Научная статья на тему 'Формирование экономического сознания и финансовой грамотности студентов как условия их психологической зрелости в современной ситуации'

Формирование экономического сознания и финансовой грамотности студентов как условия их психологической зрелости в современной ситуации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
347
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / МЕТАФОРИЧЕСКАЯ ДЕЛОВАЯ ИГРА / ECONOMIC CONSCIOUSNESS / FINANCIAL LITERACY / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL MATURITY / METAPHORICAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воспитанник Ирина Владимировна, Королева Наталия Ивановна

В статье рассматривается проблема формирования экономического сознания студентов, в частности такой аспект экономического сознания, как финансовая грамотность, которая служит показателем социально-психологической зрелости личности. Проведенное нами эмпирическое исследование показало различные типы отношения к деньгам, что дает основание для формирования финансовой грамотности в процессе обучения в экономическом вузе. С этой целью используется такая педагогическая технология, как метафорическая деловая игра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воспитанник Ирина Владимировна, Королева Наталия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of economic consciousness and financial literacy of students as terms of their psychological maturity in modern situation

The article deals with the problem of formation of economic consciousness of students, in particular such aspect of economic consciousness as financial literacy, which serves as an indicator of socio-psychological maturity of the individual. Our empirical study showed different types of attitudes to money, which gives grounds for the formation of financial literacy in the process of studying at an economic University. For this purpose, such pedagogical technology as metaphorical business game is used.

Текст научной работы на тему «Формирование экономического сознания и финансовой грамотности студентов как условия их психологической зрелости в современной ситуации»

выполнения многоборной подготовки.

Использование разработанных специальных подходов укладывается в философию реализации специфических принципов спортивной подготовки в спорте лиц с поражением ОДА - принципов учета и нивелирования нозологических особенностей [4], что является необходимостью не только при стремлении к достижению максимального спортивного результата на ответственных соревнованиях, но и способствует усилению здоровьесберега-ющего вектора за счет систематизации в выборе адекватных средств и методов спортивной тренировки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворошин, И.Н. Особенности тренировочной и соревновательной деятельности в пара-лимпийской легкой атлетике (World Para Athletics) / И.Н. Ворошин, В.Ю. Барябина, К.Е. Ворошина // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 2 (78) - С. 32-34.

2. Ворошин, И.Н. Современные подходы к построению спортивной подготовки в паралим-пийских скоростно-силовых дисциплинах легкой атлетики / И.Н. Ворошин, Т.В. Красноперова, Е.А. Киселева // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 2 (78). - С. 44-46.

3. Ворошин, И.Н. Индивидуально-нозологический подход к комплексному контролю спортивной подготовки в паралимпийской лёгкой атлетике / И.Н. Ворошин, Т.В. Красноперова. Е.А. Киселева // Адаптивная физическая культура. - 2019. - № 1 (77). - С. 43-45.

4. Ворошин, И. Н. Специфические принципы спортивной подготовки в спорте лиц с поражением ОДА / И.Н. Ворошин // Адаптивная физическая культура. - 2018. - № 2 (74). - С. 4-5.

REFERENCES

1. Voroshin, I.N., Baryabina V.Yu. and Voroshina K.E. (2019), "Features of training and competitive activities in World Para Athletics", Adaptive Physical Culture, Vol. 78, No. 2, pp. 32-34.

2. Voroshin, I.N., Krasnoperova, T.V. and Kiseleva E.A. (2019), "Modern approaches to the construction of sports training in speed-power disciplines at World Para Athletics", Adaptive Physical Culture, Vol. 78, No. 2, pp. 44-46.

3. Voroshin, I.N., Krasnoperova, T.V. and Kiseleva E.A. (2019), "Individual nosological approach to integrated control of sports training in World Para Athletics", Adaptive Physical Culture, Vol. 77, No. 1, pp. 43-45.

