УДК 37.017.4
DOI 10.25688/2076-9121.2019.47.1.11
А.С. Русина
Формирование электоральной грамотности как актуальная задача современного гражданского образования старшеклассников
В статье предпринята попытка обосновать новый вид функциональной грамотности школьников — электоральной. Автор, опираясь на концепцию функциональной грамотности, традиционные подходы к гражданскому образованию и гражданскому воспитанию, раскрывает содержание электоральной грамотности как образовательного результата.
Ключевые слова: функциональная грамотность; электоральная грамотность; гражданское образование школьников.
Одним из традиционных векторов развития содержания школьного образования является приближение его к социальным и культурным реалиям, на современном этапе указанная задача может быть решена в рамках практического осуществления концепции функциональной грамотности. Действительно, за последние годы реализован ряд проектов по формированию финансовой грамотности (проекты НИУ ВШЭ совместно с Министерством финансов РФ, Всемирным банком; РГПУ им. А.И. Герцена, издательской группой «Дрофа»; Центральным банком РФ и т. д.), региональные программы правового и экономического просвещения. Названная тенденция создает возможности для нового, концептуального решения задач гражданского образования школьников. Опираясь на положения Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р; URL: http://static.govemment.ru/ media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyH№itwN4gB.pdf), представляется возможным выдвинуть идею о формировании электоральной грамотности у обучающихся в общеобразовательных организациях.
Это такие положения, как:
- формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности;
- воспитание в детях умения совершать правильный выбор в условиях возможного негативного воздействия информационных ресурсов;
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности;
© Русина А.С., 2019
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- разработка и реализация программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей.
Вопросы подготовки современного школьника к реализации своих гражданских прав и обязанностей рассматриваются в контексте гражданского образования (О.В. Лебедева, Г.Т. Суколенова, И.В. Суколенов и др.), гражданского воспитания (А.С. Гаязов, Л.И. Аманбаева, Г.Я. Гревцева, Л.В. Кузнецова и др.), формирования гражданственности (Е.Л. Власова, Н.А. Иванова, Л.Х. Погосян, Е.С. Вагайцева и др.), в процессе политической социализации школьников (С.В. Данилов, С.А. Лошакова, И.В. Самаркина, Е.Б. Шестопал и др.). Особую группу составляют диссертационные работы, представляющие модели гражданского образования за рубежом (Ю.С. Спицин, А.В. Фахрутдинова, Е.Н. Харитонова и др.) [1].
В социологических, политологических, культурологических и психологических исследованиях широко анализируются понятия «электоральность» (Э. Даунс, П. Лазарсфельд, С.М. Липсет, С. Роккан и др.), «электоральный процесс» (Р. Кац, Н.П. Пищулин, Д. Робертсон, Н.В. Трошина и др.), «электоральная культура» (И.Н. Гомеров, А.М. Сутырин и др.), «электоральное поведение» (в рамках социологического, социально-психологического и рационального подходов). В связи с предметом исследования особое значение для нас имели современные интерпретации и содержание термина «грамотность» (К.А. Баранников, А.В. Милехин, Т.В. Набиева, И.М. Реморенко, И.Д. Фрумин и др.) [2, 3]; исследование глобальной компетентности, проведенное PISA; многообразие научных работ, рассматривающих процессы формирования функциональной, экономической, финансовой, гражданской, политической, правовой, юридической, поликультурной, информационной, экологической и прочей грамотности. Понятие «электоральная грамотность» является новым для исследований в области педагогических наук и обосновывается нами на основе современных представлений о функциональной грамотности человека.
Электоральная грамотность как образовательный результат представляет собой готовность обучающегося к квалифицированному практическому осуществлению нормативно-установленных для граждан избирательных прав и свобод.
Содержательно электоральная грамотность может быть представлена как комплекс взаимосвязанных компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивно-информационного и операционно-поведенческого.
Мотивационно-ценностный компонент характеризуется устойчивым ценностным отношением личности к гражданским правам и свободам, субъективной значимостью для старшеклассника реализации своих избирательных прав и свобод в будущем.
