УДК 332.1:330.342.24
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ В РЕСУРСОДОБЫВАЮЩЕМ РЕГИОНЕ: РОЛЬ ОПОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА
Евгений Е. Жернов1, @
1 Кузбасский государственный технический университет им. Т. Ф. Горбачева, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28 @ [email protected]
Поступила в редакцию 29.01.2018. Принята к печати 27.03.2018.
Ключевые слова:
опорный университет, ресурсодобывающий регион, экономика знаний, рыночная экономика, критические компоненты развития региона, социаль-но-культуротворческие функции университета, экономические функции университета.
Аннотация: Предмет исследования - роль опорного университета в формировании экономики знаний в ресурсодобывающем регионе. Цель работы - раскрыть роль опорного университета в развитии ресурсодобывающего региона по направлению к экономике знаний через его базовые функции - социальную и экономическую, ориентированные на насущные потребности местного сообщества, с учетом природной и хозяйственной специфики региона. Методы проведения работы - элементы системного анализа. Результаты работы: выделены компоненты развития, критически важные для инновационного развития Кузбасса - типичного ресурсодобывающего региона страны, на которые влияет опорный университет; раскрыта роль опорного университета в формировании экономики знаний через определение его социальной и экономической функций; установлено веросозидающее предназначение университетского образования в обществе, основанном на знании. Область применения результатов - разработка стратегии развития высшего образования в Кемеровской области. Выводы: 1. Критически важные составляющие регионального развития, на которые влияет опорный университет, включают человеческие ресурсы, в том числе меры преобразования социальной инфраструктуры; природные ресурсы совместно с экологией; культурные и демографические ресурсы развития. 2. Новые модели университетского образования соединяют в себе процессы рыночной экономики и традиционные социально-культуротвор-ческие функции университета, особенно актуальные для социализации экономики знаний. 3. Социальная функция опорного университета обусловлена его главной традиционной функцией формирования у обучающихся современной картины мира и состоит, прежде всего, в создании прочной основы для демографического роста в регионе. 4. Экономическая функция опорного университета заключается в первую очередь в привитии обучающимся практических навыков, позволяющих сразу же после окончания вуза активно включиться в региональную производственно-хозяйственную деятельность.
Для цитирования: Жернов Е. Е. Формирование экономики знаний в ресурсодобывающем регионе: роль опорного университета // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. 2018. № 2. С. 85-90. DOI:10.21603/2500-3372-2018-2-85-90.
Усиление внимания к региональным аспектам экономического и социального развития в последние годы повлекло переоценку традиционных факторов регионального развития, создание региональных концепций, в том числе и в области высшего образования, позволяющих комплексно решать целый ряд взаимосвязанных социально-экономических задач региона. Одна из них - концепция опорного университета. Опорный университет - новая организационно-правовая форма учреждений образования - и регион в настоящих условиях состоят в непосредственном диалектическом взаимодействии. Университет, одновременно испытывая на себе влияние всех региональных процессов, посредством своих разнообразных структурных элементов воздействует на экономику, науку, образование, политику, социальную сферу региона. Здесь он играет роль
полифункциональной организации, что позволяет ему стать системообразующим фактором экономического и социокультурного развития региона.
Регионализация является сегодня важным концептуальным фактором изменения системы высшего образования. При этом особое значение имеет усиление системы образования, в которой вуз готовит выпускников, сориентированных как на потребности личности, так и регионального сообщества. В сложившихся под влиянием проблем угольной и металлургической промышленности социально-экономических условиях вектор развития Кемеровской области должен быть направлен на формирование экономики знаний. Разработанный механизм формирования экономики знаний в ресурсодобывающем регионе представлен в монографии [1]. Необходимость становления экономики зна-
ний в ресурсодобывающем регионе становится с каждым годом все более очевидной. По оценке Римского клуба: «Окончание эры ископаемого топлива предопределено. Весьма вероятно, что она закончится быстрее, чем предсказывалось ранее. Стоимость чистой (солнечной и ветряной) энергии уменьшается с каждым годом, а ее производство увеличивается в разы. Рост спроса на нефть остановится к 2020 г., а, если прав стэнфордский исследователь Тони Себа, переход на возобновляемые источники может произойти уже к 2030» [2]. Тем более данный вывод справедлив, на наш взгляд, в отношении устаревших экологически вредных и опасных технологий применения угля в качестве топлива.
