Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности с помощью проектных технологий'

Формирование экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности с помощью проектных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ / ECOLOGICAL CULTURE / PROJECT TECHNOLOGIES / PEDAGOGICAL PROGRAM / OUT-OF-CLASS ACTIVITIES OF THE SENIOR PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Надежда Николаевна, Свистунова Елена Анатольевна

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по использованию проектных технологий во внеурочной деятельности как эффективного средства формирования экологической культуры старшеклассников. Результаты проведенного исследования свидетельствуют: целенаправленное проведение досуговых занятий в рамках реализации педагогической программы позволяет повысить уровень экологической культуры испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Надежда Николаевна, Свистунова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF THE ECOLOGICAL CULTURE OF THE SENIOR PUPILS IN OUT-OF-CLASS ACTIVITIES WITH THE HELP OF THE PROJECT TECHNOLOGIES

The article deals with the results of the model experimental work in the usage of project technologies in out-of-class activities as the effective means of the formation of the ecological culture of the senior pupils. The results of the carried out experiments testify to the fact that the purposeful carrying out of leisure activities in the bounds of the pedagogical programs realization allows to raise the level of the ecological culture of the examinees.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры старшеклассников во внеурочной деятельности с помощью проектных технологий»

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Н. Н. ИВАНОВА, Е. А. СВИСТУНОВА

В статье представлены результаты опытно-экспериментальной работы по использованию проектных технологий во внеурочной деятельности как эффективного средства формирования экологической культуры старшеклассников. Результаты проведенного исследования свидетельствуют: целенаправленное проведение досуговых занятий в рамках реализации педагогической программы позволяет повысить уровень экологической культуры испытуемых.

Ключевые слова: экологическая культура, проектные технологии, педагогическая программа, внеурочная деятельность старшеклассников.

В последние десятилетия ухудшение состояния окружающей среды вызывает опасение не только ученых, но и переносится в категорию проблем, решаемых на государственном уровне. Важная роль в этом процессе отводится образовательным учреждениям [4].

В послании президента РФ Д. А. Медведева Федеральному Собранию (от 30 ноября 2010 г.) говорится об отсутствии у гражданского общества экологического мышления, в связи с чем возрастает значимость экологического образования и воспитания.

В этой связи формирование экологической культуры становится одной из главных компетенций современного российского образования.

На наш взгляд, наиболее удачным для решения проблемы формирования экологической культуры является старший подростковый возрастной период, который, несмотря на всю свою сложность, позволяет закладывать основы сознательного поведения по изучению и охране природы.

Для того чтобы расширить диапазон научных и творческих увлечений старшеклассников, недостаточно одной учебной деятельности. Очень важно, чтобы данная работа проводилась и во внеурочной деятельности, эффективность которой зависит не только от правильного отбора ее содержания, но и используемых в обучении технологий.

Большими возможностями в контексте воспитания экологической культуры старшеклассников, на наш взгляд, наделены проектные технологии, которые позволяют формировать исследова-

тельские навыки, опыт самостоятельного решения экологических задач, обеспечивают непосредственное знакомство с окружающей природной средой [2].

В связи с этим, наше исследование заключалось в изучении возможностей использования проектных технологий во внеурочной деятельности как эффективного средства формирования экологической культуры старшеклассников.

На констатирующем этапе эксперимента нами был исследован первоначальный уровень сформированности экологической культуры испытуемых.

В анкетировании приняли участие учащиеся из МБОУ гимназии № 12 имени Г. Р. Державина г. Тамбова (экспериментальная группа) в количестве 188 человек. Контрольную группу составили: 94 учащихся из МОУ лицей № 28 имени Н. А. Рябова г. Тамбова и 94 учащихся из МОУ СОШ № 3 г. Рассказово Тамбовской области.

Проведенный констатирующий эксперимент показал явное преобладание средних и низких показателей сформированности экологической культуры у старшеклассников в экспериментальной и контрольной группах.

Дальнейшая исследовательская работа заключалась в проведении формирующего этапа эксперимента (2009-2010 уч. г.), участниками которого являлись учащиеся МБОУ гимназии № 12 имени Г.Р. Державина г. Тамбова (экспериментальная группа) в количестве 188 чел.

94 учащихся МОУ лицея № 28 имени Н. А. Рябова г. Тамбова и 94 учащихся МОУ СОШ № 3

г. Рассказово Тамбовской области составили контрольную группу, специальная педагогическая работа по разработанной нами программе с ними не проводилась.

Нами была разработана педагогическая программа «ЭкоМир» с использованием проектных технологий во внеурочное время, направленная на формирование экологических знаний, умений и навыков старшеклассников.

Актуальность и целесообразность данной программы определялась тем, что использование проектных технологий в экологическом образовании и воспитании старшеклассников побуждает к исследованию природной среды, сохранению и использованию эстетических ценностей природы, защите и улучшению природной среды, предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними, а также пропаганде и разъяснению идей охраны природы.

