Научная статья на тему 'Формирование элементов позитивной социализации студентов профессионального колледжа'

Формирование элементов позитивной социализации студентов профессионального колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягуфарова С. К.

Позитивная социализация студентов, рассматривается автором в статье как гармоничное сочетание в системе их ценностных ориентаций личных и общественных интересов, определяющая приоритет коллективной деятельности при выборе форм организации их творческой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Positive socialization of students is considered by the author as a harmonious combination in system of their valuable orientations of the personal and public interests, defining a priority of collective activity at a choice of forms of the organization of their creative activity.

Текст научной работы на тему «Формирование элементов позитивной социализации студентов профессионального колледжа»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

ЯГУФАРОВА С.К.

Позитивная социализация студентов, рассматривается автором в статье как гармоничное сочетание в системе их ценностных ориентаций личных и общественных интересов, определяющая приоритет коллективной деятельности при выборе форм организации их творческой деятельности.

Перемены, происходящие в нашем обществе в последние десятилетия, создают принципиально новую ситуацию, когда каждый педагогический коллектив имеет возможность моделировать и воплощать воспитательные системы, адекватные природе детей и юношества, культурно-историческим традициям страны. Исследуя феноменологию воспитательных систем, мы видим массу воплощенных образовательных моделей, в которых присутствует исходный принцип органичной связи социализации, воспитания и творчества. Наперекор сложным реалиям начала XXI века мы видим будущее общество, воспитание молодежи в котором станет общественной доминантой. Ключ к такому будущему - целенаправленная, динамичная, эффективная воспитательная система, опирающаяся на консолидацию всех здоровых сил общества. Атмосфера сотрудничества, сформировавшиеся общие ценности и традиции отличают образовательные учреждения со сложившимися воспитательными системами. Опыт свидетельствует: там, где они сформировались, налицо позитивное взаимодействие между педагогами и студентами, успехи воспитания более очевидны. Интегрируют воспитательные потенциалы преподавателей, обеспечивают единство учебного, научного и воспитательного процесса отделения колледжа. Они формируют профессиональную и интеллектуальную компетентность будущих специалистов, прививают вкус к научно-исследовательской работе, нормам профессиональной этики, гражданственной ответственности за последствия профессиональной деятельности.

В основе любой воспитательной системы лежит отношение воспитанник - наставник. От наставников - родителей и педагогов - в воспитании зависит все. Они способны, как писал В.А. Сухомлинский, «зажечь желание искать новое, рыться в литературе, мучительно размышлять, по-новому наблюдать за развитием своих умений». Особое значение приобретает институт мастеров производственного обучения и прикрепленных преподавателей - кураторов и классных руководителей, оказывающих помощь студентам в освоении навыков учебного и производственного труда, решении их психологических проблем, знакомящих их с традициями и нормами жизни колледжа. Наряду с ними для воспитания студенчества важно участие многих специалистов. Так, развитие и обогащение воспитательных традиций колледжа невозможно представить без библиотеки, спортивного и клубного комплексов.

Немаловажным аспектом сопряжения учебных и воспитательных задач является проблема социально-психологического комфорта в студенческой среде. Будет ли студент овладевать знаниями с радостью и желанием, и будет ли тем самым обеспечена высокая успеваемость, не в последнюю очередь зависит от того, как выстраиваются отношения внутри учебных кол-

Positive socialization of students is considered by the author as a harmonious combination in system of their valuable orientations of the personal and public interests, defining a priority of collective activity at a choice of forms of the organization of their creative activity.

лективов, между студентами и преподавательским составом, между студенчеством и администрацией колледжа. Только объединение таких факторов, как создание благоприятной, пронизанной гуманистическими ценностями атмосферы, энтузиазм преподавателей - наставников, межличностное общение и активная творческая деятельность, соотнесенных с особенностями студенчества как социальной и возрастной группы, может дать положительный эффект.