Круг ценностных ориентиров, значимых для формирования мотивационно-ценностного компонента электоральной грамотности, представляется следующим образом:
- гражданские права и свободы (осознание неотчуждаемости, естественных прав и свобод человека, отражающих ценность жизни, свободу и неприкосновенность личности);
- гражданское участие (осознанное старшеклассником намерение действовать в интересах общества, на благо общества, обеспечивая его поступательное развитие);
- ценности гражданского (социального) блага (осознание старшеклассником значимости индивидуальной гражданской (социальной) активности в интересах общества);
- гражданская ответственность (осознание старшеклассником обязанности совершения действий в интересах общества, уверенное принятие последствий за совершенные действия);
- гражданская справедливость (принятие должного соответствия между деянием и воздаянием в отношении человека и общества);
- гражданская инициатива (осознанное старшеклассником намерение проявлять активность в предложении вариантов улучшения гражданского состояния большинства);
- гражданский выбор (как представление об альтернативности путей развития гражданского общества через участие в электоральном процессе).
Ценностные ориентиры, составляющие смысловую основу электоральной грамотности, отражены в источниках избирательного законодательства, прежде всего на конституционном уровне. Они могут различаться в зависимости от форм и способов организации политической власти в государстве. Ценности гражданского общества, реализуемые в условиях правового государства, определяются спецификой историко-культурного развития определенного типа общества, правовыми обычаями и традициями, характером института власти и допустимыми формами участия народа в ее реализации.
Когнитивно-информационный компонент предполагает полноту представлений старшеклассника о содержании электорального процесса в гражданском обществе, об алгоритмах реализации гражданином избирательных прав и свобод, а также осознание значимости реализации гражданином избирательных прав и свобод как важнейшего механизма функционирования правового государства.
Информационная составляющая включает целый спектр знаний и представлений:
- о самобытности и специфике исторического развития государства, противоречиях в формировании гражданского общества и правового государства, о государстве, правах и обязанностях граждан;
- о политической системе как системе взаимодействия политических субъектов, реализующих государственную власть и управление обществом;
- о легитимности института власти и ее концентрации (распределении и перераспределении) в соответствии с государственным (политическим) устройством и действующим законодательством;
- об альтернативности политической деятельности в рамках политических партий, ассоциаций, сообществ;
- об избирательном законодательстве, избирательных правах и возможностях их реализации в конкретном типе политической системы;
- об этапах электорального процесса и нормативно-правовых возможностях участия в нем (электоральные права и способы их реализации, варианты участия в выборах, знания об избирательной кампании и политической ситуации в стране, знакомство с программами политических партий и кандидатов на замещаемую должность).
Когнитивная составляющая, с одной стороны, формируется в условиях специфической исторической преемственности форм гражданско-правовой традиции; с другой стороны, предполагает целенаправленное осмысление старшеклассником следующих необходимых действий:
- реализации гражданином избирательных прав и свобод для функционирования правового государства;
- анализа и критического осмысления информационной стороны электорального процесса для адекватного участия в нем, необходимость освоения соответствующих умений;
- интерпретации личностных смыслов участия в электоральном процессе для квалифицированного осуществления своих избирательных прав и свобод в будущем.
Операционно-поведенческий компонент предполагает осознанность старшеклассником социальной роли участника электорального процесса, реализующего свои избирательные права и свободы, наличие опыта анализа и осуществления выбора в соответствии с действующими нормами избирательного права.
Подготовка старшеклассника к квалифицированному практическому осуществлению избирательных прав и свобод предполагает освоение им ряда умений:
- организовывать собственное участие во всех этапах электорального процесса в качестве избирателя в соответствии с действующими нормами избирательного права;
- анализировать и критически осмыслять информационную сторону электорального процесса для квалифицированного осуществления гражданского выбора;
- формулировать и задавать вопросы и участвовать в дискуссиях об электоральном процессе (с целью формирования мнения о кандидатах, уточнения политической позиции, сравнения программных документов политических партий);
- выдвигать требования от лица большинства и добиваться их реализации;
- анализировать социально-политическую ситуацию в стране, выявлять проблемы, выдвигать требования и формулировать политическую позицию, выступая в роли потенциального кандидата на замещение государственной должности;
- осуществлять выбор в соответствии с действующим законодательством (способность грамотно заполнить избирательный бюллетень, понимать алгоритм подсчета голосов, интерпретировать рейтинги избирательных комиссий);
- анализировать итоги избирательной кампании.
