Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОСИСТЕМА / ПРЕИМУЩЕСТВА ЭКОСИСТЕМЫ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подсорин В.А., Булахова П.А.

В статье приведена интерпретация понятия «экосистема», рассмотрены основополагающие аспекты экосистем, изучен экосистемный подход к управлению транспортным комплексом, выделены ключевые элементы таких экосистем, как: Сбербанк, МТС, Тинькофф, Яндекс и VK. Авторы приходят к мнению, что именно на железнодорожном транспорте применимы принципы экосистемы. Перевозка большого количества пассажиров способствует развитию экосистемного подхода при управлении транспортной компанией. В статье изложен подход к оценке принадлежности компании к экосистемам с использованием разработанных критериев. Целью статьи является исследование экономических аспектов экосистемного подхода к управлению транспортным комплексом. Для изучения проблематики вопроса использованы отечественные и зарубежные источники информации (статьи, статистическая отчетность компаний), традиционные методы исследования - анализ, синтез, классификация, сравнение, а также методы цифровой экономики. В ходе проведения исследования была предложена система критериев, с помощью которой возможно объединение и интеграция экономического инструментария управления транспортной компанией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN ECOSYSTEM APPROACH TO MANAGEMENT IN RAILWAY TRANSPORT

The article deals with the interpretation ofthe concept of «ecosystem», considers thefundamental aspects of ecosystems, examines the ecosystem approach to the management of the transport complex, highlighting the key elements of such ecosystems as: Sberbank, MTS, Tinkoff, Yandex and VK. The authors come to the conclusion that the principles of ecosystem are applicable оп the railway transport. The transportation of a large number ofpassengers contributes to the development of an ecosystem approach to the management ofthe transport company. The article outlines an approach to assessing the company's belonging to ecosystems using the criteria developed. The purpose ofthe article is to analyze the economic aspects of the ecosystem approach to the management of the transport complex. Domestic and foreign sources of information (articles, statistical reports of companies), traditional research methods - analysis, synthesis, classification, comparison, as well as methods of digital economy were used to study the issue. During the research, a system of criteria was proposed, with the help of which it is possible to combine and integrate the economic tools of transport company management.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

УДК 504:656.2

DOI 10.52375/20728689_2022_2_114

формирование экосистемного подхода к управлению на железнодорожном транспорте

Подсорин в.А., д.э.н., профессор, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта» Булахова П.А., аспирант, ФГАОУ ВО «Российский университет Транспорта»

В статье приведена интерпретация понятия «экосистема», рассмотрены основополагающие аспекты экосистем, изучен экосистем-ный подход к управлению транспортным комплексом, выделены ключевые элементы таких экосистем, как: Сбербанк, МТС, Тинькофф, Яндекс и VK. Авторы приходят к мнению, что именно на железнодорожном транспорте применимы принципы экосистемы. Перевозка большого количества пассажиров способствует развитию экосистемного подхода при управлении транспортной компанией. В статье изложен подход к оценке принадлежности компании к экосистемам с использованием разработанных критериев. Целью статьи является исследование экономических аспектов экосистемного подхода к управлению транспортным комплексом. Для изучения проблематики вопроса использованы отечественные и зарубежные источники информации (статьи, статистическая отчетность компаний), традиционные методы исследования — анализ, синтез, классификация, сравнение, а также методы цифровой экономики. В ходе проведения исследования была предложена система критериев, с помощью которой возможно объединение и интеграция экономического инструментария управления транспортной компанией.

