Научная статья на тему 'Формирование эмоциональной устойчивости социального поведения дошкольников в условиях детской субкультуры'

Формирование эмоциональной устойчивости социального поведения дошкольников в условиях детской субкультуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
497
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК / PRESCHOOL CHILD / ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / CHILDREN''S SUBCULTURE / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / RELATIONSHIPS / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / SOCIAL INTEROPERABILITY / СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ / SOCIAL NORMS AND VALUES / СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / SOCIALLY-VALUABLE BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бахтеева Э. И.

В статье проанализирован переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту как наиболее благоприятный для становления предпосылок устойчивого социального поведения ребенка. Особое внимание уделяется обоснованию ведущего значения детской субкультуры в формировании опыта социального поведения детей 5–7 лет. На основе проведенного исследования автором раскрывается сущность и компоненты понятия «социально-ценностное поведение».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF EMOTIONAL STABILITY OF SOCIAL BEHAVIOUR OF PRESCHOOL CHILDREN IN CONDITIONS OF CHILDREN''S SUBCULTURE

In article we analysed the transition from the senior preschool to younger school age as optimum for development of preconditions of a child’s stable social behaviour. Particular attention is paid to the justification of the leading children's subculture values in shaping the experience of social behavior of children aged 5–7 years. Based on the research the author reveals the essence and components of the concept of «socially-valuable behavior».

Текст научной работы на тему «Формирование эмоциональной устойчивости социального поведения дошкольников в условиях детской субкультуры»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 373.24

Э.И. Бахтеева

канд. пед. наук, доцент, кафедра педагогики дошкольного образования,

ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье проанализирован переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту как наиболее благоприятный для становления предпосылок устойчивого социального поведения ребенка. Особое внимание уделяется обоснованию ведущего значения детской субкультуры в формировании опыта социального поведения детей 5-7 лет. На основе проведенного исследования автором раскрывается сущность и компоненты понятия «социально-ценностное поведение».

Ключевые слова: ребенок-дошкольник, детская субкультура, социализация, взаимоотношения, социальное взаимодействие, социальные нормы и ценности, социально-ценностное поведение.

E.I. Bakhteeva, Volgograd State Social-Pedagogical University

FORMATION OF EMOTIONAL STABILITY OF SOCIAL BEHAVIOUR OF PRESCHOOL

CHILDREN IN CONDITIONS OF CHILDREN'S SUBCULTURE

Abstract. In article we analysed the transition from the senior preschool to younger school age as optimum for development of preconditions of a child's stable social behaviour. Particular attention is paid to the justification of the leading children's subculture values in shaping the experience of social behavior of children aged 5-7 years. Based on the research the author reveals the essence and components of the concept of «socially-valuable behavior».

Keywords: preschool child, children's subculture, socialization, relationships, social interoperability, social norms and values, socially-valuable behavior.

Переход от дошкольного детства к младшему школьному возрасту характеризуется решительным изменением места ребенка в системе доступных ему общественных отношений. В старшем дошкольном возрасте происходит существенное изменение характера модальности отношений к окружающим людям и миру. В исследованиях А.Г. Рузской и Л.А. Венгера появление новой, по сравнению с дошкольным возрастом, схемы взаимодействия ребенка с посторонним человеком связано с возникновением у ребенка представления о новом «мире» - мире взрослых, мире социальных отношений, регламентированном некоторыми иными, чем в близком окружении, нормами [5]. Возникая после пяти лет, представление о постороннем взрослом приобретает черты схемы поведения. Ребенок, вступая в контакты с окружающими, включаясь в разнообразные общности и выполняя определенные роли, в то же время остается собой, ощущая себя существом в чем-то неизменным.

В процессе социализации ребенок преодолевает эгоцентризм и начинает четко отделять свое «Я» от окружающего мира. Расширение жизненного опыта приводит к тому, что объекты окружающей действительности в процессе взаимодействия с ними все больше открываются ему как субъекты. Детство является тем периодом, когда происходит тесное взаимодействие и взаимопроникновение пространства взрослого мира и мира ребенка. Ребенок 5-7 лет специфичными для его возраста способами познает мир, начиная моделировать образцы собственного поведения по эталонам взрослого. Он познаёт мир,

где у него возникают собственные тайны, смыслы и интерпретации, обнаруженные им в процессе взаимодействия с другими людьми. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой индивидуальный и неповторимый образ этого мира [6].