4. Voroshin, I.N. (2018), "Specific principles of sports training in sports for persons with the defeat of the musculoskeletal system", Adaptive Physical Culture, Vol. 74, No. 2, pp. 4-5.

Контактная информация: voroshin_igor@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.07.2019

УДК 371.315

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК УСЛОВИЯ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИТУАЦИИ

Ирина Владимировна Воспитанник, кандидат психологических наук, Наталия Ивановна Королева, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования экономического сознания студентов, в частности такой аспект экономического сознания, как финансовая грамотность, которая служит показателем социально-психологической зрелости личности. Проведенное нами эмпирическое исследование показало различные типы отношения к деньгам, что дает основание для формирования финансовой грамотности в процессе обучения в экономическом вузе. С этой целью используется такая педагогическая технология, как метафорическая деловая игра.

Ключевые слова: экономическое сознание, финансовая грамотность, социально-психологическая зрелость, метафорическая деловая игра.

FORMATION OF ECONOMIC CONSCIOUSNESS AND FINANCIAL LITERACY OF STUDENTS AS TERMS OF THEIR PSYCHOLOGICAL MATURITY IN MODERN

SITUATION

Irina Vladimirovna Vospitannik, the candidate of psychological sciences, Natalia Ivanovna Koroleva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg State University of Economics

Annotation

The article deals with the problem of formation of economic consciousness of students, in particular such aspect of economic consciousness as financial literacy, which serves as an indicator of socio-psycho-logical maturity of the individual. Our empirical study showed different types of attitudes to money, which gives grounds for the formation of financial literacy in the process of studying at an economic University. For this purpose, such pedagogical technology as metaphorical business game is used.

Keywords: economic consciousness, financial literacy, social and psychological maturity, metaphorical.

В динамичных условиях развития современного рынка очень важным показателем социальной и психологической зрелости личности становится уровень сформированности и развития ее экономического сознания. В данной статье мы намерены рассмотреть экономическое сознание личности как социально-психологическую категорию, а также -такой его аспект, как финансовая грамотность. Актуальность данной проблемы вызвана тем, что в современных условиях - а именно зачастую трудно прогнозируемых вариантах развития современного рынка - способность к осознанию происходящих экономических процессов, их оценивание с точки зрения выстраивания персональных стратегий экономического поведения, умение принимать взвешенные решения в сфере распоряжения финансами и брать ответственность за эти решения - становятся важнейшими показателями социально-психологической зрелости личности.

Предметом нашего исследования послужили представления о понятии финансовой грамотности у студентов (как составляющая их экономического сознания). Объект исследования - студенты 1 курса направлений бакалавриата «Гостиничное дело» и «Туризм» Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Прежде всего, определим понятия «экономическое сознание» и «финансовая грамотность» (которую мы рассматриваем как существенный аспект экономического сознания). Экономическое сознание представляет собой системную составляющую сознания, высший уровень психического отражения экономических отношений общественно развитым человеком [1]

В структуре сознания выделяют разные уровни. Согласно В.Н. Мясищеву, можно выделить когнитивную (то, что человек знает), аффективную (то, как человек эмоционально оценивает явления, входящие в систему его знаний и представлений) и конативную (какие поступки, действие он готов совершать) составляющие. Можно выделить также то, что осознается как собственная система убеждений (ценности, которые личность разделяет и во многом идентифицирует себя с ними), и область неосознаваемого (то, что «зашифровано» на уровне ассоциаций, следов эмоциональной памяти). Если рассматривать разные «уровни» экономического сознания, то можно обратить внимание на следующие моменты.

Экономические знания - формируются в процессе познания экономических дисциплин, а также являются отражением той социально-экономической реальности, которая послужила социальным контекстом формирования опыта личности.

Рассмотрим уровни экономического сознания.

Когнитивный уровень. Здесь можно выделить:

- Экономические знания - то, что человек знает. Однако, по словам Л.Н. Лесохиной, не всякая информация становится знанием. Знание - это то, что пропускается

через эмоциональные фильтры, на основании чего впоследствии совершаются именно поступки (конации) [2].