ключевые условия: экосистема, преимущества экосистемы, железнодорожный транспорт, пассажирские перевозки.

formation of an ecosystem approach to management in railway

transport

podsorm V., Doctor of Economics, professor, FSAEIHE «Russian University of Transport» Bulakhova p., the post-graduate student, FSAEI HE «Russian University of Transport»

The article deals with the interpretation of the concept of «ecosystem», considers the fundamental aspects of ecosystems, examines the ecosystem approach to the management of the transport complex, highlighting the key elements of such ecosystems as: Sberbank, MTS, Tinkoff, Yandex and VK. The authors come to the conclusion that the principles of ecosystem are applicable оп the railway transport. The transportation of a large number ofpassengers contributes to the development of an ecosystem approach to the management of the transport company. The article outlines an approach to assessing the company's belonging to ecosystems using the criteria developed. The purpose of the article is to analyze the economic aspects of the ecosystem approach to the management of the transport complex. Domestic and foreign sources of information (articles, statistical reports of companies), traditional research methods - analysis, synthesis, classification, comparison, as well as methods of digital economy were used to study the issue. During the research, a system of criteria was proposed, with the help of which it is possible to combine and integrate the economic tools of transport company management.

Keywords: ecosystem, ecosystem benefits, rail transport, passenger transport.

Introduction

В настоящее время наблюдается создание экосистем во всех сферах и областях человеческой жизни. Экосистема описывается как энергично и постоянно развивающееся сообщество компаний, которые привносят новую ценность в мир бизнеса путем сотрудничества и конкуренции. На первый план выходят общие цели и интересы. При этом основной приоритет их развития является удовлетворение растущих запросов потребителей. Преимуществами экосистем выступают: [1] удовлетворение большего спектра потребностей пользователя; адаптивное увеличение прибыли при распределении ассортимента; повышение конкурентоспособности; синергия ценности продуктивной линии.

На железнодорожном транспорте можно выделить признаки экосистемного подхода к управлению экономическими процессами. Так, для развития пассажирских перевозок необходимо сосредоточиться на новой модели их осуществления, что позволит не только обеспечить реализацию текущих объемов, но и дальнейший рост с учетом удовлетворения запросов пассажиров. В 2020г. пассажироо-борот на железнодорожном транспорте составил 78,6 млрд. пасс-км, а в 2021г. - 103,4 млрд. пасс-км (табл. 1).

Резкое увеличение объемов перевозок пассажиров и транспортной работы в 2021 году связано с отменой антиэпидемиологических мероприятий, введенных в 2020 г, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Тенденция изменения объемов перевозок пассажиров прослеживается на всех видах транспорта (табл. 2).

В 2019 году количество перевезенных пассажиров на железнодорожном транспорте составило 1201 млн чел. (табл. 2). В 2018 году было перевезено 1160 млн чел. (на 3,4% меньше по сравнению с 2019 годом). Минимальный показатель перевезенных пассажиров пришелся на 2020 год и составил 876 млн чел, что на 325 млн чел или на 27,1% меньше по сравнению с предыдущим годом. В 2021 году перевезенных пассажиров составил 1053 млн чел. По сравнению с

2020 годом он увеличился на 181 млн чел или на 20,8%, но в сравнении с 2018-2019 г. снизился. Это свидетельствует о потенциале роста объемов пассажирских перевозок на всех видах транспорта. Резкий спад наблюдался в 2020 году, когда показатель опустился на 325 млн чел и составил 876 млн чел. Морской и внутренний водный транспорт в рассматриваемый период менялся незначительно, а именно: суммарно было перевезено 31 млн чел и 44 млн чел соответственно. Следует отметить, что динамично увеличивающийся рынок перевозок воздушных транспортом резко снизился в 2020 году. В 2020 году воздушным транспортом было перевезено 71 млн чел., это на 60 млн чел или на 45,8 % меньше чем в 2019 году.

Особая роль пассажирского транспорта заключается в том, что он должен быть доступным, надежным и комфортным, обеспечивающий высокий уровень мобильности, позволяющий достичь реального социального единства и стабильности внутри страны и социальной интеграции между странами,

В связи с этим развитие на транспорте экосистемного подхода к управлению пассажирскими перевозками является одной из актуальных задач в настоящем времени.