Социализация, оптимизируемая воспитательной системой, становится заметно эффективнее, так как система формирует особую общность людей, тесно связанных социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями. Как показали исследования, формирование таких общностей не только наполняет особым смыслом воспитательный процесс, но и преображает весь социум, представляющий собой ничто иное, как комплекс человеческих общностей. Воздействие воспитательной системы на социум носит резонансный характер: система улавливает, поддерживает и распространяет инициативы и новации, мощную энергию воспитывающей коллективной творческой деятельности.

Позитивная социализация студентов, подразумевающая гармоничное сочетание в системе их ценностных ориентаций личных и общественных интересов, определяет приоритет коллективной деятельности при выборе форм организации их творческой деятельности. Поставив задачу выявления критериев и показателей эффективности профессионального колледжа как воспитательной системы, мы определились в следующих уровнях исследования: личностный групповой и уровень колледжа.

Поиск реальных критериев и показателей эффективности профессионального колледжа как особой педагогической воспитательной системы, обеспечивающей позитивную социализацию студентов, потребовал от нас обращения к исследованию специфики возраста студентов НПО-СПО.

В детском и юношеском возрасте личность формируется под решающим влиянием воспитания. Вместе с тем, и науке, и практике хорошо известно, что именно воспитание весьма жестко обусловлено временем. Достаточно рано дети и молодежь приобретают известную самостоятельность в выборе способов поведения, при которой последнее становится автономным и устойчивым. Как осуществляется при этом воспитание, пытались выяснить многие ученые. Известные психологи П. Жане, Ж. Пиаже, А. Валлон, в частности, попытались проследить это через логику усвоения индивидом социального опыта, введя специально для этого в научный обиход понятие интериоризация - «усвоение опыта», ценностное отражение действительности рождающее внутренние детерминанты поведения. По их концепции социальную ценность можно считать интериоризированной, если она не только понята, но и принята индивидом на уровне убеждения, овладела им, подчинила его, мотивировала на определенные поступки.

Личность - центральное понятие психолого-педагогической науки, сосредоточие всех помыслов, ожиданий, усилий, организаторов воспитания. Его не может обойти стороной ни одно из педагогических исследований, ни одна образовательная программа. Обретаемая индивидом в процессе социализации, она определяет степень его социальной зрелости. В связи с этим нельзя не признать личность главным результатом воспитания.

К 15 годам завершается формирование большинства высших психических функций подростков. Учебные группы первокурсников в профессиональных колледжах представляют собой поразительную картину: в силу больших индивидуальных различий в ритмах и темпе роста в них можно увидеть рядом с «малыми детьми» уже вполне сформировавшихся юношей и девушек. Конечно, прежде всего, это относится к внешнему облику, отражающему физиологи-

ческий аспект возраста. Во внутреннем мире студентов профессиональных колледжей все еще более сложно. Их характеризует неуравновешенность характера, повышенная возбудимость, частые смены настроения.

При высокой потребности в саморегуляции у многих из них сравнительно низка ее устойчивость; они часто не доводят начатое до конца. В соединении с бурной энергией эти черты ведут к таким проявлениям, как недисциплинированность, агрессивность, драчливость и т.д. Сформировавшиеся половые различия студентов профессиональных колледжей сказываются на развитии всех сфер их личности. Так, существенные различия отмечаются в эмоциональноволевой сфере, в частности, в уровне эмпатии (постижения эмоциональных состояний другого человека путем сопереживания ему). Девушки в этом возрасте в среднем эмоционально чувствительнее и восприимчивее юношей, они более терпимы, личные отношения для них важнее всех других. Для юношей более существенными являются качества, связанные с делами, общением и т.д. Рассуждения их выглядят более безличными и жесткими. Их более интересует круг, а не глубина общения, они чаще собираются большими группами, девушки же - по двое или по трое. При этом юношеские подростковые компании отличает более строгий и устойчивый иерархический порядок, система лидерства, частая автономия от взрослых. Важным компонентом жизни студентов становятся увлечения, влияющие на развитие их общекультурных интересов.

