Научная статья на тему 'Формирование экономически обоснованной региональной тарифной политики и распределения квот на водоснабжение и сбросы загрязненных вод'

Формирование экономически обоснованной региональной тарифной политики и распределения квот на водоснабжение и сбросы загрязненных вод Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
59
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ / МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ТАРИФЫ / АССИМИЛЯЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / WATER RESOURCES / DISTRIBUTION OF NATURAL RESOURCES / MATHEMATICAL MODELS / TARIFFS / ANABOLIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреев Валентин Андреевич, Боголюбов Игорь Николаевич, Кулеш Валерий Петрович

Рассматривается задача определения экономически и экологически обоснованных квот и тарифов на водоснабжение и на сбросы загрязненных вод (ЗВд) в канализацию и поверхностные водные объекты для отраслевых комплексов предприятий (ОКП), комплекса очистки и отведения ЗВд и комплекса водоснабжения. Под экономической обоснованностью понимается создание условий, необходимых для максимизации добавленной стоимости (ДС) региональной экономики (РЭ) на краткосрочных производственных периодах (КПП), в случае распределения квот, и для максимизации регионального валового продукта (ВРП) на долгосрочных производственных периодах (ДПП), в случае определения тарифов. Для определения вариантов распределения квот и определения тарифов построена модель, имитирующая формирование оптимальной динамики состояния РЭ, обеспечивающей получение максимума ВРП. Для КПП модель определяет варианты использования ОКП производственных ресурсов и индексы цен, обеспечивающие получение максимальной ДС при заданных тарифах, основных фондах и ограничениях на производственные ресурсы, индексы цен и объемы сбросов ЗВ. Соответствующее оптимальное распределение квот определяется через объемы производимой ОКП продукции, которые, в свою очередь, определяются через объемы используемых производственных ресурсов. Для ДПП модель определяет варианты динамики тарифов и инвестиций, обеспечивающие получение максимального ВРП. Библиогр. 3 назв. Табл. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреев Валентин Андреевич, Боголюбов Игорь Николаевич, Кулеш Валерий Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of economically justified regional tariff policy and distribution of quotas to water supply and dumps of polluted water

A system of models for determining economically justified industrial quotas and tariffs on water supply and discharge of sewage into canalization and surface water objects as well is constructed. Under economic justification we understand the creation of conditions necessary for maximizing the added value (for quota allocation) or for maximizing the gross product (for tariffs). Simultaneously with the determination of economically justified tariffs, the problem of economic estimation of the assimilation potential of surface water objects has been solved.

Текст научной работы на тему «Формирование экономически обоснованной региональной тарифной политики и распределения квот на водоснабжение и сбросы загрязненных вод»

УДК 504.4.062.2

В. А. Андреев, И. Н. Боголюбов, В. П. Кулеш

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КВОТ НА ВОДОСНАБЖЕНИЕ И СБРОСЫ ЗАГРЯЗНЕННЫХ ВОД*

1. Введение

Одной из важнейших задач устойчивого регионального развития является задача определения экономически и экологически обоснованных вариантов тарифной политики отведения и очистки загрязненных вод (ЗВд) и водоснабжения, а также распределения квот на водоснабжение и на сброс загрязняющих веществ (ЗВ) в поверхностные водные объекты (ПВО).

В предлагаемой работе развиваются и обобщаются результаты, опубликованные в [1].

Предполагается, что на краткосрочных производственных периодах (год) органы регионального управления заинтересованы в увеличении добавленной стоимости за счет оптимального распределения квот на водоснабжение и сброс ЗВд в канализацию и ПВО, а на долгосрочных — в увеличении валового регионального продукта (ВРП) за счет оптимизации тарифной политики. В соответствии с этими предположениями распределение квот на краткосрочных производственных периодах считается экономически и экологически обоснованным, если оно обеспечивает региональной экономике возможность получения максимальной добавленной стоимости при условии, что суммарные сбросы ЗВ не превысят допустимых объемов. Тарифная политика считается экономически обоснованной, если она обеспечивает возможность получения максимального прироста ВРП в конце долгосрочного периода.