К концу дошкольного возраста на основе целого ряда психических новообразований, возникающих в процессе социализации ребенка, он объективно представляет собой уже достаточно устойчивую интегративную систему и способен в специфической для своего возраста форме осознать себя в этом качестве и дать отчет о своем отношении к окружающему. Иначе говоря, у ребенка появляется осознание своего социального Я [2].

В этот период меняются социальные роли и функции детей, значительно расширяющие отношения с окружающим миром и другими людьми. Они активно осваиваются в общественной жизни, учатся устанавливать определенные взаимоотношения как со сверстниками, так и со взрослыми, постигают смысл их действий и поступков. Опыт взаимоотношений детей друг с другом приводит к развитию рефлексии и самоанализу. На фоне формирования этих способностей начинает развиваться притязание ребенка на признание его среди сверстников, вырабатывается индивидуальный стиль социального поведения. Положение в группе сверстников существенно отражается в целом на развитии личности ребенка и на его поведении, в частности. От этого зависит, в какой мере ребенок будет усваивать нормы отношений со сверстниками. Интерес к сверстникам достаточно рано становится одной из важнейших социогенных потребностей ребенка [7]. Возникшее эмоциональное отношение к ним воспринимается как желательное, положительно окрашенное отношение, которое ребёнок стремится пережить вновь [4].

Ситуация взаимодействия детей со сверстниками - это ситуация относительного равноправия партнеров, что влияет на развитие у ребенка критичности по отношению к другим людям, на умение отстаивать свою точку зрения и согласовывать свои действия с другими людьми. В этом периоде развития отношения между детьми характеризуются ситуативной мобильностью и легко меняются под влиянием переходящего эмоционального состояния. Детское общество является источником информации о явлениях социального мира, и процесс принятия информации носит активный характер. Дети не только познают социальный мир, но они постоянно взаимодействуют, совершают поступки, накапливают опыт поведения.

В любом обществе дети имеют собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения. Детская субкультура дает возможность ребенку социально адаптироваться, обрести социальную компетентность. В пространстве детского сообщества ребенок овладевает нормами и ценностями социума, вырабатывает собственную стратегию поведения. Дети не только открывают для себя социальный мир, мир взрослых, но и благодаря детской субкультуре они чувствуют психологическую защиту от негативного влияния внешнего мира [1]. Таким образом, взаимодействие ребёнка со сверстниками моделирует особый тип социального взаимодействия - субъект-субъектное, что в итоге позволяет ему осознать смысл независимых, автономных действий человека в условиях социума и формирует у него навыки социального поведения [8].

В отношениях же «ребенок-взрослый» социальные ценности, нормы и правила поведения принимаются совершенно готовыми, данными раз и навсегда - в силу значимости близкого взрослого. С возрастом желание (мотивы) получить поощрение со стороны взрослых у ребёнка растет, следовательно, усиливается и потребность сле-

довать норме поведения. Таким образом, в отношениях «взрослый-ребенок» дети подчиняют свое поведение требованиям взрослых, а в отношениях «ребенок-ребенок» они получают возможность отбора нужных качеств для конкретного детского общества. Находясь в системе «ребенок-взрослый», ребенок попадает в ситуацию подчинения: он принимает все вердикты взрослого, даже и несправедливые, хотя рано или поздно он почувствует эту несправедливость.

Моральное принуждение характеризуется односторонним уважением (моральная обязанность, чувство долго). Всякое предписание исходящее от лица, к которому испытывает ребенок уважение, - это исходная точка обязательного правила. Обязанность поступать так, а не иначе, говорить правду, слушаться и т.д. - эти и иные многочисленные предписания, исходящие от взрослого, принимаются ребенком, он их глубоко чувствует, хотя они исходят не от него непосредственно. В ситуации же «ребенок-ребенок», которая развивает его потребность в кооперации и взаимной симпатии, в ребенке возникает мораль нового типа - мораль взаимности, а не повиновения [3]. В этих отношениях дети учатся дружить и осваивать способы социального поведения. В ситуациях морального выбора они соблюдают нормы и ценности социума, вопреки имеющимся возможностям их нарушить [8].

Актуальность проблем формирования устойчивого социально-ценностного поведения обусловлена противоречием между социальной потребностью современного общества в развитии у детей, начиная с их дошкольного возраста, субъектности, коммуникабельности, положительных нравственных качеств и ценностного поведения, с одной стороны, и отсутствием системы педагогических условий и научно-методических разработок, обеспечивающих полноценное личностное развитие ребенка, - с другой. Ориентируясь на эти противоречия, возникает объективная потребность в организации социально-нравственного воспитания детей, способных к нравственным поступкам и успешной реализации в своём поведении социальных норм и ценностей. В образовательных учреждениях необходимо всемерно создавать благоприятные условия для полноценного социального развития личности ребенка, и это должно стать приоритетным направлением в деятельности педагогов [8].

