УДК 57.025
Формирование экологической культуры студентов среднего профессионального образования
Черданцева Е.С., Горенкова А.В., Пинаева М.Е.
ГПОУ НТЭТ «Новокузнецкий торгово-экономический техникум», г. Новокузнецк
Аннотация: Экологическое образование надо рассматривать как часть общей культуры и биологического образования личности. Результатом экологического образования является экологическая культура. Большую роль в воспитании экологической культуры студентов играет общение с природой, экологическое образование, проводимое в различных формах. С этой целью в 2008г. была разработана программа элективного курса «ЭкоТуризм». Исследования природы осуществляются во время проведения многодневных походов в Кузнецкий Алатау.
Ключевые слова: экология, культура, студенты.
The formation of ecological culture of students of secondary
professional education
Cherdantseva E.S., Gorenkova A.V., Pinaeva M.E.
State educational institution of secondary professional education «Novokuznetsk trade and economic college»
Abstract: Environmental education should be regarded as part of the general culture and Biology education person. The result is environmental education environmental culture. A great role in raising ecological culture of students plays a communion with nature, environmental education in various forms. Finally, in 2008 the program of the elective course "Ecotourism" was developed. Nature study carried out during multi-day hikes in Kuznetsk Alatau.
Keywords: Ecology, culture, students.
Экологическая культура представляет собой единство экологических знаний, убеждений, ценностей, норм, традиций, сложившихся в отношении к природе и проявляющихся в общественной жизни и поведении каждого гражданина. Она включает в себя гуманное отношение к природе, чувство ответственности за ее судьбу [1. c. 184].
Курс «Экологические основы природопользования» направлен на формирование у студента среднего специального образования экологического мировоззрения и способностей оценки профессиональной деятельности с позиции охраны окружающей среды.
В настоящее время многие студенты не имеют объективного представления об экологических проблемах и поэтому нуждаются в оказании помощи в формировании мировоззренческого мышления, необходимого для понимания сущности и закономерностей развития экологии. Многим студентам не всегда удается связать теорию с практикой, так как для одних студентов важным является познание живой природы, для других - ее эстетическое восприятие, третьим важно участие в охране растений и животных.
Программа элективного курса «ЭкоТуризм» не только углубляет естественнонаучные знания студентов, но и является мощным фактором воспитания у них глубокого чувства любви к родному краю. В летнее время работа объединения продолжается. Исследования природы осуществляются во время проведения многодневных походов в Кузнецкий Алатау. Студенты знакомятся с различными природными объектами и явлениями; осваивают элементы работы в полевых условиях, совершенствуют навыки проведения наблюдений; изучают различные виды природопользования, характерные для данной местности; приобретают опыт оценки влияния деятельности человека на природу, а также навыки экологически грамотного поведения в природной среде. Экологическая исследовательская деятельность студентов служит средством формирования осознанного отношения к окружающей среде. Опыт полевых практик показывает, что наблюдения в природе развивают студентов умственно и физически, дают им много полезных сведений, радостных переживаний, повышают интерес к познанию тайн природы, облегчают усвоение учебного материала и прохождение общеобразовательной программы. Ценность исследовательской деятельности заключается в том, что студенты и преподаватель учатся в процессе совместной деятельности в самом широком смысле. Для каждого важно научиться строить свою работу, определить и повысить уровень своей самостоятельности. Студенты проводят исследования под руководством преподавателя, поэтому можно рассматривать их деятельность как взаимосвязанную, направленную на решение совместно поставленных задач, в тесном сотрудничестве достигать намеченных целей. Конечным результатом исследовательской деятельности является подготовка проектов, которые впоследствии студенты защищают на областных конференциях, выступая с докладами.
Внедрение данного курса в образовательный процесс позволит не только в значительной мере расширить и углубить экологические знания студентов, но и вывести их на более высокий уровень познавательной
деятельности, а также сформировать творческую активность, что в конечном итоге способствует более полной самореализации личности студента. Походы в природу не только способствуют становлению экологической культуры, но и формируют исследовательские умения. Исследовательский метод приучает студентов работать с литературой, средствами массовой информации и Интернетом и развивает у них критический подход к источникам информации, творчество, интерес к предмету, показывает значимость теоретических исследований для практической деятельности и является наиболее перспективным для развития личности. [3. с. 45]. В целом использование исследовательской деятельности в образовательном процессе - весьма эффективный инструмент, стимулирующий развитие у студентов интеллекта, творческих способностей, необходимых навыков, при условии учета индивидуальных их особенностей и склонностей.
В дальнейшем на базе элективного курса «ЭкоТуризм» планируется создать экологическое движение «Экодом» из студентов-добровольцев. Основными видами деятельности движения являются: сбор сепарированного мусора; забота о бездомных животных; определение загрязнения среды обитания, уровня антропогенного воздействия с помощью фенотипических биоиндикаторов (по качеству пыльцы, частотам встречаемости фенов белого клевера). Это позволит повысить понимание студентами зависимость состояния здоровья человека и хозяйственной деятельности от качества окружающей среды [2. с. 39].
Результатом интенсивного обучающего процесса является рост экологической культуры студентов, их информированность, убежденность и активность в повседневной реализации норм рационального природопользования [1. с. 84].
Библиографический указатель:
1. Арустамов Э.А., Левакова И.В., Баркалова Н.В. Экологические основы природопользования. - М: НТК «Дашков и К», 2007. - 389 с.
2. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. - М.: Аспект- Пресс, 2009. - 271с.
3. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М.: Народное образование, 2000
Об авторах:
Черданцева Екатерина Сергеевна - преподаватель экологии ГПОУ НТЭТ «Новокузнецкий торгово-экономический техникум», г. Новокузнецк, Кемеровская область.
Горенкова Анна Владимировна - преподаватель информационных технологий ГПОУ НТЭТ «Новокузнецкий торгово-экономический техникум», г. Новокузнецк, Кемеровская область.
Пинаева Мария Евгеньевна - студентка ГПОУ НТЭТ, гр. Т-2-15, г. Новокузнецк, Кемеровская область.
About the authors:
Cherdantseva Ekaterina Sergeevna - Teacher of ecology of the State educational institution of secondary professional education "Novokuznetsk trade and economic College", Novokuznetsk, Kemerovo region.
Gorenkova Anna Vladimirovna - Teacher of information technology of the State educational institution of secondary professional education "Novokuznetsk trade and economic College", Novokuznetsk, Kemerovo region.
Pinaeva Maria Evgenievna - Student of the State educational institution of secondary professional education "Novokuznetsk trade and economic College", Gr. T-2-15, Novokuznetsk, Kemerovo region.