- Экономические представления и экономическое мышление (по Е.В. Щедриной).

Экономическое мышление - это отражение в сознании человека экономических

явлений, способность осознавать их сущность, соотносить экономические понятия и категории с требованиями экономических законов, с существующей экономической реальностью и на основе этого выстраивать свою экономическую деятельность (В.Д. Попов).

Эмоционально-мотивационный уровень. Здесь можно выделить:

- Экономические эмоции и чувства. Б.И. Додонов выделяет следующие виды экономических эмоций: акизитивные (они связаны с приобретением, накоплением, коллекционированием, т.е. с тем, что можно отразить глаголом «иметь»); праксические (удовлетворение от результатов и процесса труда); гностические (связанные с процессом познания и приобретением новых знаний); глорические (желание признание и почета); пугнические (желание преодолеть опасность, испытать азарт и риск); альтруистические или эгоистические (связанные со способами взаимодействия с миром, со сферами обмена и потребления) [3].

- Экономические мотивы, во многом связанные с социально-экономической перцепцией. Мотив, согласно А.Н. Леонтьеву, представляет собой побуждение к действию на основании эмоционально окрашенной потребности. Эмоция выступает индикатором значимости данной потребности). Мотив может выступать и в виде потребности, и в виде цели, и в виде смысла экономической деятельности. Перцепция (восприятие) является отражением эмоционального восприятия - денег, товаров, услуг, вещей, любых артефактов существующей экономической реальности (которая сегодня во многом создается маркетингом).

Экономические мотивы связаны с производством и потреблением. Они могут быть как внешними - соотноситься с внешними требованиями престижа, достижения победы, завоевания определенного финансового и социального статуса, так и внутренними -связанными с глубинной ценностной системой личности.

Конативный уровень - он связан с экономической деятельностью и поведением в существующей социально-экономической реальности.

А теперь обратимся к такому аспекту экономического сознания личности, как финансовая грамотность. Единого, общепринятого определения понятия «финансовая грамотность» сегодня не существует. Если проанализировать все определения, можно увидеть, что авторы выделяют когнитивный (знания), эмоционально-мотивационный (отношение) и конативный (готовность к действию, определенным поступкам) уровни финансовой грамотности.

Так, Л.В. Стахович понимает финансовую грамотность как совокупность способностей, которые, хотя и приобретаются в процессе финансового образования в школе и вузе, осваиваются и проверяются на практике в течение жизни [4].

Словарь банковских терминов трактует финансовую грамотность как достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, позволяющий правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Р. Кийосаки пишет, что «финансовая грамотность - тот фундамент, на котором строится вся Ваша дальнейшая жизнь, - это финансовое образование, смекалка, умение сначала сберечь заработанные деньги, а потом преумножить их в результате грамотного инвестирования. Финансовое образование научит быть открытым для новых возможностей и не бояться перемен» [4].

Как видим, под финансовой грамотностью подразумевается способность человека разбираться в финансовой сфере, понимать существующие в ней термины; способность рассуждать на базе соответствующей информации и принимать эффективные решения об

использовании и управлении собственными деньгами. Прикладной (конативный) аспект финансовой грамотности: умение на основе знаний правильно распоряжаться деньгами и вкладывать их в существующие финансовые инструменты, использовать кредиты, обращаться к рыночным механизмам [4].

Чтобы определить, как студенты определяют понятие «финансовая грамотность», мы провели эмпирическое исследование.

За основу нами было взято следующее определение: финансовая грамотность - это совокупность базовых знаний в области финансов, банковского дела, страхования, а также бюджетирования личных финансов, которые позволяют человеку правильно подбирать необходимый финансовый продукт / услугу, трезво оценивать и брать на себя риски, которые могут возникнуть в ходе их использования, грамотно накапливать сбережения и определять сомнительные (мошеннические) схемы вложения денег [4].