При моделировании регион рассматривается как система, состоящая из населения, производства и природной среды. Производство рассматривается, как подсистема, состоящая из отраслевых комплексов предприятий (ОКП), комплекса водоснабжения (КВ) и комплекса отведения и очистки загрязненных вод (КООЗВ). В составе каждого ОКП выделяются две группы предприятий (ГП). К первой относятся предприятия, сбрасывающие ЗВд в канализацию для ее дальнейшей очистки, и предприятия, не сбрасывающие ЗВд, ко второй — предприятия-водопользователи, сбрасывающие ЗВд в поверхностные водные объекты без ее предварительной очистки. Рассматривается случай, когда предприятия получают воду только из водопроводных сетей, обслуживаемых КВ, и КВ сбрасывает ЗВд только в канализацию. Загрязненные воды, сбрасываемые предприятиями, относящимися к одному комплексу, имеют одинаковую концентрацию ЗВ. Все ЗВд сбрасываются в один поверхностный водный объект. Полную или частичную очистку ЗВд, сброшенных в канализацию, осуществляет КООЗВ.

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, проект № 06-06-80240-а.

© В. А. Андреев, И. Н. Боголюбов, В. П. Кулеш, 2009

Предполагается, что за сброс загрязненных вод в ПВО и в канализацию берется одинаковая плата. Разность между расходами предприятий на сброс ЗВд и доходами КООЗВ за отведение и очистку ЗВд является добавленной стоимостью, получаемой за счет использования ассимиляционного потенциала ПВО. Таким образом, одновременно с определением экономически обоснованных тарифов на сброс ЗВд решается задача экономической оценки ассимиляционного потенциала.

Для определения экономически и экологически обоснованных вариантов тарифной политики и распределения квот построена модель, имитирующая формирование оптимальной динамики состояния региональной экономики, обеспечивающей получение максимального прироста ВРП. Для краткосрочных производственных периодов модель определяет отраслевые индексы региональных цен и варианты использования производственных ресурсов, обеспечивающие получение максимальной добавленной стоимости при заданных тарифах и заданных ограничениях на производственные ресурсы, индексы цен, и объемы сбросов ЗВ. Соответствующее оптимальное распределение квот между ГП, КООЗВ и КВ определяется через объемы производимой ими продукции, которые, в свою очередь, определяются через объемы используемых производственных ресурсов. Для долгосрочных производственных периодов модель определяет варианты тарифной политики и динамики структуры и объемов основных фондов, обеспечивающие получение максимального прироста ВРП продукта.

Состояние регионального производства определяется объемами активных основных фондов, имеющихся в наличии у каждой из рассматриваемых групп предприятий, КООЗВ и КВ, и значениями показателей их производственной деятельности. Производственная деятельность характеризуется объемами произведенной продукции, производственными затратами, прибылью и объемами использования производственных ресурсов. Для КООЗВ объемы производства определяются объемами отведения и очистки ЗВ, для КВ - объемами воды, поставленной потребителям. Предполагается, что все виды услуг и материальных ресурсов, используемых в производстве, являются продукцией отраслей, и их объемы линейно зависят от объемов используемых в производственном процессе активных основных фондов. Основные фонды подразделяются на категории А и В с низкой и высокой фондоотдачей соответственно. Занятые в производстве подразделяются на профессиональные группы.

Экзогенными переменными в модели являются концентрации каждого вида ЗВ в сбрасываемых ЗВд, индексы отраслевых цен, объемы регионального экспорта и импорта в отраслевом разрезе, региональный конечный спрос на продукцию в отраслевом разрезе, объемы непромышленного потребления воды и объемы непромышленных сбросов ЗВд (объемы бытовых сточных вод и объемы поверхностного стока), индекс региональных потребительских цен и банковские проценты по кредитам и депозитам.

