Научная статья на тему 'Формирование экстремальных способностей курсантов-летчиков в процессе парашютно-спасательной подготовки'

Формирование экстремальных способностей курсантов-летчиков в процессе парашютно-спасательной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
540
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАШЮТНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенно Анатолий Филиппович

В статье анализируется сущность и содержание понятия «экстремальные способности», обосновывается значение их формирования для эффективности профессиональной деятельности летчиков, характеризуется экспериментальная программа оптимизации морально-психологической подготовки летчиков к действиям в экстремальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пенно Анатолий Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экстремальных способностей курсантов-летчиков в процессе парашютно-спасательной подготовки»

УДК 797.5 ББК 15.24.7 П 25

А.Ф. Пенно

Формирование экстремальных способностей курсантов-летчиков в процессе парашютно-спасательной подготовки

(Рецензирована)

Аннотация:

В статье анализируется сущность и содержание понятия «экстремальные способности», обосновывается значение их формирования для эффективности профессиональной деятельности летчиков, характеризуется экспериментальная программа оптимизации морально-психологической подготовки летчиков к действиям в экстремальной ситуации. Ключевые слова:

Парашютно-спасательная подготовка, аварийная ситуация, экстремальные условия, экстремальные способности.

Стремительное развитие современной военной авиации значительно изменило характер вооруженной борьбы в воздухе. Она отличается высокой маневренностью, скоротечностью и направленностью, быстрым и резким изменением обстановки, расширяющимися возможностями применения вооружения и общим повышением боевой эффективности. В связи с этим все силы научно-технического прогресса направлены на совершенствование авиационной техники и на повышение уровня ее надежности в эксплуатации.

Однако, несмотря на значительные улучшения материально-технической оснащенности авиации, отмечается неуклонный рост человеческих жертв и увеличение материальных потерь в результате аварий и катастроф, возникающих в полете. Это приводит к тому, что специалисты все чаще говорят не о проблеме технической надежности летательного аппарата, а о роли человеческого фактора в безопасности летного труда [1, 4].

Надежность профессиональной деятельности летчика в аварийных ситуациях зависит от многих сторон его теоретической, практической, морально-психологической и физической подготовленности. Однако существует совокупность психофизиологических способностей человека, которые составляют основу его деятельности в нестандартных ситуациях - экстремальные способности. Они определяют соответствие поведения и деятельности человека

в экстремальных ситуациях и выступают важнейшей предпосылкой успеха в них.

Экстремальные способности человека - это высокая степень соответствия его индивидуальных особенностей требованиям поведения и действий в экстремальных ситуациях, выступающая в качестве важной предпосылки успеха в них и обеспечения своей безопасности [3].

Общие экстремальные способности отражают способность человека действовать в экстремальных обстоятельствах жизни, а специальные экстремальные способности - в особых, наиболее сложных, профессионально обусловленных ситуациях. Их сформированность позволяет сделать предположение об эффективном поведении человека в экстремальных ситуациях.

Проведенный анализ научной литературы, опыта действий военнослужащих в условиях аварийной ситуации, а также собственные наблюдения позволили определить наиболее значимые экстремальные способности летчиков, обеспечивающие ее результативность.

Социальные: жизненные ценности и убежденность человека, его общий кругозор знаний, нравственное развитие, особенности нервной системы. Адаптивные: подвижность и работоспособность нервной системы, тип темперамента, воля, психофизиологические свойства, мышление и др. Профессиональные: экстремальная обученность, быстрота мышления, быстрота реакции, сообразительность и творче-

скость, эмоциональная устойчивость, стрессо-устойчивость, выносливость к физическим и психологическим перегрузкам, внутренняя готовность к встрече с трудностями, неожиданностями и их преодолению, повышенная активность и энергичность, проявление стойкости, мужества, готовности к самопожертвованию.

В профессиональной деятельности военных летчиков аварийные ситуации (АС), при которых утрата (повреждение) воздушного судна является наиболее вероятным исходом полета, являются сложнейшими экстремальными ситуациями, требующими от пилота проявления всех экстремальных способностей. Важнейшими из них являются профессиональные экстремальные способности, формирующиеся в процессе профессиональной подготовки будущего военного летчика:

- теоретическая и практическая подготовленность летчика к катапультированию, использованию парашютной системы, выживанию после приземления, в том числе автономному;

- морально-психологическая подготовленность летчика, выражающаяся в сформирован-ности эмоциональной и стрессовой устойчивости, устойчивости внимания, развитости практического мышления, подвижности и работоспособности нервной системы и т. д.;

- профессионально-прикладная подготовленность, проявляющаяся в сформированности у летчика быстроты реакции, быстроты вестибулярного, временного, пространственного и зрительного анализаторов, координационных способностей, общей выносливости, силовых способностей мышц верхнего плечевого пояса, спины, ног.