Для современного молодого человека очень важно уметь планировать личный бюджет, разбираться в возможностях использования разнообразных услуг банков и финансовых институтов в целях собственного развития и укрепления благополучия.

Наше исследование, которое было призвано дать представление об уровне финансовой грамотности студентов экономического вуза, базировалось на методике неоконченных предложений. Данная методика относится к классу проективных психологических процедур и традиционно используется в психодиагностике для изучения субъективных переживаний, ожиданий, а также для решения проблем межличностного восприятия и взаимодействия.

В исследовании принимали участие 98 студентов первого курса Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Из них 28 респондентов мужского пола, 70 - женского пола, возраст респондентов от 17 до 20 лет.

Процедура исследования была проведена в учебной аудитории. Перед респондентами лежал чистый лист бумаги. Вначале респонденты фиксировали основные социально-демографические данные о себе (пол, возраст, принадлежность по рождению в семье: старший, младший брат или сестра).

Исследователь читал начало предложений и давал респондентам по одной минуте, чтобы закончить каждое из них в тех выражениях, которые сразу пришли в голову отвечающему. Определенный темп заполнения не давал времени для дополнительных раздумий.

Респондентам предлагалось закончить следующие предложения:

1. Финансовая грамотность - это...

2. Деньги для меня - это...

3. Родители привлекали меня к обсуждению финансовых проблем с возраста - ...

Мы исходили из предположения, что существуют базовые компетенции финансовой

грамотности, к которым можно отнести:

- управление личным бюджетом;

- понимание различий между наличными и безналичными платежами;

- способность вести учет расходов и доходов;

- умение определять финансовые цели и их приоритеты;

- умение определять баланс между доходами и расходами («жить по средствам», «минимизация долгов»).

Ответы респондентов позволяют составить представление о понимании феномена финансовой грамотности в следующих определениях:

- 54% респондентов трактуют финансовую грамотность как умение рационально обращаться с деньгами;

- 22% респондентов интерпретируют финансовую грамотность как знания в сфере финансов;

- 8% - умение откладывать сбережения (цитата: на «черный день»);

- 7% - умение планировать бюджет;

- 4% - умение распределять финансовые ресурсы (первичные траты, вторичные траты);

- 3% - умение заполнять финансовые документы;

- 1% - «то, в чем я не разбираюсь».

Судя по ответам, большинство респондентов трактует финансовую грамотность как умение разбираться в экономической ситуации, грамотно обращаться со своим бюджетом, правильно распределять собственные денежные ресурсы, правильно действовать в финансовой сфере, рационально тратить деньги, а также как знание основных экономических терминов, законов, вдумчивое, взвешенное и осторожное отношения с финансами.

Интересно отметить тот факт, что в ответах 8% респондентов указывается необходимость производить сравнение финансовых услуг перед покупкой, расставлять приоритеты при покупке, что нельзя не отметить, как проявление ответственного финансового поведения.

Анализируя блок ответов, направленный на получение представления о финансовой грамотности респондентов, были получены следующие выводы: существует явно выраженная позитивная тенденция к достаточно активному и осознанному пониманию финансовой грамотности и осведомленности о грамотном финансовом поведении у студентов, особенно данный вывод касается краткосрочных повседневных решений (использование карманных денег).

В отношении восприятия понятия «деньги» были зафиксированы следующие ответы:

- 70% респондентов воспринимают деньги как средство удовлетворения собственных потребностей;

- 15% респондентов считают деньги атрибутом благополучия жизни;

- 11% респондентов отождествляют наличие денег как средство собственной независимости и финансовой самостоятельности;

- 2% респондентов воспринимают деньги как способ выживания;

- 2% респондентов отождествляют деньги с образом «бумажки», «фантика».