2. Экономически обоснованное распределение квот на водоснабжение и сброс загрязненных вод

Рассматривается описанная во введении экономическая система, в состав которой входит промышленность, состоящая из п перенумерованных отраслевых комплексов предприятий, КООЗВ и КВ. Для определенности КООЗВ и КВ присваиваются номера п + 1 и п + 2. Объемы производства товаров и услуг на краткосрочных производственных периодах ґ для отраслевых групп предприятий, КООЗВ и КВ определяются производственными функциями [2]

^ = А/У + ВЕ«, (2.1)

Х( л = А / (л + В Е(л (2 2)

•л'п + т, г ■/хп + т J п + т, г ±^'п + т А п + т, г ?

где г — номер ОКП, у = 1, 2 - номер группы предприятий в составе ОКП, т = 1, 2, / $ и Е (/^ — объемы ОФ категорий А и В, используемых в производственном процессе группой предприятийу комплекса г, А, и В,- — объемы производства продукции предприятиями комплекса г при использовании единицы активных основных фондов категорий А и В соответственно, /П+1, г, ЕП+1,г иЛ+ 2, г, ЕП+ 2, г — объемы ОФ категорий А и В, используемых КООЗВ и КВ, соответственно.

Объемы производства и потребления продукции связаны балансовыми уравнениями [3]

Хгг = £ Кгк Хкг + Я, п + 1Х(' + 1, г + я,, п + 2 44 2, г + У гг + Е'и - Е, , (2.3)

к = 1

п + 2

Х(п+ 1, г + у, = £ Яп + Х? + Уп + 1, г, (2.4)

к = 1

п

х£+ 2 + Уг = £ Нп + 2, кХкг + Яп + 2, п + 1Х£+ 1, г + Яп + 2, п + 2Х£+ 2, г + Уп + 2, г, (2.5)

к = 1

где Хи = х(1 + х(,2) , г = 1, 2, ..., п, — объемы продукции, произведенной ОКП г, Як — объемы продукции отрасли г, потребляемые комплексом к при производстве единицы продукции, Яп + 1, к и Яп + 2, к — объемы ЗВд, сбрасываемых в канализацию, и объемы потребления воды отраслью к при производстве единицы продукции, у, — объем ЗВд, сброшенной КООЗВ в ПВО без очистки, Уи — конечное потребление продукции отрасли г, Уп + 1, г и Уп + 2, г — объемы непроизводственных сбросов ЗВд в канализацию и непроизводственного потребления воды, Е\, и Е, — региональный экспорт и импорт продукции отрасли г. Из (2.3) следует, что объемы отраслевого регионального производства товаров и услуг должны удовлетворять неравенствам

Хгг < £,ЯкХкг + Я, п + 1 Х(п+ 1,, + я,, п + 2Х?+ 2, г + У гг + Е'и - Е, , (2.6)

к = 1

£ ЯгкХкг + Яг, п + ^ 1, г + Я, п + гХ™ 2, г- Х„ < Е, - Е'и , (2.7)

к = 1

где г = 1, 2, ., п, Угг — конечный спрос на продукцию отрасли г. Неравенство (2.7) означает, что промежуточное потребление продукции, произведенной каждой из отраслей, не должно превышать объемов регионального производства и чистого импорта.

По условиям, сформулированным во введении, объемы сбросов каждого из типов ЗВ в ПВО ограничены. Следовательно должны быть выполнены неравенства

£ Яп + 1, к Х?2 + + уг ^п + 1, I < ЛЬ (2.8)

к = 1

где Хл — концентрация ЗВ типа I в ЗВд, сбрасываемых предприятиями комплекса г, ^п + 1,1 — концентрация ЗВ типа I в ЗВд, сбрасываемых КООЗВ, у, — объем ЗВд сброшенной КООЗВ без очистки, А; — допустимые объемы сбросов загрязняющих веществ типа I.