Существующая тенденция у крупных компаний координировать создание экосистем позволяет в полном объеме удовлетворять спрос клиентов-пассажиров и транспортных услуг. Так, в холдинге ОАО «РЖД» ведут работу по цифровизации рабочих процессов и максимального перехода на безбумажные технологии. Пассажиры могут приобретать билеты онлайн, а в дальнем следовании, помимо приобретения билетов, заказывать дополнительные услуги. Пока эти услуги связаны с повышением качества транспортного обслуживания без должного экосистемного подхода, но их список постоянно растет.

Methods

Анализ экономической литературы Д. Мура, Ли, Джо и Валкока-ри [13] позволяет выделить несколько основополагающих аспектов,

Таблица 1. Динамика пассажирооборота и перевезенных

Год 2018 2019 2020 2021 2021/2018

Пасс ажнрооборот, млрд. пасс-км 129,5 133,6 78,6 103,4 0,79

Перевезено, млн. чел. 1160 1201 876 1053 0,91

Таблица 2. Динамика пассажирооборота и перевезенных пассажиров по видам транспорта

Транспорт 2017 2018 I 2019 2020 | 2020/2017

Перевезено пассажиров, млн. чел.

Железнодорожный 1 121 1 160 1 201 876 0,78

Морской 12 8 6 5 0,41

Внутренний водный 13 12 11 8 0,61

Воздушный 108 118 131 71 0,65

Автомобильный 8 9,7 10,5 11 1,37

Транспорт IIассажнрооборот, млрд. пасс-км.

Железнодорожный 123,1 129,5 133.6 78.6 0.63

Морской 0.08 0,06 0.05 0,03 0.37

Внутренний водный 0,6 0.6 0,6 0.2 0.33

Воздушный 259,4 286.9 323 153,5 0,59

Лвтомобнлы [ЫЙ 117,1 123,2 123,7 129,8 1,11

которым авторы уделяют внимание при изучении экосистемного подхода к управлению в компаниях, приведенных на рисунке 1.

Основными характеристиками экосистем являются: стабильность и адаптация, динамизм и зрелость, партнерство и интеграции [14, 15].

1. Стабильность и адаптация - способность экосистем сопротивляться изменениям окружающей среды или адаптироваться к ним и поддерживать баланс функционирования и развития.

2. Динамизм и зрелость. Динамика экосистемы отражает изменения, происходящие в результате воздействия экзогенных факторов или эндогенных противоречий в ее развитии. В окружающей среде система проходит множество этапов своего развития.

3. Партнерство и интеграция бизнес-сообщества или объединений компаний и клиентов в любой экономической сфере требует развития на основе инноваций. Пользователь экосистемы является участником создания товаров и услуг, которые могут получать другие заинтересованные стороны. Экосистема характеризуется в зависимости от степени устойчивости ее связей, и она в состоянии адаптироваться к внешним условиям.

Модель факторов развития экосистем представлена на рисунке 2.Экосистемный подход к эволюционным процессам развития базируется на междисциплинарных исследованиях, в связи с чем в экономической науке появились разные интерпретации понятия «экосистема» (табл. 3).

Для транспортной отрасли, в особенности для железнодорожного транспорта, экосистема только начинает свое зарождение. Вопросы изучения основных признаков развития экосистемы являются актуальными.

Для слаженной работы экосистем характерна вертикальная и горизонтальная интеграция, что способствует расширению сферы деятельности компании. Компания, входящая в экосистему, расширяет свою деятельность в конкретной, уже развитой отрасли. Этот тип альянса может быть полным, когда компания стремится присутствовать во всех звеньях цепочки создания стоимости в отрасли и для этого создает подразделения в каждой из них. [16, 17]

Преимуществами данного типа интеграционного альянса являются:

• Экономия на масштабе и перекрывающиеся подразделения;

• Снижение стоимости производимых товаров и оказываемых услуг;

• Повышение конкурентоспособности;

• Снижение зависимости от влиятельных поставщиков;

• Усиление контроля над всей цепочкой создания стоимости.