Исходя из ответов респондентов, можно предположить, что главное предназначение

денег состоит в том, чтобы человек делал то, что ему нравится, удовлетворял все свои потребности (путешествовать, возможность получать положительные эмоции, приобретая то, что тебе хочется). В доказательство приведем несколько красноречивых цитат из студенческих работ: «Деньги - это любимая вещь в этой жизни», «Деньги для меня - это напечатанная свобода», «Деньги - это инструмент реализации своих желаний», «Деньги -это бумажки, из-за которых некоторые люди ходят с ума».

Есть также ответы, которые дают представление о предрасположенности студентов воспринимать деньги как средство оплаты товаров и услуг, средство измерения стоимости, а также средство сохранения стоимости. Цитаты: «Для меня деньги - это способ обмена труда на товар / услугу», «деньги - это способ оплачивать человеческий труд», «деньги -это способ, с помощью которого можно приобрести товары или услуги», «деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого можно приобрести необходимые вещи».

Респонденты в возрасте 19-20 лет относятся к деньгам как люди, научившиеся нести ответственность за собственное материальное благополучие: «это то, что я зарабатываю и трачу на свои потребности».

По поводу обсуждения в семье финансовых вопросов, а также включения студентов в семейные практики управления финансами были получены следующие ответы:

- 68% респондентов участвуют в обсуждении финансовых сфер жизни своей семьи, из них 52% респондентов были включены в обсуждение о финансовых проблемах семьи с 10-12 лет;

- 17% опрошенных студентов являются лишь пассивными наблюдателями (не принимают участия в реальном решении проблем, то есть лишь имеют представление об уровне дохода, кредитах / вкладах / процентах и т. д.);

- 7% опрошенных респондентов принимают участие только в финансово трудных для семьи ситуациях;

- 4% респондентов отметили, что родители с ними советуются при принятии финансовых решений (например, стоит ли брать кредит и где лучше это сделать);

- 3% респондентов не участвуют ни в обсуждении финансовых вопросов с членами своей семьи, ни в принятии решений, так как все лежит исключительно на родителях.

На наш взгляд, финансовая грамотность студентов была бы значительно выше, если бы семья активно привлекала их в текущие финансовые аспекты жизни, передавая опыт и новые практические знания. Интересен тот факт, что респонденты, которые являются старшими детьми в семье, в большей степени осведомлены и включены в решение финансовых проблем в семье (по ответам 53% респондентов).

Взрослые не ограждают детей от возникающих финансовых трудностей семьи, например, таких, как непредвиденные траты на лечение, ремонт автомобиля, покупка поврежденных предметов быта. Кроме того, родители обсуждают с ними текущие и долгосрочные расходы, подчеркивают важность кредитных обязательств и ответственное отношение к выплатам.

Проведенное нами исследование показывает, что студенты факультета «Гостиничное дело» в целом осведомлены о понятии финансовой грамотности, но все же не обладают высокими компетенциями в данном вопросе. Так, большой процент среди опрошенных демонстрировали гедонистическое отношение к деньгам как источнику удовольствия, что, безусловно, говорит об опасности формирования безответственных субъектов финансовой деятельности. Если мы рассматриваем эти показатели применительно к таким категориям, как «социальная зрелость» и «психологическая зрелость», то ответы как раз свидетельствуют о ее недостаточном уровне.

Социальная зрелость предполагает не только определенный багаж знаний, которые пропущены через эмоциональные «фильтры», но и способность к взвешенным решениям и поступкам в области экономического (прежде всего финансового) поведения. Психологическая зрелость, по мнению Н.П. Паттуриной, связана с достижением зрелой личностной идентичности. Зрелая в области экономического и финансового поведения личность обладает определенным уровнем финансовой независимости, умением зарабатывать деньги и грамотно распоряжаться ими, нести ответственность не только за свое материальное благополучие, но, в определенных обстоятельствах, и других людей [5].

Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что участники опроса после окончания учебного заведения могут испытывать некоторые трудности с грамотным управлением своими финансовыми ресурсами и, как следствие, с определением своего самостоятельного социально-экономического положения. Необходимо формировать их экономическое сознание и экономическое поведение (они являются индикаторами социальной и экономической зрелости), повышать уровень финансовой грамотности. Эта задача может быть решена средствами образования в условиях вуза.

Поскольку экономическое сознание (и финансовая грамотность как его важнейший аспект) включают в себя когнитивный, эмоционально-мотивационный и конативный уровень, то в процессе обучения необходимо использовать интерактивные методы обучения, позволяющие прийти «к ко нациям через когниции», по словам В.Н. Мясищева. Это могут быть дискуссии и мозговые штурмы, которые актуализируют определенные «пласты» эмоционально-ассоциативного опыта личности через обсуждение различных позиций, а также - деловые, имитационно-моделирующие и метафорические игры и

социально-психологические тренинги [6].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование экономического сознания и обучение финансовой грамотности может осуществляться с помощью такой образовательной (педагогической) технологии, как метафорическая деловая игра [7]. Ее суть заключается в следующем. Выбирается определенная тема (проблемная ситуация) и «облачается» в метафорическую форму, например, в ситуацию из сказок, литературных произведений и т.п. Использование метафоры позволяет активизировать творческие способности участников игры, снять блоки и стереотипы, которые уже сформировались в их предшествующем опыте (даже на уровне бессознательных стратегий мышления). Подобные игры используются в не только в процессе обучения, но и в бизнес-тренингах, а также организационном коучинге, при решении различных бизнес-проблем.

Как метафорическая деловая игра используется для формирования финансовой грамотности? Студенты первого курса экономического университета разбиваются на команды. Каждая команда должна представить свою «метафору», призванную раскрыть определенную «философию денег». Таковыми метафорами стали известные сказки, например: "Скупой рыцарь" А.С. Пушкина (накопительский тип по Э. Фромму, отражающий определенный тип отношения к деньгам), "Кот в сапогах" Ш. Пьеро - тип Предпринимателя, умеющего пользоваться своим умом и деньгами (своего рода "Остап Бендер"), немецкие сказки Братьев Гримм (честная награда за честный труд). Каждая команда студентов выступает от имени своего героя, пытаясь доказать целесообразность его позиции и опровергнуть "философию денег" других героев.

Переводя язык сказки на язык реальности, преподаватель в процессе обучения добивается того, что уже вся группа участников видит параллели между сказкой и жизнью и находит конкретное реальное решение проблемы. Например, специфику возникновения каждой стратегии финансового поведения. Ее плюсы и минусы. Целесообразность применения в современной реальности.Метафорическая деловая игра способствует созданию более гибких ассоциативных связей при формировании когнитивных умений и навыков, актуализации полученных знаний благодаря эмоциональным оценкам, снятию тех стереотипов, которые не осознавались, но функционировали как негативно заряженные «комплексные структуры». Все это, в результате, способствует формированию нового индивидуального опыта участников группы - например, подходить к оценке тех или иных экономических явлений и финансовых стратегий с разных сторон, разбираться в типах потребителей, адекватно реагировать на различные экономические стимулы, выстраивать более гибкие стратегии экономического мышления и поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пашковская, И.Н. Психология предпринимательства в России как феномен последних десятилетий / И.Н. Пашковская, Н.И. Королева // Вестник факультета управления СПбГЭУ. - 2019. -№ 5. - С. 19-24.

2. Лесохина, Л.Н. К обществу образованных людей...: (теория и практика образования взрослых) / Л.Н. Лесохина ; Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых. - СПб. : Тускарора : ИОВ РАО, 1998. - 270 с.

3. Психология предпринимательства. - Режим доступа : https://www.e-reading.club/chapter.php/69387/221/Krylov_-_Psihologiya.html (дата обращения: 11.02.2019).

4. Хикматов, УС. Необходимость повышения финансовой грамотности населения (Теоретический аспект) / УС. Хикматов, М.Т. Койчуева // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. - 2015. - Т. 15. - № 8. - С. 174-178.