Программа работы кружка базировалась на процессуально ориентированном подходе, где предпочтение отдавалось самому процессу деятельности, развивающей старшеклассника, так как характер деятельности, ее цели, ориентация, социально-культурное содержание, в конечном счете, и формируют личность.

В рамках этого подхода экологическое образование и воспитание представляет собой практическое решение значимых экологических задач, формирование деятельностного подхода к природе [3].

При отборе содержания программы по формированию экологической культуры старшеклассников с помощью проектных технологий учитывались основные аспекты гуманизации школьного курса экологии: историко-методологический, прикладной и региональный аспекты.

Кроме того, разработанная нами педагогическая программа «ЭкоМир» являлась межпредметной, так как создавала возможности получения углубленных научных знаний не только по экологии, но и дополнительных знаний по предметам естественнонаучного (географии, экологии, химии, физике) и гуманитарного циклов (литературе, истории).

Курс обучения по авторской педагогической программе «ЭкоМир» в рамках работы научного экологического кружка рассчитан на 1 учебный год (36 учебных часа, 1 раз в неделю) и предназначен для старшеклассников общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Педагогическая программа по формированию бережного отношения к природной среде на ос-

нове использования проектных технологий предусматривала вовлечение старшеклассников в различные виды деятельности: исследовательская, творческая, игровая, практическая, познавательная и коммуникативная. Активизации деятельности старшеклассников на занятиях научного кружка способствовало разнообразие форм применяемых проектных технологий [1].

В процессе экспериментальной работы в разных видах деятельности старшеклассниками были подготовлены и реализованы следующие проекты.

Исследовательская деятельность:

- проект «Состав природной воды и влияние ее примесей на здоровье человека» (задания: изучите влияние имеющихся в воде анионов и катионов на здоровье человека (на основе анализа научной литературы по данной проблеме); используя необходимые качественные реакции, исследуйте состав питьевой воды различных марок: «Пилигрим», «Липецкая Лайт», «Архыз», «Эдельвейс», «Липецкий бювет», «Эдель Аква», «Bon Aqva»; сделайте соответствующие выводы об использовании данных вод населением);

- проект «Оценка экологического состояния реки Арженка в период 2008-2010 гг.» (задания: дайте эколого-географическую характеристику реке Арженка и исследуемому ее участку; оцените экологическое состояние участка реки Аржен-ка с помощью биоиндикационных исследований (2008-2010 гг.); выявите динамику экологического состояния изучаемого объекта; опираясь на результаты и выводы полученных результатов исследования, предложите практические рекомендации по улучшению экологического состояния не только исследуемого участка реки Арженка, но и всего притока);

- проект «Экологическое исследование загрязнения приземного слоя атмосферы отработавшими газами автотранспорта в центральной части Ленинского района г. Тамбова» (задания: дайте экономико-географическую характеристику изучаемому объекту; оцените экологическое состояние исследуемого объекта с помощью различных методик исследования; на основании полученных результатов работы вносите конкретные предложения по снижению негативного влияния автотранспортных средств на окружающую среду).

Творческая деятельность:

- видеофильм - проект «Глобальные экологические проблемы» (на примере аварии на Чернобыльской АЭС);

- альбом-проект «Заповедные земли Тамбовского края» (о результатах поездки старшеклассников в государственный заповедник «Во-ронинский»).

Практическая деятельность:

- проект виртуальной экскурсии «Озоновые дыры: причины их образования» (выясняются причины возникновения озоновых дыр, рассматриваются последствия их образования, а также разрабатываются практические мероприятия для частичного устранения данной проблемы).

В рамках организации практической проектной деятельности старшеклассниками на занятиях научного экологического кружка был создан проект зимнего сада школы - «Проект озеленения интерьеров с использованием комнатных растений», основной целью которого было создание в МБОУ гимназии № 12 имени Г. Р. Державина зоны отдыха и эмоциональной разгрузки, которая будет способствовать развитию интереса к окружающему миру. Размещение комнатных растений старшеклассниками осуществлялось по принципу географического расположения их родины. В четырех углах помещения расположились растения с 4-х материков земного шара: комнатные растения родом из Африки, Южной Америки, Австралии и Евразии.

Игровая деятельность:

- проект ролевой игры «Современные проблемы человечества» (основной целью которого является привлечение внимания учащихся к экологическим проблемам, а также знакомство с некоторыми экологическими проблемами современности).

Познавательная деятельность:

- проект устного журнала «О чудо на Земле -вода...», целью которого является обобщение знаний о роли воды в живой природе. Страницы журнала рассказывают об охране природных вод, о воде как среде обитания живых организмов, соотносятся понятия «охрана здоровья человека» и «охрана окружающей среды»).

