Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры в современном социуме'

Формирование экологической культуры в современном социуме Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры в современном социуме»

Пестова Т.М.

формирование экологической культуры в современном социуме

ГБОУ СОШ №618 Приморского района Санкт-Петербурга

Автором термина «экология» является Эрнст Генрих Геккель (1834 -1919) - немецкий естествоиспытатель и философ - в 1866 году.

Впервые прозвучало слово «Экология» в XIX веке.

Экология (от греческих слов ойкос - дом и логос - учение) - наука о взаимоотношениях живых организмов и условий среды.

Барри Коммонер (1917 - 2012) американский ученый, почти через 100 лет, разработал «Законы экологии»:

1. Всё связано со всем. 3. Всё надо куда-то девать.

2. За всё надо платить. 4. Природа знает лучше.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными душевными качествами и творческим потенциалом.

Только при совместном участии Семьи, Школы, Социума может быть сформирована Личность, способная адаптироваться к условиям жизни в XXI веке.

Острое ощущение дефицита нравственности и социальное расслоение современного общества привело к мысли наше Правительство об открытии в школах отделений дополнительного образования детей, позволяющих разрабатывать образовательные программы для творческих объединений любой направленности, в том числе и для научных обществ. Это позволяет реализовы-вать не только процесс формирования экологической культуры, но, что не менее важно, выбор профессии и четкое понимание роли Человека на планете Земля!

Реализация программ туристско-краеведческой направленности позволяет достаточно часто проводить занятия на природе.

Следует отметить значимость экскурсий, турпоходов и экологических экспедиций. Длительное пребывание на природе дает возможность почувство-

вать, что ты «частичка Природы» - это вызывает желание проникнуть в суть, в течение природных процессов, защитить её. Частое, целенаправленное пребывание на природе, делает человека добрее, мудрее, увереннее, сильнее телом и духом. Это и есть тот фундамент - база, на котором естественным путем формируется экологическая культура.

Уже 15 лет я работаю по своей авторской программе «Экологический туризм» - победителя Всероссийского конкурса авторских программ. Она рассчитана на учащихся

4 - 11 классов. Главная концепция программы - это практические дела по охране, приумножению природных ресурсов и их рациональному использованию:

• Рейды в пожароопасные периоды и тушение лесных пожаров.

• Расчистка ветровалов.

• Организация стационарных бивуаков с заготовкой дров для отдыхающих.

• Организация и проведение биотехнических мероприятий - изготовление и развешивание кормушек, лесных столовых, гнездовий для обитателей леса.

• Экологические акции по уборке антропогенно-техногенного мусора.

• Разработка экологических троп, с последующим проведением экскурсий с учащимися.

Особо важную роль в формировании экологической культуры играют стационарные экологические экспедиции, т.к. именно в этот период времени, возможно заниматься мониторингом и научно-практической деятельностью по исследованиям окружающей среды, с последующим оформлением результатов исследованием в проекты и их защитой на всех уровнях: конкурсов, олимпиад, БИОС-форумов, - от школьного до международного.

Приятным событием для нашего творческого объединения «Экологический туризм» и научного общества «Северный сад» в июне 2015 года было получение приглашения для проведения экспедиции за Полярным кругом (Кольский полуостров, река Варзуга) для участия в научно-практическом эксперименте по «Рекультивации техногенных территорий методом фитомелиорации на Кузоменских песках».

В настоящее время р. Варзуга подвергается сильнейшим антропогенным воздействиям, так как в районе с. Кузомень и устья реки Варзуга на значительной территории развиты песчаные пустоши антропогенного происхождения -Кузоменские пески. Возникновение их явилось следствием сложного комплекса факторов: вырубка леса, пожары, перевыпас, перевевание песков ветрами. Сей-

час они представляют собой движущиеся пески с дюнами (сильно трансформированный ландшафт). Растительность развита слабо и представлена отдельными куртинами трав и кустарничков.

Баллада о Кузоменских песках

Когда-то бор шумел зеленый, Прохладой, мудростью маня! Но человек, так потихоньку... Всё по нужде, да для себя -Срубил его.

И бор ушёл. Песок остался!

И ветер вволю разгулялся, Стараясь все смести, стереть,

Чтоб неповадно было впредь, Бездумным жителям села, За варварские их дела! Песком засыпать.

