Научная статья на тему 'Формирование эмоциональной устойчивости у обучающихся в процессе образования'

Формирование эмоциональной устойчивости у обучающихся в процессе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТЫ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маркова Т.С.

Рассмотрена значимость эмоциональной устойчивости при выполнении профессиональной деятельности, описано формирование эмоциональной устойчивости у обучающихся в образовательном процессе на примере освоения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" Южно-Уральского государственного медицинского университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION EMOTIONAL STABILITY IN STUDENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

We consider the importance of emotional stability in the performance of professional activities described in the formation of emotional stability of students in the educational process by the example of the development of the discipline "Life Safety" South Ural State Medical University.

Текст научной работы на тему «Формирование эмоциональной устойчивости у обучающихся в процессе образования»

УДК 616.895:378+316.61 ББК 88

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В

ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

МАРКОВА Т.С. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, Челябинск, Россия e-mail: gog-86@list.ru

Аннотация

Рассмотрена значимость эмоциональной устойчивости при выполнении профессиональной деятельности, описано формирование эмоциональной устойчивости у обучающихся в образовательном процессе на примере освоения дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" Южно-Уральского государственного медицинского университета.

Ключевые слова: эмоциональная устойчивость, профессиональная деятельность, специалисты экстремального профиля, образовательный процесс, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции.

Актуальность. Эмоциональная

устойчивость - это неподверженность эмоциональных состояний и процессов к воздействиям внешних условий среды обитания. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных

эмоциональных воздействий, предупреждает развитие стресса, способствует подготовке человека к действиям в напряженных экстремальных ситуациях [9]. От эмоциональной устойчивости зависит во многом качество взаимоотношений и грамотное принятие решений в процессе

профессиональной деятельности. Особенно высокая эмоциональная устойчивость необходима в процессе деятельности специалистов экстремального профиля (врачей, спасателей, сотрудников органов внутренних дел, пожарных и т.д.).

Развитие эмоциональной устойчивости, уверенности в себе и своих силах и знаниях происходит в том числе в образовательном процессе, при освоении обучающимися общекультурных и профессиональных компетенций.

Так, например, на кафедре безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи Южно-Уральского государственного

медицинского университета в образовательном процессе широко применяется

компетентностный подход [1]. В рамках изучения основной дисциплины, обучающиеся не только совершенствуют практические

навыки по оказанию неотложной помощи. В процессе практического занятия происходит формирование у студента комплекса личностных качеств (морально-этических, коммуникативных, волевых, организационных), необходимых каждому врачу в профессиональной деятельности.

В рамках заседаний студенческого научного кружка кафедры, обучающиеся интенсивно привлекаются к научной деятельности, активно участвуют в конференциях различного уровня. Это способствует формированию

стрессоустойчивости в условиях

интеллектуальных испытаний и развивает в личности обучающегося успешного,

конкурентоспособного профессионала [7, 10].

Формирование высокого уровня

эмоциональной устойчивости и одновременное освоение профессиональных компетенций достигается в процессе подготовки и участия студентов медицинского вуза во внеучебных научно-практических мероприятиях. С этой целью на базе кафедр Безопасности жизнедеятельности, медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи и Топографической анатомии и оперативной хирургии был организован конкурс по оказанию первой помощи [4, 6]. В ходе мероприятия студенты демонстрируют навыки проведения сердечно-легочной реанимации, удаления инородного тела из верхних дыхательных путей, транспортной иммобилизации, остановке кровотечения, принципы десмургии и способы защиты от поражающих факторов [2, 3, 5, 11].

Процесс подготовки обучающихся и участие в конкурсе не только способствует совершенствованию практических навыков врача, но и развивает эмпатические качества личности, создает позитивную внутреннюю и внешнюю атмосферу, а также приспосабливает будущего специалиста к адекватным реакциям и действиям в различных непредсказуемых

ситуациях, способствует профилактике и преодолению эмоционального напряжения [8].

Таким образом, высокий уровень эмоциональной устойчивости, необходимый в профессиональной деятельности будущих специалистов, формируется в образовательном процессе при освоении общекультурных и профессиональных компетенций.

Список литературы

1. Вождаева, И.В. Оптимизация преподавания дисциплины "безопасность жизнедеятельности"/И.В. Вождаева// Инновации в образовании и медицине: материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Махачкала, 28.05.16. - С. 57-60.

2. Вождаева И.В. Теоретический уровень знаний студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета в области современных подходов проведения сердечно-легочной реанимации, обучающихся по разным образовательным стандартам / И.В. Вождаева, О.В. Пешиков// Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года): материалы международной научно-практической конференции. -Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2014. - С. 14-18.

3. Изучение особенностей техники проведения искусственной вентиляции легких студентами медицинского вуза / И.А. Пирогова [и др.] // Sci-article.ru. - 2016. - №31. - C. 54-59.

4. Красильникова И.В. Опыт проведения практического конкурса по оказанию неотложной помощи среди обучающихся / И.В. Красильникова // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. -Т. 3. №3 (14). - С. 82-85.

5. Мнение студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета о необходимости увеличения практических и теоретических занятий в изучении сердечно-легочной реанимации / О.Е. Ильичева [и др.] // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: материалы II всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной дню российской науки. - Челябинск: Издательство: Южно-Уральский государственный медицинский университет, 2014. - С. 46-51.

6. Организация и проведение внутривузовского конкурса по оказанию первой помощи в условиях чрезвычайных ситуаций / И.А. Пирогова [и др.] // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. -Т. 1. №2 (13). - C. 15-20.

7. Пешиков О.В. Влияние студенческого научного общества на становление профессиональной личности студента медицинского университета / О.В. Пешиков, Н.Д. Мисюкевич // От качества медицинского образования - к качеству медицинской помощи: материалы III научно-практической конференции с международным участием - 2015. - С. 314318.

8. Пешиков О.В. Подготовка студентов к участию в олимпиадах по практическим навыкам как этап становления врача-специалиста / О.В. Пешиков, А.В. Чукичев // Медицинская помощь при тяжелой термической травме (уроки Ашинской катастрофы 1989 года): материалы международной научно-практической конференции. -Челябинск: изд-во Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2014. - С. 71-74.

9. Соболева Е.В. Феномен жизнестойкости в зарубежных и отечественных исследованиях / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №5-2 (37). - С. 53.

10. Шлепотина Н.М. Опыт участия студентов, являющихся членами студенческих научных кружков ЮжноУральского государственного медицинского университета, в образовательных семинарах / Н.М. Шлепотина, О.В. Пешиков // Инновации в образовании и медицине: материалы III всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Махачкала, 2016. - С. 142-145.

11. The need for additional practical and theoretical credit hours in cardiopulmonary resuscitation classes as viewed by students with various educational standards in South Ural State Medical University / A.O. Eremin [et al.] // Инновационное развитие современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 9 частях. Ответственный редактор: А.А. Сукиасян. - 2014. - С. 28-31.

FORMATION EMOTIONAL STABILITY IN STUDENTS IN THE EDUCATIONAL

PROCESS*

MARKOVA T.S. FSBEI HE SUSMU MOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: gog-86@list.ru

* Научный руководитель асс. Красильникова И.В.

Abstract

We consider the importance of emotional stability in the performance of professional activities described in the formation of emotional stability of students in the educational process by the example of the development of the discipline "Life Safety" South Ural State Medical University.

Keywords: emotional stability, professional activity, specialists extreme a profile the educational process, general cultural competence, professional competence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.