Из (2.4) и (2.8) получаем

п

£ кп + 1, к ( хк? К, + 4/1 К+1,,) + (я„ + 1, п + 1 - 1)х£‘+ !_ , у, к+1,, + к = 1

Рп + 1, п + 2 Хп + 2, , Кп + 1, I — Л1 Уп + 1 Кп + 1, I (2 . 9)

Объемы занятых по профессиональным группам для отраслевых групп предприятий, КООЗВ и КВ, определяются через объемы производства равенствами

= РгкХ«К ЕП+ 1, к, = Рп + 1, кхП+ 1, ,, ЕП+ 2, к, = Рп + 2, кхП+ 2, , (2.10)

где ргк, рп + 1, к, рп + 2, к — количество трудовых ресурсов профессиональной группы к на единицу продукции комплекса г, КООЗВ и КВ соответственно.

Объемы ОФ и трудовых ресурсов, используемых в производственном процессе, должны удовлетворять ограничениям

0 — /р — ]Р, 0 — Ё (р — Ё(р (2.11)

0 — £ (!« + 1$) +Ь(?+ 1, к, +Ь(?+ 2,к, — 4, (2.12)

г = 1

где /р и Ё (р) (г = 1, 2, ..., п) — объемы активных ОФ категорий А и~В, имеющихся у группы предприятийр комплекса г в начале года ?,/'+1, , ,/'+ 2,, и Ё ^+1, ,, Ё п+ 2, ,~— объемы активных ОФ категорий А и В, имеющиеся у КООЗВ и КВ, соответственно, Ьк, — объем рынка трудовых ресурсов профессиональной группы к.

Производственные затраты и прибыль для отраслевых групп предприятий, КООЗВ и КВ определяются равенствами

1 Р = ( £ РкДк1 + Т,Рп + 1, I + 0, Рп + 2, I + 1 £ ^к р1к)Х Р +

к=1 ~ ~ к (2.13)

+ Ч,/р + 0 ЁЧ, I = 1, 2, ... , п + 2,

п (р = Рих(р - I(р, г = 1, 2, ..., п, (2.14)

пп + 1, , = Т,х п+ 1, , - (Г, - Т,)^ N - (Г, - Т,)О - I (1+ 1, ,, (2.15)

пп + 2, , = ®, х п+ 2, , - (0, - 0,)52 N - I Ч>+ 2, , (2.16)

где I и г — номера комплексов, р =1, 2 —~ номера ГП в составе ОКП, 1 - индекс регио-

нальных потребительских цен, 0, и Т, — тарифы для населения на водоснабжение и на отведение бытовых сточных вод, 0, и Т, — тарифы для предприятий на водоснабжение и на сброс ЗВд, Т — тарифы на отведение поверхностного стока, и а, — амортизационные коэффициенты для ОФ категорий А и В комплекса г, N — численность населения, пользующегося канализацией и водопроводом, 51 и 52 — объем сбросов бытовых сточных вод и объем потребления воды за год в расчете на одного человека, О — объем поверхностного стока, 0.к — средняя годовая заработная плата для профессиональной группы к, Рг, — региональный отраслевой индекс цен.

В соответствии со сделанными предположениями экономически обоснованное распределение квот на водоснабжение и на сбросы ЗВд на краткосрочных производственных периодах при заданных тарифах и объемах ОФ определяется из решения задачи максимизации суммарной прибыли всех комплексов предприятий, определяемой равенством

П = £ (п^ + п(,2)) + %п + 1, + пи + 2> , , (2.17)

г = 1

при ограничениях (2.5)-(2.7), (2.9), (2.11), (2.12) и

£Лп + 2, ХХ» + Х®) + Яп + 2, п + 1 хПЧ ,, ( + Яп + 2, п + 2 Х<Ц 2, ( + 62 N < Г, (2.18)

г = 1

где г - максимально допустимые суммарные объемы водоснабжения. Максимизация осуществляется по индексам отраслевых региональных цен и объемам используемых основных фондов категорий А и В. Квоты на водоснабжение и на сбросы ЗВд вычисляются через объемы используемых ОФ, определяемые из решения задачи максимизации суммарной прибыли П ^ , по формулам:

ц(/> = Яп + 2, ХЛ /(1 + ВЁ (1)), (2.19)

Цп + т, t Яп + 2, п + т (Лп + т /п + т, t + Вп + т Ё п + т, /), (2.20)