Исследование возрастной динамики становления личности детей и юношества не может не быть сопряжено с погружением в ту сферу личности, которая является основной «стихией» воспитателя - мотивационной. В основе ее развития, как доказано многими, лежит формирование потребностей. Формирование потребностей, на которых строится вся мотивационная сфера личности - наиболее сложная проблема психологии и педагогики. Общеизвестно, что удовлетворение потребностей - процесс бесконечный, он связан с постоянным разрешением противоречий, подталкивающим развитие личности вперед. К таким противоречиям относятся, например, противоречия между новыми потребностями, порождаемыми жизнедеятельностью, и возможностями их удовлетворения, между возросшими возможностями ребенка и старыми формами отношений и видами деятельности, между растущими требованиями со стороны коллектива и взрослых и наличным уровнем личностного развития. Указанные противоречия, носящие универсальный характер, приобретают специфику конкретного возраста. Так, для подростка наиболее острые противоречия между его уровнем притязаний, с одной стороны, и переживанием реального отношения к нему окружающих - с другой; противоречие между стремлением участвовать в делах взрослых, с одной стороны, и несоответствием этому знаний, умений и навыков - с другой.

С удовлетворением той или иной потребности подростка противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность, не находящую еще своего удовлетворения. Так одно противоречие сменяется другим, и развитие продолжается. Из множества потребностей, к потребностям, связанным с формированием тех или иных сфер личности, можно отнести потребности: в эмоциональном благополучии; в достижении успеха; в познании; в самореализации.

Мотивационная сфера личности, заключающая в себе ее направленность, доминирует над всеми другими личностными подструктурами. В связи с этим подчеркнем еще раз: воспитатель не может заниматься только ею, он призван быть педагогом - универсалом, владеющим механизмами формирования не только мотивационной сферы, но и всех подструктур личности в интересах ее гармоничного и направленного развития. Очевидно, что профессиональ-

ный воспитатель должен быть практическим психологом, ибо воспитание базируется на фундаменте возрастной и педагогической психологии.

Под мотивацией в психологической науке понимается побуждение индивида, вызывающее его направленную активность. С определенной долей допущения между мотивацией и воспитанием можно найти аналогию. Взятый в широком смысле слова термин «мотивация» используется во всех областях психологии (включая, педагогическую), исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека. В воспитании не меньшее (если не большее) значение для успеха дела имеет личностное отношение его к оказываемому на него внешнему воздействию. В свое время Л.И. Божович предложила даже специальное понятие -«смысловой барьер» -для обозначения распространенного явления, когда предъявляемое школьнику требование имеет разный смысл для него и для взрослого. Такое расхождение и создает препятствие (барьер) для воздействия предъявляемого требования на учащегося.

Развитие мотивационной сферы студентов протекает сложно. С одной стороны это - пора созревания ценностных ориентаций и базирующихся на них поведенческих норм, усиленная работа над собой, нравственная рефлексия. С другой стороны - подростковый максимализм, критицизм, безаппеляционность, граничащие с жестокостью, страстное желание утвердиться в глазах взрослых и особенно сверстников. В этом возрасте формируется система жизненных фундаментальных потребностей, проявляющихся в личностных интересах и целеустремленности. Ведущей среди них становится потребность в самовоспитании, стремление к познанию черт личности, прежде всего теперь уже своей собственной, пониманию самого себя. Цели самовоспитания конкретизируются, формулируются осознанно в процессе большой внутренней работы. Важным фактором поведения становится самооценка.

В 16-18 лет студенты приобретают ту степень физической, психической, интеллектуальной и нравственной зрелости, которая делает юношу или девушку готовыми к самостоятельной жизнедеятельности. Интеллектуальную сферу отличают в этом возрасте все более высокий уровень обобщения и абстрагирования, растущая тенденция к причинному объяснению явлений, аргументации и синтеза изучаемых явлений и фактов. Все это позволяет вскрывать закономерности развития природы и общества, усваивать методы их познания. Речь уже идет не столько в развитии интеллекта, сколько в формировании индивидуального стиля мыслительной деятельности.

