е.А. Харламовой («Волшебный мир»), Т.В. Ветюговой («Творчество в красках»).
Цель программы: развитие эстетических качеств младших школьников посредством кружка «Красота вокруг нас».
Достижению поставленной цели способствует выполнение ряда поставленных задач:
1. формирование эстетических знаний;
2. создание условий, способствующих успешности каждого ребенка, в соответствии с его возможностями;
3. формирование духовного мира ребенка, его личностных ценностей;
4. вызвать интерес у младших школьников к творческой деятельности;
5. умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;
6. воспитывать бережное отношение к окружающей действительности;
7. воспитание коммуникабельности, чувства коллективизма.
На занятиях кружка используются такие формы работы как: фронтальная, групповая, самостоятельная, работа в парах.
Используются различные виды работы: урок-игра, урок-путешествие, беседа, практическое занятие, проведение выставок.
На наш взгляд, комбинирование различных приемов творческой работы на занятиях кружка «Красота вокруг нас» должно благотворно отразиться на формировании эстетических качеств младших школьников.
Календарно-тематическое планирование, направленное на формирование эстетических качеств младших школьников представлено в таблице.
Данная программа кружка «Красота вокруг нас», включающая в себя нетрадиционные приемы и техники выполнения работ, способствует развитию у младших школьников таких эстетических качеств, как: эстетический
вкус, оценка, восприятие. Изобразительное искусство является одним из средств эстетического воспитания детей младшего школьного возраста.
Таблица 1
Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем Количество часов
1. «Что такое красота?» 1
2. «Любуемся природой». 1
3. «Осенняя мелодия». 1
4. «Художница-осень». 1
5. «Заочная экскурсия в летний лес». 1
6. «Свет мой зеркальце, скажи...». 1
7. «По синему морю к зеленой земле.. 1
8. «Дерево зимой». 1
9. «Морозные узоры». 1
10. «Снежинка». 1
11. «Сказочная птица». 1
12. «Пингвины на льдине». 1
13. Беседа «Основные жанры изобразительного искусства». 1
14. «Красивые картинки из разноцветной нитки». 1
15. «В мире загадок». 1
Итого: 15
Список литературы:
1. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания: учебное пособие / под ред. Н.А. Кушаева. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
2. Дубровская А.А. Эстетическое воспитание и развитие детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 256 с.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОГРАММЫ КРУЖКА «УЧИМСЯ ОБЩАТЬСЯ»
© Петряева Н.С.*, Мамедова Л.В.*
Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, г. Нерюнгри
Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Нерюнгри
В данной статье рассматриваются особенности формирования культуры общения младших школьников. Авторы предлагают составленную ими программу, направленную на формирование культуры общения младших школьников во внеучебное время.
* Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями.
* Заведующий кафедрой Педагогики и методики начального образования Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, кандидат педагогических наук, доцент.