^ = Яп + ,, (Л, /(1) + ВЁ (1)), (2.21)

Пп + 1, t = Л, (2.22)

Цп + 2, t = Яп + 1, п + 2 (Лп + 2 /<п + 2, t + Вп + 2 Ё п + 2, t ), (2.23)

где г = 1, 2, ... , п, ] = 1, 2, т = 1, 2, — квоты на водоснабжение для группы предприя-

тий j отраслевого комплекса г, цп + 1, t и цп + 2, t — квоты на водоснабжение КООЗВ и КВ, Па"1 — квоты на сброс ЗВд для группы j предприятий отраслевого комплекса г, цп + 1, t и Пп + 2, I — квоты для КООЗВ и КВ на сброс ЗВд в ПВО и канализацию соответственно.

3. Определение экономически обоснованных тарифов на водоснабжение и сбросы загрязненных вод

При заданных для каждого года долгосрочного производственного периода тарифах и объемах ОФ, детализированных по категориям, отраслевым группам предприятий, КООЗВ и КВ, динамика состояния региональной экономики может быть определена с помощью модели краткосрочного производственного периода (МКПП), сформулированной в разделе 2. Оптимальная динамика состояния региональной экономики на долгосрочном производственном периоде в соответствии со сделанными предположениями должна определяться из решения задач максимизации валового регионального отраслевого продукта

Вт = £ (хТ + Хг* - £ Яji(x(T + х(2))), (3.1)

г = 1 j = 1

где т — последний год долгосрочного периода. При этом объемы ОФ на начало каждого года долгосрочного периода определяются с помощью рекурентных соотношений

ї /+і = / і/Чі - ч) + ир, £ </)+ і = £ (/'(і - є,) + ц?,

(3.2).

где и(/) и и(/) — инвестиции в развитие предприятий/ комплекса і, сделанные за период ґ, и Ш і, „ т\ і, , и 4'+ 2, ґ, Ц® і, , — объемы инвестиций в развитие КООЗВ и КВ. Максимизация прироста валового регионального продукта осуществляется по тарифам и допустимым вариантам инвестиций в развитие рассматриваемых ГП, КООЗВ и КВ.

4. Экспериментальная проверка моделей

Сформулированные в разделах 2 и 3 модели проверяются на примере экономики, построенной на основе статистических данных экономики С.- Петербурга. В этой модели выделены КООЗВ, КВ и пять отраслевых комплексов предприятий, (в экономике

С. - Петербурга им соответствуют комплекс предприятий водоснабжения и комплекс предприятий отведения и очистки загрязненных вод ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», комплексы предприятий, относящиеся к отраслям: «машиностроение и металлообработка», «черная и цветная металлургия», «электроэнергетика», «пищевая промышленность», а также комплекс, состоящий из прочих предприятий, не относящихся ни к одному из перечисленных комплексов). Отраслевым комплексам присвоены номера і, 2, ... , 5. КООЗВ и КВ присвоены номера 6 и 7.

Для определенности предположим, что инвестиции в развитие ГП отраслевых комплексов делаются за счет прибыли и банковских кредитов. Кредиты предоставляются на год, а их максимальная величина определяется, исходя из условия возможности возврата за счет ожидаемой в конце года прибыли. Инвестиции в развитие КООЗВ и КВ делаются за счет прибыли, дотаций и банковских кредитов. Получаемая КООЗВ и КВ прибыль полностью направляется на их развитие. Кроме того, предполагается, что инвестиции не делаются на краткосрочном периоде ґ+і, если на краткосрочном периоде ґ основные фонды использовались не в полном объеме.