Смысл жизни, прогнозы на будущее становятся ведущими темами в этом возрасте. Еще Ж. Пиаже указал на склонность юношеского мышления к отвлеченному теоретизированию, «прожектерству», мечтательности. Самосознание в этот период определяется необходимостью самооценки с учетом конкретных жизненных устремлений. Самооценка становится достаточно зрелой, гармоничной и дифференцированной, она гораздо меньше, чем прежде, зависит от внешних факторов, в частности, учебных оценок. Появляется сознание ценности собственной личности, чувства самоуважения. Механизмы саморегуляции стабилизируются. Усилия по самовоспитанию нацеливаются уже не только на коррекцию поведения и достижение его отдельных черт, но и на формирование собственной личности в целом.

Учение и особенно ранняя профессионализация приобретают непосредственный жизненный смысл, так как связываются с дальнейшим жизненным успехом. Отсюда объяснение резко возрастающей на данном этапе потребности в самостоятельном приобретении знаний. Учебные интересы становятся устойчивыми, приобретают более личностный и интенсивный характер. Юношей и девушек привлекают индивидуальные формы учебной работы, носящие проблемный, проектный характер. В этот период самостоятельность студентов в процессе обу-

чения не только улучшает их непосредственные результаты, но и благотворно сказывается на дальнейшем развитии всех сфер личности - интеллекта, чувств, стремлений. У них формируется творческий стиль мышления и деятельности. Стремление к самовыражению в процессе творчества придает ему общественную направленность.

Студенты становятся самостоятельными, инициативными, устремленными к новому. Они заинтересованы в реализации своих возможностей и прав, стремятся к созданию системы студенческого самоуправления, способствующей этому. Можно говорить о доминирующей роли общественных отношений и общественной деятельности в юношеском возрасте, говорящей о высокой степени социализации личности, позволяющей ей преобразовывать и среду и себя. Перечисленные проявления, по сути, почти не отличаются от жизнедеятельности взрослых. В качестве ведущей деятельности данного возраста выступает учебнопрофессиональная деятельность, благодаря которой возникают такие центральные психические новообразования, как индивидуальная картина мира, самоактуализация и способность построения жизненных планов, чувства общности, любви и дружбы.

Потребность в самореализации проявляется во внутреннем стремлении личности к само-изменению или, как писал С.Л. Рубинштейн, самодеятельности. Мы разделяем мнение многих ученых, считающих, что наличие стойкой потребности и сформированных навыков самореализации является верным признаком личностной зрелости. Иногда в литературе ее называют еще «потребность быть личностью». Разрабатывая формы личностной самореализации, К. Левин исходил из того, что изменения в мотивации поведения людей гораздо быстрее происходят в процессе их группового, а не индивидуального функционирования, а самореализация связана с рефлексией того, как воспринимается деятельность индивида другими людьми. В связи с тем, что самореализация подразумевает целенаправленную и трудную работу над собой, ей предшествует достаточно продолжительный путь познания, накопления жизненного опыта, развития саморегуляции и самооценки, выполнения требований формирования активного отношения к себе и миру на основе складывающегося самосознания, определения жизненных целей — доступных, понятных, осознанных задач и перспектив саморазвития и заинтересованного включения в личностно значимую деятельность.

Сложная мотивационная палитра, связанная с социализацией представляется как иерархия мотивов познания, увлеченности, достижений, самореализации, а также производных от них мотивов интеграции, общественной пользы и лидерства. Важным показателем успеха в профессиональном самоопределении является новаторская позиция - творческое, новаторское отношение к действительности. Исследование закономерностей профессионального самоопределения как социогенного механизма представляется целесообразным на стыке ряда педагогических парадигм - теории профессионального образования, теории воспитательных систем и педагогики творчества. В сочетании они дают сплав эффективной организационнопедагогической формы и креативного содержания, оптимизирующего воспитательный процесс в профессиональной школе.