Социально-ценностное поведение рассматривается нами как активность личности в сфере гуманных взаимоотношений с социумом, направленная на практическую реализацию в поступках социальных норм и ценностей, воспринимаемых ребенком как личностно значимые. Формирование социально-ценностного поведения - двусторонний процесс: с одной стороны, это адаптирует ребенка в обществе, благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм и правил поведения, присущими этому обществу, а с другой стороны - сохраняет и развивает у ребенка его независимость и индивидуальность, способствуя формированию собственной позиции и выработке его личностных ценностей. Социально-ценностное поведение ребёнка находит свое отражение во внешних проявлениях - в условиях межличностного взаимодействия (то есть общения и совместной деятельности), и во внутренних - в рефлексии, самосознании (самопонимание, самооценка) и саморегуляции [8].

Анализ существующих исследований по близкой проблематике позволяет нам выделить следующие компоненты в структуре социально-ценностного поведения детей 5-7 лет (на основе структурных компонентов отношений и ценностных ориентаций личности): 1) эмоционально-оценочный, включающий такие позитивные качества социального развития, как расположение к другим людям (взрослым и детям), которое выражается во внутреннем чувстве доверия к ним и проявляется в способности к со-

переживанию; 2) когнитивный, который связан с познанием другого человека, способностью к накоплению и осмыслению нравственных отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, интерес к содержанию нравственных правил поведения, норм и ценностей социума; 3) мотивационно-поведенческий, проявляющийся в реальной заботе к окружающим, в наличии личного опыта социального поведения и в выборе социально-ценных образцов поведения [8].

По нашему мнению, именно такая структура компонентов обуславливает содержание социально-ценностного поведения детей 5-7 лет и формирует эмоциональное благополучие и устойчивое поведение ребенка в социальном мире.

Список литература:

1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: МОДЭК, 2000. - 416 с.

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский; под ред. Л.С. Венгер. - М.: Педагогика, 1991. - 479 с.

3. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка / Ж. Пиаже; пер.с фр. В. Большакова. - М.: Акад. проект, 2006. - 480 с.

4. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / К.Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. - 184 с.

5. Рузская А. Г. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками / А. Г. Рузская // Психология дошкольника: хрестоматия: для студентов сред. пед. заведений / под ред. Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 1997. - С. 5-19.

6. Русевич В. В. Педагогические условия формирования образа мира у детей 57 лет: дис. ...канд. пед. наук / В. В. Русевич. - Волгоград, 2009. - 210 с.

7. Формирование взаимоотношений дошкольников в детском саду и семье / под ред. В. К. Котырло. - М.: Педагогика, 1987. - 141 с.

8. Шарапова Э.И. Формирование социально-ценностного поведения детей 5-7 лет: дис. .канд. пед. наук / Э.И. Шарапова. - Волгоград, 2008. - 208 с.

List of references:

1. Abramenkova V.V. Social psychology of the childhood: progress of attitudes of the child in children's subculture / V.V. Abramenkova. - Moscow: MODEK, 2000. - 416 p.

2. Vugotskiy L.S. Pedagogical psychology / L.S. Vugotskiy; ed. L.S. Venger. - Moscow: Pedagogika, 1991. - 479 p.

3. Piage G. Moralnoe judgement at the child / G. Piage; ed. V. Bolshakova. - Moscow: Acad. project, 2006. - 480 p.

4. Polivanova K.N. Psycholog of age crises: the manual for students / K.N. Polivanova. -Moscow: Academy, 2000. - 184 p.

5. Ruzskaja A.G. Progress of dialogue of the child with adults and contempoparies // Psychology of the preschool child: for students of average pedagogical institutions. - M., 1997. - P. 5-19.

6. Rusevich V.V. Pedagogical conditions of formation of an image of the world at children of 5-7 years: dis. .candidate of pedagogical sciences / V.V. Rusevich. - Volgograd, 2009. - 210 p.

7. Formation of relationships of preschool children in children's to a garden and family / ed. V.K. Kotyrlo. - Moscow: Pedagogika, 1987. - 141 p.

8. Sharapova E.I. Formation of socially-valuable behaviour of children of 5-7 years: dis. .candidate of pedagogical sciences. - Volgograd, 2008. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.