5. Паттурина, Н.П. Проблема зрелости в современной психологии / Н.П. Паттурина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2006. - № 17. - Том 7. - С. 117-126.

6. Королева, Н.И. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании как фактор формирования профессиональной идентичности студентов экономического вуза (на примере сервисных направлений бакалавриата) / Н.И. Королева // Образование как ценность и самоценность

для общества и человека : коллективная монография. - СПб., 2014. - С. 45-64.

7. Воспитанник, И.В. Метафорическая деловая игра как пример реализации интерактивного метода обучения / И.В. Воспитанник, Ю.М. Якимов // Инновации в образовании. - 2017. - № 2. - С. 41-46.

REFERENCES

1. Pashkovskaya, I.N. and Koroleva, N.I. (2019), "Psychology of Entrepreneurship in Russia as a phenomenon of the last decades", Bulletin of the Faculty of Management of Saint-Petersburg State University of Economics, No. 5, pp. 19-24.

2. Lesokhina, L.N. (1998), Towards a society of educated people : (theory and practice of adult education), Institute of Adult Education, St. Petersburg.

3. Psychology of entrepreneurship, available at: https://www.e-reading.club/chap-ter.php/69387/221/Krylov_-_Psihologiya.html.

4. Khikmatov, U.S. and Koichueva, M.T. (2015), "The need to improve financial literacy of the population (Theoretical aspect)", Bulletin of the Kyrgyz-Russian Slavic University, Vol. 15, No. 8, pp. 174-178.

5. Patturina, N. P. (2006), "The problem of maturity in modern psychology", News of the Herzen Russian State Pedagogical University, No. 17, Vol. 7, pp. 117-126.

6. Koroleva, N.I. (2014), "Competence approach in higher professional education as a factor in the formation of professional identity of students of an economic university (for example, undergraduate services)", in book Education as a value and intrinsic value for society and man: collective monograph, publishing house of Saint-Petersburg State University of Economics, St. Petersburg, pp. 45-64.

7. Vospitannik I.V. and Yakimova, Yu.M. (20170, "Metaphorical business game as an example of the implementation of an interactive learning method", Innovation in Education, No. 2, pp. 41-46.

Контактная информация: vospitannik-@mail.ru

Статья поступила в редакцию 03.07.2019

УДК 796.418.6

УРОВЕНЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БАТУТИСТОВ, УЧАСТНИКОВ XXXI ОЛИМПИЙСКИХ ИГР В РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО

Станислав Анатольевич Гаранин, кандидат педагогических наук, доцент, судья всероссийской категории по прыжкам на батуте, Юрий Юрьевич Кусков - бакалавр,

Школа педагогики Дальневосточного федерального университета, г. Уссурийск

Аннотация

В статье анализируются основные показатели технической подготовленности батутистов, принявших участие на XXXI Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, влияющих на общую оценку соревновательной комбинации. В основном это: время полета, оценка за технику, коэффициент трудности и содержание соревновательных упражнений. На основе этого анализа даются рекомендации для создания технологий многолетней спортивной подготовки батутистов.

Ключевые слова: батутист, индивидуальные прыжки на батуте, время полета, коэффициент трудности, оценка за технику.

LEVEL OF TRAINING OF BUTUTISTS, PARTICIPANTS OF THE XXXI OLYMPIC

GAMES IN RIO DE JANEIRO

Stanislav Anatolyevich Garanin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Judge

of the All-Russian category of trampolining, Yuri Yuryevich Kuskov, the bachelor, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriysk

Annotation

The article analyzes the main indicators of technical readiness of the bututists who participated in the XXXI Olympic Games in Rio de Janeiro, affecting the overall assessment of the competitive combination. These are mainly: flight time, grade for technique, coefficient of difficulty and contents of competitive exercises. On the basis of this analysis, the recommendations are made for creating the technologies of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.