Эффективность формирования профессиональных экстремальных способностей военных летчиков в процессе профессиональной подготовки обеспечивает совокупность психологопедагогических условий и механизмов, среди которых приоритетное значение имеют субъективные условия (личностные качества обучающихся, высокий уровень общей и профессиональной подготовленности, устойчивая положительная мотивация творческой профессиональной деятельности, сформированная «Я»-концепция) и объективные условия (личность и поведение педагога, морально-психо-

логический климат в коллективе, материальнотехническая база, проблемная организация учебного процесса, направленность парашютно-спасательной подготовки на формирование всех компонентов экстремальной подготовленности курсантов).

Наиболее благополучные условия для их формирования и развития созданы в процессе парашютно-спасательной подготовки курсанта. Именно в данном направлении подготовки есть все необходимые условия для совершенствования экстремальной подготовленности курсанта. В нем изучается материальная часть средств спасения, правила их использования, отрабатываются действия на специальных тренажерах, выполняются учебные прыжки с парашютом, изучается опыт вынужденных покиданий самолета, а также совершенствуются моральнопсихологические и физические качеств, необходимые в условиях аварийной ситуации.

Однако анализ практики реализации процесса подготовки курсантов к действиям в условиях аварийной ситуации показал, что в нем существует ряд противоречий между:

- объективной потребностью современной авиации в подготовке военного летчика со сформированными экстремальными способностями, позволяющими адекватно действовать в условиях аварийной ситуации, и недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы;

- необходимостью целенаправленного формирования у будущих военных летчиков комплекса экстремальных способностей, базирующихся на их теоретической, практической, морально-психологической и профессиональноприкладной физической подготовке, и низкой реализацией этого процесса в профессиональной подготовке.

Для изменения сложившейся ситуации мы разработали психолого-педагогические условия организации и проведения учебной дисциплины «Парашютно-спасательная подготовка и выживание летных экипажей». Выбор дисциплины основывался на том, что ее главная цель -это подготовка командира, способного руководить экипажем при вынужденном покидании воздушного судна, терпящего бедствие, и при выживании в различных климатогеографических условиях. Это дало возможность влиять на

уровень развития у курсантов всех профессиональных экстремальных способностей.

Изменения затронули все стороны организации и проведения учебной дисциплины. Основным направление преобразований было изменение распределения часов учебной нагрузки по семестрам обучения. Так, для повышения парашютно-спасательной подготовленности

курсантов к действиям в экстремальных ситуациях основной объем учебной нагрузки был перенесен с 4 курса на 3 курс, что позволило увеличить количество лекционных часов с 8 до 20 и практических - с 10 до 40 часов. Также было увеличено количество теоретических часов, отводимых на изучение аварийноспасательного раздела дисциплины (с 2 до 6 часов), и введено теоретико-практическое освоение специальной подготовки (24 часа).

Данное распределение учебной нагрузки способствовало формированию у курсантов знаний по всем направлениям парашютноспасательной подготовки, развитию у них профессионально значимых двигательных умений и навыков, а также обеспечивало их моральнопсихологическую подготовленность.

Внесение изменений осуществлялось в рамках юридически закрепленных академических свобод и проходило на фоне личностноориентированного обучения, актуализации профессиональных знаний и умений на основе развития рефлексии и эмпатической позиции.

Важной особенностью нашей экспериментальной программы является внедрение в занятия специально разработанных психологических тренингов, упражнений и заданий, которые позволяют решать одну из главных задач учебного курса - формирование моральнопсихологической подготовленности курсанта к действиям в аварийных ситуациях.

Для этого на каждом учебном занятии в течение 10-15 минут проводились различные психологические тренинги, направленные на формирование у курсантов умений владеть собой, своими эмоциями, своим психологическим состоянием.

Умение владеть собой - продукт знания человеком состояний, возникающих в трудных условиях, веры в возможности их регуляции, желание подчинять их своей воле, знания методов и приемов самоуправления и доведения их до автоматизма.

Для формирования этого умения необходимо осуществить глубокую психофизиологическую перестройку имеющихся знаний и навыков, сформировать механизм саморегуляции, при действии которого внутренняя речь (разговор с собой, внутренняя речь, мысли) ассоциативно и рефлекторно начинают вызывать внутренние психологические и физиологические изменения. С этой целью нами использовались психотоническая, аутогенная, психорегулирующая тренировки, а также применялась техника волевой саморегуляции.