Операционно-поведенческий компонент проявляется в освоении личностью конкретных действий в рамках электорального процесса, соответствии электорального поведения требованиям норм права и социальным ожиданиям, осознанности выбора того или иного варианта собственной электоральной стратегии.
Взаимосвязь компонентов электоральной грамотности требует осознанного вовлечения старшеклассников в качестве будущих избирателей в электоральный процесс в соответствии с историко-культурной традицией и нормами действующего избирательного права. Структура электоральной грамотности как совокупности трех компонентов обуславливает соответствующую структурность, целостность и практико-ориентированность процесса формирования электоральной грамотности старшеклассников в условиях общеобразовательной школы.
В настоящее время актуальность задач формирования электоральной грамотности старшеклассников обусловлена сменой парадигм гражданского образования в России: от воспитания гражданина, принимающего и поддерживающего идеологическую конструкцию общества и государства как единого целого, к подготовке социально и политически активного члена общества, способного иметь и выражать мнение о государстве. Осознанное и активное участие гражданина в электоральном процессе является одним из важнейших действий, позволяющих человеку реализовать свои гражданские права и свободы, с одной стороны, и содействовать развитию практик гражданского общества, с другой стороны. В связи с этим перед общеобразовательной школой стоит не только общая задача формирования гражданственности школьника, но и задача подготовки его к самостоятельной ориентации и действиям в социально-политическом пространстве. Формирование электоральной грамотности современных российских школьников как субъектов политико-правовой и социально-правовой деятельности сопряжено с формированием положительной мотивации будущих избирателей к реализации своих гражданских прав на фоне падения интереса молодежи к политическому процессу, утраты социально-политической референтности, повышения митингово-демонстра-ционной активности граждан.
Литература
1. Александрова Е.А., Суменков И.А. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов в вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 235-238.
2. Баранников К.А., Вачкова С.Н., ДемидоваМ.Ю., Реморенко И.М., Решетникова О.А. О регулировании содержания образования на современном этапе обновления системы образования в Российской Федерации // Вестник образования. 2016. № 14. С.69-80.
3. Милехин А.В. Психологическая грамотность как психолого-педагогическое условие социализации старшеклассников // Психологическая наука и образование. 2012. № 2. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_2_2916.pdf (дата обращения: 18.01.2019).
Literatura
1. Aleksandrova E.A., Sumenkov I.A. Soprovozhdenie kuratorom grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov v vuze // Baltijskij gumanitarny'j zhurnal. 2017. T. 6. № 4 (21). S. 235-238.
2. Barannikov K.A., Vachkova S.N., Demidova M.Yu., Remorenko I.M., Reshetni-kova O.A. O regulirovanii soderzhaniya obrazovaniya na sovremennom e'tape obnovleniya sistemy' obrazovaniya v Rossijskoj Federacii // Vestnik obrazovaniya. 2016. № 14. S. 69-80.
3. MilexinA.V. Psixologicheskaya gramotnost' kak psixologo-pedagogicheskoe uslovie socializacii starsheklassnikov // Psixologicheskaya nauka i obrazovanie. 2012. № 2. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2012_2_2916.pdf (data obrashheniya: 18.01.2019).
A.S. Rusina
Formation of Electoral Literacy as an Actual Problem of Modern Civil Education
in Senior High School Students
The article attempts to justify a new type of functional literacy of schoolchildren — electoral literacy. The author, based on the concept of functional literacy, traditional approaches to civic education and civic education, reveals the content of electoral literacy as an educational result.
Keywords: functional literacy; electoral literacy; civic education of schoolchildren.