При сделанных предположениях множество допустимых вариантов инвестиций для рассматриваемых отраслевых групп предприятий, КООЗВ и КВ определяется ограничениями

и/ + < С/ + ф/

С / = 5/ П/>(і + гГ,

г5( л п/) + ф/ - /(Л, ф/ > /(Л,

Ф(/=і = 1 ~

[б/п/ - (і + гг)(/(/) - Ф</>), Ф/ < Ґ/ < С/ + Ф/, и(і) + и(і) < С + ф + п

ип + т, ґ ^ п + т, ґ — '-'п + т, ґ ^п + т, ґ ^п + т,

Сп + т, ґ Пп + т, ґ (і + Гґ) ,

{Пп + т, ґ + Фп + т, ґ 1п + т, ґ, Фп + т, ґ > 1п + т, ґ,

Пп + т, ґ (і + Гґ)(/п + т, ґ Фп + т, ґ), Фп + т, ґ < 1п + т, ґ,

где~ = і, 2, ... , п,/ = і, 2, т = і, 2, /(/) = и(/) + и(/), 1п + щ, = иЩ т,, + ЦДт, ,, С(/), Сп + і, , и Сп + 2 ґ — максимально допустимые объемы кредитов для ГП/ ОКП і, КООЗВ и КВ; 5(Л — доля прибыли, направляемая на развитие производства ГП / ОКП і, Ф(/), Фп + і,, и Фп + 2,, — размеры фондов развития группы / ОКП і, КООЗВ и КВ в начале года ?, фи = Фп + і, і = Фп + 2, і = 0, Пп + !, ґ Пп + 2, ґ и — объемы дотаций на развитие КООЗВ и КВ, ґ - ставка процента по кредитам.

Рассматривается случай, когда КВ, комплекс пищевой промышленности и комплекс, состоящий из прочих предприятий, могут сбрасывать ЗВд только в ПВО без очистки по выделенным им квотам. Кроме того, неочищенные ЗВд может сбрасывать в ПВО сам КООЗВ. Остальные комплексы могут сбрасывать ЗВд только в канализацию. Объем ЗВ, содержащихся в ЗВд, сбрасываемых в ПВО не должен превышать величину его ассими-ляционнго потенциала.

Значения показателей и коэффициентов, определяющих модель экономики, используемой для экспериментальных расчетов, приведены в таблицах і-3. Кроме того, принято, что численность населения и численность его трудоспособной части не меняются и равны 4500 и 2437 тысяч человек соответственно. Величина базовой зарплаты для всех профессиональных групп равна 32іі руб. в месяц. Объемы потребления воды и объемы сбросов бытовых ЗВд за год на человека равны 0,0002 и 0,00008 млн. куб. метров. Доли населения, пользующегося услугами КВ и КООЗВ равны 0,796. Отраслевые индексы цен на рассматриваемом долгосрочном производственном периоде не меняются и равны і,2. Индекс потребительских цен и банковские проценты по кредитам и депозитам постоянны и равны і0, 20, і0 соответственно. Концентрации ЗВ в ЗВд, сбрасываемых всеми производственными комплексами, и концентрации ЗВ в непроизводственных сточных водах одинаковы и равны 270 тонн на млн. куб. метров. Ассимиляционный потенциал ПВО равен 4000 тонн в год. Используя приведенные данные о концентрации ЗВ и величине ассимиляционного потенциала, получаем, что допустимый объем сбросов ЗВд в ПВО равен і9,3 млн. куб. метров в год.

Объемы производства и потребности в трудовых ресурсах для рассматриваемых комплексов предприятий определяются равенствами хи = Л\/и + В\ /и и Ьи = А"/и + В"/и, где і -номер комплекса, /и и Ёи — объемы использованных основных фондов категорий А и В, А', В', А '■', В — коэффициенты, значения которых указаны в табл. і. Конечный

Таблица 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходные данные для экспериментальных расчетов

Номера комплексов предприятий (1) і 2 3 4 5 6 7

Коэффициенты производственных функций Л' 2,674 і0,000 і,047 3,465 і,27і 0,035 0,089

В' 4,000 і6,і93 2,000 7,000 3,962 0,550 0,200

Потребности в трудовых ресурсах на единицу используемых ОФ Л' і3,28 і8,і4 і,20 4,43 і4,83 0,42 0,89