Экономика знаний, точнее, экономика, основанная на знаниях человека, - наукоемкая, высокотехнологичная, инновационная экономика. Только она может преобразовать жизнь в регионе. В нынешней структуре валового регионального продукта Кемеровской области - ресурсодобывающего региона - преобладает продукция добывающей промышленности и отраслей с низкой добавленной стоимостью. Существующая структура регионального хозяйства не позволяет в полной мере поддерживать экологическую безопасность в Кузбассе и обеспечивать высокий уровень качества жизни его населения. Величина добавленной стоимости, производимой в угольной промышленности, черной металлургии - отраслях низкого передела, - сильно зависит от мировой рыночной конъюнктуры. Поэтому она существенно ниже добавленной стоимости - источника прибыли, заработной платы, налоговых поступлений в региональный бюджет, которая стабильно создается в высокотехнологичных отраслях машиностроения и металлообработки, химической и нефтехимической промышленности и т. п. Угольно-металлургическая специализация экономики ресурсодобывающего региона ведет в конечном счете к деградации окружающей среды и ухудшению здоровья населения [3].
Значительно повысить качество жизни кузбассов-цев и снизить антропогенную нагрузку на природу возможно, если сформировать в Кемеровской области экономику знаний. Обусловлено это тем, что в ней большая часть валового регионального продукта создается в наукоемкой промышленности и сфере интеллектуальных услуг, которые обеспечивают занятость для образованного большинства экономически активного населения. Поэтому создание в регионе крупного опорного университета - локомотива формирования экономики знаний - безусловный императив развития. Сектор высшего образования в последние годы быстро развивается: лучшие вузы, в группу которых должен стремиться опорный региональный вуз, масштабно финансируются государством и получают консультативную поддержку за повышение до уровня международных стандартов результатов образовательной и научной работы. Именно такие вузы сегодня могут стать драйверами социально-экономического развития ресурсодобывающих регионов.
Регионализация высшего образования является неотъемлемой частью национальной системы образования, выполняющей полный комплекс функций
в основных сферах общественной жизни. В этой связи роль опорного университета в развитии Кемеровской области по направлению к экономике знаний может реализовываться через две ключевые функции - социальную и экономическую. Фундаментом регионального университета служат ценные социокультурные традиции, что делает его важнейшим элементом социальной инфраструктуры. Деятельность университета выступает индикатором как социально-культурного, так и научно-технического, производственного развития региона. Создание опорного университета с развитой научно-исследовательской деятельностью способствует формированию институциональных условий для коммерциализации научно-технических и технологических разработок научно-педагогических работников и обучающихся.
Таким образом, практические меры в развитии опорного университета направлены на такие критически важные составляющие развития региона, как (1) человеческие ресурсы, включая меры в области занятости и оплаты труда, социальной инфраструктуры; (2) природные ресурсы вместе с экологией; (3) культурные и демографические ресурсы развития. Названные компоненты имеют особое значение для движения ресурсодобывающего региона - Кузбасса -по пути к экономике знаний.
Новые модели университетского образования соединяют в себе традиционные социально-культуротвор-ческие функции университета и процессы рыночной экономики. Очевидно, что роль университета в регионе при формировании экономики знаний не ограничивается подготовкой специалистов. Университет выступает в качестве социального явления, характеризующегося двойственностью проявления своих форм. С одной стороны, в рыночных условиях университет существует как производственная организация: его целевой экономической функцией государство определило производство научно-образовательных продуктов и услуг. С другой стороны, университет становится субъектом социального и культурного развития региона, выступая истоком его научно-производственно-образовательного потенциала, центром непрерывного образования. Это обеспечивает высокое качество производимых на базе знания научно-образовательных продуктов и оказываемых услуг. Именно у регионального университета, реализующего программы высшего и послевузовского профессионального образования по требуемым государством и рынком специальностям, выполняющего фундаментальные и прикладные исследования по наукам самого широкого спектра, есть возможность порождать спрос на подготовку современных специалистов новых технологических укладов, а не только удовлетворять текущие потребности региональных отраслей экономики. Модернизация современных университетов приводит к организации на их базе не только образовательно-исследовательских центров, но и социальных организаций, во главе которых стоят крупные ученые и профессиональные менеджеры.