Определяя критерии и показатели эффективности профессионального колледжа как педагогической системы обеспечения позитивной социализации студентов на личностном уровне, исходя из специфики профессионального колледжа, мы рассмотрели в качестве гипотетического критерия позитивной социализированности студентов их профессиональную самоопре-деленнность и такой ее показатель, как самостоятельность. Самостоятельность, как органичная его потребность и способность одновременно, представляет важнейший психологопедагогический эффект социализации. Охватывая различные сферы самосознания, она раз-

вивается с неодинаковой интенсивностью, дает частный или общий результат, но при этом всегда реально проявляет себя в существенных для личности связях и отношениях.

По мнению С.В. Евтушенко, творческие объединения могут формироваться только «естественным» путем, когда дети свободны в выборе деятельности. В то же время творческие объединения так или иначе должны участвовать в реализации социально значимых проектов. Анализируя проблему обеспечения позитивной социализации студентов и пути их реализации в профессиональных колледжах, мы убедились в том, что любая воспитательная система может считаться эффективной, если создаст оптимальные условия для проявления в социокультурной среде всех основных параметров позитивной социализации личности - ее общественно полезной, творческой деятельности, гуманистически ориентированных отношений и общения. В этой связи представляется очень точным наблюдение Б.З. Вульфова: «...возможности среды по формированию личности тем больше, чем сильнее жизнедеятельность этой личности влияет на совершенствование данной среды». Дело педагога в том, чтобы насытить жизнь студентов социализирующей деятельностью - познавательной, творческой, общественно полезной, обеспечивающей гармонию интересов ребенка и общества. В такой деятельности достигаются наилучшие результаты - развиваются навыки общения, лидерские качества, усваивается важный жизненный опыт, растет культурный уровень, формируются творческая направленность личности, гражданская позиция. Этому должна служить специальная педагогическая система, на разработку которой нацелено исследование.

Констатирующий этап нашего исследования был связан со сбором эмпирического материала, теоретическим анализом проблемы, определением концептуальных подходов к исследованию закономерностей обеспечения позитивной социализации детей и юношества. Для исследования было существенно, что профессиональный колледж - относительно новый тип образовательного учреждения, на основе обучения, воспитания, развития и социализации студентов призванный обеспечить овладение ими профессией, специальностью, квалификацией. Он интегрирует начальное, среднее и, как теперь уже нередко бывает, первую ступень высшего образования. Столь сложная структура может работать эффективно только при наличии оптимального управленческого механизма, сориентированного на запросы многоуровневого профессионального образования.

Первая фаза эксперимента была связана с развертыванием подсистем, обеспечивающих позитивную социализацию студентов, корректировкой критериев и показателей эффективности данного процесса на основе их факторного анализа, вторая фаза - с реализацией структурно-функциональной модели педагогической системы обеспечения позитивной социализации студентов профессионального колледжа на практике, третья фаза - с разработкой принципов ее деятельности.

В ходе «пилотного» исследования была получена картина ценностных ориентаций студентов, ставшая для нас отправной в последующем анализе. Среди опрошенных было 14% - автотехников, 13% - государственных служащих, 12% - реставраторов, 12% - правоведов, 9%

- столяров,7% - сварщиков, 5% - менеджеров, 5% - плотников, 3% - учителей и 17% - не определившихся с профессией.