Коммуникативная деятельность:

- проект дискуссии «Радиация и состояние живого организма» (вначале которой освещалась суть экологической проблемы, приводились аргументы «за» и «против» воздействия радиоактивного излучения, затем велось обсуждение, предоставлялось слово сторонникам одной и другой точек зрения, подводились итоги);

- проект диспута «Климатические изменения - это «проделки» человечества или природы?» (до его проведения вывешивается список

намечающихся к обсуждению вопросов и рекомендуемые источники литературы). Данная тема диспута пробудила у старшеклассников не только интерес к обсуждаемой проблеме, но и вызвала чувство тревоги и ответственности за судьбу нашей планеты.

На наш взгляд, в процессе работы над вышеуказанными проектами старшеклассники не только расширили и углубили свои знания по отдельным аспектам окружающей среды, овладели навыками активной пропаганды идей охраны природы, но и развили творческий потенциал, а также свои индивидуальные особенности и возможности.

После внедрения разработанной нами педагогической программы было проведено повторное анкетирование старшеклассников с целью оценки ее эффективности в формировании их экологической культуры (были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента).

В экспериментальной группе в ходе проведенного анкетирования после апробирования педагогической программы по формированию экологической культуры старшеклассников с помощью проектных технологий большинство испытуемых (34,8 %) имели высокий уровень сформи-рованности экологической культуры, у 65,2 % отмечались средние значения данного показателя. Испытуемые с низким уровнем сформированно-сти экологической культуры отсутствовали.

Сравнительный анализ данных констатирующего и формирующего этапов эксперимента показал положительную динамику роста экологической культуры у старшеклассников экспериментальной группы (рис. 1).

Также нами было проведено сравнение результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах. В ходе проведенного контрольного этапа исследования старшеклассники экспериментальной группы показали более заметные различия по результатам анкетирования, чем испытуемые контрольной группы. Это выразилось в изменении показателей уровней сформи-рованности экологической культуры.

Так, если у респондентов экспериментальной группы показатели высокого уровня сформиро-ванности экологической культуры составляли 34,8 %, среднего уровня - 65,2 %, то в контрольной группе, после проведенного повторного анкетирования, вышеуказанные показатели были следующими: высокий уровень экологической культуры преобладал у 9,6 % респондентов, что на 25,2 % ниже значений экспериментальной группы, средний уровень имели 60,7 % испытуемых,

что на 4,5% опять ниже, чем у экспериментальной группы. Низкий уровень сформированности экологической культуры в контрольной группе преобладал у 29,7 % старшеклассников, в то время

как у испытуемых экспериментальной группы он полностью отсутствовал.

Результаты проведенного нами контрольного эксперимента отображены на рисунке 2.

65,20%

60,30%

0%

до проведения после проведения

педагогической педагогической

работы работы

- высокии уровень;

среднии уровень;

низкии уровень

Рис. 1. Динамика уровней сформированности экологической культуры у старшеклассников (данные констатирующего и формирующего экспериментов в экспериментальных группах)

65,20%

экспериментальная

группа

- высокии уровень;

□-

среднии уровень;

низкии уровень

Рис. 2. Сравнительная диаграмма, отображающая динамику сформированности экологической культуры старшеклассников

(данные контрольного эксперимента)

В результате контрольного этапа эксперимента мы пришли к выводу, что целенаправленное проведение досуговых занятий с использованием проектных технологий позволило повысить уровень экологической культуры испытуемых.

Таким образом, применение разработанной нами педагогической программы «ЭкоМир» целесообразно, возможности реализации потенциала проектных технологий в эффективном образовании и воспитании старшеклассников полностью подтвердились.

Литература

1. Бобылева Л. Д., Бобылева О. В. Экологическое воспитание школьников во внеучебной работе: проблемы теории и технологии: учеб. пособие. Мичуринск, 2001.

2. Летняя педагогическая практика в школьном экологическом лагере: учеб.-метод. пособие / авт.-сост. В. Н. Яценко. Мичуринск, 2006.

3. Методы и технологии экологического воспитания // Общественное объединение туристов «Курьер мира». Кишинев, 2002. С. 10.

4. Проблемы устойчивого развития в сфере дополнительного образования детей: программно-методические материалы / под общ. ред. Г. А. Ягодина. М., 2009.

* * *

THE FORMATION OF THE ECOLOGICAL CULTURE OF THE SENIOR PUPILS IN OUT-OF-CLASS ACTIVITIES WITH THE HELP OF THE PROJECT TECHNOLOGIES

N. N. Ivanova, Ye. A. Svistunova

The article deals with the results of the model - experimental work in the usage of project technologies in out-of-class activities as the effective means of the formation of the ecological culture of the senior pupils. The results of the carried out experiments testify to the fact that the purposeful carrying out of leisure activities in the bounds of the pedagogical program’s realization allows to raise the level of the ecological culture of the examinees.

Key words: ecological culture, project technologies, pedagogical program, out-of-class activities of the senior pupils.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.