Практически в социальном плане опорный университет должен, прежде всего, вносить свой вклад
в улучшение демографической ситуации. По данным Кемеровостата, численность населения Кемеровской области на начало 2017 г. составила 2 708 844 человека - на 33 606 человек меньше, чем в 2013 г. Уменьшается доля населения в трудоспособном возрасте: если в 2013 г. она составляла 59,2 %, то в 2017 г. - 55,4 %. Также уменьшается численность молодых людей в возрасте 15-19 лет и 20-24 лет, которые охватываются высшим образованием. Первая группа уменьшилась за рассматриваемый период со 132 473 человек до 123 327 человек (на 6,9 %), вторая группа - со 190 720 человек до 134 706 человек (на 29,4 %) [4]. Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, на 10 000 человек населения в 2016 г. сократилась на 157 человек, или на 44,7 % по сравнению с 2010 г. [5].
Демографическая ситуация с понижательным трендом характерна для старопромышленных ресурсодобывающих регионов. Например, опыт Рурского региона ФРГ демонстрирует, что решение демографических проблем ресурсодобывающего региона во многом связано с появлением там крупного университета. Он оказывается одним из основных работодателей в регионе, сберегает абитуриентов данного региона и привлекает таковых из-за рубежа и других регионов страны. В результате обеспечивается демографический рост. Вместе с тем крупный университет вносит непосредственный вклад в формирование экономики знаний в ресурсодобывающем регионе: проводит прикладные научные исследования для модернизируемых традиционных и создаваемых новых высокотехнологичных отраслей экономики региона, готовит для них профильных специалистов, улучшая тем самым описанную выше сложную экономическую ситуацию, сложившуюся там.
В экономике, основанной на знаниях человека, образование неотделимо от культуры, это один живой целостный организм. Опорный университет представляет собой духовное и научно-образовательное достояние региона. Он выполняет особенную миссию по обеспечению его устойчивого развития, играя роль пункта коммуникации и поддерживая паритет между местными традициями и общими инновациями. Университетское образование в обществе, основанном на знании, имеет не только объединяющее, но и ве-росозидающее предназначение. Культуротворческие функции университета, основываясь на особой роли духовных, культурных традиций в жизни россиян, заключаются в формировании целостного мировоззрения гражданина гармоничного, свободного общества, в сохранении и передаче традиционных морально-духовных, этико-эстетических ценностей от поколения к поколению при создании новых. В этом контексте социальная функция университета обусловлена его главной традиционной функцией формирования у обучающихся современной картины мира. Университеты в регионах не должны становиться руинированны-ми памятниками былому образованию и науке [6].
Исходя из федеративного устройства российского государства, для сохранения научно-образовательного и культурного ресурса нации следует укреплять университеты в регионах. Каждый из них на своем месте выполняет огромную, важнейшую задачу - задачу сохранения российского культурного кода, лежащего в основе государственности страны. При Министерстве образования и науки РФ в декабре 2017 г. создан Совет по гуманитарному знанию. Примечательно, что его цель - формирование гуманитарной политики России в сфере культуры и образования. При этом важно помнить, что конечная цель любой гуманитарной деятельности - это не показатели, а человек. Понимаемая так конечная цель - основа разумного структурирования научно-образовательной деятельности и ее законодательного обеспечения. Общество, образование и культура нуждаются в гуманитаризации и гуманизации (но не в антропоцентризме) как политической программе для системного выправления сложной социально-экономической ситуации. В регионах культурной институцией является воплощение государственной политики и их причастности к единому культурному пространству России. И здесь трудно переоценить роль опорного регионального университета.