Практические занятия были направлены на формирование у курсантов профессионально значимых умений и навыков, развитие физических качеств, совершенствование моральнопсихологических черт.

Особенности авторской программы выражались в их направленности на формирование у курсантов всех экстремальных способностей летчика, вырабатывающихся в процессе профессиональной подготовки.

Главной ее спецификой является включение в состав всех частей урока специально разработанных комплексов физических упражнений и психологических тренингов, которые были классифицированны по группам в соответствии с профессионально значимыми и морально-психологическими качествами будущих военных летчиков, проявляемых в тот или иной этап деятельности в условиях АС.

Включение в образовательный процесс комплексов общеразвивающих и специальных упражнений способствовало всестороннему решению задач профессиональной (деятельностной) и профессионально-прикладной физической подготовки курсантов. Применение психологических тренингов, заданий на развитие внимания, усидчивости, сосредоточенности позволило решить задачи психофизического развития обучаемых.

Полученные результаты позволяют утверждать, что у курсантов, обучающихся по авторской программе, значительно повысился уровень сформированности экстремальных способностей, необходимых летчику для эффективного выхода из аварийной ситуации.

Для определения сформированности у курсантов профессиональных экстремальных способностей нами использовались следующие компоненты и критерии:

- компоненты теоретической подготовленности летчика к действиям в условиях аварийной ситуации: качество теоретических знаний (полнота или бъем, глубина, системность, гибкость, конкретность, оперативность), качество восприятия и понимания (распознание информации, запоминание и понимание, анализ и синтез, свернутость и развернутость), качество использования теоретических знаний в учебных и педагогических ситуациях (умения применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях, умения конструировать новые способы деятельности и т. д.);

- компоненты практической подготовленности летчика к действиям в условиях аварийной ситуации: действия во время катапультирования, использование парашютной системы, жизнедеятельность после приземления или приводнения (правильность, точность, последовательность, быстрота, адекватность, скорость, решительность);

- компоненты морально-психологической подготовленности летчика к действиям в условиях аварийной ситуации: эмоциональная устойчивость (умение контролировать стениче-ские и астенические эмоции, умение контролировать страх и аффекты, восприятие временных отрезков, поведенческие реакции, последовательность и безошибочность действий, правильность восприятия обстановки), проявление волевых качеств (настойчивость и решительность в преодолении внешних и внутренних препятствий, уверенность в своих силах, выдержка, терпеливость, самообладание), внимание (объем, сосредоточенность, распределяе-мость, устойчивость, переключаемость), практическое мышление (четкость, точность, последовательность и обширность в выделении признаков и связей предметов, решении практических и теоретических задач, обобщении и отражении информации и т.д.);

- компоненты профессионально-прикладной физической подготовленности летчика к действиям в условиях аварийной ситуации: быстрота реакции, вестибулярного, временного, пространственного анализаторов, координационные способности, общая выносливость, си-

ловые способности мышц верхнего плечевого пояса, спины и ног (соответствие нормативным показателям).

Результаты опытно-экспериментальной работы позволяют констатировать эффективность разработанных и внедренных психолого-педа-гогических условий и механизмов, направленных на формирование профессиональных экстремальных способностей курсантов-летчиков: высокий уровень теоретической подготовленности показали 41,8% курсантов экспериментальной группы (ЭГ), относительно - 13,0% курсантов контрольной группы (КГ), высокий уровень практической подготовленности показали 54,7% курсантов ЭГ, относительно -19,3% курсантов КГ.

Полученные результаты позволяют утверждать, что у курсантов ЭГ достоверно повысился уровень сформированности экстремальных способностей, позволяющих эффективно действовать в АС. Это проявлялось в их умении быстро и четко выполнять предписанные инструкции, пользоваться различным снаряжением, использовать аварийно-спасательные приборы, проявлять эмоциональную и зрительную устойчивость, применять элементы самовнушения и самоубеждения и т. д. Курсанты показали глубокие знания в вопросах деятельности летного экипажа при катапультировании, использовании парашютной системы и автономного выживания.

Примечания:

1. Александровский, ЮА. Психогении в экстремальных ситуациях / ЮА. Александровский, О.С. Лобастов, Л.И. Спивак. - М., 1991. - 185 с.

2. , . . -ский отбор авиационных специалистов / В А. Бод, . . // /

под ред. НМ. Рудного, П.В. Васильева, С А. Гозу-лова. - М.: Медицина, 1986. - С. 352-365.

3. , . . : . -

бие / Л Д. Столяренко - 11-е изд. - Ростов-н/Д: Феникс, 2004. - 672с.

4. , . .

летчика / В А. Пономаренко. - М.: Воениздат, 1992. - 205 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.