Реализация экосистемного подхода базируется на цифровиза-

ции. Чем шире и глубже изучен и применим данный компонент на практике, тем больше компания в праве позиционировать себя как участник экосистемы. [9]

Results

В ходе исследования для отнесения компаний к экосистемам выделены 5 критериев - цифровизация, экология, уровень интеграции с другими видами транспорта, перспективы применения цифровой среды и инновации. [7]

Опираясь на вышеприведенные характеристики, авторами проанализирована работа компаний из различных отраслей. По-

Рис. 1. Основополагающие аспекты экосистем как формы управления большими структурами

Рис. 2. Модель факторов развития экосистем

мимо компаний из списка ТОП-100 крупнейших компаний России по капитализации, добавлены «РЖД», а также еще несколько транспортных компаний. Разделение компаний на группы по отношении к экосистеме позволяет сформировать целевой инструментарий для изменения подхода к управлению бизнесом:

Классификация компаний по этому признаку приведена в таблице 4.

В таблице представлены 15 компаний различных отраслей -банковская сфера, телекоммуникации, информационные технологии, нефтегазодобыча, транспорт, торговля, металлургия, строительство и пищевая промышленность. При этом большую часть компаний нельзя отнести к экосистемам. Это связано с тем, что осуществляемый тот или иной вид деятельности существенно сказывается на принадлежности компаний к экосистеме. Как видно из таблицы, к экосистемам относятся 4 компании из банковской отрасли и отрасли информационных технологий. Однако несмотря на различные сегменты рынка - проблемы формирования экосистем для всех компаний остаются едиными: развитие IT-технологий, развертывание цифровизации, выведение данного фактора на качественно новый уровень.

Рассмотрим непосредственно сферу транспорта, к которой относятся помимо ОАО «РЖД», ДВМП и Аэрофлот, такие компании, как: «ФГК», «ПГК», «ФПК», «ТрансКлассСервис» «Метрополитен», «S7 Airlines». Данные компании представляют наибольший интерес, так как обладают достаточным количеством характеристик, благодаря которым их можно отнести к самому фактору наличия предпосылок создания экосистемы.

Несмотря на ситуацию с пандемией, была модернизирована железнодорожная инфраструктура, обновлены технические системы, оборудование и устройства. Наличие развитой инфраструктуры позволяет отнести данные компании к развитию экосистем. [6]

Как и многие компании, ОАО «РЖД» реализует программу цифровизации и электронного документооборота, что также позволяет говорить о формировании экосистемного подхода к транспортным услугам. Благодаря развитию технологий, расширению сетей научно-исследовательских институтов, высокой квалификации работников ОАО «РЖД» развивается как экоси-стемная компания. [7]

Федеральная грузовая компания - одна из крупнейших российских железнодорожных грузовых компаний. Основной деятельностью компании является поставка подвижного состава для грузовых перевозок и предоставление клиентам экспедиторских и комплексных транспортных услуг.

Первая грузовая компания - крупнейшая железнодорожная грузовая компания в Российской Федерации, которая предлагает полный спектр услуг по перевозке грузов: промышленная и комплексная логистика, предоставление вагонов в аренду.

Федеральная пассажирская компания осуществляет пассажирские перевозки в дальнем следовании.

Железнодорожный пассажирский перевозчик «ТрансКлассСервис» является пассажирской железнодорожной компанией, специализирующейся на перевозках дальнего следования. С 2021 года компания сменила вектор своего развития на организацию железнодорожного индивидуального туризма.

Таблица 3. Интерпретация понятия «Экосистема»

Ученый Интерпретация понятия «экосистема»

Джеймс Myp Us! Сеть организаций и отдельных лиц в бизнес-со обществе, которые вместе не только образуют взаимоподдерживающую систему, но и развиваются вместе.