В этой связи его первейшие задачи: 1) переломить сложившееся сегодня в обществе пренебрежительное отношение к вузовскому образованию, рассматриваемому лишь как часть сферы социальных услуг; 2) изменить восприятие некоторыми обучаемыми университета как организации, только оказывающей образовательные услуги, удовлетворяющие личные интеллектуальные и культурные запросы учащегося-потребителя; 3) преодолеть путем «умного делания» непризнание вероучительного и нравоучительного авторитета преподавателей подавляющим большинством населения.
Для решения этих задач университет должен активно включиться в процесс имплементации принципа известного общественного договора, который возникает с целью производства и воспроизводства благ. Содержанием этого процесса будет поэтапное трансформирование патернализма государства по отношению к образованию в сторону взаимодействия. Хотя без государственной поддержки образование не может существовать, профессиональное университетское сообщество, получив более широкие полномочия, примет на себя ответственность за развитие образования. Вместе с тем надо понимать, что образование по своей сути - это не услуга, а общественное благо. Обучающийся не должен смотреть на образование и преподавателей свысока, как заказчик очередной услуги, удовлетворяющей лишь его насущные потребности. Это действует губительно в первую очередь для него самого - для формирования его как личности и усугубляет общую культурную деградацию в обществе.
Римский клуб видит задачу образования в формировании у молодежи «грамотности в отношении будущего» (futures literacy). Авторы приводят следующие характеристики образования, способного делать это [2]:
- основанность на «связанности» - отношения были и будут сутью обучения; использование информационных технологий «ценно и эффективно только когда они способствуют связи между людьми»;
- ценностный характер, укоренение в универсальных ценностях и уважении к культурным различиям;
- фокусированность на устойчивости - большая часть знаний, касающаяся экологии, взаимосвязанности систем и устойчивого развития, появилась недавно и еще не стала частью общей культуры и образованности;
- культивирование интегрального мышления, способного «воспринимать, организовывать, согласовывать и воссоединять отдельные фрагменты и достигать подлинного понимания основополагающей реальности»;
- плюрализм содержания как исходный момент. Клуб констатирует, что многие университеты продвигают конкретные школы мысли, вместо того, чтобы «давать молодым умам весь спектр противоречивых и комплементарных перспектив». Сегодняшние студенты нуждаются в инклюзивном образовании, в котором одни формы знания дополняли бы другие, а не исключали и отвергали их.
Приведенные характеристики образования вполне согласуются, на наш взгляд, с характеристиками образования в экономике, основанной на знаниях человека, и могут быть распространены на региональное образование.
Экономика, основанная на знаниях, в рыночных условиях предъявляет высокие требования не только к профессиональным знаниям работников, но и к их профессиональным навыкам. Российские инновационные компании остро нуждаются в сотрудниках, обладающих практическими когнитивными навыками в виде умения решать конкретные проблемы. Не менее важны социальные и поведенческие навыки - умение работать с коллегами и клиентами. Такие изменения в спросе на трудовые ресурсы должны быть учтены экономической функцией опорного университета путем качественных изменений в видах прививаемых основной системой образования навыков и возможности приобретения в системе дополнительного образования новых навыков. Параллельно студенты должны иметь возможность осваивать практические ремесла по профилю региона в системе среднего профессионального образования при университете для гарантированного получения заработной платы сразу после окончания вуза. Тем самым будет достигнут необходимый баланс теоретических знаний и практических навыков.
Несмотря на высокий уровень формального образования, получаемого российскими работниками, нынешние качество и содержание образования не позволяют формировать навыки, востребованные на рынке труда. Хотя за период с 2000 по 2015 г. доля работников с высшим образованием увеличилась с 79,0 до 81,6 % [7], недостаток в требуемых профессиональных навыках сохраняется. Происходит это из-за сосредоточения вузов на привитии базовых когнитивных навыков, а не совокупности когнитивных, социальных и поведенческих навыков, нужных работодателям. Поэтому у выпускников вузов ограничены возможности обретения навыков и умений, которых от них требует рынок
труда: навыков лидера; умения работать в коллективе, полной открытости новым идеям, что необходимо в инновационной деятельности в экономике знаний.
Экспертами Всемирного банка предложен ряд мер, которые призваны помочь системе образования удовлетворять запросы рынка труда [8].