В колледже 80% студентов - москвичи, остальные - 20% родились в различных регионах России. Характерно, что на вопрос, связанный с благоустройством города «Что бы Вы сделали для процветания родного города?» - самое большое число ответов 40% - отдано альтернативе: «очистил бы город от приезжих». 21% - более заботливых и считает, что надо очистить Москву от мусора, 10% - что надо построить новые дома, 18% - отдает предпочтение матери-

альным проблемам, так как им бы хотелось получать высокую зарплату, утверждая, что от этого зависит «процветание» Москвы. На вопрос: «С каким чувством Вы смотрите в будущее?», -66% респондентов выражают уверенность в осуществлении своих планов и смотрят в будущее «с чувством надежды». Но есть и такие, которые «не ждут особых перемен» - 19%, смотрят в будущее с «тревогой и неуверенностью» - 10%. Органичным продолжением явился и вопрос о жизненных планах: «Ваши планы на ближайшие 10 лет?». Наибольшее количество респондентов - 22% выбрало ответ «найти хорошо оплачиваемую работу». Стремление «быть полезным другим» - 10 %, желание реализовать себя и как можно больше узнать в области приобретаемой профессии и «стать высококвалифицированным специалистом» - всего 15 %, 10% респондентов хотели бы встретить любимого человека, 16% - создать семью.

Самое большое предпочтение обучающиеся отдают материальному благополучию - 23%, любви - 23% и всего лишь 4% - служение Родине, 3% - служению людям.

Стремление выжить, материальные заботы, а порой и откровенная нужда заслоняют собой то лучшее, духовное, которое генетически передается из поколения в поколение. Особенно ярко данная тенденция отразилась на представлениях респондентов о патриотизме. Достаточное количество обучающихся сравнивают Родину с домом, где родился - 47%, с друзьями

- 4%, с внутренним достоинством - 5%, с собственным благополучием - 3%, и только 1% обучающийся связывает патриотизм с учебным заведением, где учится. А ведь учебное заведение, в котором получают начальные профессиональные знания, умения и навыки, по сути являются втором домом. Откуда такое безразличие? Ответить на этот вопрос во многом помогает анализ ответов обучающихся на следующий вопрос: «С чем Вы связываете понятие труд»? Оказывается, труд связан, по их мнениям, «с обязанностью» - 22%, «с необходимостью» -26%, «со средством существования» - 23%, «с богатством» - 6%.

Представляют интерес ответы на такой вопрос, как «Для чего Вы учитесь в данном учебном заведении?». Оказывается, большинство считает, что им необходимо приобрести «престижную профессию», и таких ответов большинство - 31 %, а «стать профессионалом своего дела» - 17%, таких, к сожалению, очень мало. И тем не менее, обучающие стремятся «добиться высокого положения в обществе» - таких 5%. Спрашивается, а как тогда они собираются добиться такого положения, чтобы «занимать высокие должности» - 12%, «научиться зарабатывать как можно больше денег» - 13% ,«жить не хуже других» - 3%. Есть и такие, которые учатся лишь для того, чтобы «удовлетворить желания родителей» - 10%.

На вопрос: «С чем Вы связываете понятие добро?» были получены следующие ответы: самое большое количество предпочтений отдано семье и 21% считает, что добро связано с родителями, по 8% - с Богом, с животными, с уютным домом, 9% - с всепрощением, только 3% связывают добро с Отечеством и так же 3% - с богатством. Добро пробуждает совесть, которая рано или поздно встаёт на защиту справедливости, мира и счастья. Не случайно некоторые ответы респондентов связаны с «сопереживанием» - 5%, «всепрощением» - 9%, «со светом» - 2%, «благотворительностью» - 7%.

На вопрос «Что Вы больше всего любите?» были даны следующие ответы: природу - 14%, находится с близкими людьми - 10%, спорт - 8%, музыку - 6%, читать книги - 6%, развлекаться - 5%. Наиболее интересные ответы получены на вопрос: «Кого Вы больше всего любите?». Оказывается, 29% любят своих родителей, 22% обучающихся не дали ответа, но 17% вполне категорично заявили, что любят себя. Несмотря на то, что наши респонденты заявляют, что они не любят учиться, они утверждают, что им нравится учиться в своем колледже -73%, только 1% учащихся отвечает, что им не нравится колледж, и 26% - не дали никакого от-

вета. На вопрос: «Что больше всего нравится в вашем учебном заведении?», - даны такие ответы: 10% - нравится все, 9% утверждает, что им нравится «халява», 6% - перемены, 7% -нравится столовая, 6% - общение и возможности для творчества, 5% - физкультура.