В' і9,87 29,37 2,90 8,94 4і,і5 0,42 0,89

Амортизационные коэффициенты ОФ А 0,іі 0,іі 0,іі 0,іі 0,іі 0,09 0,і0

В 0,і0 0,і0 0,і0 0,і0 0,і0 0,і0 0,09

Объемы ОФ в начале периода (млн. руб-) А 8755 269 30і9 4637 29і5 і280 4000

В 9860 304 3404 5269 2840 і550 3800

Доля прибыли, направленная на развитие 0,і0 0,і0 0,і0 0,і5 0,і0 0,і2 0,і0

Прибыль за год, предшествующий первому году периода (млн. руб.) 0 0 0 0 0 500 0

спрос на продукцию отраслевых комплексов предприятий определяется функциями Уи = (1 - Р)ей + У*,, где г = 1, 2,..., п — номера ОКП, Р — индекс отраслевых региональных цен, еи — масштабирующий коэффициент, У*, — спрос при базовых ценах. Значения величин еи, У*, приведены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели конечного спроса на продукцию отраслевых комплексов предприятий

Годы Отрі Отр2 Отр3 Отр4 Отр5

Спрос при базовых ценах (млн. руб.) і 33425 46і і2і3 44236 44236

2 33425 і06і і5і3 53236 48236

3 33825 іі6і і6і3 54236 55236

Масштабирующие коэффициенты і 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6

2 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6

3 0,6 0,6 0,6 0,6 0,6

Обозначения: Отр1 — машиностроение и металлообработка; Отр2 — черная и цветная металлургия; Отр3 — электроэнергетика; Отр4 — пищевая промышленность; Отр5 — прочие предприятия.

Таблица 3

Коэффициенты межотраслевых балансов

Отрасли Отрі Отр2 Отр3 Отр4 Отр5 КООЗВ КВ

Отрі 0,050 0,053 0,і80 0,077 0,0і9 0,і20 0,і20

Отр2 0,0і0 0,0і5 0,090 0,009 0,000 0,052 0,052

Отр3 0,200 0,0і3 0,і20 0,0і8 0,020 0,і0і 0,і0і

Отр4 0,000 0,000 0,000 0,000 0,07і 0,і20 0,і20

Отр5 0,000 0,052 0,і08 0,090 0,024 0,іі4 0,іі4

КООЗВ 0,0і0 0,005 0,002 0,003 0,00і 0,00і 0,00і

КВ 0,0і30 0,0055 0,0025 0,0035 0,0050 0,00і5 0,00і5

В табл. 4 приведены значения основных показателей состояния региональной экономики, рассчитанные для последнего года долгосрочного производственного периода продолжительностью в три года, при различных тарифах на промышленные сбросы ЗВд и постоянных тарифах на непромышленные сбросы, равных 2 руб. за куб. метр. Анализ данных, приведенных в этой таблице, показывает, что максимальный объем валового регионального продукта, равный 30634 млн. рублей, может быть получен при тарифе на сброс промышленных ЗВд, равном 25 руб. за куб. метр. Кроме того, анализ данных, приведенных в табл. 4, 5 и 6, показывает, что при этом тарифе в конце рассматриваемого долгосрочного периода КООЗВ полностью удовлетворяет потребности региона в отведении и очистке ЗВд. Это следует из того, что при тарифе 25 руб. за куб. м. КООЗВ не полностью использует, имеющиеся у него ОФ с низкой производительностью (см. данные в таб. 5, выделенные жирным шрифтом), и не сбрасывает ЗВд в ПВО в конце периода (см. выделенные данные в табл. 4 и 7).

Данные, приведенные в табл. 7, показывают, что при тарифе на промышленные сбросы ЗВд равном 22 руб. за куб. метр КООЗВ имеет дефицит ОФ на протяжении всего долгосрочного периода, так как при этом тарифе он используют ОФ полностью (см. выделенные данные в табл. 6). При тарифах 23 и 24 рубля имеется дефицит ОФ в течение первого и второго года долгосрочного периода. Наличие дефицита ОФ у КООЗВ приводит к снижению объемов валового регионального продукта.