1. Внедрение эффективных стимулов, механизмов контроля качества и оценки образовательных услуг. Стимулирование работодателей инвестировать в подготовку работников, сотрудничать с учреждениями образования в разработке образовательных программ и программ подготовки, а также прямо участвовать в обучающих мероприятиях, оценке качества и программ и образовательных результатов.
2. Увеличение потенциала системы развития навыков и оценки посредством расширения диапазона образовательных программ и особенно программ профессиональной подготовки; вовлечение специалистов-практиков с предприятий в процесс образования и профессиональной подготовки.
3. Использование с целью прозрачности информации о спросе и предложении в области профессиональных навыков современной информационной системы, разработанной профессиональными информационными посредниками для рынка труда и учреждений профессионально-технического и высшего образования.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. 1. Критически важные для настоящего и будущего составляющие регионального развития, на которые влияет опорный университет, включают человеческие ресурсы, в том числе меры в области занятости, оплаты труда, социальной инфраструктуры; природные ресурсы вместе с экологией; культурные и демографические ресурсы развития. 2. Новые модели университетского образования соединяют в себе процессы рыночной экономики и традиционные социально-культуротворческие функции университета, актуальные для социализации экономики знаний, к которой по объективным технико-экономическим причинам должен двигаться в настоящее время ресурсодобывающий регион. 3. Социальная функция опорного университета обусловлена его главной традиционной функцией формирования у обучающихся современной картины мира и состоит, прежде всего, в создании прочной основы для демографического роста в регионе. 4. Экономическая функция опорного университета заключается в первую очередь в привитии обучающимся практических навыков, позволяющих сразу же после окончания вуза включиться в региональную производственно-хозяйственную деятельность.
Отправной точкой для решения первоочередных задач является всестороннее развитие в регионе опорного вуза, статус которого должен быть поднят в будущем до национального исследовательского университета.
Литература
1. Формирование экономики знаний в ресурсодобывающем регионе (на примере Кемеровской области) / под ред. И. Б. Золотых, Е. Е. Жернова. М.: Российские университеты; Кемерово: Кузбассвузиздат-АСТШ, 2013. 343 с.
2. Weizsäcker E. U. von, Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. New York: Springer, 2018. 220 p.
3. Жернов Е. Е. Экологические и социальные аспекты концепции неоиндустриализации в горнодобывающем регионе // Экономика и управление инновациями. 2017. № 2. С. 11-24.
4. Официальная статистика. Население // Федеральная служба государственной статистики по Кемеровской области. Режим доступа: http://kemerovostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/ population/ (дата обращения: 25.01.2018).
5. Численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, на 10000 человек населения // Федеральная служба государственной статистики по Кемеровской области. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ business/it/mon-sub/1.1.2.xls (дата обращения: 25.01.2018).
6. Ридингс Б. Университет в руинах / пер. с англ. А. М. Корбута. М.: Изд. дом Гос. ун-та - Высш. шк. экономики, 2010. 299 с.
7. Бондаренко Н. В., Гохберг Л. М., Забатурина И. Ю., Ковалева Н. В., Кузнецова В. И., Озерова О. К., Пинская М. А., Подольский О. А., Пономарева А. А., Рылько Е. Д., Шугаль Н. Б. Индикаторы образования: 2017: статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 320 с.
8. Российская Федерация. Комплексное диагностическое исследование экономики. Пути достижения всеобъемлющего экономического роста. Группа Всемирного банка, 2016. Режим доступа: http://pubdocs. worldbank.org/en/235471484167009780/Dec27-SCD-paper-rus.pdf (дата обращения: 25.01.2018).
FORMATION OF KNOWLEDGE ECONOMY IN A RESOURCE-EXTRACTING REGION: THE ROLE OF THE FLAGSHIP UNIVERSITY
Evgeny E. Zhernov1, @
1 T. F. Gorbachev Kuzbass State Technical University, 28, Vesennyaya St., Kemerovo, Russia, 650000 @ [email protected]
Received 29.01.2018. Accepted 27.03.2018.