В выбранных профессиях обучающихся больше всего привлекает: возможность сделать карьеру - 21%, высокая заработная плата - 12%, возможность добиться высокого положения в обществе - 7%, престиж - 10%, возможность реализовать свои способности - 17%. На вопрос «Ваше представление о профессионализме?». 28% прямо говорят, что имеют «смутное представление», 11% считают, что надо «знать свое дело», 10% считают, что надо «получать деньги», только 5% отмечают, что надо реализовать свои способности, 4% - быть хорошим специалистом, 3% - профессионально подойти к делу.

Учитывая полученные в пилотном исследовании результаты, моделируя педагогическую систему обеспечения позитивной социализации студентов, исходя из социального заказа воспитанию, мы определили такие приоритетные направления его развития в колледже, как «Гражданственность» и «Профессия».

В процессе эксперимента предстояло наполнить их актуальным содержанием, проверить его с точки зрения результативности. Этот подход был предложен московским колледжам №№ 13, 15, 26, участвующим в федеральной экспериментальной площадке по теме: ««Профессиональное самоопределение как фактор позитивной социализации молодежи». На этой основе был организован 3-фазный формирующий эксперимент. Цель разработки системы позитивной социализации студентов определила наше особое внимание к концепции А.Н. Леонтьева, согласно которой личность, творчески преобразовывая окружающий мир, созидает себя. Он демонстрирует логику превращения индивида из объекта, элемента деятельности в ее субъекта, активного творца - преобразователя действительности. Итак, первая фаза эксперимента была связана с развертыванием подсистем, обеспечивающих позитивную социализацию студентов, корректировкой критериев и показателей эффективности данного процесса. Основной опорой конструктивной работы выступал наш Строительный колледж № 26, на базе которого проходила своеобразная стандартизация форм и методов воспитания студентов, призванных сформировать актуальное содержание педагогической системы позитивной социализации студентов.

Первой из них выступала подсистема «Гражданственность», базировавшаяся на двух целевых программах колледжа: патриотической работы, интернациональной работы и волонтерства. В колледже бережно хранится память о героическом прошлом народа - работает 4 музея боевой и трудовой славы. В материалах музеев широко рассказывается о воинах различных родов войск, о подвигах старшего поколения, о стойкости защитников Москвы, героизме воинов - сталинградцев, о наступательном прорыве наших войск на Курской дуге, о преодолении трудностей в боях за Днепр и Украину, о завершающих операциях 1944-1945 годов. Ведется активная поисковая работа, за период своего существования участники двух поисковых отрядов «Юнкер» и «Фронт» провели поиски останков погибших героев Великой Отечественной войны в Можайском районе Московской области, Тверской, Смоленской, Псковской, Тульской, Мурманской областях. За последние годы найдено более 1150 останков погибших героев, которые были перезахоронены, и более 750 различных реликвий минувшей войны, пополнившие экспонаты музеев колледжа и подшефных московских школ с этнокультурным компонентом образования №№ 1186, 1331, 110.

Совместно с мастерами п/о учащиеся проводят реставрационные работы по благоустройству памятников, регулярно возлагаются цветы и венки к памятным датам. Музейно-

