навыков критического мышления, когда учащимся необходимо рассчитать и определить состав почвы и запланировать режим полива, вычислить расстояния на стебле растения, где необходимо получить изгибы. В инженерном решении используется технический потенциал для проектирования и создания условий, в которых растение будет образовывать изгибы. Учитываются и индивидуальные способности каждого учащегося, когда он имеет выбор направления творческого мышления и темпа деятельности.
Конечно, пути реализации STEM обучения не исчерпываются этими возможностями, их перспективы намного шире описанных, и на сегодняшний день от каждого учителя, его мастерства и личной заинтересованности зависит то, насколько общество уже сейчас будет готово к широкому внедрению инновационных технологий.
Список литературы / References
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. СПб.: Альянс «Дельта», 2003. С. 233.
2. Кудрявцев Т.В. Психология творческого мышления. М., 1975. С. 200-201.
3. Sources: Statistics Canada; OECD; The Conference Board of Canada. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.conferenceboard.ca/hcp/provincial/ education/sciencegrads.aspx/ (дата обращения: 09.06.2017).
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Гурова Е.Д. Email: Gurova17104@scientifictext.ru
Гурова Елена Дмитриевна — воспитатель, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 3 «Сказка», г.о. ЗАТО Светлый, Саратовская область
Аннотация: с вступлением в силу федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования познавательно-исследовательская деятельность, и, в частности, детское экспериментирование, наряду с игрой, становится наиболее актуальной формой организации деятельности дошкольников. Приобщить малышей к миру науки, развить у них способность самостоятельно находить множество путей решения одной проблемы, проявлять инициативу и творчество, сформировать познавательную мотивацию — интересно и не так уж сложно.
Ключевые слова: экспериментирование, познавательное развитие, исследовательская деятельность.
FORMATION OF NATURAL-SCIENCE REPRESENTATIONS OF YOUNGER PRESCHOOL CHILDREN IN THE COURSE OF EXPERIMENTAL ACTIVITY Gurova E.D.
Gurova Elena Dmitriyevna — Tutor, MUNICIPAL PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION KINDERGARTEN №3 "SKAZKA», CITY DISTRICT BUT LIGHT, SARATOV REGION
Abstract: with entry into force of the federal state educational standard of preschool education informative and research activity, and, in particular, children's experimenting, along with a game, becomes the most urgent form of the organization of activity of preschool children. To acquaint kids with the world of science, to develop at them ability to independently find a set of solutions of one problem, to show an initiative and creativity, to create informative motivation — interestingly and not so difficult.
Keywords: experimenting, informative development, research activity.
УДК 372.3
Мир детей - это удивительный мир, это мир почемучек. Наши малыши самые активные, самые любознательные. У них много вопросов, на которые они тут же хотят услышать ответ. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что реализация образовательной Программы должна осуществляться в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности [1], что детское экспериментирование наряду с игровой деятельностью является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Между двумя видами - игрой и экспериментированием - нет противоречий. Игра - вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит определенные цели и добивается конкретных результатов. Разграничивать игру и детское экспериментирование не стоит, они дополняют друг друга.
При формировании основ естественнонаучных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
Целью нашей работы было практически проверить эффективность использования опытно-экспериментальной деятельности для формирования естественнонаучных представлений, познавательного интереса, развития поисковой активности и инициативы у дошкольников. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- создать условия для обогащения представлений детей об объектах рукотворного и нерукотворного мира;
- способствовать развитию мелкой моторики рук, тактильных ощущений, умению сравнивать, анализировать, обобщать, обогащать словарный запас детей;
- создавать условия для возникновения у детей удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, возможности радоваться сделанному открытию;
- привлечь родителей к созданию предметно-пространственной среды и организации игр-экспериментов в домашних условиях.
Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста, мы выбрали проведение элементарных опытов и экспериментов. Их элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям, во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, в-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование. Опыты мы использовали для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.
Работу по формированию навыков исследовательской деятельности мы начали проводить, изучая свойства объектов, непосредственно связанных с детской деятельностью.
Мы знакомились со свойствами песка и воды. После нескольких дней экспериментирования с сухим и мокрым песком дети уже сами выбирали для лепки мокрый песок или просили полить его. Выяснили, что на мокром песке остаются следы, а на сухом - нет, мокрый песок нельзя пропустить через сито. Яркие эмоции вызвало изготовление поделок из цветного песка. Сравнивали с детьми свойства манной крупы и песка.
Провели с детьми ряд опытов по ознакомлению со свойствами воды. Дети узнали, что вода - жидкое вещество, прозрачная, может быть тёплой, холодной, чистой и грязной, выяснили, какую воду можно пить, а какую нельзя. Прозрачность воды мы установили, сравнивая воду с песком. Дождь и снег - это тоже вода. Воду можно нагреть и остудить. Проводили опыты со снегом. Рассматривали снежинки на рукавичках, на тёмной бумаге, сделали вывод: снег состоит из снежинок белого цвета, они бывают разного узора. Пробовали изобразить снежинки, рисуя на снегу и на бумаге. Сравнивали снег и лед, песок и снег. На занятиях по рисованию окрашивали воду в разные цвета, из замороженной воды делали цветные льдинки. Большой интерес вызвали опыты с мыльными пузырями, которые надували в группе и на морозе.
В процессе ООД мы знакомили детей со свойствами предметов и различных материалов. Особенность таких занятий - это возможность детей манипулировать с предметами, самостоятельно определять их свойства, сравнивать и высказывать предположения о возможности их использования. Например, знакомя детей со свойствами бумаги, мы предлагали им сравнить тетрадный лист, картон, фольгу. Проделав с ними ряд действий (согнуть, смять, разгладить, порвать) дети сделали вывод: тетрадный лист мнется, сгибается, рвется; картон согнуть очень тяжело, нельзя смять и т.д. Предлагали детям подумать, как и где можно использовать эти свойства.
Аналогичные занятия проводятся и с другими объектами: тканью, деревом, пластмассой. Затем дети сравнивают свойства разных материалов (ткань и бумага, дерево и камень, пластмасса твердая и мягкая), делают вывод, где и почему используется тот или иной материал и какие правила безопасности необходимы при пользовании изготовленным из этого материала предметом.
Добиться устойчивого положительного результата в работе с детьми можно только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения. У нас в группе работа с семьей ведется в двух направлениях:
- вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс дошкольного учреждения;
- повышение педагогической культуры родителей.
Таким образом, систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития младших дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы, способствовала формированию естественнонаучных представлений детей о предметах и явлениях окружающего мира.
Список литературы / References
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Веракса О.В. Неизведанное рядом // ООО ТЦ Сфера, 2010.
3. Гурова Е.Д. Учим детей познавать мир // Проблемы современной науки и образования, 2014. № 3 (21). С. 110-113.