Т. Пестова

Кузоменские пески известны во всем мире, да и вообще весь Кольский полуостров. Пески расширяют свои границы с большой скоростью, а также уничтожают реку Варзугу, особенно её устье, образуя в ней песчаные острова, которые препятствуют ходу сёмги на нерест. Начиная с конца XX в. и по настоящее время усилиями многих людей: лесоводов, учёных, учащихся, студентов и т.д. было остановлено движение песков в западном направлении, в связи с проведением научно-практического эксперимента по фитомелиорации и созданию экспериментальных экспозиций с посадками РтшБуГуевМБ для предотвращения движения песков.

федеральное государственное Ьюдл&тное трюфснис науки

ПОЛЯРНО - АЛЬПИЙСКИЙ БОТАНИЧЕСКИЙ САД - ИНСТИТУТ им. Н.А. А врорина Кольского научного центра РАН

184256Кировск-6 Мурманской обл.. Телефон: (81555) 63350; (81331) 51436 Факс: (.81555)79448

Электронная почта: раЬзИш-гл$@:таИ.ги от 18 июня 2015 г. № 17544-01-1 12

Директору школы №618 Гор. Санкт — Петербурга Л.И. Ивановой

О рабс-ге экспедиции «Залашрье 2015»

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Полярно-альпийский ботанический сад-институт им. Н. А. Аврорина Кольского научного центра Российской академии наук выражает благодарность участникам экспедиции «Заполярье-2015» и его руководителю Тамаре Михайловне Постовой за работу, проведенную в июне 2015 года по закреплению Кузомеясктс песков на побережье Белого моря. Отрядом высажено более 3 тысяч саженцев сосны на берегу реки Варзуга, где наш Сад-институт совместно с лесным хозяйством проводит опытные лесомелиоративные работы.

Выражаем надежду на то, что наше сотрудничество с научным обществом «Северный сад» вашей школы продолжится и в дальнейшем.

И.о. директора ПАБСИ КНЦ РАН, к.б.н.

Е.Ю. Полоскова

Нам было дано задание обследовать результаты приживаемости посадок РтшБу^евМБ предыдущих лет и создать экспозицию новую, из 3 000 штук Рь пш8у1уев1:п8. С задачей мы успешно справились. Кроме того, результаты исследований оформили в два научно-практических проекта, которые имели заслуженный успех.

Автор: Морозов Роман «Исследования биологического разнообразия бентоса устья р. Варзуги - водной артерии Кузоменских песков в условиях Заполярья».

2015 -2016 уч. год - Диплом III степени.

Автор: Матушкин Михаил «Рекультивация техногенных территорий методом фитомелиорации Кузоменских песков устья реки Варзуги в условиях Заполярья».

С учётом вышеперечисленных факторов, достижений, форм организации деятельности совместно с родителями, у нас четко сформировалась уверенность в том, что мы идем по правильному пути формирования экологической культуры.

Плесяк А. А.

" 25

«зависимости детей: мнение педагога»25

ГБОУ СОШ №579 Приморского района Санкт-Петербурга, zwerm.kraaien@gmail.com

Согласно определению в словаре, зависимость - это навязчивое желание, провоцирующее нас на определенные действия. Следовательно, все люди, так или иначе, испытывают зависимость: к еде, развлечениям, алкоголю, наркотикам и т. д. Современные дети, будучи продуктом современного общества, точно так же не избежали этой напасти.

На мой взгляд, наиболее четко прослеживается несколько тенденций у детей младшего школьного возраста:

1. Игровая зависимость. Век современных технологий упростил и расширил доступ к видео-играм. Активная реклама в СМИ, доступность гаджетов, консолей и приложений, яркие образные картинки привлекают внимание маленьких детей. Им, в первую очередь, хочется испытать какие-то острые эмоции, во вторую, как мне кажется, в их среде считается престижным знать, уметь и понимать правила какой-то игры. Отлучить ребенка от планшета или приставки является проблемой для многих родителей. Они ищут причину и вину в детях,

25Plesyak A. A. «CHILDREN ADDICTIONS: teacher's opinion» / State budget educational institution Secondary School №579 Primorsky district of St. Petersburg

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.