Зависимость показателей состояния экономики в конце долгосрочного периода от тарифов на сброс ЗВд

Тариф руб./м3 Валовой продукт млн руб. Отраслевое производство млн руб. Отраслевая прибыль млн руб. Очищенные ЗВд млн м3. Сброс ЗВд в ПВО млн м3. ЗВд, сброшенные КООЗВ в ПВО млн м3.

5 16947 22896 14286 921,16 19 0

10 20091 27599 16461 943,78 19 0

15 23779 33113 18829 970,31 19 0

20 28010 39439 21335 1000,75 19 0

25 30634 43363 22453 1019,63 19 0

30 30604 43318 21667 1019,41 19 0

31 30597 43309 21510 1019,36 19 0

32 30591 43299 21353 1019,39 19 0

Таблица 5

Динамика показателей состояния КООЗВ при тарифе 25 руб. за 1 м3

Показатель Год 1 Год 2 Год 3

Инвестиции (млн руб.) 211 369 0

Объем очистки ЗВд (млн м3) 879 924 1020

Основные фонды категории А (млн руб.) 3 1165 1060

Основные фонды категории В (млн руб.) 1550 1606 1815

Используемые ОФ категории А (млн руб.) 1280 1165 618

Используемые ОФ категории В (млн руб.) 1550 1606 1815

Сброс ЗВд в ПВО (млн м3) 2 0 0

Прибыль (млн руб.) 1232 1808 4328

Тариф на пром. сброс ЗВд (руб. за 1 м3) 25 25 25

Таблица 6

Динамика оптимального распределение квот на сброс ЗВд при тарифе 25 руб. за 1 м3

Комплексы предприятий Год 1 Год 2 Год 3

Сброс в канализацию (млн м3) Сброс в ПВО (млн м3) Сброс в канализацию (млн м3) Сброс в ПВО (млн м3) Сброс в канализацию (млн м3) Сброс в ПВО (млн м3)

Отр1 0 0 0 0 0 0

Отр2 0,71 0,00 1,47 0,00 2,14 0,00

Отр3 22,82 0,00 46,87 0,00 140,90 0,00

Отр4 0 12 0 12 0 8

Отр5 0 1 0 2 0 2

КООЗВ 8,97 2 9,24 0,00 10,20 0,00

КВ 0 4 0 5 0 9

Непромышленные сбросы 866,4 0,0 866,4 0,0 866,4 0,0

Примечание: обоозначения см. табл. 2.

Динамика показателей состояния КООЗВ при тарифе 22 руб. за 1 м3

Показатель Год 1 Год 2 Год 3

Инвестиции (млн руб.) 204 337 0

Объем очистки ЗВд (млн м3.) 879 920 1014

Основные фонды категории А (млн руб.) 1280 1165 1060

Основные фонды категории В (млн руб.) 1550 1599 1766

Используемые ОФ категории А (млн руб.) 1280 1165 1060

Используемые ОФ категории В (млн руб.) 1550 1599 1766

Сброс ЗВд в ПВО (млн м3) 2 1 0

Прибыль (млн руб.) 1173 1606 3777

Тариф на пром. сброс ЗВд (руб за 1 м3) 22 22 22

Оптимальные варианты распределения квот на промышленные сбросы ЗВд при тарифе, равном 25 руб. за куб. метр ЗВд, приведены в табл. 6. Экономическая оценка асси-миляционнго потенциала ПВО определяется через величину максимально допустимого объема сбросов ЗВд и экономически обоснованную величину тарифа на сброс и равна 482.5 млн. руб. в год.

Из анализа экспериментальных расчетов можно сделать вывод, что сформулированные в разделах 2 и 3 модели позволяют определять экономически обоснованные тарифы на сброс ЗВд. и проводить анализ динамики состояния региональной экономики.

Литература

1. Руховец Л.А., Астраханцев Г.П., Андреев В.А. Водные ресурсы и устойчивое развитие (региональный аспект) // Труды С.- Петербургского экономико-математического ин-та РАН. 2006. Вып. V.

2. Клейнер Г.Б. Производственные функции. М., 1986.

3. Экономическая статистика / Под ред. Ю.Н. Иванова. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.