Keywords: key Abstract: The subject of the study is the role of the flagship university in the formation of
university, resources- knowledge economy in a resource-extracting region. The aim of the research is to reveal the
extractive region, role of the flagship university in the development of a resource-extracting region towards
knowledge economy, the knowledge economy via its basic social and economic functions, defined by the urgent
market economy, critical needs of the local community, according to the local natural and economic specifics. The components of regional research employed some elements of system analysis. The study results: the study has development, social and revealed some development components, critical for innovative development of Kuzbass, cultural functions of the which is a typical resource-extracting region, influenced by its flagship university; the university, economic role of the flagship university in the formation of knowledge economy via the definition
functions of the university. of its social and economic functions has been revealed; a belief-creative mission of
university education in a knowledge-based society has been established. The results can be used in the development planning of higher education in the Kemerovo region. Conclusions: 1. The critical components of regional development, which are influenced by the flagship university, embrace human resources, as well as measures to transform social infrastructure; natural resources together with ecology; cultural and demographic resources of development. 2. New models of university education combine the processes of market economy and the traditional socio-cultural functions of the university, important for the socialization of the knowledge economy. 3. The social function of the flagship university is due to its main traditional function of forming a modern picture of the world among students and primarily consists in creating a solid foundation for demographic growth in the region. 4. The economic function of the flagship university is, first of all, in teaching practical skills that would enable students to join the regional production and economic activities immediately after graduation.
For citation: Zhernov E. E. Formirovanie ekonomiki znanii v resursodobyvaiushchem regione: rol' opornogo universiteta [Formation of Knowledge Economy in a Resource-extracting Region: the Role of the Flagship University].
Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences, no. 2 (2018): 85-90. DOI:10.21603/2500-3372-2018-2-85-90.
References
1. Formirovanie ekonomiki znanii v resursodobyvaiushchem regione (naprimere Kemerovskoi oblasti) [Formation of the knowledge economy in the resources-extractive region (Kemerovo Oblast instance)]. Eds. Zolotykh I. B., Zhernov E. E. Moscow: Rossiiskie universitety; Kemerovo: Kuzbassvuzizdat-ASTSh, 2013, 343.
2. Weizsäcker E. U. von, Wijkman A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. New York: Springer, 2018, 220.
3. Zhernov E. E. Ekologicheskie i sotsial'nye aspekty kontseptsii neoindustrializatsii v gornodobyvaiushchem regione [Environmental and social aspects of the conception of neo-industralization in the mining region]. Ekonomika i upravlenie innovatsiiami = Economics and innovation management, no. 2 (2017): 11-24.
4. Ofitsial'naiastatistika. Naselenie [Official statistics. Population]. Available at: http://kemerovostat.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_ts/kemerovostat/ru/statistics/population/ (accessed 25.01.2018).
5. Chislennost' studentov, obuchaiushchikhsia po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovaniia -programmam bakalavriata, spetsialiteta, magistratury, na 10000 chelovek naseleniia [The number of students enrolled in educational programs of higher education - undergraduate, specialist, magistracy programs per 10000 people]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/it/mon-sub/LL2.xls (accessed 25.01.2018).
6. Ridings B. Universitet v ruinakh [The University in Ruins]. Moscow: Izd. dom Gos. un-ta - Vyssh. shk. ekonomiki, 2010, 299.
7. Bondarenko N. V., Gokhberg L. M., Zabaturina I. Iu., Kovaleva N. V., Kuznetsova V. I., Ozerova O. K., Pinskaia M. A., Podol'skii O. A., Ponomareva A. A., Ryl'ko E. D., Shugal' N. B. Indikatory obrazovaniia: 2017: statisticheskii sbornik [Indicators of Education: 2017: Statistical Digest]. Moscow: NIU VShE, 2017, 320.
8. Rossiiskaia Federatsiia. Kompleksnoe diagnosticheskoe issledovanie ekonomiki. Puti dostizheniia vseob"emliushchegoekonomicheskogorosta. Gruppa Vsemirnogobanka, 2016[Russian Federation. Complex diagnostic study of the economy. Ways to achieve comprehensive economic growth. World Bank Group, 2016]. Available at: http://pubdocs.worldbank.org/en/235471484167009780/Dec27-SCD-paper-rus.pdf (accessed 25.01.2018).