Вульф и Бугель ЙЧ Они фокусируются на обмене знаниями между участниками экосистемы бизнеса, изучая его фундаментальное влияние на принятие решений участниками экосистемы бизнеса.

Янсити и Левайен 123! Экосистема бизнеса включает в себя поставщиков сырья, производителей-комплементов, потребителей и различные компании, которые влияют на деятельность компании. Стратегия должна разрабатываться в контексте экосистемы бизнеса, с учетом интересов компании.

Капур il Агарвал 122] Структура, в которой компания-платформа координирует работу всей бизнес-экосистемы, предостав ляя платформу для Компаний, производящих взаимодополняющие товары и услуги.

Ли с соавторами i 1 зз Роль бизнес-экосистемы в контексте жизненного цикла стартапа. принимая во внимание бизнес-экосистему в целом как фактор создания благоприятной среды и ее развития для запуска стартапов

Жо с соавторами [19] Экосистема бизнеса с точки зрения корпоративной социальной ответственности. Экосистема бизнеса понимается как система, еплетенная из различных и индивидуальных членов экосистемы бизнеса и отношении между ними.

Валко кар и [20] Экосистема предполагает наличие главного действующего лица, которое выступает в качестве платформы и предоставляет обшие ресурсы другим действующим лицам.

Таблица 4. Принадлежность компаний к экосистеме

№ компании Компания Капитализация на конец 2020г., млн.долл. Вид деятельности Кт а с сн ф нк алия

1 Сбербанк 79504 Банки и финансовые услуги Экосистема

2 Яндекс 22122 Информационные технологии

3 МТС 8916 Т ел екоммуникации

4 озон 8622 Информационные технологии

5 Аэрофлот 2363 Транспорт Развитие экоснсте!«ы

6 ДВМП 460 Транспорт

7 РЖД 510 Транспорт

& Газпром 68012 Нефтегазодобыча и

9 НК «Роснефть:'? 62534 Нефтегазодобыча и не фтепер ер аб о гка

10 ЛУКОЙЛ 48601 Нефтегазодобыча и нефтеперерабо тха

Аптечная сеть 36.6 1438 Торговля Не экосистема

Норильский никель 50604 Металлургия

Русская Аквакульгура 310 АПК и пищевая пр омышл енн о сп>

Группа «Самолет» 795 Строительство и недвижимость

РУСАЛ 7263 Металлургия

ГУП «Московский метрополитен» осуществляет эксплуатацию системы скоростного транспорта Москвы (метрополитен, монорельс и трамвай). Также является заказчиком перевозок на Московском центральном кольце, эксплуатация которого осуществляется ОАО «РЖД». Является подведомственным предприятием Департамента транспорта Москвы и входит в систему Московского транспортного комплекса.

S7 Airlines является одной из крупнейших частных авиакомпаний в России, которая владеет современным парком самолетов. Маршруты авиакомпании распространяются на 181 город в 26 странах мира.

Эти компании наиболее интересны, поскольку обладают достаточным количеством характеристик, благодаря которым их можно отнести к фактору наличия предпосылок для создания экосистем.

Discussions

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как экономическая категория экосистемы характеризуют внутренние изменения систем под давлением внутренних и внешних факторов и отражают взаимосвязь элементов, определяющих состояние экосистемы.

В России активно развиваются экосистемы в банковской и информационной сферах. Это такие компании как Сбербанк, Яндекс, Тинокофф, МТС, Ozon (рис. 3-7). Они осуществляют свою дополнительную деятельность на базе мульти-цифровизованной платформы, привлекая другие услуги.

