Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры студентов среднего профессионального образования'

Формирование экологической культуры студентов среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
226
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / СТУДЕНТЫ / ECOLOGY / CULTURE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черданцева Екатерина Сергеевна, Горенкова Анна Владимировна, Пинаева Мария Евгеньевна

Экологическое образование надо рассматривать как часть общей культуры и биологического образования личности. Результатом экологического образования является экологическая культура. Большую роль в воспитании экологической культуры студентов играет общение с природой, экологическое образование, проводимое в различных формах. С этой целью в 2008г. была разработана программа элективного курса «ЭкоТуризм». Исследования природы осуществляются во время проведения многодневных походов в Кузнецкий Алатау.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of ecological culture of students of secondary professional education

Environmental education should be regarded as part of the general culture and Biology education person. The result is environmental education environmental culture. A great role in raising ecological culture of students plays a communion with nature, environmental education in various forms. Finally, in 2008 the program of the elective course "Ecotourism" was developed. Nature study carried out during multi-day hikes in Kuznetsk Alatau.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры студентов среднего профессионального образования»

УДК 57.025

Формирование экологической культуры студентов среднего профессионального образования

Черданцева Е.С., Горенкова А.В., Пинаева М.Е.

ГПОУ НТЭТ «Новокузнецкий торгово-экономический техникум», г. Новокузнецк

Аннотация: Экологическое образование надо рассматривать как часть общей культуры и биологического образования личности. Результатом экологического образования является экологическая культура. Большую роль в воспитании экологической культуры студентов играет общение с природой, экологическое образование, проводимое в различных формах. С этой целью в 2008г. была разработана программа элективного курса «ЭкоТуризм». Исследования природы осуществляются во время проведения многодневных походов в Кузнецкий Алатау.

Ключевые слова: экология, культура, студенты.

The formation of ecological culture of students of secondary

professional education

Cherdantseva E.S., Gorenkova A.V., Pinaeva M.E.

State educational institution of secondary professional education «Novokuznetsk trade and economic college»

Abstract: Environmental education should be regarded as part of the general culture and Biology education person. The result is environmental education environmental culture. A great role in raising ecological culture of students plays a communion with nature, environmental education in various forms. Finally, in 2008 the program of the elective course "Ecotourism" was developed. Nature study carried out during multi-day hikes in Kuznetsk Alatau.

Keywords: Ecology, culture, students.

Экологическая культура представляет собой единство экологических знаний, убеждений, ценностей, норм, традиций, сложившихся в отношении к природе и проявляющихся в общественной жизни и поведении каждого гражданина. Она включает в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу [1. c. 184].

Курс «Экологические основы природопользования» направлен на формирование у студента среднего специального образования экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.

В настоящее время многие студенты не имеют объективного представления об экологических проблемах и поэтому нуждаются в оказании помощи в формировании мировоззренческого мышления, необходимого для понимания сущности и закономерностей развития экологии. Многим студентам не всегда удается связать теорию с практикой, так как для одних студентов важным является познание живой природы, для других - ее эстетическое восприятие, третьим важно участие в охране растений и животных.

Программа элективного курса «ЭкоТуризм» не только углубляет естественнонаучные знания студентов, но и является мощным фактором воспитания у них глубокого чувства любви к родному краю. В летнее время работа объединения продолжается. Исследования природы осуществляются во время проведения многодневных походов в Кузнецкий Алатау. Студенты знакомятся с различными природными объектами и явлениями; осваивают элементы работы в полевых условиях, совершенствуют навыки проведения наблюдений; изучают различные виды природопользования, характерные для данной местности; приобретают опыт оценки влияния деятельности человека на природу, а также навыки экологически грамотного поведения в природной среде. Экологическая исследовательская деятельность студентов служит средством формирования осознанного отношения к окружающей среде. Опыт полевых практик показывает, что наблюдения в природе развивают студентов умственно и физически, дают им много полезных сведений, радостных переживаний, повышают интерес к познанию тайн природы, облегчают усвоение учебного материала и прохождение общеобразовательной программы. Ценность исследовательской деятельности заключается в том, что студенты и преподаватель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Для каждого важно научиться строить свою работу, определить и повысить уровень своей самостоятельности. Студенты проводят исследования под руководством преподавателя, поэтому можно рассматривать их деятельность как взаимосвязанную, направленную на решение совместно поставленных задач, в тесном сотрудничестве достигать намеченных целей. Конечным результатом исследовательской деятельности является подготовка проектов, которые впоследствии студенты защищают на областных конференциях, выступая с докладами.

Внедрение данного курса в образовательный процесс позволит не только в значительной мере расширить и углубить экологические знания студентов, но и вывести их на более высокий уровень познавательной

деятельности, а также сформировать творческую активность, что в конечном итоге способствует более полной самореализации личности студента. Походы в природу не только способствуют становлению экологической культуры, но и формируют исследовательские умения. Исследовательский метод приучает студентов работать с литературой, средствами массовой информации и Интернетом и развивает у них критический подход к источникам информации, творчество, интерес к предмету, показывает значимость теоретических исследований для практической деятельности и является наиболее перспективным для развития личности. [3. с. 45]. В целом использование исследовательской деятельности в образовательном процессе - весьма эффективный инструмент, стимулирующий развитие у студентов интеллекта, творческих способностей, необходимых навыков, при условии учета индивидуальных их особенностей и склонностей.

В дальнейшем на базе элективного курса «ЭкоТуризм» планируется создать экологическое движение «Экодом» из студентов-добровольцев. Основными видами деятельности движения являются: сбор сепарированного мусора; забота о бездомных животных; определение загрязнения среды обитания, уровня антропогенного воздействия с помощью фенотипических биоиндикаторов (по качеству пыльцы, частотам встречаемости фенов белого клевера). Это позволит повысить понимание студентами зависимость состояния здоровья человека и хозяйственной деятельности от качества окружающей среды [2. с. 39].

Результатом интенсивного обучающего процесса является рост экологической культуры студентов, их информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования [1. с. 84].

Библиографический указатель:

1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования. - М: НТК «Дашков и К», 2007. - 389 с.

2. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. - М.: Аспект- Пресс, 2009. - 271с.

3. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2000

Об авторах:

Черданцева Екатерина Сергеевна - преподаватель экологии ГПОУ НТЭТ «Новокузнецкий торгово-экономический техникум», г. Новокузнецк, Кемеровская область.

Горенкова Анна Владимировна - преподаватель информационных технологий ГПОУ НТЭТ «Новокузнецкий торгово-экономический техникум», г. Новокузнецк, Кемеровская область.

Пинаева Мария Евгеньевна - студентка ГПОУ НТЭТ, гр. Т-2-15, г. Новокузнецк, Кемеровская область.

About the authors:

Cherdantseva Ekaterina Sergeevna - Teacher of ecology of the State educational institution of secondary professional education "Novokuznetsk trade and economic College", Novokuznetsk, Kemerovo region.

Gorenkova Anna Vladimirovna - Teacher of information technology of the State educational institution of secondary professional education "Novokuznetsk trade and economic College", Novokuznetsk, Kemerovo region.

Pinaeva Maria Evgenievna - Student of the State educational institution of secondary professional education "Novokuznetsk trade and economic College", Gr. T-2-15, Novokuznetsk, Kemerovo region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.