мемориальная работа сопровождается благотворительными акциями совместно с управами и советами ветеранов районов «Люблино», «Южнопортовый», «Нижегородский», «Кузьминки», «Текстильщики», «Марьино» и окружным Советом ветеранов ЮВАО. За каждым участником Великой Отечественной войны и тружеником тыла, нуждающимся в помощи, закреплены учащиеся, которые регулярно в течение года оказывают помощь в уборке квартир, ремонте мебели, электробытовой техники, сантехнического оборудования, закупке продуктов и медикаментов. Вместе с мастерами п/о студенты разносят ветеранам подарки, купленные на средства, заработанные учащимися во время производственной практики. Колледжем организовано шефство над пансионатом для ветеранов войны и труда № 17 района «Люблино» ЮВАО, детскими домами № 19, 20, Психоневрологическим интернатом № 11, школам с этнокультурным компонентом образования. Колледж шефствует над Профессиональным училищем № 2 г. Грозного. Ежегодно проводится акция «В помощь детям Чечни». В училище направляются учебники, художественная литература, телевизоры, компьютеры, детские книжки, игрушки, настольные игры, одежда.

Подсистема «Профессия» - неотъемлемая составляющая позитивной социализации студентов профессиональных колледжей. Она придает воспитательному процессу в них особую эффективность, так как формирует особую разновозрастную общность людей, тесно связанных социально значимой профессиональной деятельностью и гуманистическими отношениями.

Целью подготовки специалистов в системе НПО-СПО стало формирование личности профессионала, способного работать в условиях постоянно изменяющегося рынка и конкуренций на нем. Квалифицированный работник, конкурентоспособный на рынке труда, компетентный, ответственный, свободно владеющий профессией и ориентированный в смежных областях деятельности, способный к эффективной работе на уровне мировых стандартов, профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности - таков идеал выпускника профессиональной школы.

Профессиональные колледжи предоставляют сегодня благодатную почву для развития разновозрастных общностей, тесно связанных социально значимой профессиональной деятельностью и гуманистическими отношениями.

Как показывают исследования, формирование таких общностей не только наполняет особым смыслом образование, но преображает и социум, представляющий собой ничто иное, как комплекс человеческих общностей.

Компетентностный подход - надпредметный, он не реализуется в полной мере только в рамках одного или нескольких предметов. Формирование компетенций происходит также на факультативных занятиях, классных часах, внеклассных мероприятиях, при проведении которых используются развивающие технологии обучения. В результате такого обучения преподаватель получает более высокий результат своего труда - компетентного студента; а студент -опыт практической деятельности, необходимый для дальнейшего саморазвития. Продуктом профессионализации является профессиональная компетенция, которая не сводится к простой квалификации, это нечто большее. Компетенции - набор умений и навыков, необходимых для успешной самореализации на рынке труда. Это «включенная», самостоятельно реализуемая, способность, основанная на личностно-значимом опыте, ценностях и наклонностях, которые человек развил будучи вовлеченным в образовательную практику.

Приобщению к профессии строителя служат многочисленные, проводимые в процессе обучения экскурсии - знакомства с архитектурой. Учащиеся регулярно посещают музеи-заповедники «Коломенское», «Кусково», «Царицыно», «Новый Иерусалим», музеи мебели, деко-

ративно-прикладного искусства. Незабываемым для студентов стало участие в отделке таких известных сооружений, как Храм Христа Спасителя, Олимпийский спорткомплекс, стадион Лужники, ДК АЗЛК, работа на летней реставрационной практике в Кенозерском национальном парке Архангельской области. Профессионализации студентов служит привлечение их к конкурсам проектов по архитектуре и дизайну. Их проекты «Стрелец» и «Наследие» заняли призовые места на столичных конкурсах, всероссийских бизнес - фестивалях. В целом системный подход к воспитанию студентов очевидно способствовал росту их творческой активности.

Совместное творчество преподавателей, мастеров производственного обучения и обучающихся - наиболее эффективный, проверенный путь раскрытия талантов, становление исследователя. Эта работа также позволяет колледжу вот уже несколько лет подряд представлять экспонаты на городские выставки технического творчества, участвовать в конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу обучающихся. В рамках самого колледжа силами обучающихся разработаны и установлены демонстрационные стенды в аудиториях, лабораториях и производственных мастерских. Реальные разработки, совместная деятельность над их выполнением сближает преподавателей и студентов, способствует сохранению добрых отношений и после окончания колледжа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.