Экосистема «Сбербанка» представляет собой диверсифицированную деятельность, состоящую из таких блоков, как: электронная коммерция, еда и мобильность, развлечения, здоровье и блок В2В. Сейчас «Сбербанк» инвестирует около 3% своего капитала в небанковские экосистемные сервисы и планирует увеличить этот показатель до 6-7%, что соответствует примерно 300-350 млрд рублей. «Сбербанк» использует «СберМегаМаркет», ребрендиро-ванный мультикатегорийный сайт goods.ru, как ключевой актив для достижения своих амбициозных целей. Банк приобрел 85% акций goods.ru, группа «М.Видео-Эльдорадо» сохранила 10%, а основатель - 5%. «Сбербанк» имеет собственную платформу электронной коммерции «СберМаркет», основной объем поставок которой приходится на продукты питания. В ближайшее время не планируется слияние «СберМегаМаркета» и «СберМаркета», так как у этих двух

Рис. 3. Экосистема «Сбербанк»

Рис. 4. Экосистема «МТС»

платформ разные модели поведения клиентов. В «SberMarket», например, люди сначала выбирают свой любимый магазин, из которого они могут заказать товары с быстрой доставкой, и сервис «SberMarket» вознаграждает его за покупки у розничных продавцов. [8] «СберМегаМаркет» предлагает больше: он позволяет клиентам покупать не только у розничных торговцев, но и у производителей и дистрибьюторов, а также у розничных продавцов. Эта модель очень похожа на модель «Ozon». Также планируется интеграция, например, с сервисом Сбербанка «SberPrime» и программой вознаграждений «Spasibo».

Экосистема «МТС» представляет собой совокупность разных видов деятельности - от мобильного интернета до кинотеатра. Реализация экосистемного подхода позволила нарастить клиентскую базу не только в части мобильной связи, но и охватить такие сферы, как банк и кешбек. Предыдущая стратегия компании называлась 3D (Data, Digital, Dividend) и была направлена на оцифровку, данные и дивиденды. [2] Ее развитие и переход на экосистемный подход позволили разработать новую стратегию, которая основывается на развитии клиентского предложения, цифровой трансформации и выходе за рамки традиционных продуктов и услуг. Ориентация на клиента с учетом многоуровневого развития цифровой трансформации повышает качество клиентских услуг. Наполнение экосистемы собственными и партнерскими приложениями и сервисами способствует увеличению проникновения экосистемных продуктов в абонентскую базу до 30-40%, удвоение ARPU и утроение числа абонентов. При этом сохранение фокуса на традиционном бизнесе компании - телекоммуникациях, вокруг которых строится экосистема услуг, требует некоторых доработок для выведения на качественно новый уровень оказывания услуг. [3] В настоящее время около 1 миллиона человек пользуются конвергентными продуктами (20% из них пользуются нетелекоммуникационными услугами). Клиенты, использующие несколько продуктов, остаются с компанией дольше, являются более лояльными и готовы платить больше. Поэтому задача в рамках экосистемного подхода - расширить продуктовое предложение, увеличить число таких клиентов и повысить использование нетелекоммуникационных услуг. Повышение лояльности абонентов приводит к повышению операционной эффективности, поскольку оператору не приходится тратить на привлечение новых клиентов.

Экосистема «Тинькофф» представляет собой не только банковскую сферу, но и сферу путешествий, бизнеса и инвестиций. [4; 5] Экосистема «Тинькофф» осуществляет дополнительные нефинансовые деятельности в виде таких, как: еда, развлечения, перевозки, медицина и т.д.

Экосистема «Яндекс» представляет собой не только сеть интернет, но и такие виды деятельности, как: такси, ведение бизнеса, «Яндекс-Плюс» и «Яндекс-Про». Среди продуктов Яндекса, которые были запущены в 2020 году. «Бизнес» с услугами для предпринимателей - онлайн-регистрация клиентов и автоматическое размещение рекламы на более чем 40 000 сайтах в разделах Поиск, Карты, Услуги и рекламная сеть. «Яндекс.Мессенджер», который интегрируется с другими сервисами Яндекса. Единая платформа для самозанятых -

«Яндекс.Про». «Яндекс.Телемост» - это сервис видеоконференций, который входит в пакет услуг Mail 360. У Telemost нет отдельного приложения, оно интегрировано с Disk. Сервис «Яндекс.Объ-явления» является подразделением рекламных сервисов (Auto.ru, «Яндекс.Недвижимость» и «Яндекс.Работа»). [12] «Яндекс.Плюс» медиа под названием «PlusMinus». Колонка «smart» - это «Яндекс. Станция Макс».

Экосистема «ВКонтакте» представляет собой диверсифицированную платформу - от социальных сетей до транспорта. В экосистеме VK можно общаться, играть, продавать и находить товары и услуги, заказывать еду и такси, искать работу и сотрудников, изучать профессии и навыки, а также быть в курсе событий. Различные услуги в экосистеме имеют общие элементы: голосовой помощник, универсальный счет, платформа мини-приложений и платежная система. [11] Экосистема связана общими интерфейсами. Пользователи могут входить в различные сервисы с единой учетной записью «VK ID», оплачивать и получать cashback с помощью платформы «VK Pay», получать скидки и выгодные предложения с «VK Combo», пользоваться любимыми сервисами с помощью платформы «VK Mini Apps» - и во всем им поможет голосовой помощник «Маруся». Для бизнеса VK разрабатывает экосистему продуктов и услуг для оцифровки бизнес-процессов - от онлайн-продвижения до облачных сервисов. Основываясь на вышеприведенных исследованиях, можно прийти к выводу, что существует возможность развития на транспорте экосистемного подхода. Многие экосистемные компании, помимо оказывания услуг по своей основной деятельности, имеют особую часть экосистемы - транспортную логистику. Они обеспечивают комплексные услуги для пассажиров.

Анализируя применение экосистемного подхода в сфере пассажирских перевозок, необходимо развивать модели осуществления деятельности, что позволит не только удовлетворять растущие спросы пассажиров, но и осуществлять дальнейший рост компании и диверсифицировать ее деятельность. Так, основной деятельностью «ФПК» является оказание услуг по перевозке пассажиров. Также компания оказывает услуги по перевозке пассажиров в дальнем следовании в межгосударственном сообщении, обслуживание пассажиров, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Применение экосистемного подхода к управлению транспортной компанией позволит развернуть дополнительную деятельность в рамках оказываемых услуг.

Conclusions and recommendations

В ходе исследования сделаны следующие выводы и предложения:

1. В современном мире развитие бизнес-сообществ проявляется ярко выраженной тенденцией, которая заключается в том, что крупные компании создают экосистемы. Такой подход является актуальным для транспортной среды, так как позволяет в полном объеме удовлетворять спрос клиентов-пассажиров и транспортных услуг, а также предложить новый клиентский сервис с дополнительными услугами, это позволит увеличить количество обслуживаемых пассажиров в транспортном комплексе.

Рис. 5. Экосистема «Тинькофф»

Рис. 7. Экосистема «VK»

2. Экосистемный подход к эволюционным процессам развития базируется на междисциплинарных исследованиях, в связи с чем в экономической науке появились разные интерпретации понятия «экосистема».

3. В России активно развиваются экосистемы в банковской и информационной сферах. Это такие компании как Сбербанк, Яндекс, Тинокофф, МТС, Ozon. Они осуществляют свою дополнительную деятельность на базе мульти-цифровизованной платформы, привлекая другие услуги.

4. Для отнесения компаний к экосистемам были выделены 5 критериев - экология, уровень интеграции, перспективы применения цифровой среды, цифровизация и инновации. Были проанализированы ТОП-15 крупнейших компаний по капитализации 2020 года из различных отраслей - банковская сфера, транспорт, телекоммуникации, информационные технологии, нефтегазодобыча, торговля, металлургия, строительство и пищевая промышленность. При этом большую часть компаний нельзя отнести к экосистемам. Это связано с тем, что осуществляемый тот или иной вид деятельности существенно сказывается на принадлежности компаний к экосистеме.

5. Рассматривая применение экосистемного подхода в сфере пассажирских перевозок, необходимо разработать бизнес-модели, которые не только удовлетворят растущий спрос на пассажиров, но и обеспечат дальнейший рост компании и диверсификацию ее деятельности. Например, ПАО «ФПК» предоставляет услуги по перевозке пассажиров и грузобагажа железнодорожным транспортом на дальние расстояния, а также предоставляет услуги межгосударственных пассажирских перевозок. Применение экосистемного подхода к управлению транспортной компанией позволит развивать дополнительные виды деятельности в рамках предоставляемых услуг.

References:

1. Терешина Н.П., Подсорин В.А. Экономика инноваций на транспорте: монография. - М.: РУТ (МИИТ) - 2019. - 401 с.

2. Экосистема «МТС» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://yur-gazeta.ru/business/ekosistema-mts-chto-eto-takoe-chto-vxodit.html

3. Новая стратегия «МТС»: экосистемность и клиентоориенти-рованность [Электронный ресурс] Режим доступа: https://finance. rambler.ru

4. Экосистема «Тинькофф» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://frankrg.com/7716

5. «Тинькофф» назвал направления развития экосистемы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.interfax.ru/ business/764912

6. Что такое бизнес- экосистемы и зачем они нужны [Электронный ресурс] Режим доступа: https://trends.rbc.ru

7. Работа ОАО «РЖД» в 2020 году: новые решения и старые проблемы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www. rzd- partner.ru

8. Экосистема «Сбербанк» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php

9. Цифровизация ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.tadviser.ru

10. Отчетность компании ОАО «РЖД» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://company.rzd.ru/ru/9471

11. Экосистема VK [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// vk.company/ru/company/about/

12. Экосистема «Яндекс» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://yandex.ru/all

13. Факторы и модели формирования и развития инновационных экосистем [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.hse. ru/data/2012/05/31/1250851792/disser_Yakovleva.pdf

14. What business ecosystem means and why it matters [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.ey.com/en_gl/alliances/ what-business-ecosystem-means-and-why-it-matters

15. Ecosystem portfolio strategy [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/industry-4-0/ business-ecosystem-strategy.html

16. Business ecosystems come of age [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www2.deloitte.com/content/dam/insights/us/articles/ platform-strategy-new-level-business-trends/DUP_1048-Business-ecosystems-come-of-age_MASTER_FINAL.pdf

17. The Myths and Realities of Business Ecosystems [Электронный ресурс] Режим доступа: https://sloanreview.mit.edu/article/the-myths-and-realities-of-business-ecosystems/

18. James_F._Moore [Электронный ресурс] Режим доступа: https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.71b78549-621615cb-bb2d899e-74722d776562/

19. Joo J., Eom M. T-I, Shin M. M. Finding the Missing Link between Corporate Social Responsibility and Firm Competitiveness through Social Capital: A Business Ecosystem Perspective // Sustainability. -2017. - N 5 (9). [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www. researchgate.net/

20. Valkokari K. Business, Innovation, and Knowledge Ecosystems: How They Differ and How to Survive and Thrive within Them // Technology Innovation Management Review. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.researchgate.net/

21. Wulf A., Butel L. Knowledge Sharing and Collaborative Relationships in Business Ecosystems and Networks. A Definition and a Demarcation // Industrial Management and Data Systems. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.researchgate.net/

22. Kapoor R., Agarwal Sh. Sustaining Superior Performance in Business Ecosystems: Evidence from Application Software Developers in the iOS and Android Smartphone Ecosystems // Organization Science. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.researchgate.net/

23. Iansiti M., Levien R. (2004). Strategy as Ecology. Harvard Business Review. [Электронный ресурс] Режим доступа: https:// www.researchgate.net/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.